|
Длительные наблюдения позволили установить, что зрелищность прямо зависит от характера эмоций, получаемых зрителем в процессе соревнований.
Если зритель уходит с соревнований удовлетворенным, то есть пережив положительные эмоции, то он обязательно стремится посетить следующие соревнования. Если он уходит неудовлетворенным, то этого влечения у него нет.
Посмотрим, отчего у зрителя возникают положительные и отрицательные эмоции и как управлять ими.
Положительные эмоции возникают у зрителя в том случае, когда он получает удовлетворение. На соревнования зрителя влекут различные мотивы. Основными из них являются любознательность, желание увидеть мастерство борцов, проверить свои предположения о силах и возможностях спортсменов, стремление увидеть что-то новое, необычное.
Чаще всего положительные эмоции у зрителя возникают в том случае, когда спортивный результат его удовлетворяет или он увидел новое интересное решение тактических задач, высококвалифицированное выполнение технических действий.
В спортивном поединке зритель не является пассивным созерцателем. Он чувствует себя участником поединка. Для этого он становится на сторону того или иного участника и «болеет» за него, сам выполняет в уме те пли иные действия. Не всегда зритель становится на сторону сильного борца. Чаще всего бывает наоборот. Для зрителя больший интерес представляет способность слабого противостоять сильному.
Зритель идет смотреть честную спортивную борьбу, и особое его возмущение и отрицательные эмоции вызывает необъективность в оценке спортивного1 результата.
Почему же снизился интерес зрителей к борьбе? Попробуем проследить, как изменения в правилах повели к снижению зрелищности спортивной борьбы.
Раньше соревнования по спортивной борьбе проводились по круговой системе. Схватка продолжалась сравнительно длительное время (в классической борьбе — 20 мин, в борьбе самбо — 10 мин). По мере роста количества спортсменов и их спортивного мастерства возрастало количество участников соревнований. Как правило, число участников чемпионатов СССР первоначально не превышало 100 чел. (по классической борьбе и самбо), затем стало превышать 200 чел. Это привело к тому, что соревнования растягивались по времени как в течение дня, так и по количеству дней. Увеличивать продолжительность соревнований стало невозможно. Выход нашли в сокращении продолжительности схваток и введении новых систем проведения соревнований. Время схватки постепенно сократили до 6 мин и ввели си- |
|
стему выбывания участников после проигрыша или получения определенного количества штрафных очков.
Как эти изменения повлияли на зрелищность и формирование навыка борьбы спортсменов:
1. Снизилось время на решение двигательных задач, подготовку выполнения приемов, особенно в схватках с сильными физически, но хуже технически и тактически подготовленными борцами.
В схватках равных времени на выявление победителя не хватало. Это вносило трудности в определение чемпиона. В итоге ликвидировали понятие «ничья». Это, в свою очередь, повело к тому, что при равном соотношении оценок или отсутствии их судьи были вынуждены определять «победителя». Для этого были введены понятия «активность» и «пассивность» борца. Под активностью понимается стремление борца проводить приемы, под пассивностью — стремление борца защищаться. В результате в правилах возникла явная необъективность. Она выражается в том, что судьи положительно оценивают неудачные попытки выполнения атакующих действий и наказывают борца за удачно выполняемые защитные технические действия. Последнее отрицательно сказалось как на формировании двигательного навыка, а следовательно, мастерстве борца, так и на зрелищности соревновательного поединка. Стало обычным явлением : чистый выигрыш схватки в результате снятия противника «за пассивность». Следует отметить, что заведомо более слабый противник, который явно уступает другому борцу (не умеющий успешно выполнять приемы защиты), никогда не снимается со схватки за пассивность. Таким образом, данное положение отрицательно влияло на формирование мастерства борца.
В результате борцы меньше стали уделять внимания подготовке приемов, спешить, появилось много «брака» в выполнении технико-тактических действий.
2. Введение системы с выбыванием проигравших привело к тому, что сравнительно быстро из соревнований выбывали менее подготовленные участники. Чем ближе к финалу, тем выше подготовленность соперников, встречающихся в схватках. Чем выше подготовленность, тем ниже эффективность, вариативность, результативность действий борцов. Следовательно, меньше их активность. Стремление к победе с минимальным преимуществом, которое вполне устраивало борца, вынуждало сводить к минимуму фактор риска.
При круговой системе хороший борец мог в финале встретиться со значительно уступающим ему по подготовке борцом, продемонстрировать хорошую борьбу, при системе с выбыванием этого не может быть.
|
|