Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

столько же раз в парном вместе с москвичкой Е. Манюковой, т. е. сделала, выражаясь языком футбола, своеобразный хет-трик.

— До Медведевой, — заявила директор по проведению серии П. Тариер, — никому не удавалось сделать хет-трик. Она была, бесспорно, игроком номер один. Я желаю ей дальнейших успехов и уверена, что они будут.

По итогам сезона 1985 г. Медведева числилась 41-й ракеткой страны, 1986 г. — уже 23-й. И вот, наконец, в 1987 г. она впервые в заветной десятке сильнейших. Притом не просто в десятке, а в ее верхней половине — среди лидеров. Теперь выше нее в классификации стоят лишь трое — Зверева, Савченко и Месхи.

 

23-я и 4-я — дистанция между этими номерами немалая. Но Наташа сумела пройти этот тернистый путь всего за один сезон и стать лауреатом Кубка прогресса-87.

Игру киевлянки отличают мощная подача, стремительные, своевременные выходы к сетке, постоянная нацеленность на активные действия. Словом, то, без чего современный теннис просто немыслим.

— Мы довольны итогами сезона, — говорит тренер Наташи, ее мама Светлана Сергеевна Медведева, — но не обольщаемся. Для того чтобы успешно конкурировать с ведущими ракетками мира, нам нужно еще немало потрудиться.

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ЗАПИСКИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

   


А. Скородумова, кандидат педагогических наук, доцент,
мастер спорта СССР
 

С 8 по 14 ноября 1987 г. в Испании проходила Международная конференция специалистов по теннису. Отличительной чертой данной конференции было то, что на ней впервые собрались специалисты под эгидой ИТФ и ЕТА одновременно. В связи с этим на ней присутствовало рекордное количество специалистов — представителей 44 стран Европы, Азии, Африки, Америки. От Советского Союза на конференции присутствовали Г. Авена и автор этих строк.

На конференции были приняты четыре формы обмена информацией — доклады, показательные практические занятия, фильмы и дискуссии по проблемам с заранее обозначенным кругом вопросов.

 

Следует отметить повышение научного уровня представленных докладов. Более того, некоторые доклады были подготовлены не только тренерами-педагогами, занимающимися исследовательской работой, но и специалистами в области психологии, биомеханики, работающими с теннисистами.

Пересказывать все услышанное и увиденное во время конференции нет возможности. Хочется поделиться наиболее интересными сообщениями, имеющими под собой аргументированное обоснование.

Д-р Франтишек Злесак из Чехословакии рассказал о системе подготовки юношей и отборе наиболее талантливых. Он отметил, что отбор талантливых ребят должен проводиться комплексно в

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

течение долгого времени. Основными признаками одаренности в теннисе в Чехословакии считают:

1. Мотивацию и моральные качества — интерес к занятиям теннисом, желание быть лучше, чем другие, готовность выполнять тяжелую работу во время тренировок, и во время соревнований.

2. Способность быстро осваивать двигательные действия (быстрее, чем другие).

3. Высокий уровень функционирования кардиореспираторной системы и способность к быстрому восстановлению.

4. Психическую выносливость (имеется в виду способность противостоять длительному воздействию неблагоприятных факторов).

5. Атлетическое сложение, отсутствие отклонений в здоровье.

Отбор способных, талантливых игроков — процесс длительный и может быть подразделен на четыре этапа.

I. Запись в теннисные школы (7 — 9 лет). Дети, интересующиеся теннисом, могут начать заниматься в одном из ста Клубов-теннисных школ для начинающих. Чтобы быть принятыми, они должны выполнить простейшие двигательные задания, в которых тестируются скорость, координационные способности, сила, гибкость и выносливость.

II. Отбор в юношеские клубные команды (9 — 11 лет).

Детей, которые проявили себя в теннисных школах, отбирают клубные тренеры в юношеские клубы. Юноши тренируются больше, начинают играть командные матчи, турниры и т. д.

III. Отбор в юношеские тренировочные центры (11 — 15 лет). Наиболее способных ребят (может в 10, 11 или 13 лет) из различных теннисных клубов отбирают в юношеский тренировочный центр. В Чехословакии 18 таких центров; в каждом из них могут тренироваться 150 ребят.

Критериями для отбора в эти центры являются:

 

1. Состояние здоровья.

2. Антропометрические данные.

3. Способности и психические качества (проверяются специалистами и спортивным врачом).

4. Физические и психические возможности (проверяются практически и в турнирах).

5. Уровень развития физических качеств — проверяется с использованием тестов:

— бросок набивного мяча весом 2 кг,

— подтягивания,

— прыжки «лягушка»,

— бег 50 м,

— переход из положения лежа в положение сидя в течение 2 мин,

— 12-минутный бег (тест Купера),

— метание мяча весом 160 г,

— упражнение на гибкость,

— 2 специальных упражнения (имитация теннисных ударов и работа ног).

Существует специальная шкала оценок, различная для мальчиков и девочек 10 — 18 лет. В результате тестирования ребята должны в сумме набрать не меньше 30 очков.

6. Ранг в национальной классификации.

7. Технический уровень выполнения ударов (с акцентом на постановку удара и работу ног).

Для того чтобы быть принятым в центр, кроме перечисленного необходимы согласие родителей и хорошая успеваемость в школе.

IV. Отбор в высший тренировочный центр (15 — 19 лет).

В возрасте 15 — 16 лет (может в 14 — 17) лучшие юноши отбираются в один из трех высших тренировочных центров, находящихся в Праге, Пршешове и Братиславе. В каждом из них могут заниматься 40 человек. Критерии отбора те же, что перечисленные выше. Однако на этом уровне большую значимость приобретает ранг спортсмена в классификации.

В 11 лет ребенок должен

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

быть просто ранжированным, в 12 быть в числе 40, в 13 — в 55, в 14 — в 30, в 15 — в 60, в 16 — в 20, в 17 — в 10, в 18 — в 5.

Большое внимание уделяется учебе и образованию тренеров. Ф. Злесак отметил, что слагаемыми успеха чехословацких теннисистов являются: четкая система отбора и отработанные тренировочные программы, хорошо организованное обучение тренеров, эффективная работа федерации, четкая структура и большое количество юношеских соревнований и т. д. Если к этому добавить большие теннисные традиции, высокую популярность игры, одаренность и, наконец, хорошую поддержку государства, вы будете знать рецепт чехословацкого теннисного чуда — так заключил свой доклад Ф. Злесак.

Выступления тренера из ФРГ Р. Шонборна было посвящено энергообеспечению в теннисе. Данное сообщение было примечательно тем, что его делал не физиолог, не биохимик, а тренер по теннису. Было ли что-то новое в его сообщении, неизвестное нам? Нет, не было. Шонборн очень грамотно изложил вопрос о том, какие источники энергии обеспечивают двигательную деятельность (этот вопрос хорошо освещается в наших учебниках физиологии для студентов институтов физкультуры). Далее, приведя статистические данные об особенностях двигательной деятельности теннисистов*, более подробно остановился на тренировке комбинаций, длительность которых заканчивается к 10 с, а возможность выполнения во многом определяется алактатной анаэробной производительностью. Отметив, что современный розыгрыш очка носит скоростно-силовой характер, Шонборн подчеркнул, что длительно такие удары выполнять нельзя, поскольку это повлечет за

 


* Представленные данные совпадают с полученными и опубликованными ранее у нас в стране.

 

собой снижение силы удара, скорости полета мяча и скорости перемещения игрока. Поэтому предлагается тренировку разделить на серии, длительностью от 20 до 30 мин каждая. За это время теннисист должен успеть выполнить 150 — 275 ударов. Однако выполнять их не подряд, а разыгрывать комбинации из 7 — 10 ударов с паузами 10 — 20 с после серии, восстановление 3 — 5 мин. Количество серий зависит от уровня мастерства, подготовленности и тренированности спортсмена. Скорость восстановления во многом зависит от аэробной производительности, поэтому способность к максимальному потреблению кислорода Шонборн считает важным фактором, но, естественно, не лимитирующим.

После четырех-пяти турниров способность к аэробной производительности падает*, поэтому необходимо делать перерыв в соревнованиях для восстановления аэробных способностей. В этом отношении одним из лучших средств, по мнению Р. Шонборна, является часовой бег — примерно 10 км. Подчеркивалось, что в каждой тренировке стоят своя цель и определенные задачи, на выполнение которых спортсмен должен быть мотивирован. Во время тренировок необходимо поддерживать мотивацию и концентрацию внимания. Только в этом случае задачи тренировки будут выполнены.

Вот уже несколько лет на наиболее крупных турнирах, таких, как Уимблдонский турнир, открытое первенство Франции, открытый чемпионат США, Кубок федерации и т. д., ведется запись матчей на специальном приборе «Компьютеннис» с мгновенной обработкой по специально созданной для этой цели программе. В прибор вводятся данные о подаче игрока — с первой или второй пода-


* Этот факт нами был отмечен еще в 1978 г., о чем есть соответствующие публикации.

  
 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

чи введен мяч в игру, о приеме подачи соперником, об ударах с задней линии и с лёта, завершающих розыгрыш очка. На их основе рассчитываются около 30 показателей, характеризующих технико-тактические действия игрока. На основе накопившегося материала можно получить данные об отдельном матче, сравнить данные игрока по 30 показателям с аналогичными показателями другого игрока или средними данными определенной группы игроков, оценить значения данных показателей при игре с различными соперниками и на различных покрытиях, выявить средние значения данных показателей для различных групп, например — для девушек до 16 лет и т. д.

Об этом, а также о возможностях использования получаемого материала в тренировке ведущих игроков рассказал представитель США Вильям Якобсен. Следует сказать, что все услышанное для нас также не было новым. Вот уже второй год на основных соревнованиях, проводимых у нас в стране, записывается и получается аналогичная информация. Надо отметить, что благодаря записи игры, предложенной Г. Жуковым, мы получаем значительно большую информацию о технико-тактических действиях теннисистов, однако техническое оснащение наше несколько уступает. К тому же наши специалисты, к сожалению, не имеют возможности вести запись на всех основных международных соревнованиях. Поэтому у нас нет такой полной информации о ведущих игроках мира, какой располагают наши зарубежные коллеги.

Интересным было сообщение психолога из США Джима Лоера, работающего в центре Ника Боли-терна. Он остановился на том, как игрок ведет себя в острейшие моменты матча — при розыгрыше сложных очков, как на него воздействует стресс. Лоер отмечает пять различных сфер, в которых может происходить «слом». В эти

 

моменты — изменения в ударах, в игровой стратегии, в эмоциональном, физическом или умственном состоянии.

С изменением счета в матче изменяется и установка на игру у теннисиста. Он, как правило, начинает играть так, чтобы не выиграть очко, а не проиграть его. Изменяются и его удары. Лоер разбирает различные варианты, при которых изменяется подача, прием подачи, удары с задней линии и с лёта. Нельзя во время матча, особенно в ситуациях, в которых ты проиграл, падать духом, говорить «я не могу», «не получается»*. Лоер считает, что надо выглядеть так, как будто вы чувствуете, что у вас все хорошо, и тогда вы будете себя чувствовать так, как выглядите.

Все теоретические положения докладчик подкреплял показом видеофильмов с записью игры лучших теннисистов: посмотрите на Коннорса — он всегда в борьбе, сам себя настраивает на борьбу, этому надо учить в тренировках.

Некоторые игроки всем своим видом показывают, что не они проигрывают, — это плохие струны, не та ракетка, дует ветер и т. д. Пусть игрок поменяет ракетку, чтобы понять, что не она виновата. После проигранного матча, уходя с корта, некоторые игроки хромают, всем своим видом показывая, что они чувствуют себя плохо, потому и проиграли. На самом деле игрок не смог понять, в чем была его ошибка, не смог собраться, преодолеть себя.

После того как сделана ошибка, игрок должен спокойно повернуться — спина прямая, подбородок повыше, обе руки расслаблены, расслабиться самому, чтобы максимально восстановиться, продумать, почему была сделана ошибка и что и как он будет

 


* Именно это можно слышать от наших игроков любого возраста и мастерства.

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

делать при розыгрыше следующего очка, чтобы была полная ясность, — на это нужно 16 — 18 с. Перед розыгрышем основного очка время для настроя должно быть большим. Лоер подчеркивает, что необходимо любить борьбу, процесс соревнования. Он считает, что ежедневно не менее 10 мин нужно разыгрывать очки и после розыгрыша каждого учиться управлять собой. Большое значение, по мнению докладчика, имеет музыка. Ее следует подбирать в соответствии со своим стилем игры. Слушая музыку, теннисист должен чувствовать свою игру. Лоер перечислил большое количество игроков, которые перед матчем слушают музыку.

Для правильного управления тренировочным процессом важно следить за частотой сердечных сокращений во время матча, отмечал докладчик, и привел некоторые данные, полученные во время тренировочных матчей. Дж. Лоер был очень удивлен, узнав, что у нас в стране такие исследования проводятся с перерывами начиная с 1977 г., сказав, что искренне считал, что они это сделали первыми в мире.

Сообщение Джека Гроппела из США, работающего в Центре Гарри Хопмана, было посвящено вопросам биомеханики. Им были рассмотрены три закона механики, сформулированные Ньютоном, применительно к выполнению технических действий в теннисе.

Закон инерции, в соответствии с которым тело будет находиться в состоянии покоя или движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят его состояние. Согласно этому закону при выполнении технических приемов теннисист должен шагать только в направлении удара. Нельзя шагать вдоль задней линии, а бить вперед — это противоречит закону инерции.

Закон ускорения, по которому сила равна произведению массы тела на его ускорение, а направление ускорения совпадает с на-

 

правлением силы. Чем больше силы игрок вкладывает в удар, тем большее ускорение приобретает ракетка в момент контакта с мячом. Принципиальным является то, что при чрезмерном ускорении, когда игрок просто машет рукой, теряется точность.

И наконец, третий закон — действия и противодействия, по которому действию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие. Когда игрок отталкивается в направлении удара, грунт амортизирует с равной, но противоположной силой. Подобно этому рука, подбрасывающая мяч, проделывает путь сверху вниз к противоположному бедру во время подачи — она движется в направлении, противоположном вращению туловища, что способствует ускорению верхней части туловища и ракетки в направлении точки удара.

Для подтверждения выдвинутого положения докладчик показал кинокадры подач Б. Беккера, Д. Маккинроя, М. Навратиловой, на которых игроки сильно сгибают ноги при подбросе мяча, чтобы последующее «действие было равно по силе противодействию», акцентировано внимание было и на движении руки, подбрасывающей мяч. При этом докладчик подчеркнул, что при выполнении ударов очень важна правильная, последовательная взаимосвязь, включая временную, различных частей тела. Движение должно идти по следующей схеме: ноги — бедра — туловище — плечи. Очень важно взаимодействие: движение в одном звене еще не закончено, а в другом уже начато, и при всем этом ни в коем случае нельзя терять контроль. Прежде чем исправлять ошибку, необходимо установить причину, по которой она возникла. И устранять надо причину, а не следствие, т. е. внешний рисунок движения.

Далее Дж. Гроппел остановился на физической подготовке,

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

перечислив основные физические качества, необходимые теннисисту. Все эти вопросы достаточно полно описаны в нашей отечественной литературе. Кстати, для тестирования одного из видов выносливости в Америке широко применяются прыжки «кенгуру»*. Кроме того, было отмечено, что необходимо тренировать и те мышцы, которые непосредственно не заняты в самом движении. В процессе дискуссии обсуждался вопрос о том, какой ногой входить на корт при подаче. Дж. Гроппел считает, что левой (при условии, что подача выполняется правой рукой). Р. Шонборн привел экспериментальные данные, сравнивающие вход на корт левой и правой ногой, показывающие, что нет разницы во времени преодоления первых двух метров. Отсюда можно сделать лишь один вывод. Нет достоверных преимуществ у одного способа над другим. Постановка ног при подаче также может быть различной. Она и различна у ведущих игроков мира, о чем свидетельствовали показанные фильмы.

 

 

 

 

 

 

 


* Выполнение этого теста было трудным для многих наших спортсменов. Кроме того, против него высказывались не вполне обоснованно некоторые тренеры. По этим причинам его пришлось убрать из программы тестирования физической подготовленности наших игроков. А жаль.

 

Последние три года представители Советского Союза не принимали участия в международных конференциях. Поэтому на данной конференции доклад советского представителя запланирован заранее не был. Однако в процессе заседаний к советскому представителю обратились с просьбой рассказать о теннисе в нашей стране. Мы коснулись следующих вопросов: причины популярности тенниса у нас в стране, подготовка тренерских кадров, отбор в теннисные школы, организация подготовки ведущих игроков, научно-исследовательская работа.

Заключил конференцию доклад Дога Маккарди — представителя ИТФ. Он сделал обзор развития тенниса в мире. Привел данные, характеризующие количество проводимых турниров в различных частях света. Подчеркнул, что для достижения высоких резузультатов в стране должна быть хорошая организация во всех звеньях, знающие тренеры и «возможно хорошие» игроки.

Конференция закончилась. Со смешанным чувством радости, гордости и горечи улетали мы домой.

Вызвано это было тем, что стало понятно: знаем мы не меньше, а ряд исследований у нас проведен раньше и получены соответствующие результаты. И преимущества, которые имеют зарубежные теннисисты, во многом можно объяснить тем, что достижения спортивной науки за рубежом внедряются в практику значительно быстрее, чем у нас. Можно предположить, что в этом кроется большой резерв подготовки игроков высокого класса.

 
Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало