Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

с балансом в ручку или нейтральным. Квалифицированные спортсмены

весьма тонко чувствуют отличие одной ракетки от другой по форме ручки, ощущению кожи, весу, балансу.

Современной ракетке с увеличенной головкой присуща еще одна способность — игровой центр зеркала ракетки, т. е. место соприкосновения мяча с ракеткой, как правило, расположено несколько ниже середины струнной поверхности. Играющим такими ракетками необходимо внести коррективы в технику ударов.

Отдельные фирмы используют различные фигурные накладки в виде резиновых или прорезиненных пластин, вплетаемых между двумя-четырьмя средними продольными струнами у основания головки ракетки. Эта вставка в определенной мере гасит вибрации, возникающие в ракетке при ударах, особенно выполняемых в стороне от игровой точки струнной поверхности.

Шире стало использоваться приспособление, позволяющее одну и ту же ракетку по балансу подгонять под любой вкус играющего. Для этого в полость конструкции ракетки монтируется перемещающийся, легко регулируемый грузик. Поворот регулятора, вмонтированного в рукоятку, передвигает грузик вперед-назад, что изменяет баланс ракетки в ту или другую сторону.

Говоря о ракетках, нельзя не сказать и о струнах, являющихся важным компонентом, определяющим качество ракетки в целом. Указанные выше весовые категории ракеток представлены без учета веса струн. Различные фирмы наряду с обилием ракеток не в меньшем ассортименте

 

предлагают и варианты струн. В основном они делятся на две категории: натуральные, изготовленные из бараньих кишок, и синтетические. Среди синтетических предлагаются монолитные, плетеные, армированные, совершенно гладкие, шероховатые по поверхности, разных цветов и т. д.

Основная масса играющих предпочитает пользоваться синтетической струной. Это дешевле и долговечнее. Многочисленные попытки сделать синтетическую струну по своим качествам соответствующей натуральной пока еще не дали желаемого эффекта. По целому ряду параметров синтетические струны существенно отличаются одна от другой. Синтетическую струну не рекомендуется натягивать на обод с большим усилием. Это приводит к отрицательному эффекту. Рекомендуется натягивать ее с усилием 17 — 20 кг, а в отдельных случаях — до 25 кг.

Натуральная струна менее долговечна, но она заметно прибавляет к качеству ракетки в целом, к общим ощущениям ракетки, положительно влияет на усиление ударов, на возможность управлять мячом. Она в большей мере исключает неприятные ощущения от возникающих при ударах вибраций и отдачи в суставы руки. Натуральную струну можно натягивать в диапазоне 25 — 30 кг. Некоторые спортсмены предпочитают играть при еще более сильной натяжке. Увеличенная головка ракетки не влечет за собой обязательного увеличения силы натяжки струн. В конечном итоге каждый играющий опытным путем определяет для себя уровень натяжения струн.

 

 

СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ


СУДЕЙСТВО И СУДЬИ

   
А. Ангелевич, председатель Всесоюзной коллегии судей
 

В 1986 г. вышло новое издание Правил соревнований по теннису. В этой связи хотелось бы коснуться некоторых вопросов судейства, которые получили новую трактовку в вышедших правилах. От судьи во многом зависит микроклимат встречи.

 

Судейский корпус нашей страны достаточно велик. В него входят люди различных профессий: школьники и преподаватели, рабочие и инженеры, врачи, ученые, спортивные работники... У нас нет людей, для которых судейство — профессия, но есть не-

Library   75   Up


Contents

 

Home
 

мало энтузиастов, которые отдают судейству свой досуг, организуют и обслуживают соревнования самого различного ранга — от первенств коллективов физкультуры до матчей Кубка Дэвиса.

Ежегодно публикуются списки десяти сильнейших судей по результатам минувшего сезона. Здесь мы сталкиваемся с приятными трудностями, ибо претендентов в «десятку» гораздо больше. Однако нередко приходится сталкиваться с таким неприятным явлением, как неправильное толкование и применение правил. Об этом красноречиво говорят просмотры работы судейского аппарата на всех крупных соревнованиях. Например, некоторые судьи считают возможным не проверить высоту сетки и правильность установки подпорок перед началом встречи и после перерыва. Почему? Забыли или поленились? Печально, что многие судьи, в том числе и ведущие, не перечитывают Правил соревнований, т. е. не готовятся к судейству, считая, видимо, что они и так все помнят. А на деле? Возьмем терминологию. В Правилах все четко написано, выучи — и дело с концом. Так нет, с какими только «персональными» вариантами не приходится встречаться во время встречи!

Все хорошо, пока идет игра, но как только начинаются остановки, тут судья должен быть начеку.

Между окончанием розыгрыша очка и началом следующей подачи игроку дается 30 секунд. Много это или мало? Сейчас все пришли к выводу, что 30 секунд — немалое время. Игрок успевает зашнуровать обувь, поправить ракетку, вытереть лицо полотенцем. Вспоминается чемпионат Европы в Юрмале. Один из участников то и дело подбегал к фону, где висело его полотенце, и вытирался (было очень жарко). Зрители шумели, судья на вышке несколько раз делал ему замечание, но игрок ни разу не нарушил правила 30 секунд. Он успевал и взять мячи, и начать подачу. В действительности же создавалось впечатление, что он тянет время.

На зимнем международном турнире в Москве москвичка Ю. Сальникова долго брала мячи у мальчика, много раз била (и продолжает бить!) мячом об пол — тоже «тянула» время, а на поверку оказалось, что она не превышает лимита времени.

 

64734-21.jpg

Судьям всегда виднее

 

На перерыв при смене сторон сейчас дается 1 минута 30 секунд. Раньше такого не было. Игроки менялись местами, даже не присаживаясь. Они на несколько секунд останавливались, чтобы выпить глоток воды, и шли на другую сторону корта. Если происходила задержка, судья делал им соответствующее замечание. В 1968 г. в международные правила была введена поправка, дающая для смены сторон 60 секунд, а в середине 1978 г. появилось правило 30 секунд между подачами, а время для перехода увеличилось до I минуты 30 секунд. Цель этих нововведений — повышение активности игроков, особенно при прямой трансляции матчей. Но эти меры, по мнению многих специалистов, привели к обратному результату. То, что представлялось игрокам как временные параметры, стало рассматриваться ими как время, которым они могут распоряжаться по своему собственному усмотрению, т. е. использовать полностью. А по правилам им разрешено это делать. Потом делались попытки сократить время остановки игры (20 секунд между подачами и 1 минута для перехода), но против этого активно восстали сторонник рекламы. Так что пока международные правила остались без изменений.

 
Library   76   Up


Contents

 

Home
 

Подсчитано, что для возобновления подачи достаточно от 18 до 24 секунд. Здесь многое, однако, зависит от стиля игры и темперамента спортсмена. Д. Макинрой использует все положенные ему 30 секунд, а его соотечественник Д. Ариас готов к подаче уже через 5 секунд. В пятом сете время используется всеми спортсменами почти полностью, что вполне объяснимо. Как-то подсчитали, что в одном длительном матче Уимблдонского турнира спортсмены совершили 472 подачи, 40 переходов, отдыхали 256 минут, а игра, как таковая, длилась всего лишь 74 минуты. Неудивительно, что зрители на этом матче засыпали.

Чтобы зритель не считал, что спортсмены затягивают встречу, а судья на это не реагирует, у судьи должны быть часы с секундной стрелкой. Судья должен быть предельно внимательным и готовым своевременно давать команду «время», означающую требование продолжения матча.

Вот сцена, хорошо известная теннисным болельщикам. Спортсмены спорят с судьей на вышке или на линии о месте приземления мяча. Публика, хотя и не одобряет плохого поведения спортсменов, считает их правыми, так как они, дескать, лучше видят, куда упал мяч. Так ли это? Новые исследования показали, что судья на вышке лучше игрока видит место приземления мяча, а судья на линии — лучше судьи на вышке. Эти выводы сделаны на кортах недалеко от Лос-Анджелеса, где для исследований использовалась электронная аппаратура. Аппарат фиксировал скорость мяча при подаче более 170 км/ч. Сразу после подачи 4 ассистента с палками, на концах которых была краска, подбегали к линии. Судья на вышке, два судьи на линии и принимающий подачу спортсмен показывали место приземления мяча, а ассистенты делали раскрашенной палкой отметки. В результате двое ассистентов показывали место приземления мяча по одну сторону линии, а двое других — по другую.

В теннисе чаще, чем в других видах спорта, спортсмены оспаривают решения судей. Делается это, как правило, не с целью определения места приземления мяча, а с намерением повлиять на судью, обратить его дальнейшие решения в пользу за-

 

чинщика спора. А тут еще реакция публики. Судья оказывается как бы между двух огней. Как важны в этом случае твердость, решительность судьи, умение принимать верные решения в трудных условиях. Это возможно лишь при отличном знании правил и высокой психологической готовности судьи.

Продолжая рассказ о проведенном эксперименте, следует подчеркнуть, что его. авторы пришли к выводу: судьи часто не знают места приземления мяча, ибо не всегда смотрят на это место. Вот откуда требование к судье быть предельно внимательным. В этом же эксперименте доказано, что у спортсмена, который видит мяч перед приземлением и после его отскока, возникает ложное представление: ему кажется, что он видит место соприкосновения мяча с землей. Визуальное восприятие спортсмена искажается поворотом головы, в результате чего изменяется фокус глазного яблока.

В цифровом выражении результаты эксперимента таковы:

судьи на линиях — 0,5% ошибок;

судья на вышке — 3% ошибок;

спортсмены — 11 % ошибок (в 10 случаях они вообще не смогли указать место приземления мяча).

Между прочим, это исследование ставит под сомнение правило отмены судьей на вышке решения судьи на линии. Думаю, что судья на вышке должен следовать этому правилу лишь в исключительных случаях — при явной, грубой ошибке, ибо судье на линии, как говорится, виднее.

За рубежом была предпринята попытка определить место приземления мяча нанесением на мяч специальной краски, которая оставляет след, а затем исчезает. Это, однако, успеха не принесло. Неудачной была и попытка использовать электронный фиксатор «Циклоп». Принцип его работы: аппарат отбрасывает инфракрасные лучи вдоль линии и за линией. Мяч, пересекающий луч за линией, не затрагивает луча вдоль линии и считается, естественно, «за». Но аппарат бессилен давать точные показания, когда спортсмен пересекает лучи своим телом.

На сегодня самый лучший аппарат — точный глаз судьи.

Против заядлых спорщиков и нарушителей спортивной этики в новых Правилах предусмотрено действенное средство — штрафные оч-

 
Library   77   Up


Contents

 

Home
 

ки. Нарушил правила — предупреждение, нарушил вторично — очко в пользу соперника, третье нарушение — потерял гейм, четвертое — засчитывается поражение. Факты говорят о том, что там, где судья решителен, хорошо знает правила и уверенно руководит игрой, встреча протекает спокойно, без каких-либо серьезных нарушений.

Судья в первую очередь — воспитатель. А воспитывать следует прежде всего личным примером.

От внешнего вида судьи, его подтянутости, аккуратности, поведения и порой даже жеста зависит во многом и поведение спортсменов. Ну как можно требовать опрятной формы от теннисиста, если сам судья неряшливо одет, плохо выбрит, костюм его измят, рубашка несвежая, обувь нечищенная. Сидит он, развалившись на вышке или на стуле, нога на ногу, все время на кого-то поглядывает,

 

отвлекается... Спортсмены прекрасно знают, как ведет себя судья и вне корта. К сожалению, бывали случаи, когда, приехав на соревнования и встретившись там со своими коллегами, некоторые судьи считали в порядке вещей отметить эту встречу отнюдь не за чашкой чая... Кое-кого пришлось отстранить от участия в соревнованиях.

Личный пример, высокая требовательность судьи не исключает, а предполагает доброжелательность. И не следует переоценивать свою роль в том или ином турнире. Во всем — и в составлении расписания, и в организации турнира в целом судьи должны помнить: нужно делать все для того, чтобы спортсмены смогли показать наивысшие результаты, проявить свое мастерство, не отвлекаясь на мелочи, которые могут быть легко устранены судейской коллегией.

 

 

МАЙКЛ МЬЮШОУ: ПО ЗАРАНЕЕ ОГОВОРЕННОМУ СЦЕНАРИЮ...

Американский писатель Мьюшоу хорошо известен в теннисном мире. В качестве корреспондента различных американских газет ему неоднократно приходилось бывать на крупных международных соревнованиях. Несколько лет назад Мьюшоу совершил полугодовое турне с целью посещения крупных соревнований мужского профессионального тенниса, включая Уимблдонский турнир, открытые чемпионаты Франции и США. Итогом поездки явилась книга «Мичи-турне: полгода по следам теннисистов-профессионалов». Вместо веселой развлекательной повести из жизни современного спорта (именно таковой была задумка автора) профессиональный теннис предстал перед читателем в самом неприглядном виде коррупция, тайно оговоренный дележ призовых денег, «сплавление» матчей, игра на ставки, раболепствование перед «звездами», злоупотребления наркотиками, сомнительные закулисные сделки и т. д. Наиболее ярко в этом плане написана глава «Ницца», которую мы и предлагаем читателю с небольшими сокращениями.

     

Теннисный клуб Ниццы уютно устроился в Империал-парке в окружении холмов, на склонах которых возвышаются сооружения, принадлежащие всем модным архитектурным стилям, известным с тех пор, как город стал курортом. Здесь можно увидеть замки с серыми шиферными крышами, увенчанными башенками, русскую православную церковь со сверкающими шпилями на куполах-луковицах, пастельно окрашенные особняки в духе кубизма, мароккан-

 

ские фасады с зубчатыми башнями и резными арками, напоминающими замочные скважины, дома с декоративными излишествами, замысловато-слащавыми линиями, навязчиво повторяющимися в железных решетках, и, наконец, нагромождения плиточных ансамблей, вытесняющих друг друга и заслоняющих соседним зданиям вид на Средиземное море.

Надолго лишенный полноты жизненных ощущений, я упивался свежим воздухом, ослепительно яр-

Library   78   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало