|
чи введен мяч в игру, о приеме подачи соперником, об ударах с задней линии и
с лёта, завершающих розыгрыш очка. На их основе рассчитываются около 30
показателей, характеризующих технико-тактические действия игрока. На основе
накопившегося материала можно получить данные об отдельном матче, сравнить
данные игрока по 30 показателям с аналогичными показателями другого игрока или
средними данными определенной группы игроков, оценить значения данных
показателей при игре с различными соперниками и на различных покрытиях, выявить
средние значения данных показателей для различных групп, например — для девушек
до 16 лет и т. д.
Об этом, а также о возможностях использования получаемого материала в
тренировке ведущих игроков рассказал представитель США Вильям Якобсен. Следует
сказать, что все услышанное для нас также не было новым. Вот уже второй год на
основных соревнованиях, проводимых у нас в стране, записывается и получается
аналогичная информация. Надо отметить, что благодаря записи игры, предложенной
Г. Жуковым, мы получаем значительно большую информацию о технико-тактических
действиях теннисистов, однако техническое оснащение наше несколько уступает. К
тому же наши специалисты, к сожалению, не имеют возможности вести запись на всех
основных международных соревнованиях. Поэтому у нас нет такой полной информации
о ведущих игроках мира, какой располагают наши зарубежные коллеги.
Интересным было сообщение психолога из США Джима Лоера, работающего в центре
Ника Боли-терна. Он остановился на том, как игрок ведет себя в острейшие моменты
матча — при розыгрыше сложных очков, как на него воздействует стресс. Лоер
отмечает пять различных сфер, в которых может происходить «слом». В эти
|
|
моменты — изменения в ударах, в игровой стратегии, в эмоциональном,
физическом или умственном состоянии.
С изменением счета в матче изменяется и установка на игру у теннисиста. Он,
как правило, начинает играть так, чтобы не выиграть очко, а не проиграть его.
Изменяются и его удары. Лоер разбирает различные варианты, при которых
изменяется подача, прием подачи, удары с задней линии и с лёта. Нельзя во время
матча, особенно в ситуациях, в которых ты проиграл, падать духом, говорить «я не
могу», «не получается»*. Лоер считает, что надо выглядеть так, как будто вы
чувствуете, что у вас все хорошо, и тогда вы будете себя чувствовать так, как
выглядите.
Все теоретические положения докладчик подкреплял показом видеофильмов с
записью игры лучших теннисистов: посмотрите на Коннорса — он всегда в борьбе,
сам себя настраивает на борьбу, этому надо учить в тренировках.
Некоторые игроки всем своим видом показывают, что не они проигрывают, — это
плохие струны, не та ракетка, дует ветер и т. д. Пусть игрок поменяет ракетку,
чтобы понять, что не она виновата. После проигранного матча, уходя с корта,
некоторые игроки хромают, всем своим видом показывая, что они чувствуют себя
плохо, потому и проиграли. На самом деле игрок не смог понять, в чем была его
ошибка, не смог собраться, преодолеть себя.
После того как сделана ошибка, игрок должен спокойно повернуться — спина
прямая, подбородок повыше, обе руки расслаблены, расслабиться самому, чтобы
максимально восстановиться, продумать, почему была сделана ошибка и что и как он
будет
* Именно это можно слышать от наших игроков любого возраста и мастерства. |
|