Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В завершение послематчевого разбора вы должны знать: удалось ли вам выиграть решающие очки? Это имеет первостепенное значение, так как от их розыгрыша зависит судьба встречи, проходящей в упорной борьбе. Например, если вы способны выиграть очко при счете 40 : 30 или «больше», то тем самым ставите победную точку в гейме. Если же вы теряете этот мяч, соперник сравнивает счет. В результате у него появляется реальная надежда завершить гейм в свою пользу, и он начинает играть более уверенно. При розыгрыше решающих очков многие ведущие мастера тенниса предпочитают дейст-

 

вовать агрессивнее с целью получения некоторого психологического преимущества.

По окончании анализа не забудьте внести в свою записную книжку краткие данные о прошедшей игре (дату, фамилию соперника, окончательный счет и т. д.), а также основные ошибки, допущенные вами в игре. Собираясь на очередную тренировку, не поленитесь заглянуть в эту запись, и вы четко будете знать, на что вам сегодня следует обратить особое внимание.

 

Перевод Г. Дашкевича
и Л. Лихачевой

 

 

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МАСТЕРСТВО

   
В. Н. Янчук, Т. С. Иванова,
кандидаты педагогических наук
 

В последние годы в мировом теннисе обозначились тенденции: возрастание мощи ударов по отскочившему мячу, усиление темпа игры в целом, «омоложение» участников и призеров международных соревнований, включая самые престижные. Ранняя специализация в теннисе нередко оказывается причиной серьезных травм и вынужденного прекращения занятий теннисом. В целом же сильнейшие юные спортсмены показывают на мировой арене вполне зрелый теннис, успешно конкурируя с ведущими спортсменами мира. Наиболее ярко проявили себя в этом отношении Б. Беккер (ФРГ), С. Эдберг (Швеция), Ш. Граф (ФРГ), Г. Сабатини (Аргентина) и другие. На формирование высшего спортивного мастерства влияют многие факторы, но, пожалуй, основные — выбор модели игры, целенаправленное овладение активными наступательными средствами с самого начала занятий.

Опытные тренеры знают, что «удержание» мяча в игре, стремление «перекидать» соперника, преобладающая работа только над точностью ударов приводят к образованию своеобразного скоростного барьера, который впоследствии практически невозможно преодолеть. Вместе с физиологическими механизмами вырабатыва-

 

ются и психологические, «удерживающие» спортсмена на почтительном расстоянии от сетки. Известно тренерам и другое — любой сложный прием при настойчивой % регулярной тренировке юного спортсмена вскоре начинает получаться, а затем и хорошо служить в соревновательной обстановке на любом уровне. Правда, его освоение зачастую связано с минутами огорчения, слезами воспитанника и даже с отсутствием заметных спортивных результатов, поскольку на первых порах риск явно превышает эффективность, особенно в соревнованиях.

Отечественная практика последних лет свидетельствует: отдельные тренеры стремятся добиться признания своих юных воспитанников на всесоюзной арене любой ценой. К сожалению, это связано не с формированием основ игры, разнообразием технико-тактических средств, а с форсированием результатов, ограничением игрового диапазона и с усилением лишь отдельных компонентов игры. Нетрудно убедиться, что временное превосходство в турнирах у 10 — 12-летних совсем не гарантирует успеха в 14 — 15 лет, а тем более во взрослом возрасте. Да и наши зарубежные соперники доказывают, что и в раннем возрасте успехов можно добиваться

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

за счет вполне современной оснастки и полного набора атакующих средств.

Все это послужило причиной внесения коррективов в систему подготовки юных спортсменов у нас в стране, что прежде всего проявилось в значительном сокращении всесоюзных соревнований для мальчиков и девочек и возрасте 10 — 12 лет. Предполагается, что проведение таких мероприятий создаст благоприятные возможности для планомерных учебно-тренировочных занятий на местах, развития специальных навыков, всестороннего физического совершенствования, т. е. решения стратегических задач подготовки. Вместе с тем для спортивных школ разработана новая программа, которая предусматривает перестройку работы с учащимися не только в организационном, но и в методическом плане. Она охватывает все основные разделы подготовки теннисистов с поэтапными требованиями. В программе коллективу тренеров и научных работников удалось не только обобщить передовой опыт, но и сформулировать конкретные нормативы и требования к подготовке учащихся по годам и периодам обучения, которые приводятся ниже.

