|
ределенной классификационной группе приемов, но не получившее судейской оценки. Например, попытка броска прогибом, попытка переворота накатом и т. п.
Практика показывает, что абсолютные показатели, получаемые в ходе ОСД, удобны для характеристики тех или иных сторон технико-тактического мастерства (ТТМ) спортсмена, но не позволяют проводить сравнение этих показателей у разных спортсменов или в разных соревнованиях. Это связано не только с различным составом участников, но прежде всего с количеством и продолжительностью схваток, проведенных каждым борцом. Производные показатели позволяют осуществлять сравнительную характеристику разных спортсменов.
Педагогическая оценка смыслового содержания показателей ТТП, встречающихся в специальной литературе по борьбе (классическая, вольная, дзюдо, самбо), позволила отобрать для анализа 12 наиболее распространенных производных показателей:
1. Коэффициент надежности атаки.
2. Коэффициент надежности защиты.
3. Разнообразие приемов.
4. Разнообразие вариантов приемов.
5. Интервал атаки.
6. Интервал успешной атаки.
7. Средняя оценка выигранных (проигранных) приемов (по А. А. Новикову, 1964, — коэффициент качества).
8. Результативность (А. Н. Ленц, 10. А. Крюков. 1975).
9. Эффективность атакующих действии (А. Н. Ленц, Ю. А. Крюков, 1975).
10. Плотность выигранных (проигранных) приемов.
11. Плотность выигранных (проигранных) баллов.
12. Разность плотностей выигранных и проигранных баллов.
Кроме того, для работы с борцами классического стиля нами были использованы «комплексные» показатели:
1. Коэффициент технической подготовленности (к. т .п.).
2. Коэффициент качества (к.к.).
3. Коэффициент активности (к.а.) по мнению судей. Эти показатели рассчитываются следующим образом:
П+
к. т .п.= —————;
П+ + П–
Б+
к. к.= —————;
Б+ + Б–
Пр+
к. а. = —————;
Пр+ + Пр–
где П+ — выигранные приемы;
П– — проигранные приемы;
|
|
Б+ — выигранные баллы;
Б– — проигранные баллы;
Пр+ — выигранные предупреждения;
Пр– — проигранные предупреждения.
Результат спортсмена зависит от уровня его мастерства как в нападении, так и в защите, а последние показатели связывают в единый комплекс эти стороны подготовки.
Выбор показателей для анализа ТТП производился нами с учетом следующих положений:
1. Показатели должны иметь вполне определенное смысловое содержание.
2. Первичные показатели — основа анализа всех сторон ТТП (а через них и других разделов подготовки).
3. Показатели должны отражать объем, разнообразие, эффективность и надежность техники как в атаке, так и в защите, как в стойке, так и в партере.
4. Показатели должны быть пригодными для использования их в анализе как одной схватки, так и соревнования в целом (и даже ряда соревнований). В работе А. Н. Ленца, Ю. А. Крюкова (1975) отмечалось, что многие показатели ТТП годятся для характеристики только одной схватки, так как в совокупности схваток, во-первых, неодинаково мастерство противников, а во-вторых, меняются цели и задачи.
Вариативность показателей в ряде схваток отражает, конечно, индивидуальные особенности противников и конкретные задачи каждого поединка, по все же колебания показателей ТТП совершаются вокруг некоторых средних значений, которые и получаются при обработке данных всего турнира.
5. Показатели должны быть сопоставимыми.
Отобранные показатели ТТП участников крупнейших соревнований были сопоставлены с достигнутыми ими результатами (ранговая корреляция Спирмена).
В результате обработки было установлено, что наиболее тесно с занятым местом коррелируют комплексные показатели: коэффициент технической подготовленности, коэффициент качества и коэффициент активности, затем идут коэффициенты надежности атаки и защиты, плотность выигранных приемов и баллов и разности плотностей выигранных и проигранных приемов и баллов.
Количество выигранных приемов характеризует объем техники спортсмена и прямо связано с успехом выступления, однако целесообразнее использовать относительный показатель — плотность выигранных приемов. Следует отметить, что объем техники при таком подходе — это активность выполнения спортсменом отдельных приемов, а не сумма навыков, которыми он владеет и которые находят свое выражение в показателе разнообразия приемов. |
|