Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЕЩЕ РАЗ О ДЕТСКОМ ТЕННИСЕ

   


Г. К. Жуков, член Всесоюзного тренерского совет
 

Автору этих строк посчастливилось участвовать в проведении пяти последних смотров-конкурсов юных теннисистов. И каждая встреча была по-своему памятной, неповторимой.

Смотры-конкурсы заслуживают особого внимания. На них происходит знакомство с будущим нашего отечественного тенниса. Кроме того, они представляют поистине уникальную возможность в считанные дни познакомиться с результатами работы нескольких десятков тренеров, занимающихся с начинающими теннисистами.

Скажу сразу, что результаты работы, проделанной тренерами за год, прошедший с окончания смотра-конкурса 1981 г., особого энтузиазма не вызвали. И прежде всего потому, что в них совершенно явно просматривается ряд методических просчетов тренеров, обусловленных стремлением перенять недостаточно глубоко осмысленный опыт подготовки ряда сильнейших теннисистов мира последних лет. Чтобы понять, о чем идет речь, нарисую своеобразный портрет «среднего» участника смотра-82.

Итак, «средний» участник смотра-82 выполнял удар справа с отскока закрытой хваткой, слева с отскока — двумя руками. Много лучшего оставляла желать его подача, крайне неуверенной была игра с лёта. Средний уровень игровой подготовленности, как правило, сочетался с крайне низким уровнем подготовленности физической.

Как и год-два назад, тренеры продолжают готовить «маленьких Боргов», и, так же как и два года назад, «копни» по-прежнему намного уступают «оригиналу».

Все негативные последствия просчетов в методике подготовки юных спортсменов были хорошо видны в соревновательных играх. Ведь игра, как никакое, даже самое углубленное, тестирование, выявляет все достоинства и недостатки подготовки спортсменов. А проверить себя в игре на сей раз юные теннисисты имели возможностей более чем достаточно. Если в предыдущие годы конкурсные турниры проводились на 2 — 3 площадках, то в этом году в распоряжении участников было 11 прекрасно подготовленных летних кортов ереванской СДЮШОР «Раздан» по теннису. Помимо участия в соревнованиях по программе смотра-конкурса юные теннисисты получили возможность помериться силами в рамках традиционного турнира памяти С. Атанесяна, проходившего параллельно со смотром.

Просмотр соревновательных игр запечатлел ставшую уже привычной картину. Игра участников нынешнего смотра ничем не отлича-

 

лась от той, что приходилось видеть и 2 — 3 года назад. По-прежнему подавляющее большинство спортсменов предпочитают вести игру исключительно с задней линии площадки, не помышляя о выходах к сетке даже тогда, когда этого настоятельно требует игровая ситуация. Так же широко и далеко не всегда оправданно используют теннисисты сильное верхнее вращение мяча. Явно не соответствует требованиям современного тенниса и подача юных спортсменов, которая используется лишь как средство введения мяча в игру. В целом игра спортсменов представляет собой обмен не всегда активными ударами с задней линии площадки. Надо заметить, что в искусстве «держать мяч» в игре юные теннисисты преуспели как ни в чем другом. Спортсменов, чья игра не страдает такой однобокой направленностью, по-прежнему лишь единицы. Среди них — сочинцы Е. Кафельников и Е. Пономарев, симферопольская спортсменка Т.Чернышева, воспитанники рижской теннисной школы Р. Индриксон и М. Пуриня, ленинградка Н. Хижа.

Как уже было сказано, участники смотра-82 отличались далеко не идеальной физической подготовкой. Данные, характеризующие уровень физической подготовки участников смотра, представлены в таблице. Отмечу, что средние результаты в упражнениях контрольного комплекса по физической подготовке находятся на уровне соответствующих результатов участников смотров-конкурсов 1979 — 1981 гг., которые были крайне низки.

На сегодняшний день ситуация в нашем детском теннисе выглядит следующим образом. Взят курс на подготовку будущих олимпийцев, и чисто теоретически все без исключения тренеры понимают, что необходимо сделать для подготовки воспитанников к успешному единоборству с сильнейшими зарубежными соперниками на олимпийских аренах. Нужно усилить игру юных теннисистов, сделать ее максимально атлетичной, одинаково эффективной во всех линиях. Однако, когда приходится осуществлять замысел на практике, в большинстве случаев ограничиваются лишь одним средством активизации игры, а именно идут по пути усиления игры с задней линии площадки в ущерб освоению подлинно универсальной игры, базирующейся на использовании наиболее сильных качеств и свойств личности спортсменов. Уязвимость подобной ориентации подготовки спортсменов, равно как и необходимость ее изменения, вполне очевидна. Что касается тех конкретных мер, которые помогут исправить сложившееся положение, то об этом целесообразно говорить в рамках более

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Итоговая таблица средних результатов в упражнениях
контрольного комплекса по физической подготовке

11 лет

10 лет

9 лет

8 лет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Бег 6 м, с

1,41

1,43

1,54

1,46

1,51

1,49

__

1,56

Бег 30 м, с

5,24

5,23

5,51

5,28

5,56

5,41

5,65

Метание мяча, м

8,5

10

7

9,5

7

8

7,5

Прыжок вверх, см

39

42

34

37

36

35

31

 

 

обстоятельной статьи, посвященной целиком проблемам детского тенниса.

В заключение хочется выразить надежду, что, несмотря на временные неудачи, нам все

 

же удастся вывести наших маленьких граждан теннисной республики на единственно верную дорогу, которая и приведет их к вершинам теннисного Олимпа.

 

СООРУЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНВЕНТАРЬ


ТЕННИСНЫЕ КОРТЫ С МОНОЛИТНЫМ СИНТЕТИЧЕСКИМ ПОКРЫТИЕМ

   
A. П. Меркин,
Л. Э. Вительс,
И. В. Всеволодов
 

Решить задачи развития массового тенниса можно только при резком увеличении количества теннисных площадок. При этом одним из важнейших вопросов является выбор рационального покрытия, гарантирующего эксплуатационную стойкость его в различных климатических условиях. Покрытие должно быть недорогим, простым в производстве, декоративно-привлекательным, ярким, но не блестящим. При этом отскок мяча должен быть достаточно быстрым.

Опыт строительства теннисных кортов в стране и за рубежом показывает, что довольно широко используются корты с грунтовыми (глинопесчаные, из кирпичной крошки), деревянными, бетонными, асфальтовыми, пластиковыми, ковровыми и мастичными покрытиями. В последнее время в мировой практике наблюдается тенденция к строительству кортов на бетонном или асфальтовом основании, покрытом специальной синтетической мастикой. Такие площадки построены на теннисном стадионе в Нью-Йорке (Форест Хилл).

В Москве имеется опыт строительства и эксплуатации теннисных кортов с мастичным синтетическим покрытием.

Площадки с таким покрытием имеют ряд преимуществ.

Во-первых, такое покрытие эффективно как на открытых, так и на крытых теннисных кор-

 

тах. Во-вторых, на открытых площадках играть можно сразу после схода снега и вплоть до нового снега, а также сразу после дождя, удалив влагу валиком. В результате по сравнению с площадками с грунтовым покрытием время эксплуатации увеличивается почти вдвое. В-третьих, уход за покрытием предельно прост, уборка производится редко, разметка выполняется однократно — только в момент нанесения покрытия. В-четвертых, покрытие площадки можно ремонтировать частями или восстанавливать нанесением дополнительного слоя пластика. Важно и то, что строительство площадок почти не связано с земляными работами и не зависит от фильтрующих свойств грунта. Синтетические покрытия удовлетворяют также спортивным требованиям (скорость отскока мяча, направление его движения, сцепление со спортивной обувью и т. д.), обеспечивают регулирование шероховатости и светоотражательной способности поверхности корта, любую цветовую гамму покрытия.

Разработка покрытий такого типа проводилась в отраслевой лаборатории Московского инженерно-строительного института им. B. В. Куйбышева, экспертная оценка выполнялась в ГЦОЛИФКе.

На основе отечественных материалов разработано несколько вариантов покрытий, представляющих собой многослойные конструкции,

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало