Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ АСИММЕТРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ

   
Я. К. Коблев, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР;
К. Д. Чермит, М. Н. Рубанов, мастер спорта СССР; В. Невзоров, заслуженный мастер спорта СССР;
В. С. Дутов, мастер спорта СССР международного класса
 

Высшим критерием в определении мастерства спортсмена служит его разносторонняя и результативная техническая подготовленность. Фундамент такой подготовленности закладывается на начальном этапе многолетнего процесса спортивной тренировки.

Однако недостатки в технической подготовке юношей не очень сказываются на их результатах, которых они достигают скорее за счет природных способностей. Вместе с тем просчеты, допущенные на раннем этапе обучения, очень трудно, а иногда и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

Как отмечают многие специалисты (А. Н. Ленд, 1964; В. И. Силин, И. И. Алиханов, Н. Н. Сорокин, 1969), неумение проводить технические действия в обе стороны, неумение вести борьбу с противниками, передвигающимися в левой стойке, не позволяют борцам достигнуть высоких рубежей в спорте. Поэтому специалисты указывают на необходимость обучения технике борьбы в обе стороны начиная с детского возраста.

Участники эксперимента были разбиты на три группы.

Тренировочные занятия проводились во всех группах по единому плану четыре раза в неделю по 90 мин.

При изучении технических действий применялись методы расчлененного и целостного обучения. Объяснение и изучение технических действий проходило по следующей структуре.

1.  Показ и объяснение техники движения.

2.  Показ и объяснение наиболее выгодных условий его применения.

3.  Повышение уровня двигательных качеств для создания благоприятного фундамента при изучении технического действия.

4.  Выполнение приема на месте и исправление ошибок с помощью тренера и партнера.

5.  Выполнение приема в движении и исправление ошибок с помощью тренера и партнера.

6.  Показ способов выполнения технического действия в наиболее часто повторяющихся ситуациях.

7.  Выполнение приема с обусловленным сопротивлением партнера и длительным пре-

 

быванием его в удобном для атаки положении.

8.  Выполнение технического действия с обусловленным сопротивлением партнера и быстрым уходом его из удобного для атаки положения.

9.  Выполнение технического действия в учебно-тренировочной схватке со специальным заданием дзюдоисту и партнеру.

10.  Выполнение технического действия в произвольной учебно-тренировочной схватке.

11.  Выполнение технических действии и соревнователь ной схватке.

Показ движений проводился во всех трех группах как в правую, так и в левую сторону. Причем большее количество раз повторялось в «неудобную сторону», с акцептом на особенностях выполнения.

Начальный этап выполнения действия предполагал обучение броском вначале в «удобную сторону».

Следующий этап обучения — выполнение технических действий в движении — начинался в «неудобную сторону». Причем партнер получал задание — создать благоприятные моменты для атаки и несколько задержаться в этом положении. Это позволяло проводить действия более медленно, уделяя больше внимания технике выполнения и особенно выведению из равновесия. Затем на таких же условиях проводилось изучение действия в доминантную сторону.

При изучении технического приема в движении уделялось внимание его выполнению в наиболее часто попадающихся в схватках ситуациях и из различных захватов, особо выделяя разницу работы рук и ног при проведении приемов вправо и влево.

Совершенствование приемов в 3-й, контрольной, группе проходило по той же схеме, что и в 1-й и 2-й экспериментальных группах, без указания стороны выполнения. Эта схема следующая:

1.  Более длительная задержка в выгодных для атак моментах.

2.  Создание благоприятных моментов для атаки с быстрым уходом.

3.  Дифференцированное сопротивление партнера при отработке технических действий.

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

4.  Дифференцированное сопротивление соперника в учебно-тренировочных схватках.

5.  Максимальное сопротивление соперника в соревновательных схватках.

В 1-й и 2-й экспериментальных группах были введены дополнительные пункты схемы, позволяющие давать лимитированное стороннее воздействие. Схема совершенствования технических действий в 1-й и 2-й группах следующая:

1.  Более длительная задержка в выгодных моментах для атаки в «неудобную сторону».

2.  Создание благоприятных моментов для атаки в «неудобную сторону».

3.  Дифференцированное «стороннее» сопротивление партнера при отработке приемов.

4.  Дифференцированное «стороннее» сопротивление соперника в учебно-тренировочных схватках.

5.  Увеличение оценки на один разряд за бросок в «неудобную сторону» в учебно-тренировочных схватках.

 

6. Оценка только бросков в «неудобную сторону» в учебно-тренировочных схватках.

Качество усвоения технических действий проверялось путем контроля качественных показателей тактико-технической подготовленности на соревнованиях.

Изменения показателей результативности и тактико-технического потенциала в группах происходят неравномерно. Наиболее высоких результатов на третьем этапе достигают дзюдоисты 3-й группы. Это объясняется тем, что дзюдоисты, совершенствующие приемы в «удобную сторону», быстрее овладевают техникой. Изменения в развитии физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в работе, происходят быстрее. В совокупности все это дает преимущества. Однако это преимущество временное. В ходе дальнейшей работы 2-я группа, а затем и 1-я опережают дзюдоистов 3-й группы по всем показателям. Первая группа, которая на третьем этапе имела самые низкие показатели, на седьмом и восьмом этапах значительно обгоняет остальные группы.

 

 

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА

   
Т. А. Болквадзе, Батуми; В. А. Орлов, ВНИИФК
 

Сила — одно из главных двигательных качеств борца. Развитые мышцы туловища и конечностей, высокий уровень силовой подготовленности — предпосылка сохранения здоровья и показа хороших результатов во всех видах борьбы.

Недостаточное развитие мышечно-суставного и связочного аппарата, как правило, не позволяет в полной мере реализовать технико-тактические возможности спортсмена, ведет к перенапряжениям и в конечном итоге к серьезным травмам.

В теории и практике спорта основным средством для развития силы и изменения качества мышц в желаемом направлении считается тренировка с отягощениями. В современном понятии это систематическая, хорошо спланированная программа упражнений, выполняя которые спортсмен использует штангу, гантели, другие снаряды и тяжести, различные тренажеры, а также собственный вес с целью увеличения сопротивления при различных движениях тела или отдельных его звеньев.

Как свидетельствуют научные данные, на величину развиваемой мышечной силы влияет ряд факторов. Главные из них — координация деятельности различных групп мышц и состояние самих мышц (Н. В. Зимкин, Л. В. Коробков и Я. Б. Лехтман, 1953).

Под влиянием тренировки, в результате

 

создания соответствующих условных рефлексов, нервная система приобретает способность вовлекать в одновременное сокращение всю массу мышц, осуществляющих необходимый двигательный акт при совершении значительных или максимальных усилий. В то же время приобретается способность к торможению деятельности всех антагонистических мышц, противодействующих данному движению спортсмена.

В результате тренировки в нервной системе условно рефлекторным путем создается динамический стереотип, обеспечивающий наибольшую эффективность деятельности мышц, участие которых обусловливает увеличение мощности работы.

Другим путем повышения силовой подготовленности спортсмена является развитие силы с одновременным увеличением мышечной массы. Этот путь имеет большое значение в тренировке борца, особенно в тех случаях, когда необходимо несколько повысить собственный вес атлета или когда возникает вопрос о переходе в другую, более тяжелую, весовую категорию.

Как показали исследования (И. Н. Книпст, 1952; Н. В. Зимкин, 1954; В. Н. Конных, 1954; Н. Н. Яковлев, 1961; П. О'Ши, 1966), сила мышц спортсмена и степень развиваемого напряжения в значительной мере зависят от величины мышечной массы. Чем она больше,

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало