Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

то, подчеркивали выступавшие, что Управление капитального строительства Спорткомитета СССР завершит строительство теннисных кортов на территории ГЦОЛИФК в 1984 г., где должен быть создан научно-методический центр повышения квалификации специалистов и подготовки- олимпийских команд по теннису, а Мосгорспорткомитет обеспечит в ближайшее время реконструкцию теннисного городка Центрального стадиона им. В. И. Ленина в соответствии с решением Мосгорисполкома и МГСПС от 21 февраля 1978 г. Теннисисты ожидают также, что Спорткомитет СССР сумеет создать и оборудовать до 1986 — 1987 гг. комплексы открытых и крытых кортов в Москве, Самарканде и Сухуми.

По прежнему острой, как отмечалось на пленуме, продолжает оставаться проблема выпуска теннисного инвентаря: ощущается дефицит мячей, струн, ракеток, теннисной одежды и обуви. Президиум Федерации тенниса СССР принял ряд мер для решения этой проблемы, в частности, создал комиссию по материально-техническому обеспечению развития тенниса в стране. Но по ряду объективных причин эта комиссия пока не может кардинально изменить положение дел. К решению этой проблемы следует, по-видимому, шире привлекать министерства и ведомства, непосредственно занимающиеся вопросами выпуска спортивного инвентаря.

Проводимая в настоящее время исследовательская работа осуществляется в основном применительно к теннису высших достижений. Ближайшая задача, указывали делегаты, обобщив передовой опыт работы тренеров и современные данные научных исследований, разработать типовой рабочий план тренировочного процесса от новичка до мастера спорта СССР.

 

На пленуме обсуждались и многие другие вопросы: подготовка олимпийских резервов, создание на кооперативных началах теннисных клубов, усиление популяризации тенниса в стране и т. д.

Пленум принял соответствующее постановление, которое предусматривает:

— разработку комплексной целевой программы развития тенниса в стране на 1985 — 1990 гг.;

— конкретные меры по увеличению выпуска теннисного инвентаря и улучшению его качества;

— ускоренное создание теннисных клубов на кооперативных началах с абонементными группами для теннисистов разных возрастов;

— улучшение системы проведения соревнований по теннису;

— повышение уровня работы судейских коллегий на местах, более широкое привлечение к судейству участников соревнований;

— усиление контроля за выступлением советских теннисистов на международной спортивной арене, обобщение опыта их выступлений и представление необходимых рекомендаций Спорткомитету СССР и т. д.

Пленум обязал президиум Федерации тенниса СССР шире использовать при выполнении принятого постановления предоставляемые ему права и возможности, строго контролировать выполнение принимаемых решений, держать постоянный контакт с руководством Спорткомитета СССР.

В работе пленума приняли участие первый заместитель председателя Спорткомитета СССР В. П. Захавин, начальник Управления спортивных игр Спорткомитета СССР В. А. Голенко, заместитель председателя Спорткомитета Грузинской ССР А. И. Метревели.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ОЛИМПИЙСКИЙ ПРИЦЕЛ: МАСТЕРСТВО ПОДДАЕТСЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ

   
С. П. Белиц-Гейман, профессор
 

Теннис вновь в олимпийской семье! Времена «странной войны» между Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией тенниса, которая привела к исключению тенниса из олимпийской программы, канули в Лету.

Из древности до нас дошли крылатые слова: «Только великие цели рождают великую энергию». К числу таких целей можно по праву отнести и подготовку советских теннисистов к Олимпийским играм 1988 г. Достижение такой цели требует огромной энергии, необходимой, прежде всего, для совершенствования системы

 

подготовки спортсменов, внедрения в спортивно-педагогическую практику достижений советской науки, передового опыта развития отечественной школы спорта.

Следует, по-видимому, сразу уточнить один важный вопрос, который можно образно назвать фронтом приложения «олимпийской энергии». Каким он должен быть? Может быть, верный компас и руль в умелых и твердых руках нужны только узкому кругу реальных кандидатов на участие в олимпиадах?

Нет! И еще раз нет! Речь должна идти о генеральной линии развития отечественного тен-

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

ниса под олимпийским флагом, о совершенствовании школы отечественного тенниса. Словом, во весь голос должен зазвучать уже известный в других видах спорта девиз: «Олимпийские игры — не только для олимпийцев!»

Здесь нужно руководствоваться принципом пирамиды. Широкое основание пирамиды — это наш массовый теннис, особенно теннис детский и юношеский; верх — ближайшие олимпийские резервы и олимпийские избранники.

Путь к вершине пирамиды — путь к мастерству — должен стать уделом не одиночек, а большой группы спортсменов, овладевших современным стилем игры. Беда, если эта группа окажется слишком малочисленной. Тогда выбор для выхода на международную спортивную арену будет ограниченным, а значит, и малоперспективным.

Говоря о принципе усеченной пирамиды, я, прежде всего, имею в виду долголетнюю перспективу развития нашего тенниса, подготовку как к ближайшим, 1988 г., так и к последующим олимпийским играм. Естественно, что для формирования прочного фундамента пирамиды необходимы годы, однако уже сейчас важно придать олимпийской подготовке возможно более широкий размах. Только передовая школа подготовки, опирающаяся на широкое развитие тенниса в стране, может выдвигать лучших представителей на лидирующие позиции в олимпийских сражениях.

Некоторые наши тренеры да и теннисисты иногда следуют сомнительным путем слепого подражания игре отдельных зарубежных звезд. Стоило, к примеру, заблистать на мировой арене уникальному по своим индивидуальным особенностям шведу Б. Боргу с его безошибочной игрой преимущественно у задней линии сильно кручеными ударами, как это послужило основанием для ошибочного вывода: нападающая игра у сетки уходит в прошлое. Теперь, мол, наступил век процветания игры с задней линии, больших результатов можно добиться и со средней по силе подачей. И вот плачевный результат: у нас все больше и больше появляется спортсменов, подражающих Б. Боргу и предпочитающих однообразно действовать только у задней линии.

...Победе москвички Н. Ревы в чемпионате Европы 1983 г. среди девушек радовались все. Но одновременно с радостью возникали и опасения в отношении перспективы. Задумаемся хотя бы над такими фактами: в напряженном финальном матче Н. Рева выиграла активными ударами только... 9 очков, причем 3 из них — на обводке соперницы у сетки и еще 3 — ударами с лёта после вынужденного выхода к сетке при ответе на укороченный удар венгерской спортсменки.

...С тяжелым настроением возвращались мы с чемпионата Европы 1983 г. по теннису среди подростков (в нем выступают юные спортсме-

 

ны по двум возрастным категориям: 11 — 12 и 13 — 14 лет). Вспоминались и итоги предыдущих чемпионатов. За три минувших года из числа советских спортсменов лишь уфимцу Л. Черкасову удалось подняться на высшую ступеньку пьедестала почета — стать чемпионом континента. Правда, за эти годы в числе призеров было немало наших юных спортсменов и советская команда выходила на почетные призовые места (из числа 20 — 23 выступающих команд). Смущала не столько скромность успехов, сколько далеко не перспективная для будущих выступлений тактика. Девочки второй возрастной группы (13 — 14 лет) стояли, что называется, насмерть и однообразными ударами с задней линии стремились заставить соперницу ошибиться. А младшие мальчики больше всего боялись, как бы противник не вызвал их укороченным ударом к сетке, где они, мягко говоря, чувствуют себя неуверенно.

Чем же объяснить тогда успех А. Черкасова, ставшего единственным среди наших мальчиков чемпионом Европы? Он действует творчески, изобретательно и на редкость упорно. И это при ограниченном арсенале атакующих действий. Из числа острых нападающих приемов у спортсмена есть лишь сильный точный удар справа. С помощью этого своего конька он и создает в игре острые выигрышные ситуации. Помнится, как после его победы (в финале Андрей встречался с португальцем) португальский тренер заметил, обращаясь к членам советской делегации: «Этому мальчику дать сильную подачу и научить играть у сетки — и он пойдет далеко!»

