|
нацелили на освоение атлетической, острой и разнообразной игры. Этой цели были подчинены все виды подготовок, и в первую очередь подготовка техническая».
Савченко еще недостает психологической устойчивости, стабильности ударов. Однако генеральная линия совершенствования спортсменки вселяет надежды. Весьма вероятно, что со временем она сможет стать достойной преемницей нашей О. Морозовой. Примечателен такой факт. Л. Савченко только в 1983 г. начала свой путь на международной арене и в конце того же года уже вошла в десятку сильнейших теннисисток мира юношеского возраста, добившись высоких результатов в одиночных и парных соревнованиях. Причем в десятке лучших парных игроков классификационная комиссия Международной федерации тенниса поставила ее на первое место.
А теперь рассмотрим главные особенности перспективной модели соревновательной деятельности.
Вот уже много лет не утихают в теннисе споры вокруг проблемы «модель чемпиона будущего». Автору этих строк довелось последние годы участвовать в различных международных научно-методических конференциях, где эта проблема была в центре внимания. Воспитание теннисиста, у которого удары с задней линии были бы такими же мощными, как у И. Лендла справа и Д. Коннорса слева, подача была бы такой же «пушечной», как у Р. Таннера, а игра у сетки столь же виртуозной, как у Г. Гонзалеса, не скрою, немало специалистов считает несбыточной мечтой. Другие, в том числе и автор этих строк, придерживаются принципиально иного мнения.
Если мы хотим в будущем занять лидирующее положение в мировом теннисе, то достигнуть этого, я уверен, можно, в первую очередь, с помощью «идеальной модели». Кстати, заметим: первые ракетки мира 1983 г. Д. Макинрой и М. Навратилова ближе других приближаются именно к такой модели.
А как же быть с индивидуальными особенностями спортсменов? Если иметь в виду особенности, относящиеся к сильным сторонам их личности, то они хорошо вписываются в такую модель. Резко выраженные недостатки, естественно, тормозят ее освоение и даже могут лишить спортсмена возможности достигнуть успеха на этом пути. Главное здесь в том, чтобы спортсмен взял твердый курс на «идеальную модель». Если это сделано с первых шагов занятий теннисом, то в перспективе эта цель, как правило, осуществима.
Соревновательная деятельность, как и любая другая, связанная с борьбой, характеризуется, в первую очередь, задачами, стратегической и тактической направленностью и непосредственными действиями, являющимися средством ведения противоборства.
В соревновательной деятельности различные |
|
качества спортсмена не только проявляются, но и при определенных условиях совершенствуются. При оценке соревновательной деятельности, определении ее задач следует учитывать достигнутый с ее помощью результат, а также воспитательный, тренировочный эффект. Поэтому задачи соревновательной деятельности оправданно разделить на спортивно-результативные и воспитательные.
Задачи спортивно-результативные заключаются в том, чтобы мобилизовать и как можно полнее, разумнее использовать все возможности теннисиста, использовать наиболее эффективную модель соревновательной деятельности и в итоге достигнуть спортивного успеха.
Решение воспитательных задач предполагает систематическое использование таких моделей соревновательной деятельности, которые в наибольшей мере оказывают влияние на развитие положительных свойств и качеств личности, способствуют развитию активных, творческих, волевых черт характера, атлетических качеств, придают спортивной борьбе интеллектуально и эмоционально насыщенный характер, повышают ее зрелищный эффект и тем самым способствуют повышению интереса к виду спорта, его пропаганде. Следует иметь в виду, что отдельные варианты соревновательной деятельности могут не только не способствовать решению воспитательных задач, а, наоборот, наносить вред воспитанию спортсмена, особенно юного.
Отрицательным примером в этом отношении может служить однообразная, лишенная остроты и инициативы игра только у задней линии площадки, рассчитанная лишь на ошибки со стороны соперника. Негативное влияние такой игры не ограничивается лишь психологической сферой. Она крайне ограничена и в двигательном отношении, так как предполагает использование узкого круга однообразных действий и поэтому не может быть средством всестороннего воспитания широкого комплекса физических качеств. В отличие от нее атлетическая, универсальная, смелая и активная игра по всей площадке, требующая быстроты двигательной реакции, ловкости, прыгучести, может быть важным средством развития как психических, так и физических качеств.
Стратего-тактическая направленность соревновательной деятельности может быть нападающей, контратакующей и защитной. Соответственно такой направленности и действия спортсменов разделяются на нападающие, контратакующие и защитные. Главное в «идеальной модели» перспективного советского теннисиста это комплексная гармоничность действий, их всеобъемлющая, универсальная активность, опирающаяся на высокое исполнительское мастерство. Если иметь в виду действия, выбираемые по собственной инициативе, то главенствующая роль все же должна принадлежать нападающим действиям. Именно в них, в |
|