Новая программа предназначена в основном для ДЮСШ и СДЮШОР, перед которыми стоит важная задача — подготовка олимпийского резерва. Этим и определяется ее содержание. По сравнению с программой, выпущенной в 1979 г., новая программа включает ряд новых разделов:

методику регистрации и модельные характеристики соревновательной деятельности теннисистов юношеского возраста;

поурочное распределение и последовательность изучения программного материала;

модельные занятия для групп различного уровня подготовленности;

список литературы для изучения особенностей развития и подготовки спортсменов юношеского возраста.

Раздел «Критерии, методы и организация поэтапного отбора» содержит конкретные цифровые данные, которые служат тренеру ориентиром при наборе детей в ДЮСШ и в последующем этапном отборе.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает раздел «Содержание и методика проведения контрольных испытаний». В нем представлены требования к физической, психологической и технической подготовленности уча-

 

щихся групп начальной подготовки, учебно-тренировочных и спортивного совершенствования.

Контрольные требования по физической подготовленности составлены на основе экспериментальной работы сотрудников ГЦОЛИФКа — Н. Верхошанской, А. Васильева, М. Морозова, Г. Жукова. Правомерность применения этих требований проверена в ряде спортивных школ Москвы, Донецка, Ташкента, Юрмалы. Из группы опробованных тестов выбран тот минимум, который, давая объективную оценку развития скоростно-силовых качеств теннисиста, был бы наиболее прост в проведении и оценке результатов. Все упражнения, за исключением бега на 30 м, можно проводить прямо на корте. Беговые упражнения, представленные ниже, выполняются без дополнительной разметки:

бег на 18 м от задней линии до дальней линии подачи (фактически длина дистанции — 18 м 29 см). Выполняется с высокого старта. Время фиксируется по общепринятой методике ручным секундомером или фотофинишной установкой. Учитывается лучший результат по двум попыткам;

бег 6 раз по 5,5 м от задней линии до ближней (от бегущего) линии подачи (фактически длина этого отрезка — 5 м 49 см). Выполняется с высокого старта. Спортсмен без пауз бегает от одной из указанных линий к другой. Старт и финиш у задней линии. Повороты для изменения направления бега должны выполняться так, чтобы ноги бегущего в момент поворота находились полностью за линией. Учитывается лучший результат по двум попыткам;

бег 6 раз по 8 м вдоль задней линии одиночной площади (фактически длина этого отрезка — 8 м 23 см). Теннисист бегает с ракеткой в руке и касается при перемене направления набивных мячей. При выполнении теста с «челн очным» передвижением набивные мячи расставляются таким образом, чтобы они отстояли от точки перемены направления движения на расстоянии, равном длине вытянутой руки с ракеткой. С этой целью спортсмен предварительно должен встать правой ногой на правую боковую линию и вытянуть правую руку с ракеткой вправо (перенося вес тела на правую ногу), коснуться ракеткой пола и затем, встав левой ногой на левую боковую

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

линию, коснуться правой рукой с ракеткой слева. При выполнении теста не допускается: забегание за точку перемены направления или недобегание ее, перекладывание ракетки из одной руки в другую, повороты спиной к сетке. При нарушении этих условий тест выполняется заново. Учитывается лучший результат двух попыток.

Выбор этих дистанций определяется спецификой передвижений теннисиста.

Прыжки в длину — одинарный и тройной — осуществляются толчком двух ног. При выполнении тройного прыжка важно, чтобы спортсмен «не засиживался» в момент приземления, а совершал все три прыжка непрерывно.

 

Замена выполнявшегося ранее теста «тройной прыжок с ноги на ногу» на «прыжок толчком двух ног» определяется более простой техникой исполнения, которая в меньшей степени, чем раньше, влияет на результат.

Перечисленные тесты могут быть использованы и для контроля, и как средство подготовки в процессе тренировочных занятий юных теннисистов. Целесообразно выполнять их и в соревновательной форме, чтобы приучать детей к обстановке соревновательной борьбы.