В этом положительном на первый взгляд мнении зарубежного специалиста одновременно прозвучал и горький упрек в наш адрес. Что и говорить, увлечение подражательством, без учета перспективной линии развития тенниса, ничего, кроме вреда, не приносит.

Покинули мировую арену Б. Борг и несколько других ведущих спортсменов с аналогичной тактикой. И что же? Первыми ракетками мира среди мужчин и женщин стали представители атакующего тенниса, универсальной игры, владеющие мощной подачей и блестяще действующие у сетки. Как быть теперь? Менять ориентацию и подражать преемникам Б. Борга? Тем более что в отличие от него они успешно выступают как в одиночных, так и в парных соревнованиях. Хотя их игра, на мой взгляд, и более прогрессивна, ее не следует рассматривать в качестве эталона. Ведь чемпион мира 1981 и 1983 гг. Д. Макинрой (США) значительно слабее играет на обычных грунтовых площадках, его удар с задней линии в высокой точке не отличается мощью и стабильностью, что позволяет соперникам успешно использовать против него крученые удары с высоким отскоком мяча (не случайно этот выдающийся спортсмен ни разу не стал победителем крупней-

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

ших мировых турниров на грунтовых площадках).

Универсальность и мощь ударов Д. Макинроя не достигли еще всеобъемлющего характера, к которому можно и нужно стремиться.

С другой стороны, ошибочно впадать в другую крайность: пренебрегать опытом сильнейших зарубежных соперников, не изучать их игру.

Итак, подведем некоторые итоги и сделаем вывод. Развитие отечественной школы тенниса должно следовать по пути творческого поиска, используя современные научные методы передовых, перспективных моделей игры, в которых ярко и полно воспитываются и проявляются лучшие свойства и качества личности советского спортсмена.

В современный научный язык прочно вошел термин «модель». Воспользуемся этим термином и мы применительно к развитию школы тенниса с олимпийским прицелом.

Понятие «школа» широкое, емкое. Ее составляющие многочисленны. Отметим лишь те, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию спортсмена-олимпийца. Они-то и требуют, в первую очередь, современного модельного подхода. Последний характеризуется четкой целевой ориентацией моделируемого объекта, определением его модельных характеристик — главных особенностей, от которых зависит эффективность функционирования объекта. Определение же объективных контрольных, главным образом количественных, показателей (целевых — конечных и этапных — промежуточных) позволяет судить о мере соответствия этого функционирования целевому заданию.

Главными составляющими школы можно считать модели соревновательной деятельности, личности спортсмена-олимпийца и подготовки. Определение особенностей их взаимосвязей имеет важное значение, так как модели представляют собой единый взаимосвязанный комплекс, от которого в первую очередь зависит успех олимпийской подготовки. Этот комплекс характеризуется прямыми и обратными связями.

В любом виде спорта уровень результатов зависит в конечном итоге от соревновательной деятельности — ее стратегии, тактики и техники, а также свойств и качеств личности спортсмена, которые в этой деятельности проявляются и лимитируют ее. Модель соревновательной деятельности должна выступать в роли своего рода главного заказчика по отношению к модели личности (в этом случае имеется в виду только ее спортивная область подготовленности), и они вместе выступают в этой же роли по отношению к модели подготовки. Это прямая связь. Можно сказать и так: какова целевая модель соревновательной деятельности, таковы должны быть и модели личности спортсмена и его подготовки.

 

В свою очередь, модель подготовки по отношению к модели личности и модели соревновательной деятельности выступает в роли конструктора реальных возможностей для освоения и использования смоделированных стратегии, тактики и техники (такая зависимость представляет обратную связь).

К сожалению, в нашей спортивно-педагогической практике подобного рода модельные взаимосвязи недооцениваются, и формирование моделей, особенно соревновательной деятельности, носит во многом стихийный и изолированный характер, не отличается четкой перспективностью, в результате чего спортсмены осваивают игру, которая не позволяет им достигнуть высоких результатов.

Как это происходит? После того как спортсмены в основном овладеют спортивной техникой, ставится задача сформировать индивидуальную модель их игры в соответствии со сложившимися техническими возможностями (часто очень скудными) и с учетом психологических и физических особенностей подготовленности. Суть такого подхода-установки можно выразить словами поговорки «По одежке протягивай ножки».

Не хватает у юного спортсмена, к примеру, смелости и решительности, и, глядишь, он уже отказывается от нападающей, острой игры. У другого свои недостатки: не на уровне быстрота двигательной реакции и ловкость. Тут-то и принимается самое легкое, но лишающее спортсмена перспективы решение — отказаться от использования игры у сетки, требующей именно этих качеств.

Часто причиной фактического отказа от передовой модели соревновательной деятельности бывают недостатки в постановке спортивной техники. Почему, к примеру, подавляющее большинство наших теннисисток действует преимущественно у задней линии, обладая очень низким потенциалом нападения? Причина простая: в арсенале их игры нет нападающих ударов, позволяющих остро завершать розыгрыш очка. Вот и получается, что игра подгоняется под имеющиеся недостатки.

Передовая модель соревновательной деятельности должна стать своего рода путеводной звездой для наших спортсменов, начиная с первых шагов в теннисе, должна мобилизовать их на воспитание необходимых свойств и качеств, на решительное устранение недостатков. Только при этом условии можно рассчитывать на большие успехи в международных соревнованиях.

Хорошим примером действенности такой установки может служить спортивный путь нашей молодой спортсменки — чемпионки Европы 1983 г. Л. Савченко. Мне вспоминаются слова ее тренера В. Тетерина, сказанные на Всесоюзной научно-методической конференции по теннису: «Секрет быстрых успехов моей ученицы прост. Ее совершенствование мы сразу

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

нацелили на освоение атлетической, острой и разнообразной игры. Этой цели были подчинены все виды подготовок, и в первую очередь подготовка техническая».

Савченко еще недостает психологической устойчивости, стабильности ударов. Однако генеральная линия совершенствования спортсменки вселяет надежды. Весьма вероятно, что со временем она сможет стать достойной преемницей нашей О. Морозовой. Примечателен такой факт. Л. Савченко только в 1983 г. начала свой путь на международной арене и в конце того же года уже вошла в десятку сильнейших теннисисток мира юношеского возраста, добившись высоких результатов в одиночных и парных соревнованиях. Причем в десятке лучших парных игроков классификационная комиссия Международной федерации тенниса поставила ее на первое место.

А теперь рассмотрим главные особенности перспективной модели соревновательной деятельности.

Вот уже много лет не утихают в теннисе споры вокруг проблемы «модель чемпиона будущего». Автору этих строк довелось последние годы участвовать в различных международных научно-методических конференциях, где эта проблема была в центре внимания. Воспитание теннисиста, у которого удары с задней линии были бы такими же мощными, как у И. Лендла справа и Д. Коннорса слева, подача была бы такой же «пушечной», как у Р. Таннера, а игра у сетки столь же виртуозной, как у Г. Гонзалеса, не скрою, немало специалистов считает несбыточной мечтой. Другие, в том числе и автор этих строк, придерживаются принципиально иного мнения.

Если мы хотим в будущем занять лидирующее положение в мировом теннисе, то достигнуть этого, я уверен, можно, в первую очередь, с помощью «идеальной модели». Кстати, заметим: первые ракетки мира 1983 г. Д. Макинрой и М. Навратилова ближе других приближаются именно к такой модели.

