Автору этих строк посчастливилось участвовать в проведении пяти последних смотров-конкурсов юных теннисистов. И каждая встреча была по-своему памятной, неповторимой.
Смотры-конкурсы заслуживают особого внимания. На них происходит знакомство с будущим нашего отечественного тенниса. Кроме того, они представляют поистине уникальную возможность в считанные дни познакомиться с результатами работы нескольких десятков тренеров, занимающихся с начинающими теннисистами.
Скажу сразу, что результаты работы, проделанной тренерами за год, прошедший с окончания смотра-конкурса 1981 г., особого энтузиазма не вызвали. И прежде всего потому, что в них совершенно явно просматривается ряд методических просчетов тренеров, обусловленных стремлением перенять недостаточно глубоко осмысленный опыт подготовки ряда сильнейших теннисистов мира последних лет. Чтобы понять, о чем идет речь, нарисую своеобразный портрет «среднего» участника смотра-82.
Итак, «средний» участник смотра-82 выполнял удар справа с отскока закрытой хваткой, слева с отскока — двумя руками. Много лучшего оставляла желать его подача, крайне неуверенной была игра с лёта. Средний уровень игровой подготовленности, как правило, сочетался с крайне низким уровнем подготовленности физической.
Как и год-два назад, тренеры продолжают готовить «маленьких Боргов», и, так же как и два года назад, «копни» по-прежнему намного уступают «оригиналу».
Все негативные последствия просчетов в методике подготовки юных спортсменов были хорошо видны в соревновательных играх. Ведь игра, как никакое, даже самое углубленное, тестирование, выявляет все достоинства и недостатки подготовки спортсменов. А проверить себя в игре на сей раз юные теннисисты имели возможностей более чем достаточно. Если в предыдущие годы конкурсные турниры проводились на 2 — 3 площадках, то в этом году в распоряжении участников было 11 прекрасно подготовленных летних кортов ереванской СДЮШОР «Раздан» по теннису. Помимо участия в соревнованиях по программе смотра-конкурса юные теннисисты получили возможность помериться силами в рамках традиционного турнира памяти С. Атанесяна, проходившего параллельно со смотром.
Просмотр соревновательных игр запечатлел ставшую уже привычной картину. Игра участников нынешнего смотра ничем не отлича-
|
|
лась от той, что приходилось видеть и 2 — 3 года назад. По-прежнему подавляющее большинство спортсменов предпочитают вести игру исключительно с задней линии площадки, не помышляя о выходах к сетке даже тогда, когда этого настоятельно требует игровая ситуация. Так же широко и далеко не всегда оправданно используют теннисисты сильное верхнее вращение мяча. Явно не соответствует требованиям современного тенниса и подача юных спортсменов, которая используется лишь как средство введения мяча в игру. В целом игра спортсменов представляет собой обмен не всегда активными ударами с задней линии площадки. Надо заметить, что в искусстве «держать мяч» в игре юные теннисисты преуспели как ни в чем другом. Спортсменов, чья игра не страдает такой однобокой направленностью, по-прежнему лишь единицы. Среди них — сочинцы Е. Кафельников и Е. Пономарев, симферопольская спортсменка Т.Чернышева, воспитанники рижской теннисной школы Р. Индриксон и М. Пуриня, ленинградка Н. Хижа.
Как уже было сказано, участники смотра-82 отличались далеко не идеальной физической подготовкой. Данные, характеризующие уровень физической подготовки участников смотра, представлены в таблице. Отмечу, что средние результаты в упражнениях контрольного комплекса по физической подготовке находятся на уровне соответствующих результатов участников смотров-конкурсов 1979 — 1981 гг., которые были крайне низки.
На сегодняшний день ситуация в нашем детском теннисе выглядит следующим образом. Взят курс на подготовку будущих олимпийцев, и чисто теоретически все без исключения тренеры понимают, что необходимо сделать для подготовки воспитанников к успешному единоборству с сильнейшими зарубежными соперниками на олимпийских аренах. Нужно усилить игру юных теннисистов, сделать ее максимально атлетичной, одинаково эффективной во всех линиях. Однако, когда приходится осуществлять замысел на практике, в большинстве случаев ограничиваются лишь одним средством активизации игры, а именно идут по пути усиления игры с задней линии площадки в ущерб освоению подлинно универсальной игры, базирующейся на использовании наиболее сильных качеств и свойств личности спортсменов. Уязвимость подобной ориентации подготовки спортсменов, равно как и необходимость ее изменения, вполне очевидна. Что касается тех конкретных мер, которые помогут исправить сложившееся положение, то об этом целесообразно говорить в рамках более
|