Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Это упражнение можно выполнять также со штангой или только с грифом штанги. Хват средний.

Для всесторонней проработки мышц предплечья описанное выше упражнение следует выполнить с некоторыми видоизменениями. Первое упражнение: исходное положение то же, однако захват сверху.

Второе упражнение выполняется с гантелями. Исходное положение — то же, но при этом кисти рук расположены ладонями внутрь.

Таким образом, современная система спор-

 

тивной подготовки предъявляет большие требования к физической подготовленности борца. Тренировки, направленные на развитие мышечной массы, можно рекомендовать как метод повышения силовых и скоростно-силовых возможностей атлета.

При комплексном развитии двигательных качеств в подготовительном периоде тренировки целесообразно планировать отдельные занятия, направленные на развитие мышечной массы.

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ


ТЕСТЫ ДЛЯ ОТБОРА В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

   
Е. Б. Подскоцкий, Львов
 

Проблема спортивной ориентации и отбора — одна из важнейших в системе подготовки от новичка до спортсмена высокого класса. Выявление степени одаренности и потенциальных возможностей занимающихся на ранних этапах позволяет повысить эффективность и улучшить качество всей динамики многолетней подготовки. В последние десятилетня широкое использование получили методы тестирования, направленные на определение двигательных способностей и возможностей спортсменов. В спортивной практике применяются в большом количестве как одиночные тесты, гак и комплексы тестов, имеющих прогностическое значение при отборе в различных видах спорта.

Специалисты считают, что при спортивной ориентации и отборе должны находить применение модели сильнейших спортсменов (МСС), т. е. тесты отбора должны отражать основные временные, количественные и качественные показатели (или их составные) модельных характеристик высококвалифицированных спортсменов. Поэтому такие тесты необходимо разрабатывать с учетом специфики деятельности спортсмена в конкретном виде спорта, которая обусловливается: 1) особенностью деятельности спортсмена; 2) особенностью условий, в которых эта деятельность протекает.

Спортивное единоборство характеризуется активным противодействием соперников, в ходе которого комплексно проявляются психические и физические качества каждого из них. Это дает возможность заключить, что при отборе перспективных подростков в спортивных единоборствах необходимо использование тестов, с помощью которых возможна комплексная оценка специальных качеств в условиях противодействия соперника. Такие тесты мы назвали «двигательно-соревновательными».

 

Разрабатываемые по отдельным видам единоборств системы двигательно-соревновательных тестов должны оценивать:

а)   предпосылку технических возможностей, проявляющихся в стабильности выполнения определенной двигательной задачи при постоянном изменении сбивающих факторов;

б)   предпосылку тактических способностей, заключающихся в эффективности оценки ситуации и степени результативности применения конкретных действий в зависимости от условий соревновательной ситуации;

в)   психическую надежность, выражающуюся в способности реализации потенциальных возможностей и готовности к достижению побед в серии поединков при постоянной смене соперников;

г)   соревновательную надежность, характеризуемую степенью эффективности комплексного проявления технических возможностей, тактических способностей и психической надежности и определяемую качественным показателем в виде коэффициента.

Важным звеном процесса отбора является определение уровня развития основных двигательных качеств начинающих спортсменов. В методической литературе и в практике работы тренеров общеприняты такие контрольные упражнения, как бег, прыжки, выпрыгивания вверх, отжимания, подтягивания, метания и т. п. Недостаток такого тестирования состоит в том, что посредством данных контрольных упражнений двигательные качества оцениваются без учета специфики конкретного вида спорта, в связи с чем отсутствуют объективные критерии определения специальных двигательных способностей занимающихся.

Теоретические предпосылки и экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что в спортивных единоборствах специальные качества при отборе должны оцениваться в по-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

единке с соперниками с учетом следующих характеристик.

Быстрота. Определяется способностью за более короткий промежуток времени, чем соперник, выполнить определенную двигательную задачу.

Сила (и «взрывная сила»). Определяется скоростью и величиной ускорения, с которой нервно-мышечный аппарат способен преодолеть внешние силы и сопротивление соперника.

Выносливость. Оценивается длительность сохранения работоспособности в процессе противоборства с соперником. Противоборство носит форму ациклических действий.

Силовая выносливость. Оценивается способность противостоять действиям соперника при длительной нагрузке с высокими силовыми компонентами.

Ориентация и оценка ситуации. 1. Ориентация: оценивается возможность точно и правильно воспринимать и анализировать с помощью оптических, кинестетических и тактильных анализаторов положение собственного тела в пространстве, а также положение тела по отношению к движущемуся сопернику.

2. Оценка ситуации: оценивается возможность на основе точной ориентации правильно оценить ситуацию, выбрать или определить программу действия для изменения, этой ситуации и, исходя из целесообразности, двигательно выполнить или изменить эту программу действий.

Успех в противоборстве с соперником определяется точностью восприятия ситуации и ее правильным анализом, выбором необходимой программы действия на основе быстрого принятия решения и реализацией этой программы действия с соответствующей коррекцией.

Реакция. Оценивается возможность с оптимальной быстротой решать двигательные задачи при противодействии соперника. Условием успеха в поединке являются правильность, точность и быстрота ответных действий на ожидаемые и неожиданные действия соперника.

Равновесие. Оценивается возможность сохранения состояния равновесия при попытках соперника нарушить его своими действиями. Условием успеха в поединке служат быстрота и сила, проявляющиеся в процессе противоборства.

Система двигательно-соревновательных тестов, построенная с учетом вышеизложенных принципов, выявила высокую эффективность при отборе перспективных подростков в спортивной борьбе (система включает в себя 9 тестов).

Приводим пример возможности использования одного из тестов для отбора или как метода контроля борцов.

 

Тест «Бычки»

Тест оценивает способность спортсмена к соревновательной деятельности.

Качества, которые оцениваются в тесте (по степени их проявления): 1. Выносливость. 2. Сила. 3. Реакция. 4. Равновесие. 5. Ориентация и оценка ситуации. 6. Быстрота.

Борцы находятся в квадрате площадью от 4 м2 до 16 м2 (в зависимости от возраста) и пытаются вытолкнуть друг друга из квадрата через стороны, имеющие номера 1, 2, 3, 4. За выталкивание соперника из квадрата через сторону 1 борец получает один балл, через сторону 2 — два балла, через стороны 3 и 4 соответственно три и четыре балла. Борец, набравший большее количество баллов, считается победителем, а при равенстве баллов объявляется ничья. Продолжительность поединка — 2 мин. (Условия теста могут быть изменены с целью определения победителя при равенстве баллов: дополнительное время до первого результативного выталкивания или большее, чем у соперника, количество выталкиваний через стороны 3 и 4:)

После серии поединков с различными соперниками определяется стабильность поведения спортсмена в данном тесте, выражающая степень проявления и надежность функционирования всех оцениваемых качеств при постоянном изменении сбивающих факторов.

Кос = Кс + Кдс;

       Пв                     Пн
 Кс = ———;  Кдс = ——— ,
       П                       2n

где Кос — коэффициент общей стабильности; Кс — коэффициент стабильности; Кдс — коэффициент дополнительной стабильности; Пв — число выигранных поединков; Пн — число ничейных поединков; п — общее число проведенных поединков.

Коэффициент стабильности — это отношение числа выигранных поединков к общему числу проведенных поединков. Коэффициент дополнительной          стабильности — отношение числа ничейных поединков к удвоенному числу проведенных поединков.

Пример. Спортсмен провел восемь поединков, из которых выиграл пять, один свел вничью и два проиграл. Тогда Кс = 5/8 =
                              1
=0,63, а Кдс = ——— = 0,06.
                          2 · 8

Кос = 0,63 + 0,06 = 0,69.

Коэффициент 0,69 говорит о хорошем уровне развития специальных качеств у спортсмена, которые оценивались в данном тесте.

Аналогично определяются специальные способности и в других тестах, входящих в систему двигательно-соревновательных тестов.

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Коэффициенты общей стабильности, полученные за выполнение каждого из 9 тестов, являются интегральным показателем специальных способностей спортсмена. Исходя из всех Кос, определяется коэффициент соревновательной надежности:

                     Кос
 (Ксн) : Ксн = ——— ,
                     T

где Koc — сумма коэффициентов, полученных в каждом тесте; Т — количество проведенных тестов.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень развития оцениваемых в отдельном тесте качеств имеют борцы с Кос равным 0,65 и более (при оптимальном количестве поединков 7 — 12). Кен борца, полученный за выполнение всей системы двигательно-соревновательных тестов, от 0,57 и выше говорит о больших способностях к специфической борцовской деятельности. Чем выше Ксп, тем большими специальными способностями обладает спортсмен.

Тесная корреляционная взаимосвязь существует между показателями, определявшими способности новичков, и результатами, достигнутыми данными борцами через 2 — 3 года занятий (r = 0,87 при р < 0,01).

 

Новичков целесообразно тестировать в поединках со специально подготовленными соперниками, имеющими уже стаж занятий. Конкретные задания, разрабатываемые тренером, обязательно должны включать в себя модельные характеристики соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов. Моделируется также манера ведения поединка с новичком с учетом изменения росто-весовых данных соперника. Задания могут заключаться в изменении ритма ведения поединка, в однообразии проводимого маневра, в создании благоприятных или неблагоприятных ситуаций для атаки, в монотонности, использовании резких или затяжных спуртов, в работе на определенных пульсовых режимах в т. п. Такие модели позволят выявить у испытуемого его способности к решению конкретных задач, к. умению успешно использовать слабости соперника для достижения победы. При тестировании тренер должен наблюдать за проявлением личностных качеств спортсменов (воля, самообладание, целеустремленность), что имеет важное значение для становления борца.

Такие данные дают тренеру возможность выявить достоинства и недостатки спортсмена и, в свою очередь, определить пути целенаправленного воздействия на него в процессе многолетней подготовки.

 

 

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЗЮДОИСТОВ

   
Т. В. Алферова, кандидат медицинских наук; В. Я. Обухов, Челябинский ГИФК
 

Огромным резервом повышения эффективности учебно-тренировочного процесса является организация труда тренера и спортсмена, основная цель которой состоит в сокращении сроков обучения и совершенствования на каждой ступени мастерства и в достижении каждым спортсменом наивысших для себя результатов.

В настоящем исследовании решается задача выявления физиологических критериев оперативного варьирования развитием скоростных способностей организма в разных микроциклах тренировки и оценки функционального состояния организма борцов.

Исследовались сборная команда Челябинской области по борьбе дзю-до и сборная коллектива физической культуры «Дельфин» г. Катав-Ивановска, которая является одной из базовых команд при подготовке к первенству РСФСР. Применялся следующий комплекс методик исследования.

1. Измерение общего времени двигатель-

 

ной реакции с помощью спаренных электромеханических секундомеров типа ПВ-53Л. Дзюдоисту давалось задание нажать на кнопку, включающую первый секундомер, при появлении звукового сигнала перенести руку на другую кнопку, находящуюся на расстоянии 30 см; нажатие на вторую кнопку .включало второй секундомер. Учитывалось суммарное время с момента появления звукового сигнала до включения второго электромеханического секундомера.

2.  Определение латентного компонента общей двигательной реакции на звук.

3.  Определение латентного компонента общей двигательной реакции на свет.

4.  Измерение времени однократного движения.

5.  Определение ошибки реакции на движущийся объект (РДО).

6.  Измерение артериального давления по способу Ко ротков а.

7.  Регистрация частоты пульса.

Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало