Кажется, нет такого человека, который не хотел бы иметь недюжинную силу и красивое телосложение. Для этой цели основным спортивным снарядом служит обыкновенная тяжелоатлетическая штанга. Слово «штанга» происходит от немецкого Stange, что означает металлический стержень (по современной терминологии — гриф). Прежде чем приобрести современный вид, тяжелоатлетическая штанга претерпела значительную реконструкцию.
Еще в Древнем Египте воины для определения победителя в силе использовали каменные или железные балки. Это были одни из первых тяжелоатлетических снарядов, прародители современной штанги.
Древним грекам принадлежит приоритет в изготовлении гантелей, которые применялись для развития силы у молодых людей. Гантели весом 1,5 — 2 кг были сделаны из камня, железа, свинца. Кроме гантелей, эллины использовали в качестве спортивных снарядов каменные гири и блоки. Так, самая крупная гиря, которая хранится ныне в музее Олимпии, весит 143,5 кг (ее размеры — 68x39x33 см). На гире сохранилась надпись: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». На другом громадном блоке из черного вулканического камня весом 480 кг, найденном на острове Санторин, начертано: «Евмаст, сын Критобула, поднял меня с земли».
В Древней Греции юноши для развития силы не только упражнялись с гантелями, поднимали и переносили с места на место камни различного веса, соблюдая при этом постепенность в увеличении нагрузки, но иногда даже носили на плечах живого теленка.
Упражнения с отягощениями нашли отображение в художественных росписях и в эллинских скульптурах. Так, на одной древнегреческой вазе художник запечатлел юношу, поднимающего поочередно каждой рукой по большому камню. На другой вазе изображен молодой эллин, прыгающий с гантелями в руках. В VI в. до н. э. неизвестным скульптором был изваян Москофор (несущий теленка).
Таким образом, можно предположить, что в Древней Греции (благодаря целенаправленному применению различных отягощений) атлеты могли развивать огромную силу, чтобы поднять упомянутые выше тяжести. К сожалению, мы не знаем до сих пор, каким способом им удавалось поднять их. А изобретенные греками железные и свинцовые гантели, имевшие на концах утолщения, претерпели небольшие
|
|
изменения и в настоящее время широко применяются людьми разного возраста. Последователями древних греков в упражнениях с тяжестями были римляне. Атлеты и силачи Древнего Рима в своих занятиях по развитию силы использовали тяжелую панцирную одежду, свинцовые котурны (башмаки), поднимались с тяжестью по лестнице и т. п. Силовые упражнения демонстрировались на арене Колизея. Например, силач-артист Атанат ходил по сцене в панцире весом 200 кг и в увесистых башмаках, по 100 кг каждый. Другой силач, Фувий Сильвий, развил такую силу ног, что мог подниматься по лестнице с 320-килограммовой тяжестью.
Следовательно, римляне, как и древние греки, умело развивали силу с помощью различных упражнений с тяжестями. После падения Рима целенаправленное развитие силы и совершенствование спортивных снарядов получило распространение лишь в эпоху Возрождения.
В XIV — XV вв. английские солдаты упражнялись в толкании железной балки, как и древние египтяне. В этот же период в Шотландии было распространено метание молота. Снаряд состоял из железного ядра, которое было прикреплено к метровой палке. Интересно, что все шаровые штанги, применявшиеся атлетами позже, имели гриф длиной 1 м.
В конце XVI в., во времена царствования английской королевы Елизаветы, упражнения с тяжестями рекомендовались юношам вместо танцев и других «пустых забав». Историк Джон Нордбрук писал о том, что занятия с палкой, на концах которой подвешены свинцовые грузила, укрепляют грудь и руки. Кроме этого, атлеты испытывают такое же удовольствие, как и в боксе, но при этом не получают ударов. Следовательно, можно считать, что это была первая простейшая штанга, вес которой изменялся.
На протяжении XVII — XIX вв. целенаправленное развитие силы с применением различных тяжестей (увесистые камни и ядра, железные палки, различного веса палицы, тяжелые гантели, шаровые штанги постоянного и переменного веса и т. д.) принесло положительные результаты. В ряде стран Западной Европы и Америки появились силачи-артисты, которые демонстрировали свою силу на цирковых подмостках.
В книге Наполеона Ленэ «Школа гимнастики» (1872 г.) приводятся сведения о том, что |