А как же быть с индивидуальными особенностями спортсменов? Если иметь в виду особенности, относящиеся к сильным сторонам их личности, то они хорошо вписываются в такую модель. Резко выраженные недостатки, естественно, тормозят ее освоение и даже могут лишить спортсмена возможности достигнуть успеха на этом пути. Главное здесь в том, чтобы спортсмен взял твердый курс на «идеальную модель». Если это сделано с первых шагов занятий теннисом, то в перспективе эта цель, как правило, осуществима.

Соревновательная деятельность, как и любая другая, связанная с борьбой, характеризуется, в первую очередь, задачами, стратегической и тактической направленностью и непосредственными действиями, являющимися средством ведения противоборства.

В соревновательной деятельности различные

 

качества спортсмена не только проявляются, но и при определенных условиях совершенствуются. При оценке соревновательной деятельности, определении ее задач следует учитывать достигнутый с ее помощью результат, а также воспитательный, тренировочный эффект. Поэтому задачи соревновательной деятельности оправданно разделить на спортивно-результативные и воспитательные.

Задачи спортивно-результативные заключаются в том, чтобы мобилизовать и как можно полнее, разумнее использовать все возможности теннисиста, использовать наиболее эффективную модель соревновательной деятельности и в итоге достигнуть спортивного успеха.

Решение воспитательных задач предполагает систематическое использование таких моделей соревновательной деятельности, которые в наибольшей мере оказывают влияние на развитие положительных свойств и качеств личности, способствуют развитию активных, творческих, волевых черт характера, атлетических качеств, придают спортивной борьбе интеллектуально и эмоционально насыщенный характер, повышают ее зрелищный эффект и тем самым способствуют повышению интереса к виду спорта, его пропаганде. Следует иметь в виду, что отдельные варианты соревновательной деятельности могут не только не способствовать решению воспитательных задач, а, наоборот, наносить вред воспитанию спортсмена, особенно юного.

Отрицательным примером в этом отношении может служить однообразная, лишенная остроты и инициативы игра только у задней линии площадки, рассчитанная лишь на ошибки со стороны соперника. Негативное влияние такой игры не ограничивается лишь психологической сферой. Она крайне ограничена и в двигательном отношении, так как предполагает использование узкого круга однообразных действий и поэтому не может быть средством всестороннего воспитания широкого комплекса физических качеств. В отличие от нее атлетическая, универсальная, смелая и активная игра по всей площадке, требующая быстроты двигательной реакции, ловкости, прыгучести, может быть важным средством развития как психических, так и физических качеств.

Стратего-тактическая направленность соревновательной деятельности может быть нападающей, контратакующей и защитной. Соответственно такой направленности и действия спортсменов разделяются на нападающие, контратакующие и защитные. Главное в «идеальной модели» перспективного советского теннисиста это комплексная гармоничность действий, их всеобъемлющая, универсальная активность, опирающаяся на высокое исполнительское мастерство. Если иметь в виду действия, выбираемые по собственной инициативе, то главенствующая роль все же должна принадлежать нападающим действиям. Именно в них, в

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

первую очередь, выражается нацеленность на активную игру.

Игра всеобъемлющей активности требует поистине всесторонней подготовленности, отсутствия резко выраженных недостатков во всех видах подготовки, особого психологического склада, характеризующегося инициативой, смелостью и решительностью, способностью уверенно, без колебаний идти на риск.

Примечательна в этом отношении новая тенденция, которая рассматривалась как перспективная на последней Международной научно-методической конференции по теннису (1984 г.). Образно ее назвали «убийство тремя выстрелами». Суть тенденции в том, что ставится задача тремя исключительно мощными и остропласированными ударами по отскочившему мячу выиграть очко, причем без выхода к сетке.

Автору этих строк довелось видеть показательную тренировку двух известных мастеров — Д. Коннорса и Д. Ариаса (последний — новая звезда американского и мирового тенниса, обладающий очень мощной игрой с задней линии). Игра велась на счет, но по необычным правилам: очко засчитывалось только тому, кто добивался выигрыша не более чем тремя ударами, и, если этого не случалось, игра прерывалась и розыгрыш очка начинался заново. Такая необычная тренировка носила ураганный характер. Каждый из ее участников применял удары лишь очень высокой пробивной способности и каждый раз старался послать мяч в неожиданном для противника направлении. Это упражнение давало большой тренировочный эффект и потому, что спортсмены вынуждены были исключительно быстро передвигаться по площадке, иначе практически невозможно было отражать каждый следующий мяч. Этот в известной мере новый тактический вариант — пример поисков дальнейшей активизации действий. Такого рода поиски, я уверен, будут продолжаться и дальше. Их необходимо развивать и советским специалистам.

Важной характеристикой, относящейся к области направленности соревновательной деятельности, является уровень ее творчества, или, как говорят, ее творческий потенциал. Перспективы роста мастерства наших теннисистов, разработка и использование перспективных моделей игры, безусловно, самым тесным образом связаны с повышением этого потенциала.

Чем же характеризуется творческий потенциал? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала раскрыть суть игрового творчества, определить, в чем конкретно оно выражается. Такое творчество включает две взаимосвязанные области: поиск оптимальных решений и их практическая реализация.

Первая область — это поиск и в конечном итоге выбор (с учетом соревновательной обста-

 

новки и особенностей действий соперников) оптимальных стратего-тактических решений и конкретных средств для их реализации. Допустим, теннисист принял решение придать своей игре в данном матче нападающую направленность. Естественно, возникает вопрос: какими же конкретно действиями целесообразно реализовать это решение? Ведь нападающих действий много и важно выбрать наиболее эффективные для данного матча, учитывая особенности действий конкретного противника.

Элементы творчества должны органически вплетаться и в сам процесс выполнения двигательных действий, и в комплекс движений, а также в то, что называют поведенческой стороной деятельности. Для этого спортсмен должен владеть разнообразным арсеналом спортивной техники, вариативностью движений, способностью маскировать свои тактические замыслы при ударах, особенно направление ударов, действовать неожиданно для противника. Когда наблюдаешь на тренировке за отдельными игроками и концентрируешь внимание только на их движениях, то так и хочется воскликнуть: «Вот образец техники!» Однако уже в тренировочной игре на счет и тем более в соревнованиях обнаруживается, что техника не дает нужного эффекта, она прямолинейна и реализуемый с ее помощью тактический замысел соперник легко разгадывает.

Когда речь заходит о творчестве в спорте, вспоминается многократный чемпион СССР первых послевоенных лет заслуженный мастер спорта Н. Озеров. Мне довелось видеть многих ведущих советских и зарубежных теннисистов. Но такого яркого артистического творчества на площадке, каким отличался он, я ни у кого не встречал. Озеров всегда обрушивал на соперника каскад оригинальных тактических комбинаций. Перед ударом спортсмен всем своим видом, начальными движениями сначала умышленно показывал противнику, что готовится направить мяч в одну сторону, но в последний момент вдруг молниеносно «преобразовывал» движения и совершенно неожиданно посылал его в другом направлении. К примеру, излюбленным тактическим ходом Озерова был неожиданный укороченный удар справа. Спортсмен сначала маскировал его под очень острый нападающий удар, прозванный «Катюшей» за его исключительную пробивную силу и на редкость стремительный полет мяча. Готовя этот ход, спортсмен быстро набегал на мяч и энергичным, настроенным на мощный удар видом словно говорил: еще минута — и я смету мяч с площадки. Однако через мгновенье мяч «умирал» у самой сетки на глазах у растерявшегося соперника.

Выражаясь языком футбола или хоккея, можно сказать, что творческая игра Н. Озерова была насыщена финтами. Продолжателем этого творческого направления безусловно можно

 
Library   8   Up


Contents

 

Home
 

считать А. Метревели. Ведущие зарубежные специалисты по теннису отмечали, что большие успехи советского спортсмена во многом объясняются его «высоким тактическим интеллектом». Немало творческих задумок и в игре В. Борисова. Однако если говорить об уровне активности и творчества в игре большинства наших спортсменов, то здесь работы, как говорится, непочатый край.

В чем же причины? Их, к сожалению, немало. Здесь мы и подходим к недостаткам, относящимся к средствам ведения спортивного противоборства, недостаткам, в первую очередь, спортивной техники, ограничивающим соревновательные возможности наших спортсменов. Вот главные из них: технический арсенал беден, в нем, как правило, отсутствуют мощные завершающие удары; техника не дает возможности использовать в игре фактор неожиданности, не приспособлена в нужной мере к быстрому темпу, сложным и разнообразным игровым условиям; уровень точности игры невысокий. Отсюда и низкий потенциал творчества.

Эти общие недостатки не случайны. Они — прямое следствие огрехов в подготовке теннисистов начиная с самого .раннего возраста. Курс обучения технике широким фронтом, когда начиная с первых шагов последовательно изучают все основные удары, используется лишь тренерами, которых, если говорить откровенно, можно сосчитать по пальцам. И это тогда, когда такой курс взят на вооружение ведущими зарубежными специалистами, которые готовят наших главных спортивных соперников.

Отсутствие мощных ударов — порок широко распространенной методики обучения. Юного теннисиста долгое время натаскивают на удары мягкие, ошибочно полагая, что со временем их без особых затруднений удастся преобразовать в сильные. При этом забывают, что по мере формирования навыков выполнения приема закрепляются не только кинематические характеристики движений (скоростные, пространственно-временные и др.), но и динамические — силовые, и у многих спортсменов очень прочно. В результате, когда предпринимаются попытки переориентировать спортсмена на сильные удары, оказывается, что он не способен их выполнять.

Одна из главных характеристик эффективности любого удара — его стабильная точность. Не случайно говорят, что современный теннис высокого класса — это игра снайперская. В точности, стабильности ударов наши теннисисты значительно уступают своим сильнейшим

 

зарубежным соперникам. Главная причинаотсутствие систематической тренировки, специально нацеленной на развитие этих качеств.

В теннисных центрах, где готовятся наши главные соперники, на каждой площадке, как правило, имеется комплект плоскостных мишеней, а также приспособления, позволяющие над обычной поперечной сеткой обозначать так называемые воздушные мишени. Плоскостные мишени чаще изготовляют из пластиковых листовых материалов. Это прямоугольники, треугольники или круги, которые располагают в определенных местах площадки. Для обозначения воздушных мишеней к столбам, между которыми натягивают обычную теннисную сетку, прикрепляют дополнительные вертикальные металлические прутья, между которыми и натягивают горизонтально широкую ленту (пространство между верхним краем поперечной сетки и лентой и образует «воздушную мишень»).

Все более широкое распространение получают и площадки с постоянной разметкой мишеней. И вот что досадно: многие идеи,- связанные с методикой развития точности ударов, принадлежащие советским специалистам, широко используются за рубежом, тогда как у нас ими фактически пренебрегают.

Итак, освоение богатого арсенала приемов техники с «хитрыми» деталями движений, широкого комплекса мощных ударов высокой пробивной способности и одновременно высокой точности — одна из главных задач олимпийской подготовки наших теннисистов.

В любой области человеческой деятельности осуществляют настойчивый поиск количественно точных оценок главных показателей ее эффективности. Такие поиски ведутся у нас практически во всех видах спорта. Если говорить о теннисе, то пока получены лишь первые точные данные, которые достаточно объективно могут характеризовать главные модельные характеристики соревновательной деятельности — результативную активность и стабильную точность действий. Из общего числа разыгранных очков в матче выигрывать активными ударами — нападающими и контратакующими — не менее 40% очков и не более 10% терять на своих невынужденных ошибках — такие целевые контрольные задания можно выдвинуть для наших теннисистов. Их выполнение станет важным условием освоения передовых моделей соревновательной деятельности, которые так необходимы для побед на международной спортивной арене.

 
Library   9   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало