|
ключением США, где пловцы серьезно начинают тренироваться в плавании в более зрелом возрасте.
У нас в стране погоня за объемами привела к дефициту в способных спринтерах. Ведь в гоном возрасте трудно заметить у пловца склонность к спринту, тем более если тренировка строится по принципу наращивания объема. Типичный спринтер не выдерживает длительной монотонной работы, ему нужен «взрыв», систематическая «игра со скоростью». Как тренеру мне очень повезло, когда я попал в коллектив сборной команды, в котором многому научился и где мой главный наставник С. М. Вайцеховский «не давил» на меня и первое время не требовал «Давай результаты!». Мне дали возможность экспериментировать в поиске новых методик подготовки спринтера. В мою бригаду вошли наиболее талантливые в спринтерском отношении спортсмены. Получилось так, что уже в 1980 г. и в первой половине 1981 г. мои ученики буквально от старта к старту стали бить личные рекорды. Значит, было выбрано правильное направление в работе.
Мне хотелось бы начать с примера, касающегося двух спринтеров, которые в настоящее время являются сильнейшими у нас в стране. Это Сергей Красюк и Сергей Смирягин. По характеру, возрасту, физическим данным, психологическому состоянию эти спортсмены совершенно разные. И тренировались они по-разному, и плавают с разной техникой: С. Красюк — шестиударным кролем, а С. Смирягин — двухударпым.
Что же является, на мой взгляд, главным в поиске спринтера, способного проплыть 100 м кролем быстрее 50 с? Такой спортсмен должен быть крепким, иметь высокий рост, пропорциональное телосложение, большие ступни и кисти, очень хорошо развитые и крепкие мышцы ног. Он должен быть сангвиником, обладать высокой культурой, быть морально устойчивым, идейно убежденным, настойчивым и трудолюбивым.
«Многого захотел!». — могут сказать читатели. Да, многого. И работа должна начинаться с отбора. Это очень трудно. Но чем труднее, тем больше получаешь удовлетворения от достигнутого результата. В этом вся суть нашей тренерской профессии. То, что в моей бригаде все ребята разные и по характеру, и по физическому развитию, и по технике плавания, не мешает мне в работе, а скорее помогает. Наблюдая их поведение, я многому учусь, познаю различные характеры, различные качества человека и на основании этого индивидуализирую тренировочный процесс, воспитательную работу. Я научил каждого ученика проводить самоанализ своего состояния и постоянно осуществлять самоконтроль за состоянием организма.
После каждого цикла тренировки и вы- |
|
ступления в крупных соревнованиях мы проводим совещания, где пытаемся найти ошибки в работе, выбрать основную линию на определенный этап. Я внимательно выслушиваю точки зрения каждого ученика и, суммируя субъективные высказывания, определяю главный путь в дальнейшей работе, за осуществление которого отвечаю перед бригадой.
В первой половине 1981 г. пловцы моей бригады в основном достигли уровня естественного физиологического созревания, и настал момент, когда началась пора напряженных тренировок как в психологическом, так и физическом плане.
Еще в 1980 г. на одном из учебно-тренировочных сборов в Ташкенте я в силу чисто организационных обстоятельств стал проводить специальную подготовку на суше после тренировки в воде. Вначале это было непривычно и тяжело, к тому же в то время было довольно жарко, и после плавания в воде наступало расслабленное состояние, появлялись вялость и сонливость. Однако программа силовой подготовки была запланирована очень большая и ее надо было выполнить. Постепенно ребята втянулись, и уже на пятый-шестой день работы все стало на свои места, как будто так и надо. Тогда я еще больше усложнил тренировку: после серии плавательных упражнений с довольно большой физической нагрузкой провел на суше 45-минутные беспрерывные занятия на тренажерах Хютеля. После этого мы вновь пошли в бассейн, где вся бригада выполнила ряд специальных спринтерских упражнений в воде: две серии 4x15 м — спринт + 35 м доплыванне — в режиме 75 с; 4x50 м в режиме 45 с; 25 м спринт + 25 м доплывание — в режиме 1.30; 100 м вольным стилем — с поворота на результат.
Результаты были следующие: у С. Красюка — 53,1; у А. Марковского — 54,2; у С. Присекина — 54,4; у Ю. Логвина — 54,9; у Л. Царевой — 59,8; у Н. Горовых — 1.01,02. Это были очень высокие показатели, и мы их восприняли как сенсацию.
Тренировки по такой программе мы не раз повторяли в дальнейшем, хотя и с разными результатами. Но главное заключалось в том, что уже тогда я сделал важный для себя вывод: нужны поиски. Надо искать путл переноса физической силы, вырабатываемой на суше, в силу тяги пловца во время плавания в воде. Пловец, обладающий огромной силой, должен плыть, а не «месить» воду, не «рвать» ее.
Так родилась у нас идея включить силовую специальную подготовку непосредственно в тренировочные занятия в воде. И с конца 1980 г. мы начали осуществлять задуманное: рядом с водными дорожками разместили два тренажера Хютеля, два мини-джи, кистевой тренажер и штангу, рассчитанную на поднятие |
|