Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

требуется 30 000 пробок дернинок; требуемая площадь газонного питомника для разового отбора дернинок составляет 300 м2; при посадке дернин на расстоянии 25 см потребуется 120 тыс. дернин; требуемая площадь питомника для получения исходного материала при этом 1200 м2.

Для южных районов страны сейчас размножают новые сорта злаков «бермудграс» и «цойсиа», они безболезненно переносят высокие температуры +35° и не требуют частых поливов, легко размножаются вегетативно.

Лучшие сорта посадки мятлика ползучего в средней полосе — в начале лета, осенью — до наступления заморозков. Для «бермудграс» и «цойсиа» — июнь — август, когда температура почвы выше 20°С. Чтобы предотвратить распространение сорных трав между рассаженными дернинками, необходимо обработать почву гербицидом 2,4-Д два раза в течение вегетативного периода.

Участок под питомник должен быть отведен на сравнительно сухом месте размером 20 — 30 м2 и более. Почва на участке должна быть плодородной, хорошо водопроницаемой. Кислые почвы необходимо известковать из расчета 20 — 30 кг извести на 100 м2. Лучшее время внесения извести — осень. В процессе обработки и подкормки почвы проводится внесение минеральных удобрений из расчета фосфора 5 — 10 кг, сульфата аммония 3 кг, калия серно-кислого 2 кг на 100 м2 площади.

После посадки дернинок производится регулярный полив каждый день. Пос-

 

ле приживания дернинок и отрастания новых побегов полив надо уменьшить. Затем производится подкормка трав сульфатом аммония (1,7 — 2 кг) и суперфосфатом (3 — 5 кг) на 100 га площади. Нельзя допускать на газоне распространение сорных трав, прополку следует проводить 1 — 2 раза до смыкания травостоя. Как только побеги трав отрастут на 5 см, производится легкое прикатывание рассаженных дернинок деревянным катком весом 30 — 50 кг.

Затем производится землевание поля компостированной смесью земли (с добавлением 50% мелкого речного песка) тонким слоем до 0,5 см.

В смесь необходимо добавить серу из расчета 75 — 100 кг на поле. Первая стрижка проводится после того, как травы достигнут 10 — 12 м, оставить надо их на 5 — 6 см. Нежелательно, чтобы травостой отрастал выше, чем на 10 см. Вносятся следующие минеральные удобрения на газон: в основном фосфор и азот и отчасти калий с интервалом 20 — 25 дней в июне, августе и сентябре. Примерная смесь для подкормки рассаженных дернинок мятлика на 1 м2 площади: гранулированный суперфосфат — 30 — 40 г, хлористый калий — 15 — 20 г, сульфат аммония — 12 — 17 г. Не рекомендуется вносить в почву большие дозы азота, в противном случае произойдет буйный рост растений, что нежелательно для формирования низкорослого и устойчивого дернового покрова. Не рекомендуется также проводить обильный полив, это приводит к аналогичным результатам.

 

 

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ТРЕНЕРОВ — 10 ЛЕТ

   
В. В. Варюшин, кандидат педагогических наук, директор ВШТ
 

6 апреля 1986 года исполнилось 10 лет со дня открытия Высшей школы тренеров.

Создание Высшей школы тренеров продиктовано требованием времени. Жизнь подсказала, что первой и основной фигурой в подготовке высококвалифицированных спортсменов является тренер. И не просто тренер, а тренер-педагог, тренер-воспитатель, всесторонне образованный, влюбленный в свое дело, вооруженный необходимыми знаниями в области теории и методики избранного вида спорта. Без этого трудно воспитать спортсмена высокого класса, обра-

 

зованного советского гражданина, патриота.

Высшая школа тренеров, отделение футбола сегодня подчиняют свою работу всестороннему удовлетворению потребностей в тренерских кадрах по футболу в стране. Центр внимания ее переместился на повышение качества подготовки специалистов, эффективное использование научного потенциала. Эта линия позволила определить задачи и пути подготовки квалифицированных специалистов с учетом современных требований.

Анализируя подготовку тренерских кадров по футболу в нашей стране и за

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

рубежом, можно смело утверждать, что подобного учебного заведения, каким является Высшая школа тренеров, не было.

Например, в Англии (срок обучения на курсах по подготовке тренеров от одной до трех недель), ФРГ (6 месяцев), Голландии (12 месяцев), Италии (9 месяцев) обучение платное. При этом слушатели в период обучения находятся на самообеспечении. Учебные программы подготовки тренера содержат общие основы обучения, которая в лучшем случае дает элементарное понятие о системе спортивной тренировки. Оканчивая подобную школу, выпускники получают диплом, но он не гарантирует ему постоянную работу по профессии.

Наше государство полностью берет на себя все затраты, связанные с подготовкой тренеров по футболу в школе. За время обучения слушателям сохраняется зарплата, получаемая им на прежнем месте работы". По окончании Высшей школы тренеров слушатель получает диплом, первую тренерскую категорию и гарантированную работу по специальности.

Приемная комиссия при зачислении слушателей в ВШТ, наряду с обязательными условиями приема, руководствуется принципом представительства спортивных комитетов союзных республик, спортивных обществ и ведомств, где имеется наибольшая потребность в квалифицированных кадрах.

За данный период 193 человека получили дипломы высшей квалификации по футболу, среди них — представители всех союзных республик, 97 — члены КПСС. По своей спортивной квалификации 11 выпускников — заслуженные мастера спорта, 6 — мастера спорта международного класса, 156 — мастера и кандидаты в мастера спорта.

32 выпускника распределены на работу тренерами в команды высшей лиги, 27 — в команды первой лиги, 96 — в команды второй лиги, 16 — в сборные команды СССР, республик, в руководящие органы футбола.

В последние годы на практике проанализированы требования к знаниям, умению и навыкам тренера по футболу, определены их квалификационные характеристики, ставшие основой для пересмотра учебного плана и программ.

Вместе с тем одно только обновление содержания образования не может гарантировать решающего успеха в формировании футбольных кадров будущего. Необходимо совершенствовать мето-

 

ды преподавания, добиваясь интенсификации учебного процесса.

Исходя из этого в учебном процессе необходимо все шире использовать проблемные лекции, на семинарских и практических занятиях моделировать конкретные тренировочные и соревновательные ситуации.

Подготовка слушателей в Высшей школе тренеров основывается на глубоком изучении актуальных вопросов марксистско-ленинской теории и практики коммунистического строительства на протяжении всего периода обучения.

Но одних теоретических знаний здесь мало. Необходимо, чтобы слушатели сочетали высокую дисциплинированность с предприимчивостью и инициативой, непримиримостью к формализму. Воспитанию этих качеств руководство и партийное бюро школы уделяет важное значение. Совместно с ЦК ВЛКСМ, Госкомспортом СССР, Первомайским райкомом Москвы слушатели регулярно привлекаются для проведения мероприятий по идейно-политическом у воспитанию спортсменов, научно-методических, практических конференций и спортивной тренировки.

В составе агитбригад слушатели выезжают на БАМ, стройки Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и др., оказывают практическую и методическую помощь в проведении региональных и всесоюзных соревнований на призы клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч». За активное участие в этой работе слушатели М. Плахетко, И. Савостиков, А. Исаев, Г. Хусаинов и др. награждены грамотами ЦК ВЛКСМ.

По актуальным вопросам учебно-тренировочного процесса слушатели выступают в периодической печати.

В последние годы на практике проанализированы требования к знаниям, умению и навыкам тренеров по футболу, определены их квалификационные характеристики, ставшие основой для пересмотра учебного плана и программ.

В настоящее время учебный процесс проводится по новому учебному плану, в разработке которого принимали участие ведущие специалисты.

В учебных программах усилена прикладность к конкретному виду спорта.. Однако содержание учебных программ еще не полностью отвечает современным требованиям,

Ясно, что одно только обновление содержания образования не может гарантировать решающего успеха в формировании специалистов будущего. Необходимо совершенствовать методы пре-

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

подавания, добиваясь интенсификации учебного процесса. В связи с этим в учебном процессе более широко используются проблемные лекции, на семинарах и практических занятиях моделируются конкретные соревновательные ситуации с использованием технических средств.

Продолжается работа по совершенствованию учебно-методического комплекса для ВШТ по всем дисциплинам учебного плана. Для слушателей ВШТ выпущены пособия и 25 методических разработок по специализации.

Учебный процесс осуществляется ведущими специалистами ГЦОЛИФКа, а также приглашенными ведущими тренерами и учеными страны. Госкомспорт СССР ежегодно утверждает список и график привлечения ведущих ученых и тренеров страны для чтения лекций и проведения практических занятий.

В целях более глубокого изучения трудового опыта подготовки спортсменов высокой квалификации для слушателей организована беспрерывная стажировка в СДЮШОР начиная с первого месяца обучения и практика в сборных командах страны, ведущих клубах. Для этого закреплены постоянные базы. Следует особо подчеркнуть, что слушатели в основном проходят стажировку там, где работают выпускники школы; таким образом, происходит практическое и теоретическое взаимообогащение.

Последний месячный этап стажировки, как правило, слушатели проходят на местах своей будущей работы. Положено начало переходу к организации распределения выпускников школы по прямым связям с заказчиками.

Итоги стажировки и практики обсуждаются на методических и практических занятиях по специализации, учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивных коллективах.

Дирекция школы выражает искреннюю признательность руководителям спортивных обществ и тренерам команд за создание хороших условий для стажировки и доброжелательное отношение к слушателям. Вместе с тем не все тренеры доверяют слушателям-стажерам проводить самостоятельные занятия с резервными составами или быть активными их помощниками в проведении занятий с основным контингентом. Такое положение снижает качество стажировки.

Важное значение в подготовке слушателей придается написанию дипломных работ. Тематика этих работ тесно связана с практической деятельностью

 

тренера, а результаты ряда работ слушателей (Э. Малофеева «Анализ индивидуальных  особенностей футболиста, обеспечивающих успешность его действий по созданию и реализации игровых ситуаций», В. Иванова «Анализ технико-тактических действий в команде», М. Плахетко «Стиль руководства тренера и его влияние на социально-психологическую атмосферу в команде», и др.) приняты как методические разработки.

Некоторые дипломные работы представлены на защиту в качестве кандидатской диссертации.

В настоящее время деятельность школы приобретает в определенном смысле самостоятельный характер. Об этом свидетельствуют результаты выпускников. За хорошие показатели в подготовке спортсменов высокой квалификации 25 выпускникам школы присвоено звание «Заслуженный тренер».

Однако школа могла бы добиться гораздо большего, если бы чаще встречали заинтересованную поддержку со стороны некоторых спортивных руководителей. Несмотря на обострившееся положение с подготовкой высококвалифицированных футболистов, спортивные руководители мало занимаются изучением перспективной потребности в подготовке и тренировке специалистов.

Следует отметить планомерный и целенаправленный подход в подготовке тренерских кадров через ВШТ в Белоруссии. Спортивные организации с согласования вышестоящих инстанций рекомендуют для учебы в школе (целевыми назначениями) ведущих тренеров. При этом слушатели весь период обучения сохраняют контакт со своими коллективами. Например, в первом наборе был Э. Малофеев, который после окончания школы возглавил команду минского «Динамо». Во второй набор школы был направлен В. Арзамасцев (по окончании стал вторым тренером команды), в третий набор — тренер той же команды И. Савостиков. После перевода Э. Малофеева на работу в Москву команду «Динамо» (Минск) безболезненно возглавил В. Арзамасцев. Такой государственный подход к переподготовке и дальнейшему использованию тренерских кадров должен быть повсеместно.

Однако имеет место и противоположный подход.

На учебу в школу с должности второго тренера команды «Таврия» (Симферополь) был направлен Е. Король, который проявил творческий подход к обучению, был членом партбюро, окончил школу с отличием, однако места для

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

работы в команде «Таврия» ему не нашлось.

Не нашлось места в родных клубах В. Петросяну и В. Непомнящему «Колхозчи» (Ашхабад), единственным выпускникам школы республики. Не нашлось места в родном клубе и московским спартаковцам Г. Хусаинову и А. Исаеву. Допустим, что в Москве сразу всем спартаковцам невозможно найти места в команде мастеров. Но, как известно, команды «Спартак» есть во многих городах, так почему бы не направить туда спартаковцев-выпускников школы?

Такое отношение к ведущим спортсменам со стороны руководителей обществ не воспитывает патриотической преданности к спортивному клубу у молодых футболистов.

Опыт работы школы показывает на необходимость дальнейшей качественной перестройки           учебно-воспитательного

процесса, поиска новых организационных форм.

Прежде всего надо окончательно решить вопрос по контингенту слушателей, так как на сегодня он еще не всегда соответствует требованиям положения о ВШТ ни по уровню теоретической подготовленности, ни по своей спортивной квалификации.

Выход из создавшегося положения заключается в том, чтобы спортивные комитеты союзных республик, Москвы и Ленинграда обеспечивали отбор и направление специалистов для обучения в школе в строгом соответствии с существующим положением о ВШТ и целевым назначением для работы с коман-

 

дами мастеров и спортсменами высшей квалификации.

Назрела необходимость запретить работать тренерами в командах мастеров второй лиги лицам, не прошедшим подготовку в школе.

Необходимо и дальше совершенствовать форму и методы преподавания, шире развивать межкафедральные связи в вопросах преподавания проблемных разделов учебных программ, ускорить процесс перехода от- предметного метода обучения к проблемному.

Для качественного прохождения слушателями непрерывной практики, стажировки и проведения научно-методических исследований открыть ШВСМ при ГЦОЛИФКе на базе Дворца спорта «Измайлово» и на этой основе создать Всесоюзный научно-методический центр по футболу, оснастив его соответствующими техническими средствами.

Госкомспорту СССР необходимо утвердить ежегодную зарубежную стажировку для перспективных слушателей.

Вместе с тем необходимо больше доверять и полноценнее использовать выпускников в практической деятельности. Руководители спортивных организаций должны по государственному относиться к использованию тренерского пополнения.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый выпускник Высшей школы тренеров мог полностью использовать свои знания и практический опыт для дальнейшего развития советского футбола.

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ФУТБОЛУ

   
Л. А. Зарахович, Госкомспорт СССР
 

Располагая, благодаря стремительному прогрессу средств связи, гигантской, фактически всемирной аудиторией, крупнейшие международные соревнования по футболу стали не только смотром достижений мастерства футболистов и тренерской мысли, но в не меньшей степени превратились в арену социальных и политических явлений, характерных для современного общества. В капиталистических странах профессиональный футбол — крупное коммерческое предприятие, он стал средством достижения и определенных политических целей. Об этом свидетельствует и острая конкуренция

 

национальных федераций в борьбе за право организовать в своих странах чемпионаты мира или континента. Для развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки футбол стал инструментом утверждения своего растущего влияния на процессы развития современного мира. Именно этот мотив лежит в основе справедливой борьбы континентальных конфедераций футбола за более равноправное представительство как в руководящих органах ФИФА, так и в чемпионатах мира. Именно этим объясняется увеличение числа команд — участниц Кубка мира ФИФА с 16 по 24,

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало