Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ны и рекордсмены СССР по плаванию двадцатых и тридцатых годов Михаил Федяев, Петр Голубев, Леонид Мамат, Владимир Сивков, Виктор Феоктистов, Александр Васильев, Василий Казаков, Сергей Машковцев и ряд других чемпионов и рекордсменов СССР по плаванию тех годов героически сражались с фашистскими захватчиками и отдали жизнь за свою советскую Отчизну.

Известная чемпионка и рекордсменка страны по плаванию, заслуженный мастер спорта СССР Клавдия Алешина добилась больших успехов в тренерской работе, получила звание заслуженного тренера СССР. Чемпион страны в марафонском плавании Борис Девяткин стал видным военачальником, генерал-лейтенантом, кавалером многих орденов и медалей. Призеры ряда чемпионатов страны по плаванию Сергей Намоконов и Ростислав Белодед выдвинулись на ответственные посты в советском дипломатическом корпусе. Рекордсмен СССР по плаванию 1928 — 1934 гг. Петр Коузов стал профессором, а Павел Штеллер — видным архитектором, лауреатом Ленинской премии, финалист Мельбурнской олимпиады Игорь Заседа — журналистом, неоднократный чемпион и рекордсмен Эстонии по плаванию Георг Отс — народным артистом СССР, чемпион и рекордсмен по плаванию Литовской ССР Стасис Красаускас — народным художником республики, лауреатом Государственной премии СССР, пловец и судья Всесоюзной категории по плаванию Виктор Савиных стал летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза.

С великой благодарностью мы вспоминаем

 

теперь спортивных наставников этих пловцов — Георгия Петровича Чернова, Александра Михайловича Шумина, Алексея Сергеевича Чикина, Алексея Митрофановича Семкина, Василия Петровича Поджукевича, Антонину Васильевну Второву и многих других.

В данной статье мы не перечисляем все пути и формы идейно-воспитательной работы. Они изложены в вынесенном осенью 1981 г. постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС», а также систематически разбираются в ежемесячном журнале «Политическое самообразование» и в других партийно-политических изданиях.

Начиная с 1979 г. на страницах нашего сборника «Плавание» регулярно освещается опыт идейно-воспитательной работы со спортсменами. Напомним также, что каждый тренер, руководители плавательных бассейнов, ДЮСШ и ПЦ могут воспользоваться помощью ближайшего «Кабинета партийно-политического просвещения» (они имеются в райкомах Коммунистической партии и комсомола). Там всегда можно получить нужную консультацию по содержанию и тематике политической учебы, ознакомиться с необходимыми методическими материалами.

Так или иначе, но необходимо всемерно расширить и улучшить идейно-воспитательную работу с пловцами. Важно, чтобы эту задачу успешно решали в каждом бассейне, в каждой ДЮСШ и каждом ПЦ. Коммунисты и комсомольцы должны выполнять авангардную роль в повседневно проводимой идейно-воспитательной работе.

 

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЛОВЦОВ


НЕКОТОРЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ СПРИНТЕРОВ

   
Л. Д. Капшученко, ст. тренер бригады спринтеров сборной команды СССР по плаванию
 

До лета 1981 г. советские спринтеры (к которым в первую очередь относятся пловцы, специализирующиеся на дистанции 100 м кролем) не радовали любителей спортивного плавания, значительно отставая от мирового уровня достижений. На Олимпийских играх в Монреале их не видно было в сильнейшей шестерке, на третьем чемпионате мира (1978 г.) сборная команда СССР в эстафете 4x100 м вольным стилем не попала в число восьми финалистов, а на Московской олимпиаде осталась без олимпийских медалей.

 

Одной из причин этих неудач являлось то, что на протяжении многих лет в советской сборной олимпийской команде преобладала однотипная для всех видов плавания методика тренировки. Вначале просто перешли от одной тренировки в день к двухразовой, а потом стали ежедневно плавать по 3 раза. Началась погоня за объемами плавания. «Бум объемов» прокатился по всему миру и, как мне кажется, нанес большой ущерб развитию спринтерского плавания не только у нас в стране, но и во многих других странах, за ис-

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

ключением США, где пловцы серьезно начинают тренироваться в плавании в более зрелом возрасте.

У нас в стране погоня за объемами привела к дефициту в способных спринтерах. Ведь в гоном возрасте трудно заметить у пловца склонность к спринту, тем более если тренировка строится по принципу наращивания объема. Типичный спринтер не выдерживает длительной монотонной работы, ему нужен «взрыв», систематическая «игра со скоростью». Как тренеру мне очень повезло, когда я попал в коллектив сборной команды, в котором многому научился и где мой главный наставник С. М. Вайцеховский «не давил» на меня и первое время не требовал «Давай результаты!». Мне дали возможность экспериментировать в поиске новых методик подготовки спринтера. В мою бригаду вошли наиболее талантливые в спринтерском отношении спортсмены. Получилось так, что уже в 1980 г. и в первой половине 1981 г. мои ученики буквально от старта к старту стали бить личные рекорды. Значит, было выбрано правильное направление в работе.

Мне хотелось бы начать с примера, касающегося двух спринтеров, которые в настоящее время являются сильнейшими у нас в стране. Это Сергей Красюк и Сергей Смирягин. По характеру, возрасту, физическим данным, психологическому состоянию эти спортсмены совершенно разные. И тренировались они по-разному, и плавают с разной техникой: С. Красюк — шестиударным кролем, а С. Смирягин — двухударпым.

Что же является, на мой взгляд, главным в поиске спринтера, способного проплыть 100 м кролем быстрее 50 с? Такой спортсмен должен быть крепким, иметь высокий рост, пропорциональное телосложение, большие ступни и кисти, очень хорошо развитые и крепкие мышцы ног. Он должен быть сангвиником, обладать высокой культурой, быть морально устойчивым, идейно убежденным, настойчивым и трудолюбивым.

«Многого захотел!». — могут сказать читатели. Да, многого. И работа должна начинаться с отбора. Это очень трудно. Но чем труднее, тем больше получаешь удовлетворения от достигнутого результата. В этом вся суть нашей тренерской профессии. То, что в моей бригаде все ребята разные и по характеру, и по физическому развитию, и по технике плавания, не мешает мне в работе, а скорее помогает. Наблюдая их поведение, я многому учусь, познаю различные характеры, различные качества человека и на основании этого индивидуализирую тренировочный процесс, воспитательную работу. Я научил каждого ученика проводить самоанализ своего состояния и постоянно осуществлять самоконтроль за состоянием организма.

После каждого цикла тренировки и вы-

 

ступления в крупных соревнованиях мы проводим совещания, где пытаемся найти ошибки в работе, выбрать основную линию на определенный этап. Я внимательно выслушиваю точки зрения каждого ученика и, суммируя субъективные высказывания, определяю главный путь в дальнейшей работе, за осуществление которого отвечаю перед бригадой.

В первой половине 1981 г. пловцы моей бригады в основном достигли уровня естественного физиологического созревания, и настал момент, когда началась пора напряженных тренировок как в психологическом, так и физическом плане.

Еще в 1980 г. на одном из учебно-тренировочных сборов в Ташкенте я в силу чисто организационных обстоятельств стал проводить специальную подготовку на суше после тренировки в воде. Вначале это было непривычно и тяжело, к тому же в то время было довольно жарко, и после плавания в воде наступало расслабленное состояние, появлялись вялость и сонливость. Однако программа силовой подготовки была запланирована очень большая и ее надо было выполнить. Постепенно ребята втянулись, и уже на пятый-шестой день работы все стало на свои места, как будто так и надо. Тогда я еще больше усложнил тренировку: после серии плавательных упражнений с довольно большой физической нагрузкой провел на суше 45-минутные беспрерывные занятия на тренажерах Хютеля. После этого мы вновь пошли в бассейн, где вся бригада выполнила ряд специальных спринтерских упражнений в воде: две серии 4x15 м — спринт + 35 м доплыванне — в режиме 75 с; 4x50 м в режиме 45 с; 25 м спринт + 25 м доплывание — в режиме 1.30; 100 м вольным стилем — с поворота на результат.

Результаты были следующие: у С. Красюка — 53,1; у А. Марковского — 54,2; у С. Присекина — 54,4; у Ю. Логвина — 54,9; у Л. Царевой — 59,8; у Н. Горовых — 1.01,02. Это были очень высокие показатели, и мы их восприняли как сенсацию.

Тренировки по такой программе мы не раз повторяли в дальнейшем, хотя и с разными результатами. Но главное заключалось в том, что уже тогда я сделал важный для себя вывод: нужны поиски. Надо искать путл переноса физической силы, вырабатываемой на суше, в силу тяги пловца во время плавания в воде. Пловец, обладающий огромной силой, должен плыть, а не «месить» воду, не «рвать» ее.

Так родилась у нас идея включить силовую специальную подготовку непосредственно в тренировочные занятия в воде. И с конца 1980 г. мы начали осуществлять задуманное: рядом с водными дорожками разместили два тренажера Хютеля, два мини-джи, кистевой тренажер и штангу, рассчитанную на поднятие

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

максимального веса. Рядом был установлен восстановительный комплекс, включавший, в частности, душ Шарко и циркулярный душ, хвойную ванну с гидромассажем. По такой программе готовились к декабрьским (1980 г). соревнованиям на Кубок СССР, на которых потом почти все члены моей бригады показали личные рекорды.

В результате своих наблюдений я определил, что спринтер должен начинать очередной спортивный год, уже имея хорошую скорость. Это подтвердилось результатами, показанными моей бригадой во время розыгрыша Кубка СССР. В связи с этим мне хотелось бы привести несколько примеров, показывающих характер опробованной мною тренировки.

П е р в ы й   в а р и а н т. На тренировочном занятии — 6 пловцов. Они разбиты на 3 группы — по 2 пловца в каждой. Выполняются 4 группы упражнений на суше и в воде: первая — 10x50 м вольным стилем в режиме 1   мин; вторая — 10x20 м движений на тренажере Хютеля, прогрессивно, в режиме 1 мин; третья — жим штанги, имеющей предельный вес, — 2 — 3 подхода за 10 мин; четвертая — чередование упражнений на мини-джи и кистевом тренажере по 4.30 мин каждое без перерыва.

В т о р о й   в а р и а н т. На занятии — 6 пловцов, по 3 на каждом снаряде. Несколько раз повторяются две группы упражнений. Первая: 10x20 движений на тренажере Хютеля, прогрессивно, в режиме 1 мин; вторая: 4x50 м вольным стилем в режиме 2.30 со средними лопатками с максимальной скоростью.

Подобных комбинаций у меня накопилось много. Я включаю в единый комплекс упражнения с резиной и на гибкость, плавание с различными лопатками, с резиновыми кругами и другие восстановительные мероприятия — душ Шарко, циркулярный душ, подводный массаж, ванны и т. д. Применение такой системы работы позволяет разнообразить тренировочный процесс. Это в плавании имеет большое значение. Хочу привести еще один пример из своей практики. Во время одной из своих тренировок С. Присекин выполнил после работы на тренажере Хютеля (10x45с, в режиме 1 мин, темп максимальный, + 15 с отдых) жим штанги из положения лежа предельно максимального веса (для Присекина 90 кг) 3 раза в режиме 1 мин; потом принял восстановительную ванну (5 — 7 мин с гидромассажем); затем 200 м с движениями одними руками со средними лопатками; через

2   мин проплыл вольным стилем 50 м с максимальной скоростью с толчка, со средними лопатками, показав результат 23,7 с. При этом было видно, что Присекин, обладая большой физической силой, не «месил» воду, а делал хороший, сильный гребок.

После всех этих поисков и экспериментов

 

я уже более уверенно стал строить программу подготовки своей бригады к главному спортивному событию 1981 г. — чемпионату Европы по плаванию. И тут вновь применил некоторые новшества. Исходя из того, что спринтеры требуют более разносторонней и продолжительной специальной тренировки, моя бригада начала ее намного раньше, чем большинство пловцов сборной команды страны, — примерно за полгода до стартов в Сплите. Провели ее в три этапа: втягивающий — 1 месяц, этап тяжелой стрессовой тренировки — 2 месяца и соревновательный — 2 месяца. При этом стремились к тому, чтобы максимально приблизить силовую подготовку к специальной работе пловцов в воде. Мы широко (в форме тестов) применяли плавание с большими, средними и малыми лопатками, кругами, плавание с растягивающейся резиной и др. Уже к середине июня каждый член моей бригады был способен показывать высокий результат, что создавало благоприятный дух соперничества и мобилизовывало усилия каждого пловца на дальнейший рост достижений. Весь соревновательный период, включавший ряд ответственных стартов (Всемирную универсиаду, матч с пловцами ФРГ и Канады, чемпионат страны, матчи с Великобританией и США, чемпионат Европы), мы провели в виде «поддерживающей тренировки», не прекращая работы ни на один день. Это была тренировка в процессе участия пловцов в крупных соревнованиях. Учитывая высокую подготовленность пловцов в досоревновательных этапах, мы не боялись давать им во время соревновательного этапа большие, но кратковременные нагрузки. Результаты превзошли мои ожидания. Уже на киевском матче с пловцами США советские спринтеры, наконец, перекрыли рекорд СССР 6-летней давности в плавании на 100 м вольным стилем, обновили рекорды Европы в двух эстафетах — 4x100 м вольным стилем и комбинированной, а на чемпионате Европы умножили этот успех.

В заключение хочу подчеркнуть следующее: то новое в тренировке, что удалось мне применить в бригаде спринтеров, может и не подойти другим тренерам. И свой опыт я привел для того, чтобы показать, насколько важен для тренера поиск. Необходимо, чтобы каждый тренер стал на творческий путь тренировки, был бы новатором, постоянно стремился к разнообразию тренировочного процесса. Ведь мы — советские тренеры — должны сейчас думать о завтрашнем дне, о предстоящих трудных спортивных встречах с очень сильными соперниками.

Вместе с тем следует иметь в виду, что всякое новшество может принести успех только после тщательной проверки в практической работе. А это может зависеть от успешного решения многих организационных вопросов: условий проведения тренировочных занятий в

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

бассейне ПЦ и на учебных сборах, календаря соревнований, качества питания, разнообразия реабилитационных средств, качества врачебного контроля, правильности построенного отдыха и всего режима тренировки в сочетании с общеобразовательной учебой и т. д. А все это

 

порой зависит не столько от тренера, сколько от руководителей и организаторов спортивной работы. И тренер должен умело строить свою работу в постоянном содружестве с руководителями.

 

 

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦА В ВОДЕ

   
С. М. Вайцеховский, кандидат педагогических наук, главный тренер сборной команды СССР по плаванию
 

НЕОБХОДИМОСТЬ «ПЕРЕНОСА» СИЛЫ С СУШИ НА ВОДУ

Известно, что скорость плавания прежде всего зависит от мощности гребковых движений. Основу мощности составляет сила. Вот почему современные пловцы высокого класса нередко уделяют силовой подготовке до 200 — 300 ч в год.

Казалось бы все просто. Хорошо спланированные и организованные тренировочные занятия с интенсивным использованием различных силовых упражнений, в том числе со штангой, гантелями и силовыми тренажерами, могут позволить за короткий срок гармонично развить мускулатуру спортсмена и создать определенный запас силы, тем более что методика силовой тренировки разработана в настоящее время достаточно полно. Рост силы, в свою очередь, должен привести к увеличению мощности гребка и тем самым к повышению скорости плавания. Однако на практике это далеко не так просто. В ряде случаев значительный прирост силовых качеств, полученный в занятиях на суше, не только не приводит к ожидаемому увеличению скорости плавания, но, напротив, на какое-то время отрицательно сказывается на росте спортивных достижений пловца.

Иначе говоря, спортсмен, добившийся значительного прироста силовых качеств в упражнениях на суше, зачастую оказывается не в состоянии использовать эту новую силу в воде, т. е. «перенести» силу с суши на воду. Это объясняется прежде всего тем, что в определенные периоды подготовки (обычно при переходе к интенсивным тренировкам силового характера на суше) ухудшаются многие важные показатели спортивной техники, например «чувство воды», способность к произвольному расслаблению мышц и др. Ухудшение этих показателей, в свою очередь, ведет прежде всего к тому, что резко снижается способность спортсмена использовать (реализовать) имеющиеся силовые возможности.

Мы убеждены, что реализация силовых возможностей — это ключевая проблема развития методики тренировки на ближайшие годы не только в плавании, но и в других видах

 

спорта, где сила и силовая выносливость играют решающую роль.

Фазовый характер соотношения
сила — техника

Наши многолетние наблюдения позволяют утверждать, что способность использовать силовые возможности изменяется по определенным фазам. Можно выделить три такие фазы: I - фазу сниженной реализации, II — приспособительную фазу и III — фазу параллельного развития. Характеризуя указанные фазы, следует отметить следующее.

Фаза сниженной реализации — «спортсмен не плывет». Обычно эта фаза продолжается от 2 до 4 недель после начала интенсивной силовой подготовки. В это время ухудшаются тренировочные результаты как в спринтерских упражнениях, так и при серийном интервальном плавании. Спортсмен устает в тренировках и медленно восстанавливается. Это может быть объяснено следующими причинами.

Во-первых, резко возрастают силовые качества, в первую очередь силовая выносливость. В отдельных упражнениях, например подтягиваниях на перекладине, отжиманиях, приседаниях и т. п., прирост силовой выносливости за этот период нередко достигает 100 — 200%. Подобный резкий прирост силовых качеств приводит, в свою очередь, к тому, что у спортсмена нарушаются, ломаются привычные нервно-мышечные ощущения и представления, лежащие в основе привычной для данного спортсмена техники плавания. При этом у многих спортсменов снижается чувство воды, появляются нарушения в координации движений, выражающиеся в определенной рассогласованности элементов техники плавания, и эта рассогласованность в I фазе достигает наибольшей степени. Иначе говоря, у спортсмена нарушается равновесие между формой и содержанием. Новое содержание (быстро растущий уровень силовых качеств) и старая форма (сравнительно медленное изменение координации движений — техники плавания) на этом этапе перестают соответствовать одно другому.

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало