Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ БОРЦОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


МАССОВОСТЬ — ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ

   
Н. Н. Пархоменко, начальник Управления Спорткомитета СССР;
А. А. Новиков, кандидат педагогических наук
 

Руководствуясь указаниями, содержащимися в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», спортивные организации осуществляют программу практических действий по их реализации.

Масштабность физкультурного движения — одно из важнейших достижений социализма. Советской молодежи предоставлены условия для занятий самыми разнообразными видами спорта. Среди них особое место занимают спортивные единоборства, к которым относятся бокс, тяжелая атлетика, борьба, фехтование, каратэ. О популярности спортивных единоборств свидетельствует тот факт, что каждый десятый из общего числа занимающихся в секциях отдает предпочтение именно этим видам.

Спортивные единоборства служат эффективным средством укрепления здоровья, всестороннего физического совершенствования и гармонического развития молодежи, оказывают влияние на формирование у подростков и юношей жизненно необходимых морально-волевых качеств.

Наиболее ярко спортивные единоборства представлены классической и вольной борьбой, дзю-до, самбо.

Сегодня мы можем уже говорить о наличии опыта по массовому привлечению различных категорий населения к занятиям теми или иными видами борьбы.

По данным Федерации спортивной борьбы СССР, за период 1976 — 1980 гг. число занимающихся классической борьбой увеличилось почти на 100 тыс., вольной борьбой — на 138, борьбой самбо — на 52 тыс. За этот же период штатных тренеров в классической борьбе стало больше на 1124 чел., в вольной борьбе — на 1270 и в самбо — на 291 чел.

Эта тенденция свидетельствует не только

 

о возросшей популярности спортивной борьбы и других видов единоборств, но и вселяет уверенность в том, что поставленные перед физкультурным движением задачи будут успешно решены.

Тем не менее для дальнейшего развития массовости и повышения популярности спортивной борьбы нужно приложить немало усилий.

Каждый мальчишка мечтает быть сильным, ловким и смелым. А эти качества воспитывает спортивная борьба,,, которая для подростков и юношей является престижным видом спорта. Разумеется, единоборства должны занять одно из ведущих мест в системе физического воспитания подрастающего поколения, должны служить делу подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и обороне Родины.

Нужно позаботиться о дальнейшем развитии спортивной борьбы среди учащейся и рабочей молодежи в городе и деревне, в средней школе, ПТУ, техникумах, вузах, на предприятиях и по месту жительства. Предстоит многое сделать для перестройки организационных форм развития спортивной борьбы. Необходимо уделить серьезное внимание строительству специализированных спортивных баз, материально-техническому обеспечению мест проведения занятия, изготовлению борцовских ковров, спортивной формы для занимающихся (борцовские трико, ботинки и т. п.). Эту задачу наши специалисты должны решить совместно с представителями предприятий легкой промышленности на местах.

Есть необходимость и в совершенствовании системы подготовки тренеров и преподавателей. Настало время обобщить многолетний опыт научных исследований в отдельных видах спортивных единоборств и на этом материале, используя последние достижения, разработать научно обоснованные рекоменда-

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ции по методике обучения спортивной борьбе подростков и юношей, обучающихся в общеобразовательных школах, ПТУ и в других учебных заведениях. Эти рекомендации могли бы быть использованы в занятиях с молодежью там, где спортивной борьбе пока еще уделяется мало внимания. Намечается разработать специальные программы, нацеленные на развитие массовости во всех видах спортивных единоборств (КЦП), в том числе и в спортивной борьбе, на предстоящую пятилетку и с перспективой на последующие годы.

Отбор в секции часто бывает ограничен тем, что будущий спортсмен должен обладать определенными физическими данными (рост, вес, тип телосложения и др.). В этом отношении спортивная борьба выгодно отличается от других видов спорта. Борьбой успешно могут заниматься люди разного возраста и уровня физической подготовленности. Для занятий спортивной борьбой не требуются дорогостоящие сооружения.

Специальный инвентарь для занятий спортивной борьбой вполне могут приобрести и общеобразовательные школы, и ПТУ, и техникумы, и вузы. В крайнем случае для занятий можно использовать гимнастические маты. Стоит сложить из 8 — 10 матов квадрат, натянуть сверху покрывало — и борцовский ковер готов. На стадионах, спортивных площадках можно оборудовать борцовские ямы с веточно-опилочным дренажем.

Первое знакомство с элементами борьбы для каждого юноши начинается с уроков по физической культуре в средней общеобразовательной школе. В нашей стране принят Закон о всеобщем обязательном среднем образовании. Все дети с семилетнего возраста обучаются в школе по единым программам, в том числе и по физической культуре, в которой для юношей предусмотрены занятия классической борьбой.

Следовательно, первые шаги по пути к массовости начинаются в средней общеобразовательной школе, ПТУ, в техникуме. Именно в этот период школьнику необходима физическая закалка. В эти годы закрепляются необходимые двигательные навыки, совершенствуется координация движений, закладываются основы спортивной техники. Именно в этот период определяется отношение и прививается любовь к тому или иному виду спорта. Задача преподавателя физкультуры — помочь школьникам в спортивной ориентации, в повышении уровня их всесторонней физической и психологической подготовленности. На уроках в школе, на занятиях в школьной секции отбираются наиболее одаренные ученики, которые совершенствуют мастерство в ДЮСШ, в группах подготовки ДТО. Юноша, связавший свою судьбу с борьбой, как правило, в дальнейшем не только сам не расстается с этим

 

видом спорта, но и приобщает к регулярным занятиям своих сверстников.

Вот почему в данной статье главное внимание уделяется развитию борьбы в школе как важному направлению в развитии массовости физической культуры и спорта.

Как известно, в ряде зарубежных стран спортивная борьба уже давно заняла прочное место в системе школьного физического воспитания (Болгария, ГДР, Япония и др.). Необходимо внимательно и глубоко изучить зарубежный опыт и использовать его в работе по физическому воспитанию в школе. Пока эта проблема решается очень робко. Только с 1977 г. классическая борьба включена в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ с 7-го по 10-й классы как обязательный предмет, но лишь по 8 — 10 час. в год. В том же объеме классическая борьба вошла в программу для учебных заведений профессионально-технического образования. Несмотря на небольшой объем учебных часов, включение спортивной борьбы в школьную программу по физической культуре открывает определенные возможности для развития массовости и популярности этого вида спорта.

Следует отметить, что не везде успешно осваивается новый раздел школьной программы по физической культуре. Некоторые школы не смогли преодолеть возникших трудностей. Основные из них — это прежде всего неподготовленность преподавателей. Значительный процент среди них — женщины, для которых проводить занятия по классической борьбе — дело сложное. Поэтому важно обеспечить учителей методической литературой, наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Нельзя не обратить внимания и на то, что некоторые школы не смогли подготовить специальное оборудование для занятий.

Естественно, каждое новое дело связано с поиском путей решения возникших проблем. Однако, столкнувшись с трудностями внедрения борьбы в спортивную жизнь школьников, некоторые руководители пошли по наиболее легкому пути.

Так, в Министерстве просвещения РСФСР упростили обязательную программу, сведя ее до минимума. В 7 — 8-х классах материал по изучению техники приемов классической борьбы был заменен простейшими упражнениями на сопротивление.

Есть опасение, что введение лишь упрощенной программы классической борьбы в общеобразовательных школах не даст ожидаемого результата. Многолетний опыт учителей в некоторых общеобразовательных школах Москвы и опыт тренеров ДСО «Динамо» и «Спартак», чьи секции были организованы на базе средних школ, а также научные исследования сотрудников и аспирантов отдела тео-

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

рии и методики спортивных единоборств ВНИИФКа, проведенные на базе школы-интерната № 7 Дзержинского и общеобразовательной школы № 45 Черемушкинского районов Москвы, показывают, что на уроках по физической культуре учащиеся успешно овладевают навыками и техникой приемов классической борьбы. Более того, эти занятия проходят на хорошем организационном уровне, эмоционально и оказывают эффективное воздействие на укрепление здоровья и физическое развитие занимающихся. На уроках есть возможность организовать отбор способных подростков и юношей для занятий борьбой в спортивных секциях в условиях общеобразовательных школ.

Многие преподаватели по физической культуре сразу же с введением в школьную программу раздела классической борьбы уделили большое внимание новому предмету. Они проявили собственную инициативу в постановке учебной и внеклассной работы по обучению школьников элементам борьбы. Так, один из наиболее известных учителей Москвы Д.В. Ахмеди (школа № 57 Ленинского района) нашел возможность выделить специальное помещение для специализированного борцовского зала и полностью оборудовать его специальным инвентарем. В этом зале проводились секционные занятия по классической борьбе два раза в неделю по 90 мин. Секционные занятия в школе проводили два тренера ДЮСШ общества «Спартак».

Всего секционной работой было охвачено около 80 чел. (4 учебные группы), что составляло около 25 процентов всех подростков и юношей 6 — 10-х классов. Члены спортивной секции были хорошими помощниками учителю на уроках по физической культуре.

В первенстве школы, проведенном через год в день рождения пионерской организации, приняли участие все члены секции и даже те ребята, которые занимались в других добровольно-спортивных обществах.

Еще пример. В Кривом Роге в одной из общеобразовательных школ работает учителем по физической культуре О. С. Поляков, мастер спорта по борьбе. Борьба в этой школе — самый популярный вид спорта. Чтобы повысить эффективность уроков борьбы в школе, учитель сам разработал и с помощью шефов установил специальную конструкцию, которая позволяет в считанные секунды укладывать и убирать борцовский ковер. Ученики О. С. Полякова неоднократно становились чемпионами и призерами первенства города и УССР.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что с упрощением программы по класси­ ческой борьбе для средних школ Министерство просвещения РСФСР, видимо, поспешило. Это решение следовало бы пересмотреть. Необходимо вернуться к прежней программе и со-

 

здать соответствующие условия для ее реализации в средних школах.

Еще одна проблема, на которую следует обратить самое пристальное внимание. Во многих республиках, краях и областях популярны национальные виды борьбы. Акцентирование внимания на этих видах позволит не только повысить интерес и активность учащихся, по и привлечь большую массу общественников в помощь учителю физкультуры. Желательно также отвести больше учебных часов классической борьбе в школьных программах по физической культуре. Это будет практическим вкладом в решение задач, поставленных ЦК КПСС и Советом Министров СССР в постановлении «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

Большие возможности для развития массовости спортивной борьбы среди школьников имеют пионерские лагеря. Так, аспиранты ВНИИФКа установили, что за одну лагерную смену — 24 — 28 дней — можно проводить полноценные двухчасовые занятия 2 раза в неделю, изучая элементы классической борьбы и воспитывая необходимые физические качества у школьников, будущих спортсменов. Следовательно, за период пребывания подростков и юношей на летнем отдыхе за одну смену можно проводить от 6 до 8 занятий, что по количеству затраченного времени на обучение значительно превышает объем часов, предусмотренных на этот предмет в новой школьной программе. Вместе с тем приобретенные на занятиях спортивной борьбой технические навыки будут способствовать в дальнейшем более углубленному освоению программы по борьбе в течение предстоящего учебного года. И, наконец, эти занятия (по данным педагогов) оказали положительное влияние на состояние здоровья и физическое развитие занимающихся. Поэтому летний отдых в условиях пионерских лагерей целесообразно использовать для привлечения юношей к занятиям спортивной борьбой, а также для развития массовости в этом виде спорта.

В настоящее время существует большая разобщенность между массовым спортом среди учащейся молодежи и спортом больших достижений. В этом отношении проигрывают обе стороны. В нашей стране более 40 млн. школьников, с ними работают примерно 120тыс. преподавателей физической культуры. Однако в детско-юношеских спортивных школах Министерства просвещения СССР занимаются всего лишь 2,5 млн. чел., что составляет незначительный процент от общего количества учащихся. Аналогичное положение в системе профессионально-технического обучения *.

 


1 В статье использованы материалы А. И. Соколова.

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

А как же быть с остальными учащимися? Ведь значительная часть молодежи у нас не охвачена спортом. С этим мириться нельзя. Правда, после окончания средней школы юноши продолжают заниматься борьбой в ПТУ, техникумах, вузах, в рядах Советской Армии, однако сама организация учебно-тренировочной работы в этих коллективах оставляет желать много лучшего. Какой же из этого выход? Какой путь приведет нас к решению проблемы?

Это вопрос не простой, и сразу на него ответить трудно. Мы считаем, что одним из путей повышения массовости спорта среди учащейся молодежи может быть четкая организация и образцовая постановка внеклассной работы на базе школ и ПТУ с привлечением к руководству этими занятиями квалифицированных учителей по физической культуре, в том числе и опытных специалистов, вышедших на пенсию. Ведь каждый учитель по физической культуре — это, как правило, в прошлом спортсмен, прошедший через годы тренировок и участия в соревнованиях в своем виде спорта.

На наш взгляд, одним из путей развития массовости спорта является привлечение учителей к тренерской работе в школьных спортивных секциях. Как правило, все специалисты, закончившие в свое время институты физкультуры, проходили программу-минимум по спортивной борьбе. Многие учителя физкультуры, работающие в средних школах и ПТУ, ранее специализировались по борьбе и успешно выступали на соревнованиях.

Все это те резервы, которые необходимо использовать для дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта, для развития спортивной борьбы. Есть необходимость в том, чтобы организовать специальные семинары для учителей с целью изучения элементов техники и методики преподавания первоначального курса по спортивной борьбе. Целесообразно организовать постоянно действующие 2 — 3-месячные курсы по повышению

 

квалификации учителей физической культуры и тренеров по спортивной борьбе.

Большую работу по дальнейшему подъему массовости физической культуры и спорта в стране должны взять на себя республиканские федерации спортивной борьбы, отделы спортивных единоборств комитетов по физической культуре и спорту при советах министров союзных республик, кафедры спортивной борьбы институтов физической культуры. Важную роль призваны сыграть и тренерские республиканские советы. От их умения целенаправленно и оперативно организовать эту работу зависит успех дела. Думаем, что и ведущие спортсмены-борцы не должны оставаться в стороне от участия в этой важной работе. Их имена, их личная заинтересованность в реализации сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР помогут более успешному решению поставленных задач.

Федерация спортивной борьбы СССР, Управление спортивных единоборств ждут от республиканских, государственных и общественных организаций новых, конкретных предложений, направленных на дальнейший подъем массовости всех видов спортивных единоборств.

Возможности развития спортивной борьбы в условиях школы пока еще полностью не раскрыты. Образцовая постановка учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе, подъем массовости и популярности спортивной борьбы среди учащихся — это надежный резерв для пополнения ДЮСШ. В свою очередь, наиболее талантливые и трудолюбивые ученики ДЮСШ составят основной резерв для спорта высших достижений, для комплектования сборных команд страны. Им есть на кого равняться, к чему стремиться. Достаточно сказать, что на олимпийских играх из 58 комплектов наград за выступления в спортивных единоборствах 28 приходятся на виды борьбы.

Вот путь от массовости к мастерству.

 

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СИЛ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА ОЛИМПИЙСКИЙ ЦИКЛ

   
А. А. Новиков, В. К. Петров, кандидаты педагогических наук;
Г. П. Семенов, кандидат биологических наук. ВНИИФК
 

Методология прогнозирования спортивных достижений и соотношения сил является основной проблемой в общетеоретическом разделе системы спортивной подготовки. Диалектическая триада «прогноз — план — прог-

 

рамма» не меняет своего значения ив спорте. Прогноз — это основа воздействия на будущее путем целевого планирования, программирования, управления.

Прогноз на олимпийский цикл относится к

Library   6   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало