Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 3. Индивидуальные особенности динамики показателей эффективности соревновательной деятельности Л. Савченко и С. Черневой в зависимости от уровня психической напряженности в финальной встрече чемпионата Европы

нельзя делать категоричные выводы. Однако уже сейчас ясно, что необходимо не только искать способных теннисистов, но и активно влиять на их психологическую подготовку, для чего нужно осуществлять ряд мер, о которых все мы теоретически знаем, но, к сожалению, не всегда используем. Здесь мы предлагаем общие направления работы:

— приближать тренировочный процесс по

 

напряженности к соревновательной деятельности, увеличивая вес соревновательного элемента в тренировке;

— моделировать сложные игровые ситуации, использовать упражнения, требующие выполнения специальных заданий (например, игра на точность) в конце тренировки, при утомлении;

— учитывать индивидуальные особенности личности спортсмена (тревожность, активность, чувствительность и т. д.);

— во время тренировок часто менять упражнения различной направленности;

— проводить комплекс восстановительных мероприятий, позволяющих удерживать на индивидуально высоком уровне психическую устойчивость в ходе всего соревнования.

 

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ И ТОЧНОСТЬ ПОЛЕТА МЯЧА

   


И. В. Всеволодов, доцент кафедры тенниса ГЦОЛИФК,
Б. П. Сокур, аспирант ГЦОЛИФК
 

В работе над совершенствованием технических приемов тренер и спортсмен постоянно испытывают потребность получать срочную информацию о тех качественных изменениях, которые происходят под воздействием используемых средств и методов.

В качестве субъективной информации традиционно используют некоторые мышечные ощущения, возникающие при выполнении технического приема, воспринимаемые и оцениваемые визуально скорость полета мяча и точность попадания. Однако с ростом мастерства спортсменов при современном развитии игры этой информации недостаточно. Не случайно в спортивной практике предпринимались попытки использовать различные современные технические средства регистрации времени по-

 

лета мяча и точности попадания его в определенные зоны площадки. Для этого использовали специальные виды киносъемки, синхронизированные фотокамеры, телеметрические системы, лазерные установки и т. п. По разным причинам все эти методики регистрации времени полета мяча не нашли широкого применения. По нашему мнению, наиболее приемлемой для исследовательских, а в ряде случаев и для практических целей оказалась методика регистрации времени полета мяча, основанная на использовании специально разработанного акустико-электронного измерителя времени. Суть его заключается в том, что звук, возникающий при ударе ракеткой по мячу, преобразуется в сигнал, включающий счетчик времени, а следующий сигнал, возникающий при ударе мяча

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

о поверхность площадки, ракетки соперника или тренировочной стенки, останавливают счетчик.

Именно эту методику мы использовали в серии экспериментов. Например, определяли влияние уровня квалификации спортсменов и психологической напряженности в тренировочной и контрольной играх, а также в официальных соревнованиях на скорость полета мяча и точность попадания в поле подачи. Оказалось, что у спортсменов III разряда средняя скорость полета мяча 24 — 27 м/с, а у мастеров спорта — 42 — 46 м/с. При этом точность попадания у них соответственно равна 25 — 30% и 45 — 48%.

Интересно отметить, что у всех спортсменов наивысшая скорость полета мяча — в тренировочной игре, а точность попадания — в контрольных играх и играх соревновательного характера.

В другом эксперименте мы определяли, как влияет скорость принимаемых теннисистом мячей на скорость полета мяча и точность попадания при выполнении ударов с отскока и с лёта. У теннисистов II разряда скорость полета мяча и точность попадания начинают снижаться при ответных ударах по мячу, летящему со скоростью около 23 м/с. Спортсмены I разряда начинают испытывать трудности в ответных действиях с момента, когда принимаемый мяч летит со скоростью около 27 м/с, а мастера спорта — при скорости 30 м/с.

Естественно, что на эффективность выполнения технических приемов влияет сила мышц рабочей руки теннисиста. Быстрое и точное управление ракеткой возможно лишь при условии, если эти мышцы хорошо подготовлены для работы в динамическом и статическом режимах.

По ходу эксперимента измерялась взрывная сила мышц руки у спортсменов. Результаты подтвердили, что теннисисты более высокой квалификации обладают и более высокими показателями взрывной силы мышц руки.

Экспериментальные данные подтверждают, как важно при совершенствовании техники ударов постоянно уделять внимание и развитию необходимых физических качеств. Известно, что в среднем за матч теннисист выполняет 150 — 180 подач. Значит, в тренировках целесообразно увеличивать это количество, чтобы получить некоторый запас прочности, совершенствовать удары с отскока и с лёта обя-

 

зательно нужно с более сильным партнером, используя игровые упражнения, вынуждающие спортсмена действовать с высокой скоростью в условиях повышенной психической напряженности. Умение использовать технические приемы с максимальным эффектом в конечном итоге формируется и закрепляется при совершенствовании их в обстановке, максимально приближенной к соревновательной.

Для развития физических качеств, влияющих на эффективность выполнения технических приемов, целесообразно использовать в первую очередь упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств рабочей руки теннисиста: имитационные упражнения, выполняемые с различными отягощениями (например, утяжеленные ракетки, гантели, эспандеры, набивные мячи и т. п.). Вес отягощений подбирают индивидуально, учитывая возможности спортсмена выполнять тренируемое движение без заметного искажения координации и с максимальной быстротой.

Опыт работы с детьми показывает, что современную технику тенниса лучше и быстрее осваивают те из них, у кого физически лучше развиты мышцы рабочей руки. Это подтверждает и эксперимент, в котором воспитанники ДЮСШ в течение трех месяцев целенаправленно занимались развитием скоростно-силовых качеств применительно к ударным движениям. Они выполняли различные упражнения с отягощениями, игровые упражнения с использованием поролоновой, ребристой и обычной тренировочных стенок с мишенями. Делать упражнения они должны были активно, бить по мячу сильно и точно до заметного утомления — т. е. в течение 1,5 — 2 мин. После минутного отдыха упражнение повторяли. Выполняли три-пять таких серий. После этого в течение 5 — 6 мин. теннисисты делали упражнения, направленные на снятие утомления, напряженности. Затем они переходили к основной части занятий, в которой выполняли игровые упражнения. При этом также сосредоточивали внимание на необходимости выполнять удары сильно и точно.

Использование вспомогательных средств, а также упражнений на площадке с определенными заданиями на развитие скоростно-силовых качеств применительно к ударным действиям позволяет рекомендовать их применять в учебно-тренировочном процессе с теннисистами различной квалификации.

 
Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало