Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

небольшого коллектива тренеров эта школа в короткий срок вышла на призовое место среди участников всесоюзных соревнований. Главное заключается в том, что в этой ДЮСШ появились молодые пловцы, всесторонне и планомерно подготовленные, которые в недалеком будущем наверняка войдут в составы сборных команд СССР, союзных республик, ЦС ДСО и ведомств.

К сожалению, есть и факты значительного снижения за последние годы качества работы в ряде спортивных школ, где перестали готовить пополнение в ПЦ и сборные команды. Только в 1981 г. за снижение результатов работы специализированные спортшколы гороно в Астрахани и Киеве, «Динамо» во Львове и Краснодаре, «Уралмаш» в Свердловске, «Авангард» в Киеве и Днепропетровске преобразованы в обычные ДЮСШ.

По итогам весенних юношеских соревнований 1982 г. Управление плавания провело конкурс тренеров ДЮСШ. Его лауреатами стали: Е. И. Губенко — «Экран», Ленинград, П. И. Сюткина — «Спартак», Пермь, С. В. Васюляс — «Вильнюс», Вильнюс, Ю. Л. Афанасьев — «Спартак», Запорожье, М. В. Фарафонова — «Буревестник», Москва, А. М. Дробинский — ДЮСШ-1, Москва, А. М. Гладышев — СКА, Ленинград, И. А. Селютина — СДЮСШ-3, Полтава, Н. И. Соколова и В. В. Масловский — гороно, Рига, В. А. Яшнова — «Спартак», Ташкент, М. С. Борисова — «Ижпланета», Ижевск, А. В. Писарев, Р. К. Лапа — СДЮШОР, Рига, В. В. Козис — СКФ, Ленинград, В. И. Гамова — ДЮСШ-1, Запорожье,

 

Т. М. Медведева — ДЮСШ-4, Душанбе, А, С. Фоменко — «Трудовые резервы», Ворошиловград, В. А. Картавцев — «Труд», Тула, B. Г. Пумпер — «Локомотив», Харьков, С. В. Уфаев — «Локомотив», Ташкент, А. Е. Кожух — «Динамо», Харьков, Л. И. Зайчик — «Ростсельмаш», Ростов-на-Дону, А. П. Миронов — «Экран», Ленинград, Н. П. Сысоев — ДЮСШ, Орск.

Проходившая в апреле 1982 г. в Андижане всесоюзная конференция по плаванию, в которой участвовало более 500 тренеров и директоров ДЮСШ, научных работников, определила основные направления работы ДЮСШ на ближайшие годы. Эти направления полностью соответствуют требованиям нового положения ДЮСШ. Теперь успех дела зависит от быстроты внедрения новых требований в работу спортивных школ плавания. При этом важно помнить, что подготовка и воспитание молодых пловцов — процесс творческий и успех работы тренеров во многом зависит от их умения творчески осмысливать все требования положения, рекомендации Федерации плавания СССР, опыт работы лучших школ и тренеров.

Впереди у нас очередные олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, множество различных международных соревнований, и совершенно ясно, что будущие успехи советского плавания находятся в прямой зависимости от качества работы ДЮСШ, которые были, есть и будут фундаментом советского плавания.

 

 

РАБОТА ПО МАССОВОМУ ПЛАВАНИЮ


ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОДЪЕМА В СТРАНЕ МАССОВОСТИ ПЛАВАНИЯ

   
З. П. Фирсов) председатель Федерации плавания СССР
 

Вынесенное в сентябре 1981 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» является программой действий как для физкультурных организаций, так и для всех министерств и ведомств, партийных и советских органов, республиканских и местных отраслевых комитетов профсоюзов, комсомольских и пионерских организаций. Постановление открывает широкие возможности для решения самых сложных проблем, стоящих на пути дальнейшего повышения массового развития разнообразных видов физкультуры и спорта, в том числе такого массового

 

вида, как плавание. Однако это не означает, что теперь, когда физкультурными вопросами должны вплотную заниматься партийные и советские органы, все трудности, связанные с дальнейшим развитием плавания, решатся сами собой. Многое будет зависеть от инициативы, настойчивости и правильности определения физкультурными организациями, федерациями плавания, межведомственным и общественными советами и комиссиями по массовому обучению населения плаванию путей дальнейшего повышения в стране массовости плавания. Напоминаем, кстати, что в указанном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров

Library

 

6   Up


Contents

 

Home
 

СССР говорится о необходимости повышения роли и активизации деятельности федераций по видам спорта и других общественных организаций.

Многолетний опыт показывает, что массовое развитие плавания в нашей стране идет по четырем основным каналам: во-первых, почти в 2000 искусственных крытых плавательных бассейнах (на юге еще и в открытых с подогревом воды) — в этих учебно-спортивных и оздоровительных центрах, где круглогодично работают более 6 тыс. штатных преподавателей плавания, десятки тысяч обслуживающего персонала, врачей, административных работников; во-вторых, в десятках тысяч пионерских и других летних лагерей, в которых пока редко можно встретить специально сооруженный для плавания искусственный бассейн (примерно 1 на каждые 100 лагерей) и в лучшем случае можно найти 1 — 2 инструкторов по плаванию, и то наскоро подготовленных; в-третьих, на пляжах, расположенных на побережьях многочисленных рек, озер, морей и других естественных и искусственных открытых водоемов, где летом работают штатные спасатели, хозяйственники, администраторы, буфетчики, прокатчики топчанов и надувных матрацев, уборщики, но пока отсутствуют инструкторы по плаванию, хотя именно там самостоятельно, в стихийном порядке плавают или пытаются плавать десятки миллионов отдыхающих; в-четвертых, в квартирных ваннах — этих маленьких домашних бассейнах, вполне пригодных для проведения занятий по плаванию с детьми грудного возраста.

Главной первоочередной задачей массового развития в стране плавания является обучение умению плавать всех детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский плавательный всеобуч), с тем чтобы исключить несчастные случаи на воде, а также привитие советским людям потребности на протяжении всей жизни регулярно (хотя бы в летние месяцы) заниматься плаванием для поддержания и укрепления своего здоровья, повышения работоспособности, отдаления старости.

Как же эта главная задача решается в нашей стране, чему учит передовой опыт, каковы недостатки и пути их устранения?

Частично эти вопросы были раскрыты в статье «На пути к всеобщему, обучению детей плаванию», опубликованной в первом выпуске сборника «Плавание» за 1982 г. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему. В основу данной статьи положены рекомендации президиума Федерации плавания СССР, разработанные после выхода в свет сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, одобренные пленумом Федерации, проведенным 12 марта 1982 г. В статье нашли отражение предложения, касающиеся работы на местах, которые были высказаны участниками специального совещания, прове-

 

денного в ЦК КПСС 23 — 24 февраля 1982 г. по реализации требований сентябрьского постановления «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

О массовой работе плавательных бассейнов. Главным недостатком учебно-спортивной работы плавательных бассейнов (здесь скрыты большие резервы повышения массовости) являются недозагруженность, пустующие водные дорожки, неумение (или нежелание) организовать обязательное посещение того или иного бассейна классами прикрепленных к нему общеобразовательных школ.

Например, в Душанбе есть несколько бассейнов, но в минувшем учебном году ни в одном из них не велось массовое обучение детей плаванию по системе «класс — группа».

«Мы бы с удовольствием воспользовались такой возможностью и проводили бы уроки физкультуры в бассейне. Но для нас в бассейне нет времени», — сетует директор душанбинской школы № 76 Т. Ф. Максимова. А ведь в Таджикистане еще в декабре 1979 г. было принято совместное постановление ЦК ВЛКСМ республики, Министерства просвещения и республиканского спорткомитета «О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения населения плаванию». Принято и подшито к делу. Такое же постановление было принято в Грузии. Там дело продвинулось чуть дальше. Скажем, ко всем бассейнам Тбилиси в начале 1982 г. было прикреплено по одной-две общеобразовательные школы. Вызывает удивление столь малое число прикрепленных школ и то, что они лишь частично воспользовались предоставленной возможностью. Так, школа № 51, прикрепленная к водноспортивному комплексу им. Ленинского комсомола, зимой 1982 г. не посещала бассейн, и отведенные для нее водные дорожки пустовали; в старейшем тбилисском бассейне «Динамо» обучалось всего несколько классов школы № 24, да и то не полностью.

Решением горисполкома Ростова-на-Дону к каждому городскому бассейну было прикреплено по 6 — 8 школ. Но в минувшем учебном году многие из них отказались от предоставленной возможности (при молчаливом согласии местных органов народного образования) под надуманным предлогом трудностей в согласовании расписания. Так, не пользовались бассейном «Динамо» прикрепленные к нему школы № 33, 52, 57 и 80, от проведения занятий в бассейне СКА отказались школы № 65 и 82. Список этот можно бы было продолжить и не только по Ростову-на-Дону, а и по ряду других городов. Очевидно, что тут уже требуется вмешательство Министерства просвещения СССР.

А ведь есть примеры, которые можно заимствовать. Можно назвать немало городов, в которых все (подчеркиваем это!) школьники младших классов проходят курс обучения пла-

 
Library

 

7

 

Up


Contents

 

Home
 

ванию в местных бассейнах. Так, в 1982 г. всеобщее обучение плаванию школьников 2, 3 или 4-х классов успешно проводилось не только (как уже сообщалось) в Таллине и некоторых районах Москвы и Ленинграда, но и в Пскове, Воркуте, Североморске, Северодвинске, Ухте, Навои, Паневежисе и в ряде других городов.

В Пскове, где насчитывается 22 школы и более 50 вторых классов, имеется только один крытый бассейн с небольшим «лягушатником». Но благодаря четкой организации дела, хорошо продуманному и согласованному с каждой школой расписанию в течение года удается с каждым вторым классом провести обязательные для всех школьников занятия по плаванию по полной школьной программе.

Частой причиной ограниченного обучения школьников плаванию выдвигается принадлежность бассейна какому-нибудь крупному заводу или другому предприятию, имеющему, мол, «свои задачи». Преодолима ли такая преграда, показывает опыт эксплуатации 50-метрового бассейна «Юность» в Ухте (Коми АССР), принадлежащего местному нефтеперерабатывающему заводу. Но фактически (конечно, не ущемляя интересов и потребностей завода) этот бассейн отдан в распоряжение школьников. Согласно специальному решению Ухтинского горисполкома, здесь с 9 до 18 ч по строгому расписанию в течение всего 1981/82 учебного года без единого срыва велись обязательные уроки плавания с учениками 145 младших классов городских школ. Наиболее одаренные из них отбираются в заводскую детскую секцию плавания и там продолжают свое спортивное совершенствование. И небезуспешно: ученица ухтинской школы № 2 Таня Елохина (в последние годы стажировалась в московском бассейне ЦСКА) весной 1982 г. (в 14-летнем возрасте) стала рекордсменкой СССР в женской эстафете 4x100 м в/ст (см. в этом сборнике стр. 66).

Больших успехов в организации массовых занятий по плаванию добился московский бассейн «Сетунь», директором которого является бывший рекордсмен Советского Союза по плаванию Петр Скрипченков. В 1981/82 г. с 92 младшими классами (этот бассейн имеет 4 ванны) было проведено по 24 — 26 обязательных уроков плавания и за год обучено плаванию более 5000 школьников.

Поучителен опыт заполярного города нашей страны Мурманска. В головном бассейне этого города, принадлежащем облспорткомитету, в течение одного учебного года организованно занимаются плаванием более 600 классов, т. е. примерно две трети всех мурманских школьников. Всех(!), а не только младшеклассников. Учебная работа здесь ведется по оригинальной структуре, продуманной коллективом инструкторов по плаванию под руководством зав. учебной частью Л. В. Левченко.

 

Весной каждого года учебная часть бассейна совместно с гороно составляет оптимальное расписание занятий на весь предстоящий учебный год с учетом того, что ученики всех классов 30 — 32 школ проведут по 16 учебно-оздоровительных уроков плавания. За 1981 г. в этом бассейне было обучено плаванию около 7000 школьников младших классов.

В отличие от ухтинского бассейна здесь имеются два детских мелких учебных бассейна (25x2 м), сооруженных под основной, 50-метровой ванной. Учебный год делится на 5 потоков. Каждый из них охватывает 6 школ, в бассейне ежедневно занимается по 2 школы. Например, в январе — феврале 1982 г. по понедельникам и четвергам занимались ученики школ № 12 и 46, по вторникам и пятницам — № 14 и 25, по средам и субботам — № 42 и 26. Каждый школьник, занимаясь по 2 раза в неделю, успевает за 2-месячный срок получить 16 уроков плавания. В марте — апреле бассейн посещал и очередные 6 школ и т. д. Школьников делят в бассейне на две части: не умеющих плавать и плохо плавающих (ученики преимущественно младших классов). Они занимаются в мелких учебных бассейнах. Уже обученные ребята, которые могут самостоятельно проплывать 50 м, направляются в глубокий спортивный бассейн. Занятия проводят штатные инструкторы бассейна, которым помогают школьные учителя. Такая система организации учебного процесса позволяет за 8 — 12 учебных часов в день (в зависимости от численности школ) провести уроки плавания с учениками всех классов двух школ.

Бассейн работает ежедневно на протяжении 18 ч (с 6 до 24 ч). В оставшееся от учебно-оздоровительных занятий со школьниками время успевает провести тренировки с 600 пловцами ДЮСШ гороно и со 120 спортсменами отделения ДЮСШ «Водник», с мужскими и женскими «группами здоровья», с несколькими десятками низовых секций плавания производственных коллективов, выделить водные дорожки для студенческих групп, а в воскресные дни провести лечебные занятия по плаванию с детьми, имеющими недостатки физического развития (особенно с искривлением позвоночника), и с группами взрослых, получивших травматические повреждения. В мелких учебных ваннах успевают позаниматься и дошкольники детских садов. Прижилась здесь и новая форма занятий по плаванию: занятий родителей с детьми грудного и чуть более старшего возраста. Вначале специалисты бассейна обучают родителей методике проведения таких занятий, а затем дают им возможность самостоятельно заниматься со своим ребенком в мелком бассейне.

Но самой поучительной стороной опыта мурманского бассейна служит то, что здесь создана система проведения массовых оздоровительных мероприятий по плаванию, охва-

 
Library

 

8

 

Up


Contents

 

Home
 

тывающая большинство школ города и дающая возможность каждому ученику с первого до последнего класса получать ежегодно по 16 уроков плавания. Для Заполярья, где нет пригодных для плавания в летние месяцы открытых водоемов, возможность хотя бы 2 месяца в году регулярно поплавать в крытом бассейне представляет огромную оздоровительную ценность как профилактическое средство, предупреждающее неблагоприятные последствия заполярной ночи, заполярного климата.

Что же требуется от каждого круглогодично работающего бассейна?

Бассейны, в которых занимаются ДЮСШ плавания или ПЦ, должны как минимум выделять для занятий в основной ванне (не считая детских «лягушатников») по 4 учебных часа в день для обязательного обучения плаванию школьников младших классов, а бассейны, не имеющие таких спортивных школ и центров, — не менее половины всего учебного времени. Не 1 — 2, а минимум 10 — 12 общеобразовательных школ должны обслуживаться каждым бассейном в течение одного года.

Наряду с таким минимумом обязательных уроков плавания для школьников 1 — 4-х классов в бассейне могут создаваться для желающих еще и «группы здоровья», а при наличии «лягушатников» — группы дошкольников из детских садов и смешанные абонементные группы для занятий родителей с детьми. Чтобы осилить такой объем массовой работы, рабочий день каждого бассейна должен продолжаться не 7 — 8 ч (как это еще нередко встречается), а 16 — 18 ч. Система создания платных абонементных групп имеет существенное экономическое значение для бассейна.

В большинстве бассейнов инструкторы и тренеры, ведущие обучение плаванию новичков, работают без целенаправленности, без точного учета результатов. Индивидуальные социалистические обязательства, соцсоревнование между ними — редкость. Даже в таком передовом в целом бассейне, как бассейн Мурманского облспорткомитета, ни инструкторы, ни учебная часть не смогли ответить на такие вопросы: какие задания или соцобязательства, стимулирующие высокое качество работы, имеют инструкторы по плаванию? за сколько уроков каждый из них должен обучить школьника самостоятельно проплывать 25 и 50 м? какой процент занимающихся в каждой группе-классе выполняют эти требования за 16 и 32 занятия? кто из инструкторов добился в минувшем году лучших качественных показателей? каков «лицевой счет» каждого?

Идет сплошной вал, в котором теряются лицо и индивидуальный вклад в общее дело каждого инструктора и тренера по плаванию. Такой важный стимул в повышении качественных показателей в работе каждого инструктора или тренера плавания, как выдвижение на

 

присуждение медали «За успехи в обучении плаванию», не используется. А ведь согласно утвержденному еще в 1980 г. положению, медаль второй степени может присуждаться республиканским спорткомитетом, а медаль третьей степени — областным или краевым спорткомитетом. Но для этого в бассейне должен вестись точный учет индивидуальных результатов работы каждого инструктора.

Очень слабо внедряется такой стимул повышения массовости и качества работы по плаванию, как Всесоюзный смотр-конкурс среди бассейнов, введенный приказом Спорткомитета СССР 8 декабря 1980 г. Мало кто из работников бассейнов знает о нем, а республиканские федерации плавания не позаботились о том, чтобы положение о конкурсе разослать на места и проконтролировать выполнение указанного приказа Спорткомитета СССР.

Продолжая улучшать массовую работу по плаванию в имеющейся сети бассейнов, республиканские и местные федерации плавания должны всячески содействовать расширению этой сети за счет сооружения дешевых детских учебных ванн. В 1981 г. один крытый бассейн приходился в нашей стране примерно на 135 — 140 тыс. населения. Но уже есть немало областей и городов, где этот средний показатель значительно выше. Например, в Мурманской области, где действуют 22 бассейна, один приходится на 38 — 40 тыс. жителей. В последние годы сеть малогабаритных бассейнов стала заметно расти. Так, в 1982 г. в Москве около 90 детских поликлиник уже имеют в своих помещениях бассейны «Малютка», в Ростове-на-Дону свыше 100 детских садов построили вполне пригодные для обучения плаванию бассейны, в Волгодонске ни один детский сад не открывается без бассейна, в Кемерово их 32, в Донецке — 30 и т. д. В Ростове-на-Дону, занимающем 1-е место в стране по числу детских садов с бассейнами, хорошо поставлена пропаганда роли плавания для детей дошкольного возраста. Так, местное книжное издательство выпустило в свет массовым тиражом подготовленный дошкольным методическим кабинетом городского отдела народного образования красочный буклет с большим числом цветных фотографий и рисунков — «Голубые озера детских садов».

Заслуживает внимания и опыт Донецкой области" Там было сооружено при детских садах более 30 учебных бассейнов, в том числе 10 крытых, работающих круглогодично. В 1981 г. в них обучено плаванию свыше 2 тыс. малышей. Особенно интересно и продуктивно проводят занятия по плаванию в бассейнах детсада № 244, яслей-сада № 1, «Солнышко», «Ждановстрой».

Уместно привести и опыт Волынской области по успешному проведению в 1981 г. областного смотра-конкурса под девизом —

 
Library

 

9

 

Up


Contents

 

Home
 

«Каждый октябренок умеет плавать», «Каждый комсомолец — спортсмен-разрядник повод-ному виду спорта». Поучителен и опыт Ленинграда, где летом 1981 г. по инициативе директора производственной базы горспорткомитета Георгия Ивановича Макарова было изготовлено и установлено около 10 малогабаритных учебных бассейнов из металлических сборных конструкций. Строительство каждого бассейна обошлось в 20 — 25 тыс. рублей.

Известно, что совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР, принятое 31 августа 1979 г., предусматривало выделение плавания в самостоятельный раздел школьного предмета «Физическая культура» с выставлением за него отдельной отметки. Реализуя это требование, Министерство просвещения Украинской ССР пошло дальше, приняв зимой 1982 г. решение о том, что переход каждого школьника в 5-й класс будет производиться только после получения положительной оценки за практическое освоение предмета «Плавание». На решение этой задачи мобилизованы усилия всех 270 крытых бассейнов Украины. Имеется подобное решение и в Эстонской ССР. Нам думается, что если не по всем другим республикам в целом, то по отдельным областям и городам аналогичные решения крайне целесообразны. Нужно постепенно переходить к всеобщему обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет. Это важнейшая задача массовой работы по плаванию!

Каждый пляж, каждый пионерский лагерь должен стать массовой школой плавания. Передовой опыт со всей очевидностью свидетельствует, что на побережье открытых водоемов можно осуществлять подлинно массовое обучение людей плаванию, в первую очередь детей. Только на 80-километровом побережье, охватывающем Анапу и его районы, ежегодно обучаются плаванию на городском пляже до 5 — 6 тыс. детей, а в 75 пионерских лагерях — до 20 — 25 тыс. (в среднем по 300 — 350 пионеров за лето в одном лагере). Нетрудно подсчитать: если бы этот опыт был успешно перенесен на все 10 тыс. имеющихся в стране пляжей и на все 50 тыс. пионерских лагерей, то можно было бы в течение 2 — 3 лет полностью решить задачу всеобщего обучения школьников плаванию.

Мы уже не в первый раз приводим анапский пример. Не только для ориентации общественных советов по массовому плаванию и федераций плавания на имеющийся в стране передовой опыт, но главным образом для того, чтобы подчеркнуть, как огромны еще на местах неиспользованные резервные возможности повышения массовости плавания, поскольку абсолютное большинство пляжей организованного обучения населения плаванию пока не ведут.

Безусловно, лучше всего, легче и квалифи-

 

цированнее можно строить обучение плаванию в специальных школах плавания, каковыми являются наши плавательные бассейны. Но в них массовость ограничена довольно узкими рамками, определяемыми числом бассейнов, размерами учебных ванн, штатными возможностями, а также тем, что в настоящее время у нас получает большое распространение до десяти разновидностей плавания. Кроме названных выше начального обучения и оздоровительного плавания это еще прикладное плавание, культивируемое с целью специальной подготовки допризывной молодежи, военнослужащих, водолазов, строителей мостов, моряков и представителей других профессий; это лечебное плавание, которое все шире применяется в санаторных и поликлинических бассейнах; это обязательное нормативное плавание, входящее в комплекс ГТО; наконец, это спортивное плавание, проводимое в многочисленных секциях плавания физкультурных коллективов, в 565 ДЮСШ и в 40 ПЦ. Вместе с тем следует учесть еще и такие плавательные виды спорта, как прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, подводное плавание, пятиборье и морское многоборье, включающие плавание. И все эти разновидности в том или ином объеме культивируются в наших плавательных бассейнах. Таким образом, нетрудно представить себе, что с помощью имеющейся сейчас в стране сети бассейнов решить полностью главную задачу массового развития плавания — первоочередное обучение всех детей, не умеющих плавать — невозможно (их десятки миллионов). Для этого понадобилось бы по крайней мере в 10 — 12 раз увеличить по сравнению с нынешним годом количество бассейнов. А это процесс затяжной. Решать же главную задачу — всеобщее обучение детей плаванию — нужно безотлагательно. И это вполне реально, если умело использовать другие каналы массового развития плавания, в первую очередь пляжи и пионерские лагеря. Дело в том, что обучение плаванию не такой уж трудоемкий учебный процесс, как, скажем, подготовка пловца-разрядника, и его успешно можно осуществить на любом открытом водоеме даже при самом коротком лете. В этом отношении достоин пристального внимания и широкого распространения опыт Украинского телевидения, организовавшего в 1982 г. цикл передач под общим названием «Телевизионная школа плавания». Миллионы телезрителей увидели на своих домашних экранах, как известные в прошлом советские пловцы Мария Гавриш и Фарид Досаев обучали не умевших плавать учеников 1-х классов 80-й школы Киева Диму Еременко и Оксану Мельник. На глазах у телезрителей они постепенно, на протяжении 10 уроков, осваивали премудрости плавания и в конце концов самостоятельно преодолели вплавь 25-метровую дистанцию.

 
Library

 

10

 

Up


Contents

 

Home
 

Однако на пляжах и в других местах массового отдыха на пути к применению в широких масштабах обучения населения плаванию имеются очень большие трудности. Взять, например, пляжи. Они подчинены самым разнообразным организациям: одна часть — управлениям и отделам коммунального хозяйства горисполкомов, другая — службе быта, третья — санаториям, домам отдыха, турбазам, а кое-где и гостиницам, четвертая (например, в зонах отдыха) — заводским и другим предприятиям, пятая — лагерям и т. д. Поэтому в отличие от бассейнов они трудноуправляемы, отстраняются от организованного обучения населения плаванию. Министерство коммунального хозяйства РСФСР еще в 1978 г. издало приказ (№ 103 от 22 февраля), предписывающий каждому пляжу иметь оборудованное место для обучения детей плаванию, вывешивать плакаты «Учитесь плавать». Но он повсеместно не выполняется.

Создалось парадоксальное положение: в летние дни на пляжах отдыхают десятки миллионов людей. Наукой, медициной уже давно доказана огромная оздоровительная сила плавания. Но многие отдыхающие не умеют плавать или плавают плохо и мало, поэтому в основном лежат на пляже и пассивно загорают. Их отдых обедняется, становится малоэффективным. А руководители, которым подчинены пляжи, администрация пляжей заботятся только о том, чтобы на побережье дежурили спасатели, проводился бы прокат топчанов и шезлонгов, работали буфеты, соблюдалась чистота, но сохраняют полное равнодушие к тому, что, не умея плавать, миллионы людей неполноценно проводят свой отдых.

Немало вышло постановлений ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, Спорткомитета СССР о том, чтобы каждый пионерский лагерь разрешали открывать только при наличии оборудованного места для обучения детей плаванию, и об организации в течение всего лета занятий по плаванию с пионерами. Однако больше половины всех пионерских лагерей не имеют таких мест, а там, где они есть, их большей частью используют малоэффективно. Начальники лагерей головой отвечают за несчастные случаи на водоемах, но не несут ответственности за ликвидацию у пионеров плавательной неграмотности.

С выходом в свет сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» профсоюзные, комсомольские и физкультурные организации получили мощный рычаг, с помощью которого, действуя через партийные органы и исполкомы, можно наконец эффективно бороться с равнодушным отношением руководителей пляжей, пионерских и других молодежных лагерей к обучению плаванию.

Важно, чтобы и общественные советы по

 

массовому обучению плаванию, и федерации плавания, и спорткомитеты изменили свое, до сих пор невнимательное, отношение к пляжам и пионерским лагерям, активизировав свою работу с ними. В каких направлениях?

Во-первых, нужно добиться, чтобы каждый пляж выделил огороженный забором участок на побережье (минимум 25x50 м по берегу и 25 м по акватории) с установлением параллельно берегу (на глубине не более 1 м 20 см) и по боковым сторонам плотов, реек, поплавков, сеток или других ограждений, оборудовав его скамьями (для упражнений «сухое плавание»), досками и надувными резиновыми приспособлениями (для выполнения в воде упражнений ногами и отдельно рука-ми), стендами с плакатами «Учитесь плавать» и «Техника плавания кролем, брассом, на спине», палаткой или небольшим помещением для инструкторов по плаванию. Создание таких мест для обучения плаванию предписано приказом министра жилищного хозяйства (№ 103 от 22 февраля 1978 г.). Они уже оборудованы на ряде пляжей (например, на 8 пляжах Москвы, в 5 пунктах анапского городского пляжа, в рисовом совхозе «Красноармейский» Краснодарского края и др.). Председатель общественного совета по обучению населения плаванию Волгоградской области Н. Д. Каратаев рассказывал на мартовском (1982 г.) пленуме Федерации плавания СССР о сооружении таких простейших детских «школ плавания» в большинстве сельских районов, расположенных вблизи рек и озер области.

Во-вторых, следует возродить сооружение открытых летних плавательно-спортивных станций. В довоенные годы были сотни этих станций на побережье Черного, Каспийского, Азовского и других морей, на берегах Волги, Днепра, Дона, Кубани. В то время они составляли материальную основу отечественного плавания. Теперь их нет.

Вот слова из доклада на том же мартовском пленуме Федерации плавания СССР председателя общественного совета по массовому обучению плаванию Грузинской ССР Ш. А. Тонурия: «В составе бригады совета я объехал все Черноморское побережье Грузии, где когда-то кипела спортивная жизнь на десятках водных станций Батуми, Поти, Кобулети, Сухуми. Отдыхавшие на пляжах люди смотрели, как плавают на этих станциях спортсмены, старались подражать им, учились у них. Полезное дело. Но летние станции исчезли. Взамен мы получили всего два летних искусственных бассейна — в Батуми и Сухуми. Массовая работа по плаванию на Черноморском побережье свернулась. Вот почему дальнейший крен в работе нашего совета мы сделали в сторону организации массового обучения плаванию населения и отдыхающих Черноморского побережья республики».

Каждый общественный совет должен это

 
Library

 

11

 

Up


Contents

 

Home
 

сделать. Тем более что сооружение летней плавательно-спортивной станции в городском пионерском лагере или на пляже — дело несложное и недорогое, особенно на берегах рек, озер и других открытых водоемов. Привлекать к этому нужно шефские организации, предприятия и ДСО.

В-третьих, надо организовать массовую работу на побережье: в школах плавания — обучение детей плаванию; на плавательно-спортивных станциях подготовку к сдаче норм ГТО и к освоению начальных спортивных разрядов, проведение водноспортивных праздников и соревнований по плаванию. Откуда брать средства на содержание инструкторов по плаванию? От продажи абонементов на право прохождения курса обучения плаванию. Это может взять на себя администрация пляжа, подобно тому, как взимает плату за прокат топчанов, шезлонгов или пляжных палаток-тентов. Можно использовать и второй вариант, на мой взгляд более целесообразный: продавать абонементы через какое-либо местное ДСО. Скажем, пять детских школ плавания анапского пляжа работают под руководством местного ДСО «Спартак». Даже с учетом оплаты привлекаемых к работе 12 — 18 инструкторов по плаванию «Спартак» получает от продажи абонементов немалые доходы.

В Ростове-на-Дону пляжи и сооруженные в четырех городских парках летние бассейны распределены между ведущими ДСО города, и те в порядке шефской работы ведут там массовое обучение плаванию.

Определенную материальную помощь для почасовой оплаты работающих на пляжах инструкторов по плаванию могут оказывать организации ОСВОДа.

В-четвертых, необходимо организовать подготовку инструкторов по плаванию для пляжей и летних лагерей. Определенный опыт по этому разделу работы накоплен в последние годы в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и в ряде других городов страны. Здесь общественные советы и федерации плавания совместно с организациями ОСВОДа и кафедрами плавания институтов физической культуры уже в весенние месяцы начинают эту подготовку: определяют нужную численность инструкторов по плаванию, уточняют программу и учебные планы краткосрочных курсов, привлекают на них желающих работать летом на пляжах и в лагерях (преимущественно из числа студентов институтов и техникумов физкультуры). Общественный совет по массовому обучению плаванию Белорусской ССР разработал применительно к климатическим условиям и имеющейся в республике материальной базе свою программу подготовки инструкторов по плаванию, издал ее в виде отдельной брошюры и распространил по всем городам и районам Белоруссии. Эта программа включает не только теоретические занятия, но и прак-

 

тический материал для освоения инструкторами всех упражнений по начальному обучению плаванию и дает методические указания по построению с новичками 2-разовых занятий в день.

В целях более широкого и качественного использования студентов институтов физической культуры на пляжах и в лагерях кафедра плавания Ленинградского ГДОИФКа включила методику начального обучения плаванию в учебный план второго курса, благодаря чему уже в конце второго года обучения студенты этого института проходят стажировку в лагерях и на пляжах.

Как видим, во многих республиках и городах подготовке инструкторов по плаванию уделяется большое внимание. Однако есть еще немало мест, где она носит поверхностный характер, не давая будущим специалистам в области плавания ни практических навыков, ни теоретических знаний. А это приводит к тому, что такие «инструкторы» превращаются в пионерских лагерях всего лишь в организаторов массового купания детей, всячески избегая планомерных учебных занятий с не умеющими плавать.

 

Да, много еще есть недостатков, тормозящих полноценное использование для повышения массовости плавания имеющихся в стране резервных возможностей. Нужны большие коллективные усилия, чтобы преодолеть эти недостатки. В этом отношении представляет интерес опыт разработки общественным советом по массовому обучению населения плаванию Украинской ССР (председатель совета — Павел Федосович Савицкий), который в свете требований сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» разработал и в 1982 г. принял «Комплексную целевую программу всеобщего обучения плаванию дошкольников и учащейся молодежи Украинской республики». Опыт такой разработки получил высокую оценку пленума Федерации плавания СССР и достоин самого широкого распространения во всех союзных и автономных республиках, краях, областях и городах нашей страны. Рассмотрим основные разделы этой комплексной программы.

В первой части дается общая характеристика программы, имеющей 4 раздела: цель программы; анализ программы; структура программы; ее управление.

Главная цель программы заключается в следующем: добиться, чтобы к концу XI пятилетки каждый выпускник общеобразовательной школы, ПТУ, техникума или вуза был обучен плаванию и сдал плавательные нормы ГТО. С этой целью, во-первых, обеспечить выполнение решений директивных органов и собственных решений по данному вопросу; во-вто-

 
Library

 

12

 

Up


Contents

 

Home
 

рых, установить по годам текущей пятилетки потребность в штатных и общественных инструкторах по плаванию каждого района, города и области УССР, обеспечить их планомерную подготовку; в-третьих, учесть всех учащихся, не умеющих плавать, и в соответствии с потребностями расширить материальную базу для обучения плаванию; в-четвертых, улучшить пропаганду плавания как социального явления, как жизненно важного прикладного навыка, как оздоровительного и спортивного средства.

В разделе «Анализ программы» рассматриваются мероприятия, намеченные в масштабе всей страны и на Украине решениями и постановлениями по массовому обучению населения плаванию. Тут же подчеркивается, что особое внимание общественного совета уделяется: оказанию практической помощи всем заинтересованным и участвующим в решении данной проблемы организациям, изучению и распространению по республике передового опыта и выявлению типичных недостатков, контролю за состоянием на местах (в 24 областях, Киеве и других городах республики).

Структура программы охватывает: организационно-массовую работу, кадры и учебно-методическую работу, материально-спортивную базу, агитационно-пропагандистскую работу.

Программа определяет состав республиканского общественного совета, создание таких же советов в каждом районе, городе и области.

Во второй части программы раскрываются содержание и пути реализации в течение XI пятилетки основных участков работы, перечисленных в разделе «Структура программы».

Организационно-массовая работа предусматривает реализацию в течение 1982 — 1985 гг. всех требований, перечисленных в постановлениях Спорткомитетов СССР и УССР по вопросам массового обучения населения плаванию, вышедших в свет в 1979 — 1982 гг., причем по каждому вопросу определены сроки и исполнители. В частности, предусмотрено направление на места по 6 комплексных бригад в год для контроля и оказания помощи с таким расчетом, чтобы за 4 года побывать во всех 24 областях Украины; определены для каждой области и каждого коллектива физкультуры контрольные задания на каждый год по количеству обучаемых плаванию; перечислены меры, обеспечивающие: обучение плаванию всех школьников 1 — 4-х классов и прием от них зачета; массовую работу по плаванию в пионерских лагерях, на городских и сельских пляжах, в прибрежных зонах отдыха; активизацию работы пионерского клуба по плаванию «Нептун»; участие во Всесоюзных смотрах-конкурсах бассейнов и пляжей на лучшую постановку работы по плаванию; обсуждение этих вопросов на коллегии Спорткоми-

 

тета УССР; ежегодное вынесение на решение совета новых вопросов, вытекающих из опыта работы по массовому обучению плаванию.

Учебно-методическая работа и подготовка кадров предусматривают разработку различных программ, проведение общереспубликанских и областных семинаров, организацию при бассейнах постоянно действующих краткосрочных курсов по подготовке инструкторов по плаванию, участие в этой работе кафедр плавания институтов физической культуры, выпуск в свет методических пособий и сборников, обобщающих передовой опыт массовой работы по плаванию в ряд других вопросов.

Разделом работы «Материально-техническая база» предусматривается в программе: обеспечение ряда мероприятий по расширению и повышению эффективности обучения детей плаванию в существующих бассейнах и на летних водноспортивных станциях; расширение их сети в каждой области УССР; сооружение в каждом пионерском лагере и на каждом пляже более 7 тыс. оборудованных мест для обучения плаванию; разработку предложений для Госплана УССР об индустриальном производстве учебных детских бассейнов и т. п.

Агитационно-пропагандистская работа предусматривает целый ряд конкретных мероприятий, направленных на: систематическое освещение в газетах и журналах, по радио и телевидению различных вопросов массового плавания; привлечение к этому республиканского и областных обществ «Знание», разработку в помощь лекторам методических пособий; подготовку и издание для пляжей, пионерских лагерей и других мест массового отдыха наглядных плакатов по обучению плаванию и др.

Выше были перечислены лишь главные вопросы комплексной программы обучения плаванию в УССР. В самой программе они представлены значительно шире, охватывая все годы текущей пятилетки с расчетом, что к концу 1985 г. на Украине будет в основном решена проблема всеобщего обучения плаванию учащейся молодежи.

Мартовский (1982 г.) пленум Федерации плавания СССР вынес решение о проведении в третье воскресенье июля каждого года Всесоюзного дня пловца. Этот день должен проходить под знаком всеобщего смотра по стране состояния массовой работы по плаванию. Местные федерации плавания, общественные советы и комиссии по массовому обучению населения плаванию должны активно включиться в подготовку и проведение Всесоюзного дня пловца.

Подготовка к нему должна проходить с первых летних дней примерно в следующих направлениях: организация массового обучения плаванию отдыхающих на пляжах, в прибрежных зонах отдыха, в пионерских и других лагерях; расширение материальной базы по плаванию; улучшение работы общественных сове-

 
Library

 

13

 

Up


Contents

 

Home
 

тов и федераций плавания; проведение массовых проплывов по естественным водоемам; организация более эффективной массовой работы плавательных бассейнов, особенно по обслуживанию в летние месяцы городских пионерских лагерей; активизация работы пионерского клуба «Нептун»; улучшение агитационно-пропагандистской работы по плаванию; осуществление других мероприятий, вытекающих из местных территориальных условий и возможностей.

Мало того. К участию в подготовке к Всесоюзному дню пловца нужно привлечь все население. Не умеющие плавать должны поставить перед собой задачу: во что бы то ни стало ликвидировать к этому дню свою плавательную неграмотность, родители — обучить плавать своих детей. Умеющие плавать должны совершенствовать свой плавательный навык и в целях укрепления здоровья постараться плавать ежедневно, а школьники старших классов, учащиеся ПТУ, студенты техникумов и вузов — взять обязательства научить плавать хотя бы одного-двух своих одноклассников или однокурсников, не умеющих плавать (методика обучения изложена в первом вып. сб. «Плавание» за 1981 г. и в журнале «Физкультура и спорт» в № 7 за 1982 г.).

Проведение Всесоюзного дня пловца должно повсеместно проходить в форме красочных водноспортивным праздников, включающих массовые соревнования пловцов, проплывы по рекам, озерам, морям и каналам, прием плавательных норм ГТО, демонстрацию прикладного плавания и приемов спасания на воде, «веселые старты» и «старты новичков», выступления по радио известных пловцов-спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, чемпионов и рекордсменов по плаванию, врачей и методистов. С их помощью нужно воспитывать у людей всех возрастов потребность если не в спортивном, так в регулярном оздоровительном плавании, разъяснять, что плавание это не только жизненно необходимый навык, но верное средство сохранения крепкого здоровья и полноценного трудового долголетия. Регулярно проплывать 800 — 1000 м — вот к чему должен стремиться каждый человек со школьного возраста и до глубокой старости. В 1981 г. 55-миллионным посетителем столичного бассейна «Москва» был 92-летний пенсионер Иван Степанович Дмитриев. У него не оказалось жалоб на здоровье. «И этим, — сказал он, — я обязан плаванию, с которым в повседневной дружбе с детских лет».

Плавание в домашних ваннах — для каждого ребенка грудного возраста. Свои специфические проблемы имеет и четвертый канал массового развития в стране плавания — обучение плаванию детей грудного возраста в домашних ваннах. Здесь уже полностью решены вопросы, касающиеся материальной базы.

 

В нашей стране предоставлено в распоряжение родителей младенцев несколько десятков миллионов новых квартир с домашними ваннами — мини-бассейнами, создана самая густая в мире сеть детских поликлиник, постоянно контролирующих здоровье и физическое развитие малышей. Разработана и методика проведения в домашних ваннах занятий по плаванию, опубликованная в массовом советском журнале «Здоровье» (см. № 1 — 6, 1980 г.), в книге «Плавать раньше, чем ходить» (изд. «Физкультура и спорт», 1980 г.), представленная в учебном фильме «Методика обучения плаванию детей грудного возраста» (киностудия «Спортфильм», 1981 г.). Имеется и поддержка со стороны Министерства здравоохранения СССР относительно массового распространения занятий плаванием с детьми грудного возраста (см. статью министра здравоохранения СССР С. П. Буренкова, опубликованную 21 июля 1981 г. в газете «Советский спорт»). Однако за исключением Москвы, Ленинграда, Киева, Паневежиса, Новороссийска и нескольких других городов страны занятия по плаванию с грудными младенцами еще не стали массовыми. Многие врачи-педиатры плохо знают, какие давать родителям рекомендации, в мединститутах эти вопросы пока не изучают. Подавляющее большинство детских поликлиник не обучают родителей методике занятий по плаванию с младенцами, потому что сами еще плохо представляют ее. Средства массовой информации очень робко пропагандируют этот новый и широко доступный в нашей стране метод закаливания детей грудного возраста, имеющий самые широкие перспективы развития.

 

Из всего сказанного выше нетрудно сделать вывод, что плавание как могучее и широко доступное целебное средство еще далеко не полностью используется советскими людьми для укрепления здоровья.

Вынесенное в сентябре 1981 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» обязывает каждого физкультурного работника, в том числе членов всех федераций плавания и советов по массовому обучению населения плаванию, приложить максимум усилий для повышения массовости, для того, чтобы всемерно активизировать скрытые в плавании резервы укрепления здоровья людей, научить их с предельной полнотой использовать заложенные в плавании целебные источники, увеличить потребность в регулярных занятиях плаванием.

К этому обязывает и то чрезвычайное обстоятельство, что в стране растет число случаев гибели людей в открытых водоемах. Так, условный коэффициент (число утонувших, приходящееся на определенную численность на-

 
Library

 

14

 

Up


Contents

 

Home
 

селения) возрос по стране в целом с 1971 по 1981 г. с 10 до 13. Только за один 1981 г. утонуло около 8 тыс. детей. Если взрослые люди тонут из-за грубого нарушения правил поведения в воде, купания в нетрезвом виде, то дети — прежде всего из-за неумения плавать. Побежала девочка за укатившимся в воду мячиком, попала на глубокое место и захлебнулась. Оседлал мальчик бревно, заплыл на середину реки, волна от прошедшего катера перевернула бревно, и мальчуган утонул. Сколько можно насчитать таких и подобных случаев!

Характерной является следующая важная особенность: там, где хорошо поставлено массовое обучение плаванию, число случаев гибели людей, особенно детей, резко снижается. Например, на Украине (на каждый миллион жителей в УССР имеется в 2 — 3 раза больше

 

плавательных бассейнов, чем в РСФСР, Латвии и в ряде других республик), где в целом хорошо организована массовая работа по плаванию, коэффициент гибели людей в воде снизился до 8, а, скажем, в Латвии он равен 16. В Москве, имеющей 56 бассейнов, этот коэффициент в 2 раза меньше, чем в Московской области, где намного хуже условия для массового обучения населения плаванию.

Хотя в массовом развитии плавания еще немало проблем, все они преодолимы. Для этого федерациям плавания нужно объединить усилия всех заинтересованных организаций и мобилизовать их на то, чтобы с максимальной эффективностью использовать все имеющиеся в стране резервные возможности и добиться самого широкого развития плавания во имя укрепления здоровья и сохранения жизни людей.

 

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА


МОДЕЛЬ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ БРАССОМ*

   
Р. Хальянд, кандидат педагогических наук, Р. Каал, Т. Тамп, Таллин
 

Один цикл движений при плавании брассом состоит из четырех фаз: 1-я — удар ногами; 2-я — гребок руками; 3-я — скрывание локтей со сгибанием ног; 4-я — выведение рук со сгибанием ног (см. рисунок).

 

 

Схема движений при плавании брассом.

 

Рациональная современная техника плавания характеризуется полным отсутствием фазы скольжения (между первой и второй фазами) и наличием всех четырех фаз в цикле.

Общая цель: обеспечить высокую скорость плавания при оптимальном темпе 60 — 66 циклов в 1 мин, оптимальной длине шага 1,50 — 1,75 м, оптимальном ритме фаз 1,5 : 2 : 1 : 1,5.

Смысловые задачи: 1) избегать лишних движений; 2) добиваться оптимального сочетания напряжения и расслабления мышц; 3) обеспечить оптимальную дыхательную функцию; 4) рационально использовать действующие силы: а) уменьшить сопротивление; б) увеличить продвигающие силы; в) скоординировать динамическое равновесие; г) обеспечить жесткую передачу сил с одной части тела на другую в наиболее выгодном направлении.

ПЕРВАЯ ФАЗА — УДАР НОГАМИ

Начало — момент максимального сгибания ног в коленных суставах (см. рисунок, а), конец — выпрямление ног в коленных суставах (см. рисунок, б).

Цель: повысить скорость продвижения вперед.

Смысловые задачи: 1) создать продвигаю-

 


* Продолжение. Начало см. в первом и втором выпусках сб. «Плавание» 1982 г.

Library

 

15

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало