Высшим критерием в определении мастерства спортсмена служит его разносторонняя и результативная техническая подготовленность. Фундамент такой подготовленности закладывается на начальном этапе многолетнего процесса спортивной тренировки.
Однако недостатки в технической подготовке юношей не очень сказываются на их результатах, которых они достигают скорее за счет природных способностей. Вместе с тем просчеты, допущенные на раннем этапе обучения, очень трудно, а иногда и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.
Как отмечают многие специалисты (А. Н. Ленд, 1964; В. И. Силин, И. И. Алиханов, Н. Н. Сорокин, 1969), неумение проводить технические действия в обе стороны, неумение вести борьбу с противниками, передвигающимися в левой стойке, не позволяют борцам достигнуть высоких рубежей в спорте. Поэтому специалисты указывают на необходимость обучения технике борьбы в обе стороны начиная с детского возраста.
Участники эксперимента были разбиты на три группы.
Тренировочные занятия проводились во всех группах по единому плану четыре раза в неделю по 90 мин.
При изучении технических действий применялись методы расчлененного и целостного обучения. Объяснение и изучение технических действий проходило по следующей структуре.
1. Показ и объяснение техники движения.
2. Показ и объяснение наиболее выгодных условий его применения.
3. Повышение уровня двигательных качеств для создания благоприятного фундамента при изучении технического действия.
4. Выполнение приема на месте и исправление ошибок с помощью тренера и партнера.
5. Выполнение приема в движении и исправление ошибок с помощью тренера и партнера.
6. Показ способов выполнения технического действия в наиболее часто повторяющихся ситуациях.
7. Выполнение приема с обусловленным сопротивлением партнера и длительным пре-
|
|
быванием его в удобном для атаки положении. 8. Выполнение технического действия с обусловленным сопротивлением партнера и быстрым уходом его из удобного для атаки положения.
9. Выполнение технического действия в учебно-тренировочной схватке со специальным заданием дзюдоисту и партнеру.
10. Выполнение технического действия в произвольной учебно-тренировочной схватке.
11. Выполнение технических действии и соревнователь ной схватке.
Показ движений проводился во всех трех группах как в правую, так и в левую сторону. Причем большее количество раз повторялось в «неудобную сторону», с акцептом на особенностях выполнения.
Начальный этап выполнения действия предполагал обучение броском вначале в «удобную сторону».
Следующий этап обучения — выполнение технических действий в движении — начинался в «неудобную сторону». Причем партнер получал задание — создать благоприятные моменты для атаки и несколько задержаться в этом положении. Это позволяло проводить действия более медленно, уделяя больше внимания технике выполнения и особенно выведению из равновесия. Затем на таких же условиях проводилось изучение действия в доминантную сторону.
При изучении технического приема в движении уделялось внимание его выполнению в наиболее часто попадающихся в схватках ситуациях и из различных захватов, особо выделяя разницу работы рук и ног при проведении приемов вправо и влево.
Совершенствование приемов в 3-й, контрольной, группе проходило по той же схеме, что и в 1-й и 2-й экспериментальных группах, без указания стороны выполнения. Эта схема следующая:
1. Более длительная задержка в выгодных для атак моментах.
2. Создание благоприятных моментов для атаки с быстрым уходом.
3. Дифференцированное сопротивление партнера при отработке технических действий.
|