Различные упражнения с набивными мячами — обязательная составная часть тренировочных занятий по физической подготовке. Тогда тест «метание набивного мяча» не вызовет

 

Таблица 1

Контрольные требования по физической подготовке

Возраст,
лет

Оценка

Пол

Упражнения

Бег, с

Метание
набивного мяча
(1 кг), м

Прыжки в длину с толчком двух ног, см

18 м

6x5 м

одно-
кратный

трой-
ной

7

Отлично

м

3,5

11,8

7,5

165

д

3,6

11,8

6,5

150

Хорошо

м

3,9

13,5

5,5

145

д

4,0

13,5

4,5

135

Удовлетворительно

м

4,2

14,2

4

125

д

4,2

14,4

3

125

8

Отлично

м

3,3

11,4

9,5

180

д

3,4

11,6

8,0

170

Хорошо

м

3,7

13,0

7,2

160

д

3,8

13,2

6,2

150

Удовлетворительно

м

3,9

14,0

5,5

140

д

4,0

14,2

4,5

135

9

Отлично

м

3,1

11,2

10,5

190

560

д

3,6

11,3

9,0

180

520

Хорошо

м

3,5

12,8

9,0

170

490

д

3,6

13,0

8,0

160

450

Удовлетворительно

м

3,7

13,6

7,0

155

440

д

3,8

14,0

6,0

150

400

10

Отлично

м

3,1

13,3

13,9

620

д

3,3

13,2

10,9

550

Хорошо

м

3,3

14,0

10,5

550

д

3,5

14,5

8,5

510

Удовлетворительно

м

3,5

16,0

9,0

500

д

3,6

16,5

7,5

450

12-13

Отлично

м

3,0

13,0

15,0

670

д

3,2

13,2

12,0

600

Хорошо

м

3,2

13,8

13,0

570

д

3,4

14,0

10,5

540

Удовлетворительно

м

3,4

15,5

11,5

520

д

3,5

16,0

9,0

460

 

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

затруднений занимающихся. Обучение метательным движениям, аналогичным подаче, желательно проводить с использованием теннисных мячей, коротких палок, спортивных гранат и других предметов при соблюдении необходимых условий безопасности. Результаты контрольного тестирования оцениваются тремя оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Уровень оценки «удовлетворительно» является одной из составляющих пропуска в ДЮСШ.

 

Практически его может выполнить каждый нормально физически развитый учащийся.

Проверка физической подготовленности по контрольным требованиям новой программы в ряде специализированных ДЮСШ показала, что, к сожалению, детей с хорошей и отличной подготовкой — единицы. Думается, что новые контрольные требования будут стимулировать занятия физической подготовкой с детьми и подростками (табл. 1 и 2).

 

Таблица 2

Возраст, лет

Оценка

Пол

Упражнения

Бег, с

Метание набивного мяча (1 кг ), м

Тройной прыжок в длину

толчком двух ног, см

30 м

6x8 м

14

Отлично

м

4,6

12,8

18,0

6S0

д

4,8

12,8

12,5

610

Хорошо

м

4,8

13,5

16,0

590

д

5,0

13,8

11,0

550

Удовлетворительно

м

5,0

15,0

14,5

540

д

5,2

15,5

9,5

480

15

Отлично

ю

4,4

12,5

21.0

780

д

4,7

12,5

13,0

700

Хорошо

ю

4,6

13,2

19,5

700

д

4,9

13,5

12,0

620

Удовлетворительно

ю

4,9

14,5

15,5

580

д

5,1

14,8

11,0

510

16

Отлично

ю

4,3

12,3

25,0

820

д

4,7

12,3

15,5

750

Хорошо

ю

4,5

13,0

21,0

710

д

4,9

13,3

13,5

630

Удовлетворительно

ю

4,7

14,0

16,5

610

д

5,0

14,2

12,0

570

17

Отлично

ю

4,2

12,2

27,0

840

д

4,6

12,2

16,5

790

Хорошо

ю

4,4

13,8

23.0

730

д

4,8

13,3

14,5

650

Удовлетворительно

ю

4,6

13,2

18,0

690

д

5,0

14,0

13,0

600

 

ЕДИНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ

для теннисистов группы олимпийского
резерва по выполнению основных
тактических элементов и технических
приемов в игре

Тактические элементы

1. Использовать при ударах по отскочившему мячу в качестве основных мощные крученые удары справа и (при игре двумя руками) слева.

 

 

2. Уметь выполнять при игре с задней линии большое количество ударов (в среднем в процессе розыгрыша очка до 50 — 60) при одновременном повышении темпа игры (до 20 — 25 ударов в минуту)

 

3. Уметь атаковать соперника:

а) с короткого и «мягкого» (глубокого) мячей, выполняя нападающие удары очень сильно и в максимально высокой точке (на уровне 1,2 — 1,5 м);

б) на приеме малоактивной (как правило, второй) подачи соперника, быстро выходя вперед и одновремен-

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

но забегая под свой сильнейший, «коронный» удар (справа или слева);

в) с высокого мяча (свечи, полу-свечи), применяя, как правило, смеш в прыжке (или смеш с «подседанием») за счет быстрого перемещения по площадке и осуществления своевременной подготовки;

г) в ситуациях, когда соперник оказался явно выбитым из исходной позиции (за пределы площадки) и ответил «мягким», защитным ударом, применяя максимально мощные удары и увеличивая темп игры за счет ранних ответных действий: применения ударов с лёта, полулета, по восходящему мячу, а также собственного выхода вперед, навстречу мячу.

4. Уметь выходить вперед навстречу «мягкому» (высокому) мячу при выполнении ударов с лёта.

5. Последовательно овладеть:

а) второй подачей с вращением мяча и значительной поступательной скоростью полета, не позволяющей сопернику немедленно выиграть очко;

б) первой подачей, явно превосходящей по скорости полета мяча вторую подачу и ставящей соперника в затруднительное положение при ее приеме (с отдельными медленно выигрываемыми мячами).

Технические приемы

1-я подача:

а) хватка ракетки — универсальная (до 10 лет), универсальная или континентальная (для удара слева — до 12 лет), континентальная (после 12 лет);

б) плоскость ракетки перпендикулярна перед началом активного выноса локтя вперед, предплечье и кисть (тыльная сторона) составляют одну прямую линию, без излома;

в) точка удара впереди туловища (на 20 — 30 см) и строго по центру (разброс вправо или влево не более 5 см);

г) боковое положение туловища сохраняется до начала активного выноса руки с ракеткой (плеча) вперед, в мяч.

 

2-я подача:

а) точка удара по сравнению с 1-й подачей смещается вправо (на

 

10 — 15 см) — для резаной подачи или влево (на 5 — 10 см) — для крученой;

б) боковое положение туловища сохраняется до активного выноса рук и с ракеткой вперед — при резаной подаче и до окончания выноса предплечья вверх-вперед — при крученой.

 

Крученый удар справа:

а) точка удара впереди туловища (на 20 — 30 см) и не ниже уровня колена;

б) перепад высот между крайним низким положением головки ракетки при выносе вперед и точкой удара составляет 30 — 50 см;

в) плоскость ракетки перед выносом и в момент удара либо перпендикулярна поверхности корта, либо наклонена и прикрывает мяч сверху;

г) вес тела переносится вперед до момента удара по мячу, с началом выноса руки с ракеткой в мяч.

Крученый удар слева: а), б), в), г) — то же, что и для удара справа;

д) боковое положение туловища сохраняется до окончания выноса руки с ракеткой вперед-вверх.

Удары с лёта:

а) точка удара впереди туловища (на 20 — 30 см), при замахе в исходном положении туловище повернуто под углом 45° при ударе справа и 90° — слева (относительно первоначального положения готовности — лицом к сопернику);

б) короткий замах — ракетка не уходит дальше уровня плечевого сустава — правого при ударе справа и левого — слева;

в) головка ракетки до удара выше точки удара, перепад высот составляет в среднем 5 — 10 см;

г) рука с ракеткой выполняет свободное и самостоятельное движение в плечевом суставе при относительно фиксированном положении туловища.

Удары с полулета:

а) ноги до и во время удара сильно согнуты в коленях;

б) в момент удара ракетка находится почти в горизонтальном положении, плоскость ракетки перпендикулярна поверхности корта и обращена в сторону соперника.

 
Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало