Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

борьбе редки. Дело в том, что захват пояса во время броска борцы не имеют права распускать. Вот и получается, что атакуемый борец описывает довольно значительную кривую в своем падении на ковер, а соперник, удерживая его за пояс, как бы страхует до самого конца приземления. В этом сказывается народная мудрость. Ведь попробуй на травяной площадке брось соперника, а во время броска распусти захват пояса и предоставь тому падать произвольно! Травма окажется весьма возможной.

Ограничение времени в национальной борьбе — введение недавнее и не очень необходимое. Как мы уже говорили, схватки в этой борьбе скоротечны. Когда же сходятся асы борьбы, известные чемпионы, то их поединки смотрятся с исключительным интересом благодаря эмоциональной насыщенности, нервному напряжению.

В правилах имеется еще одно добавление: если 7-минутная схватка окончится с одинаковым количеством выигрышных баллов, то дается 3 мин для «выяснения отношений». Если и это не помогло, тогда борьба продолжается до первого оцениваемого приема.

 

В национальной кавказской борьбе немало своеобразных приемов, секреты которых передаются от одного чемпиона к другому, иногда от отца к сыну. Своеобразие и эффективность их таковы, что многие мастера борьбы классического и вольного стиля, а также самбисты и дзюдоисты, пытавшиеся оспаривать победы в национальной борьбе без должной подготовки, как правило, терпели поражение, к немалому удовольствию зрителей.

Национальная кавказская борьба — прекрасное средство физической подготовки. Народные борцы, и особенно чемпионы, люди исключительно сильные, выносливые и ловкие. Национальная борьба — это кладовая талантов для олимпийских видов борьбы, что доказывалось уже неоднократно.

В кавказской борьбе немало героев, о которых народная молва складывает легенды. О их победах и мастерстве помнят многие десятилетия. Из ныне здравствующих героев следует отметить Сослана Текеева из Карачаево-Черкессии.

В Кабардино-Балкарии знамениты десятикратный чемпион Анатолий Кодзоков и многие другие.

 

 

ПАСЫНОК ТЕЛЕВИДЕНИЯ

   
А. Иваницкий, заслуженный мастер спорта СССР
 

Сегодняшний день телевидения, его возможности поразительны. Вся планета может, не выходя из дому, быть участником любого события. Вспомните Олимпиаду-80. Телекамеры, установленные на вертолетах, осветительных матчах, речных трамваях, легковых автомобилях, движущихся тележках, под водою, стационарные, ручные и т. п., позволяли увидеть буквально все: глаза атлета, тень мчащегося по шоссе велосипедиста, стрекозу на весле.

В момент своего становления телевидение еще не знало видеозаписи. На голубом экране появлялось только то, что поддавалось строгому хронометражу. Поэтому в передачи сразу же безоговорочно был включен футбол, поскольку заранее известно, сколько будет длиться матч. Так же попал в телеобиход хоккей. Отсеивались же или брались с большой неохотой те виды спорта, которые не втискивались в строго ограниченные временные отрезки, например волейбол. Игра, согласитесь, очень зрелищная, но... может длиться и три, и пять партий, а следовательно, соревнования могут идти и час, и 3 ч подряд. Какое телевидение может выдержать такую резиновую трансляцию, такие капризы, когда на счету каждая секунда. То же самое можно сказать и о борьбе, которая все чаще оставалась за кадром телевизионного экрана.

 

С появлением видеозаписи на телевидении картина вроде бы должна была измениться. Теперь не важно, сколько времени длится то или иное соревнование. Можно ведь все записать, отмонтировать матч любой протяженности. Потому сейчас телеэкран действительно все чаще и чаще предоставляется в распоряжение таких видов спорта, о которых раньше слышали, но на телевидении они не появлялись. Главная редакция спортивных программ телевидения и радио, допустим, в течение года показывает сейчас более 45 различных видов спорта. Тут и привычные футбол, хоккей, фигурное катание, и такие, как парашютный спорт, автогонки, водные лыжи, конькобежный спорт, бобслей, стрельба и прочие. Казалось, что после изобретения видеозаписи борьба наконец-то займет подобающее ей место в телепрограммах. Однако до сих пор ничего подобного не случилось.

Посмотрите, какие метаморфозы происходят с телевидением. Оно стало цветным, расставило свои ретрансляторы повсюду, забралось в космос, изобрело видеозапись, замедленный повтор, стоп-кадр и множество других спецэффектов, приобрело мощную оптику, камеры, которые можно установить где угодно, и т. п. И благодаря всем этим усовершенствованиям выиграло и само телевидение, и ... спорт.

Library   86   Up


Contents

 

Home
 

Но мы почти никогда и нигде не упоминаем о том, что спорт весь в целом и каждая его дисциплина также должны были подстраиваться под телевидение. В чем это должно выражаться? И в мелочах, и в серьезном.

А какой красочной стала сейчас форма у спортсменов! Произошло это потому, что у телевидения появился цвет. Навряд ли вы подозревали, что программа соревнований Олимпиады-80 впервые в истории была построена с учетом (и прежде всего телевизионных) запросов. Она компоновалась так, чтобы болельщицкий интерес к соревнованиям не ослабевал с первого до последнего дня. .

Ежедневно в ходе состязаний разыгрывалось примерно равное количество золотых медалей, между собой не сталкивались финалы по наиболее популярным видам спорта и многое другое. Перестройка велась в различных планах. Футболисты, например, в ряде случаев отказались от беговых дорожек, чтобы приблизить и зрителя, и телезрителя к зеленому газону футбольного поля. Залы оборудовались специальными мощными светильниками, чтобы можно было показать соревнование в цвете. На трибунах в лучших точках строились площадки для телекамер. Видоизменялись правила соревнований, с тем чтобы телевидению легче было показывать турнир, и т. д.

А теперь зададим вопрос: «Что в этом плане предприняли борцы?» За эти годы у них изменений в правилах было великое множество. Но какое из них учитывало специфику телевизионного показа?! На это можно дать только один ответ: за последние примерно 30 лет, то есть с момента появления телевидения, не сделано ни одного шага навстречу мощному колоссу — телевидению, которое теперь играет главенствующую роль в популяризации любого вида спорта. Завидное упорство.

Мне кажется, что пересмотру в борьбе необходимо подвергнуть несколько существенных позиций. И прежде всего вот это: Любой тренер или организатор соревнований должен думать не только о том, чтобы выявить сильнейших в ходе данных состязаний, но и о пропаганде борьбы. Необходимо предпринимать усилия для того, чтобы данный турнир был показан по телевидению. Для этого нужно перестроить собственную психологию. Зрители, которые пройдут в зал, новый город, который вы наметили для проведения соревнований ради расширения борцовской географии, не прибавят и не убавят популярности нашему виду спорта. Другое дело, если удастся пробиться на телевидение.

 

Итак, у тренера или организатора вырастает нагрузка. Необходимо думать не только о достижении высокого результата подопечными, командой, но и о том, как попасть в телепрограммы. Это первое.

Второй момент. Учитывая, что борьба сейчас находится где-то на обочине столбовой дороги спорта, надо всячески избегать того, чтобы в календаре спортивных мероприятий она соседствовала или, и того хуже, совпадала с более популярными видами спорта. Чемпионаты Европы по вольной и классической борьбе, совпавшие по срокам в апреле с чемпионатом мира по хоккею, были обречены на скуднейший телепаек. Начнись они неделей раньше (что для борцов, видимо, не играло решающей роли), схватки борцов в телеэфире были бы представлены гораздо солиднее.

Третье соображение касается правил борьбы. Их надо упрощать с учетом неподготовленности телезрительской аудитории. Идеальный вариант — боксерский свод судейских законов. Поверьте, что, пока комментатор объясняет, какое количество штрафных очков и за что получил один атлет в синем углу, а затем другой в красном углу ковра, поединок уже завершается. Причем приходится совершать экскурс в предыдущие схватки, которых никто из телезрителей, как правило, и не видел. И, конечно же, принципиально важно разыгрывать каждый день по паре медалей. Тогда можно выйти напрямую в эфир (а это очень важно). Ведь любая видеозапись — это уже не сиюминутное событие.

Необходимо подумать и о красочном оформлении зала, цветовом решении помоста, костюмов борцов (сегодня разрешен ведь только красный и синий цвет), тренеров, судей. Разумеется, нельзя настилать ковры прямо на полу. Нужен помост. Тогда телекамера сможет вести показ как бы снизу вверх. Это очень выигрышный ракурс для показа борцовских ристалищ. Хотелось бы, чтобы в предварительной стадии поединки велись на каком-угодно количестве помостов, но уже если дело дошло до финала, то проводить схватки только на одном помосте — центральном, около которого удобнее всего расставить телекамеры.

Убежден, что все высказанные мною предложения не бесспорны, но разговор на эту тему необходим. Нужен жаркий заинтересованный спор. Ради будущего борьбы нам необходимо взглянуть на поднятую проблему шире, выйдя за круг борцовских интересов.

 
Library   87   Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало