Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

плохо — не футбольным ремеслом. И не только в спорте.

Итак, талантливого парня «высмотрел» федеральный тренер Юпп Дерваль. Случилось это незадолго до начала игр на первенство мира. Уже на предварительном этапе борьбы команд за мировую корону этот щуплый (вес — всего 64 кг) парень показал себя с самой лучшей стороны. Но наряду с радостью и надеждами успех рождал и сомнения: хватит ли на все физических сил и психической стойкости? Ведь действуя рядом с лучшим нападающим европейского футбола последних лет — Карлом-Хайнцем Румменигге, «вызывать огонь на себя» (обеспечивая суперзвезде западногерманского футбола оперативный простор) в ходе изнурительного турнира невероятно тяжело. Но и сам по себе суровый регламент финальной стадии первенства мира непредвиденно осложнился для сборной ФРГ тем, что Румменигге, как и другой «таранный» нападающий — Хрубеш, получил серьезные травмы. Вся тяжесть «взламывания» защитных порядков соперников легла практически лишь... на Литти. Вот тут-то ему досталось!

...Он лег на спину, положил руки под голо-

 

ву и закрыл глаза. Как здорово у него в этом матче все получилось! Тем более что во встречах предварительных игра у него не шла. Дерваль морщил лоб, поправлял очки и... продолжал ставить Литти. И вот пробил час матча с испанцами — второго и самого важного на пути к выходу в четверку сильнейших. Удалась игра на славу — стала, можно сказать, его сольным концертом!

Правда, немного «помог» в этом испанский голкипер Арконада, не удержавший мяча после сильного дальнего удара Брайтнера. Первым к мячу, опустившемуся прямо перед стражем ворот соперника, успел Литтбарски, рванувшийся вперед с быстротой молнии. Добить же мяч в сетку было уже делом техники... Сборная ФРГ повела — 1:0.

В том матче к Пьеру вернулось не только хорошее настроение, но и вера в себя, в свои силы и возможности...

Да, сегодня был день его рождения как. футболиста мирового класса! Его день!

 

А. Френкель
(По материалам зарубежной печати)

 

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


АННОТАЦИИ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФУТБОЛУ*

     

Гусев В. А. Использование средств срочной информации в процессе освоения ударных действий и бега футболистов. Ленинград, 1975.

Для совершенствования технического мастерства футболистов разной квалификации собрана объективная срочная информация о количественных характеристиках действий. Применение специальных приборов (хроноспидометра и радиотелегониометра) позволяет более эффективно влиять на точность дифференцирования пространственных восприятий и мышечно-двигательных ощущений.

 

Козловский В. И. Особенности подготовки футбольных команд к краткосрочным турнирам. Москва, 1975.

 

Разработана и апробирована 11-недельная программа подготовки с распределением характера, объема и интенсивности тренировочных нагрузок в «среднем» (9-недельном), «ударном» (6-дневном) и «разгрузочном» (8-дневном) циклах. Для оценки специальной работоспособности квалифицированных футболистов предложен комплекс информативных тестов.

Кошбахтиев И. А. Педагогическая ха-


* Продолжение. Начало см. в ежегоднике «Футбол», 1982, с. 60-62.

 

рактеристика индивидуальных тактических действий футболистов с мячом и обоснование средств их совершенствования. Ленинград, 1975.

Исследован уровень специальной подготовленности (по результатам сдачи 45 нормативов) и взаимосвязь этой подготовленности с индивидуальными тактическими действиями 76 футболистов разной квалификации (в том числе 6 мастеров спорта). Для совершенствования индивидуальных тактических действий с мячом предложены специальные средства, направленные на совершенствование ориентировки, умения находить способы решения тактических ситуаций с учетом функций футболиста, действующего в разных зонах атаки.

Медников Р. И. Асимметричность технических действий в футболе. Ленинград, 1975.

Прослежено проявление феномена асимметрии в некоторых функциях (мышечно-сус-тавной чувствительности, тонусе мышц и температуре кожи) и технических действиях (тестирование) у футболистов 9 — 17 лет. Начало критического периода формирования моторики (в возрасте 9 — 11 лет) сопровождается интенсивным развитием функций ведущей, а окончание (в 12 — 13 лет) — подтягиванием функций неведущей стороны. Указаны реаль-

Library   76   Up


Contents

 

Home
 

ные пути оптимизации обучения технике футбола.

Овакимян Э. А. Исследование проявления выносливости у юных футболистов и экспериментальное обоснование методики ее воспитания. Москва, 1975.

Определена динамика развития выносливости у футболистов 11 — 12 лет под влиянием трехлетней тренировки. Выявлены возрастные особенности показателей выносливости при работе разной интенсивности (на велоэргометре) и исследованы проявления скоростной выносливости у игроков 12 — 18 лет. Разработан вариант круговой тренировки по развитию выносливости с учетом специфики футбола.

Смирнов Г. А. Исследование факторов, влияющих на меткость ударов футболистов, и некоторые пути ее воспитания. Москва, 1975.

В двух экспериментах с участием 103 начинающих и 101 квалифицированного футболиста определено влияние скорости бега и силы ударов (методами фотоэлектронной и акустической хронометрии), а также некоторых элементов техники на точность ударов. Доказано: при развитии способностей наносить меткие удары одновременный акцент на разных качественных сторонах (технике, скорости, точности) дает больший эффект.

Усенко В. П. Исследование динамики приспособительных реакций спортсменов в период адаптации к поясной разнице во времени (на примере футбола и хоккея). Ленинград, 1976.

При резкой смене временного режима существенно ухудшаются координация движений, скоростно-силовые качества, зрительно-двигательные реакции и восстановительные функции; снижаются эффективность технико-тактических действий и темп игры. Выявлены три фазы периода временной адаптации в футболе: предварительная (инертная), критическая и фаза становления нового ритма, Экспериментально обоснован режим нагрузок, способствующих быстрой адаптационной перестройке организма спортсменов высокой квалификации.

Шперлинг К. И. Экспериментальное обоснование методики отбора и комплектования учебных групп для занятий футболом. Москва, 1976.

Для определения структуры комплекса качеств и свойств, обусловливающих успех в игровой деятельности футболистов разной квалификации, использованы результаты корреляционного и факторного анализа этой структуры. С учетом результатов этих анализов разработан комплекс тестов для отбора футболистов и для прогнозирования динамики обучения отобранных. Результаты двухгодичного эксперимента показали эффективность методик комплектования типологических групп по принципу «подтягивания» отстающих звеньев.

Акрамов Р. А. Исследование методов

 

отбора перспективных юных футболистов. Москва, 1977.

На основе факторного анализа по 32 показателям выявлена взаимосвязь тестов и ведущих . факторов, определяющих рост спортивного мастерства футболистов 15 — 16 лет. В комплексной методике отбора рекомендовано использовать апробированные автором тесты, выявляющие уровни развития ориентировки и двигательной координации. Прогнозировать перспективность можно на основе данных ранжирования по показателям, характеризующим уровень технико-тактического мастерства.

Пагиев В. Б. Исследование взаимосвязи уровня физической подготовленности и технико-тактического мастерства футболистов высших разрядов. Москва, 1977.

Для контроля физической подготовленности футболистов предложены информативные тесты: бег на 15 м с места и с ходу, выпрыгивание вверх, прыжки в длину и тройной с места, вбрасывание мяча на дальность и на точность. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что для повышения уровня скоростно-силовой подготовленности более эффективны средства целенаправленного воздействия, по структуре близкие к игровым действиям.

Полишкис М. С. Совершенствование тактической подготовки юных футболистов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Москва, 1977.

В ходе обследования 123 футболистов (в том числе 39 игроков команд мастеров) выявлены возрастная динамика и факторная структура функций, определяющих эффективность тактической деятельности игроков. Разработаны методические рекомендации и апробированы специальные упражнения для совершенствования тактической подготовленности, способствующие целенаправленному развитию основных психических качеств у юных футболистов.

Бабуджян С. Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях. Москва, 1978.

У 200 футболистов разной квалификации определена факторная структура биомеханографических параметров техники ударов в зависимости от индивидуальных особенностей. Предложены методы обучения технике ударных действий и совершенствования достигнутого с использованием комплексной системы регистрации временных, точностных, кинематических и электромиографических параметров.

Кириллов А. А. Исследование физической работоспособности футболистов. Москва, 1978.

Разработаны стандарты физической работоспособности (PWC 170/кг и МПК/кг) у

 
Library   77   Up


Contents

 

Home
 

юных и квалифицированных футболистов разных игровых амплуа. Исследованы физиологические (газообмен и телеметрия) и педагогические характеристики упражнений разной направленности и апробированы средства тренировки, позволяющие не только совершенствовать технико-тактическое мастерство, но и эффективно управлять уровнем общей физической работоспособности.

Рымашевский Г. А. Экспериментальное обоснование некоторых путей повышения надежности выполнения технико-тактических действий футболистов высокой квалификации. Москва, 1978.

Определен уровень надежности технико-тактических действий с мячом на разных скоростях передвижения (по итогам педагогических наблюдений в 128 играх). Наибольшее число достоверных связей между психофизиологическими функциями и надежностью игровых действий с мячом имеют: объем поля зрения, быстрота простой реакции (реагирования ногой), сложная реакция выбора (2 и 4 альтернативы). Рекомендовано в соревновательном периоде увеличить время на упражнения в игровых условиях до 70%-

Кудрявцев В. Д. Исследование физических качеств мальчиков 11 — 14 лет и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов. Москва, 1978.

Изучены модельные характеристики физических качеств 200 футболистов высшей квалификации как ориентир перспективной многолетней подготовки юных футболистов и возрастные уровни развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств 96 мальчиков 11 — 14 лет. При отборе и комплектовании команд рекомендованы как тесты бег на 30 и 60 м, удар по мячу на дальность, прыжок вверх, прыжок в длину с места, вбрасывание мяча на дальность, ведение мяча на 30 м.

Бондин В. И. Исследование способов автоматизированного педагогического контроля за состоянием спортсменов и тренировочными нагрузками в спортивных играх (на примере футбола). Москва, 1979.

Для определения специальной физической и технической подготовленности футболистов разработан информативный метод тестирования с применением кардиолидера. При анализе результатов предложено использовать «коэффициент физической однородности команды». Апробированы варианты круговой тренировки, не только позволяющие точно дозировать тренировочные нагрузки индивидуально (по ЧСС), но и способствующие разнообразию тренировок, повышению их плотности и интенсивности.

Сергеев Г. М. Экспериментальное обоснование планирования подготовки юных футболистов в условиях жаркого климата. Москва, 1979.

 

Установлено статистически достоверное снижение работоспособности, объема и эффективности игровых действий у футболистов разной квалификации в условиях высокой внешней температуры и инсоляции. В годичном планировании рекомендовано использовать сдвоенный цикл тренировки с выделением подготовительного и соревновательного периодов. Разработан усовершенствованный вариант учебно-тренировочной программы подготовки юных футболистов в условиях жаркого климата.

Шамардин А. И. Исследование игровой деятельности вратарей в футболе и экспериментальное обоснование методики их подготовки. Москва, 1979.

Получены новые факты, раскрывающие, с одной стороны, типологию соревновательных ситуаций, которые носят детерминированный и вероятностный характер, а с другой — ведущее значение информативных психофизиологических функций для игры вратаря. Апробирована экспериментальная методика тренировки стражей ворот с использованием разработанных автором информационно-тренажерных устройств, которые моделируют соревновательную деятельность голкиперов.

Адамбеков К. И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ. Москва, 1980.

По данным пульсометрии, разработана классификация тренировочных нагрузок для начинающих футболистов (ребят 8 — 10 лет). Даны практические рекомендации по режиму дня и рациональному сочетанию учебных занятий с тренировочными. Экспериментально проверена оптимальная структура построения отдельного урока и системы уроков в недельном цикле. Разработаны месячный и годичный планы на первые два года начальной подготовки.

Нуримов Р. И. Эффективность методики совершенствования ловкости высококвалифицированных футболистов в связи с результатами ее контроля. Москва, 1980.

Исследованы уровень развития и факторная структура ловкости у футболистов разного возраста и разной подготовленности. Рекомендованы три способа (с комплексом информативных тестов) контроля ловкости: с помощью экспертных оценок по специально разработанным критериям, по неспецифическим показателям и по показателям ловкости, регистрируемым в ходе игры. Предложены схемы совершенствования ловкости и комплекс упражнений, избирательно воздействующих на развитие ловкости.

Скоморохов Е. В. Комплексный контроль и методы совершенствования специальной подготовленности высококвалифицированных футболистов. Малаховка, 1980.

Раскрыта структура и выявлены ведущие факторы специальной подготовленности 38

 
Library   78   Up


Contents

 

Home
 

футболистов (в том числе 5 мсмк и 15 мс) при помощи комплекса педагогических (24) и физиологических (13) показателей. Разработаны рекомендации по управлению срочным тренировочным эффектом технико-тактических упражнений, выполняемых в интервальном режиме, и по планированию неспецифических нагрузок в зависимости от уровня тренированности игроков и от задач тренировки.

Попов А. В. Совершенствование технической подготовки футболистов с учетом типов ударных движений и условий игровой деятельности. Киев, 1981.

Для анализа техники ударов у 160 футболистов разной квалификации применена комплексная методика — с синхронной регистрацией 24 параметров. Выявлены два типа ударных движений — высокоскоростной и широкоамплитудный, отличающиеся по фазовой

 

структуре, закономерностям построения и критериям эффективности. Предложена методика дифференцированного совершенствования техники ударов.

Лопачев Ю. Н. Методика совершенствования выносливости футболистов 16 — 18 лет. Москва, 1982.

Определена степень и направленность срочного тренировочного эффекта (по показателям пульсометрии) в специальных технико-тактических упражнениях. Разработаны 12 комплексов тренировок и выявлены условия оптимизации тренировочного процесса молодых футболистов при развитии разных компонентов, определяющих выносливость.

 

В. А. Выжгин. Старший тренер-методист

Управления футбола Спорткомитета СССР,

кандидат педагогических наук

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало