Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЗАЛОГ УСПЕХА — В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛА

   


В. С. Порохня, кандидат исторических наук. Председатель комиссии по организационно-массовой работе Федерации футбола СССР
 

Сентябрьское (1981 г.) постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» поставило перед нашим спортом конкретные задачи: всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворять духовные потребности советских людей, стать действенным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.

Неотъемлемая часть советского физкультурного движения — футбол. По образному выражению председателя Всесоюзного совета по комплексу ГТО дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР А. А. Леонова, этот вид спорта в коллективе физической культуры стоит правофланговым в подготовке человека к труду на благо коммунизма и обороне социалистической Родины. Охватывая почти четыре с половиной миллиона представителей «сильной половины» населения страны, массовый футбол играет все более заметную роль в оздоровлении и воспитании детей, юношей и мужчин всех возрастов. Ежегодно команды мастеров пополняются сотнями наиболее способных и одаренных выходцев из массового футбола.

Процесс развития массового футбола сопряжен со множеством вопросов. В ряду важнейших из них — вопрос о роли общественности в управлении массовым футболом.

Многолетняя практика работы показала, что без участия широкого общественного актива вопросы развития массового футбола решать невозможно. А в коллективах физкультуры, где зачастую нет инструкторов по футболу, тяжесть всей работы ложится на местные секции и федерации. Значит, развитие массового футбола — в прямой зависимости от активности и боевитости местных общественных организаций и от умения федераций футбола районов, областей, республик координировать и направлять деятельность этих организаций.

Не случайно ЦК КПСС и Совет Министров СССР в уже упомянутом мною постановлении указали: «Усиление партийного и государственного руководства физической культурой и спортом в стране должно дополняться дальнейшим развитием общественных начал в физкультурном движении, повышением роли добровольных спортивных обществ и федераций по видам спорта в решении

 

важнейших задач физического воспитания советских людей»*.

В масштабе страны футбольными общественными организациями руководит президиум Федерации футбола СССР (через свои комиссии).. Непосредственно, проблемы массового футбола призвана решать комиссия по организационно-массовой работе, которая состоит из работников министерств, ведомств, партийных и советских органов, предприятий, спорткомитетов, ДСО, коллективов физкультуры, а также из преподавателей вузов.

Преобразованная десять лет назад из совета по массовой работе, эта комиссия с первых шагов начала нацеливать президиумы и организационно-массовые комиссии федераций футбола союзных республик, ДСО и ведомств на повышение их ответственности и влияния в решении многочисленных проблем массового футбола.

В соответствии с перспективным пятилетним и годовым планами работы она регулярно проверяет и обобщает работу секций и федераций всех рангов, выносит на обсуждение президиума Федерации футбола СССР и берет под контроль ход выполнения принятых федерацией решений.

В течение только последних пяти лет проверкой и оказанием организационно-методической и практической помощи дважды были охвачены федерации футбола всех союзных республик, Москвы и Ленинграда, ведущих ДСО и ведомств, сотни местных федераций и бюро секций коллективов физкультуры.

По инициативе комиссии и при непосредственном участии ее членов в 1973 г. в Ворошиловграде была проведена первая всесоюзная встреча по обмену опытом работы по массовому футболу. За ней последовали всесоюзное (в Саратове в 1976 г.), дальневосточное (в Благовещенске в 1979-м) и сибирское (в Новосибирске в 1980-м) совещания оргработников и общественного актива, после которых заметно оживилась организаторская работа по футболу на местах. Подготовка этих совещаний также сопровождалась проверкой, обобщением и обсуждением состояния организационно-массовой работы в большинстве союзных республик, в городах, областях, краях и АССР Дальнего Востока и Сибири.

По предложению комиссии прошел I Всесоюз-


* «Советский спорт», 24 сентября 1981 г.

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ный смотр-конкурс работы по массовому футболу, в котором приняли участие 27 663 секции районных и городских коллективов физической культуры и 674 федерации футбола. В ходе смотра образовано 695 новых секций. А всего благодаря названным и другим мероприятиям, которые были проведены Управлением футбола Спорткомитета СССР, Федерацией футбола СССР, местными партийными, советскими, спортивными и общественными организациями, за годы десятой пятилетки число коллективов физкультуры с футбольными секциями возросло более чем на 6 тысяч, а занимающихся футболом стало на 625 тысяч больше.

Анализируя материалы конкурса в республиках, более наглядно увидели нужды, проблемы и запросы опорных пунктов массового футбола — коллективов физкультуры и местных федераций. А поняв пользу смотра, ежегодно проводят подобные мероприятия у себя.

Президиум же Федерации футбола СССР в качестве одной из мер по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» определил проведение в 1982 г. Всесоюзного смотра-конкурса работы федераций футбола республик, Москвы и Ленинграда.

Новый смотр-конкурс призван способствовать Повышению роли и ответственности, организационному укреплению и активизации деятельности местных федераций футбола в деле дальнейшего развитая массового футбола в стране. Он поможет улучшить организационно-методическое руководство футболом, упорядочить организацию и проведение массовых соревнований, выявить и обобщить передовой опыт, который накопили федерации футбола союзных республик. Одна из лучших ныне в стране — Федерация футбола Украинской ССР. Как же она работает?

Прежде всего в республике добились такого положения, что пятилетние планы развития массового футбола разрабатываются снизу доверху. Охватывают они 65% коллективов физкультуры. Выполнение этих планов, а также решение сопричастных с массовым футболом вопросов находятся под пристальным контролем федерации, отдела футбола и коллегии Спорткомитета УССР.

Основная нагрузка в решении вопросов дня ложится на сотрудников отдела и на членов комиссии по организационно-массовой работе республиканской федерации футбола. Годовые и квартальные планы отдела и комиссии затрагивают буквально все направления работы областных, городских и районных федераций, секций центральных и республиканских советов ДСО и ведомств, коллективов физкультуры. Регулярные выезды (индивидуальные и бригадами) на места позволяют представителям федерации не по бумажкам знать положение дел в массовом футболе на территории всей Украины, оперативно оказывать местным организациям и коллективам конкретную помощь. На ежемесячных заседаниях комиссий результаты командировок членов федерации обобщаются, а выводы и предложения посту-

 

пают затем на рассмотрение президиума Федерации футбола УССР, а при необходимости — и коллегии республиканского спорткомитета. В течение года два этих органа рассматривают до двадцати вопросов по развитию массового футбола и принимают соответствующие решения, за выполнением которых устанавливается строгий контроль.

Солидно поставлена в Федерации футбола Украины работа по подбору, расстановке- и воспитанию кадров. Каждая кандидатура на должность председателя федерации футбола любой области ею изучается, после чего обсуждается в местных партийных, советских, профсоюзных и спортивных организациях. Следствие столь серьезного подхода к подбору кадров — из 27 руководителей областных федераций 21 имеет высшее образование, 18 — члены КПСС, 2 — заслуженные мастера спорта СССР, 5 — судьи всесоюзной и республиканской категорий.

Областных активистов нередко вызывают в Киев на всевозможные семинары и другие мероприятия, участие в которых позволяет правильно ориентироваться в направлениях работы на местах.

На Украине на 100 коллективов физкультуры, культивирующих футбол, приходится всего один тренер. Вот почему Федерация футбола республики особое внимание стала уделять работе почти восьмидесятитысячного отряда тренеров-общественников. По ее предложению спорткомитеты, ведомства, федерации и секции футбола перед началом и в конце каждого сезона проводят семинары с тренерами тех команд, которые попадают в орбиту их соревнований (от республиканских до районных). Во многих городах такие семинары стали постояннодействующими. К их проведению привлекают как преподавателей физкультурных вузов и техникумов, так и тренерский состав команд мастеров и детско-юношеских футбольных заведений республики.

Для оказания тренерам методической и практической помощи отдел футбола Спорткомитета УССР совместно с тренерским и научно-методическим советами и с оргмассовой комиссией Федерации футбола республики разработали, издали массовым тиражом и разослали на места пособие по планированию учебно-тренировочной работы в командах промышленных и сельских коллективов физкультуры. Добрую услугу массовому футболу оказала группа преподавателей Киевского института физкультуры: подготовила для тренеров коллективов физкультуры разной квалификации пособие «Тренировка футболистов», а республиканское издательство «Здоровье» в 1979 г. выпустило в свет 20 тысяч экземпляров этой книги. На полках магазинов пособие не залежалось. Видимо, есть смысл подумать над тем, чтобы оно стало достоянием футбольных активистов не только Украины.

По образцу подготовки тренеров через систему семинаров и курсов готовят на Украине и судейские кадры. Результат? Четкая организация

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

как республиканских, так и местных соревнований.

Повседневное внимание Федерации футбола УССР к проблемам массового футбола не могло не сказаться на улучшении постановки организационно-массовой работы на всех уровнях. Многочисленные примеры, подтверждающие этот вывод, можно найти буквально в каждой из областей республики. Вот некоторые из них.

Бюро секции футбола спортклуба «Коммунарец» Коммунарского металлургического завода, состоящее из 11 человек, через шесть своих комиссий (организационно-массовую, детско-юношескую, по воспитательной работе, по агитации и пропаганде, коллегии судей и тренерский совет) в плановом порядке ежегодно проводит семинары для почти 100 тренеров-общественников и судей, привлекает новых игроков в 22 цеховые команды и ребят в три группы отделения футбола ДЮСШ, контролирует ход учебно-тренировочной и воспитательной работы с футболистами, организует и проводит всевозможные соревнования. Футбол здесь включен в зачет общезаводской спартакиады. Все цеховые команды тренируются по два раза в неделю на запасных полях и даже на основном поле стадиона «Сталь». Зимой в распоряжение каждой из них раз в неделю предоставляется игровой зал Дворца спорта. Вот и причины успехов сборной завода и воспитанников ДЮСШ в областных и республиканских соревнованиях. Ежегодно одна из команд завода выполняет классификационную норму первого, две — второго, четыре — третьего и более 50 футболистов — юношеского разряда.

Заслуживает внимания работа Федерации футбола Дрогобычского района Львовской области. Организационная структура федерации такова: президиум; организационно-массовая, учебно-методическая и спортивно-техническая комиссии; коллегия судей; комиссия по агитации и пропаганде; тренерский совет; комиссия по подготовке общественных кадров и оформлению спортсменов-разрядников.

Такой обширный и многоплановый актив, постоянно находясь в непосредственных контактах с футболистами, объединяет футбольные секции почти 80 коллективов физкультуры. В среднем в каждом коллективе более 50 работников и школьников регулярно познают секреты футбола. Заведенный на каждого футболиста специальный паспорт позволяет местной федерации всю трудовую, общественную и спортивную жизнь игрока постоянно держать в поле своего зрения.

Президиум и его комиссии учитывают буквально все аспекты футбольной жизни района. Они добиваются расширения сети футбольных полей, создания при них спортгородков ГТО и оснащения команд инвентарем и вспомогательным оборудованием для тренировок, учат председателей бюро футбольных секций коллективов физкультуры, тренеров-общественников, судей и капитанов команд формам и методам работы с людьми, направляют и контролируют учебно-тренировочный и воспитательный процесс во всех

 

командах, вовлекают команды в почти десятимесячную орбиту четко организованных районных и областных соревнований...

Интересно своеобразное новшество, введенное федерацией: на предсезонном семинаре судьи одновременно проходят подготовку и как инструкторы по комплексу ГТО, а команды постоянно готовятся к сдаче нормативов комплекса. Все нормативы внесены в календарь первенства района и расписаны по турам. Принимают их судьи перед началом каждой очередной игры. Так большинство футболистов к концу сезона становятся обладателями значка ГТО. А это значит, что новые тысячи молодых людей только одного района при помощи футбола обрели и закрепили так необходимые для производственной практики разнообразные двигательные навыки.

По окончании того или иного турнира федерация ежегодно проводит на территории победителей спортивные вечера (в год получается примерно 6 — 8). Участие в них руководителей и секретарей партийных и комсомольских организаций колхозов, совхозов и школ, широкого районного актива и специально приглашаемых футболистов из ведущих команд страны делает футбол еще более притягательным для занимающихся, способствует увеличению их рядов.

12 июля 1979 г. «Советский спорт» рассказал о работе Федерации футбола Житомирской области. Здесь сумели создать футбольные федерации во всех 28 районах и городах. Для их актива ежегодно организуют пятидневный семинар. Детско-юношеская комиссия, комиссии массового футбола, агитации и пропаганды и спортивно-техническая, коллегия судей и тренерский совет развивают свои службы на местах, следят за состоянием учебно-тренировочной и политико-воспитательной работы в командах коллективов физкультуры и клуба «Кожаный мяч». Организовали для этих команд стройную систему соревнований, а президиум подводит итоги работы и постоянно слушает отчеты районных и городских федераций...

Если бы такая активная работа общественности получала поддержку и внимание областного спорткомитета, то футбол развивался бы на Житомирщине значительно быстрее. К сожалению, ни поддержки, ни внимания хорошему делу оказано не было. Отдел футбола Спорткомитета УССР и Федерации футбола республики принципиально оценили позицию спорткомитета области, а «Спортивная газета» 3 июня 1980 г. рассказала об этом факте под красноречивым заголовком «Спрятались за спину...».

Так Федерация футбола Украины управляет своим большим и очень сложным хозяйством и постоянно нацеливает подведомственные организации на то, чтобы развитие массового футбола шагало в ногу с созданием новых производств, с расширением сети колхозов и совхозов. В итоге уже сегодня в республике живет почти каждый четвертый футболист страны, команды ее коллективов физкультуры ежегодно передают в команды

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

мастеров более 100 подготовленных футболистов, а ведущие клубы УССР постоянно находятся в авангарде отечественного футбола.

Важный вклад в развитие массового футбола вносят федерации футбола Москвы, Белорусской и Литовской союзных республик. После неоднократного вмешательства Федерации футбола СССР улучшили работу активисты футбола в Казахстане, Азербайджане и Армении.

К сожалению, немало примеров и иного рода. При обсуждении в 1981 г. на заседании президиума Федерации футбола СССР состояния работы по футболу в Узбекской и Грузинской ССР выявилось, что вклад федераций этих республик в развитие массового футбола крайне незначителен. Занимаясь в основном проведением республиканских соревнований, вопросы, связанные с массовым футболом, они практически оставили без внимания. Нерегулярная работа президиумов и их комиссий, невысокая активность и недостаточная ответственность за порученное дело, отсутствие помощи подведомственным общественным организациям и контроля за их работой, безразличие к положению дел «в глубинке». привели к ряду отрицательных явлений в жизни узбекского и грузинского массового футбола.

Плановые показатели развития массового футбола здесь рождаются не на основе изучения местных возможностей, а в тиши кабинетов республиканских организаций. Диспропорция между желаемым и действительностью привела к солидным припискам (к примеру, в Абхазской АССР). Но даже при всем при том процент футболистов в общем числе физкультурников и спортсменов в Грузии снизился с 10,4 в 1975 г. до 8,3 — в 1980 г. В Узбекистане этот показатель еще ниже — 6,8%.

Из-за невнимания к этой самой «глубинке» в некоторых районах Узбекистана и в сотнях коллективов физкультуры обеих республик футбольных команд вообще нет.

Многие соревнования местного масштаба, охватывая малое число команд, проходят на низком организационном (не говоря уж об эстетическом) уровне, без... судей. Игроки нередко не

 

проходят медицинского осмотра (такие факты отмечены, к примеру, в Очамчири). В положениях о первенствах отдельных республик фигурировали чуждые советскому спорту возрастной ценз на игроков и даже пункты о... денежных взносах с команд и другие нарушения.

Учеба общественников и судей на местах пущена на самотек, а более половины штатных и платных тренеров республик не имеют специального физкультурного образования.

Работа над решением многочисленных проблем массового футбола в этих республиканских федерациях еле теплится, и потому до сих пор не удается поднять на должный уровень деятельность федераций и секций футбола Абхазской АССР, Самаркандской и Бухарской областей, многих районов, ДСО и ведомств. А спорткомитеты Узбекистана и Грузии не торопятся с принятием действенных мер, которые были бы направлены на активизацию деятельности актива.

Серьезную озабоченность вызывает слабый уровень организаторской работы по массовому футболу в федерациях футбола РСФСР, Киргизской, Туркменской и Эстонской ССР, в секциях футбола подавляющего большинства центральных и республиканских советов ДСО. Без налаживания их планомерной деятельности спортивным организациям будет крайне сложно решать задачи дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта.

Осуществить задачи, поставленные перед нашим футболом, можно лишь в корне изменив отношение к проблемам массового футбола, повсеместно создав его общественные опорные пункты на местах (федерации и секции) и улучшив организаторскую работу на всех уровнях государственного и общественного управления футболом. Только предельно четкая организация дела даст возможность привлечь к систематическим занятиям футболом новые миллионы юных и поставить эти занятия на прочную научную основу. Практика показывает: у нас в стране есть все возможности для того, чтобы футбол стал действенным средством воспитания личности.

 

 

ВОСПИТАВ СЕБЯ, ВОСПИТАЕШЬ ДРУГИХ

   
Н. П. Старостин, заслуженный мастер спорта, начальник команды «Спартак» (Москва), отвечает на вопросы ежегодника «Футбол-82»
 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЫХ ФУТБОЛИСТОВ

—  Самая, пожалуй, жгучая проблема современного футбола — проблема комплектования команды высокого класса. Можно ли, на ваш взгляд, создать такую команду ориентируясь, в основном, на воспитанников футбольной школы при ней?

—  Считаю, что можно. Я, к примеру, знаю такую зарубежную команду: белградская «Црвена звезда». Много раз выигрывала она звание чемпио-

 

на Югославии и с успехом выступает на международной арене. Так вот, играют в ней, в основном, свои воспитанники. Даже не при идеальной, а только при верной (серьезной) постановке дела клуб в состоянии обеспечить себя игроками необходимого уровня без «услуг» со стороны. Для этого, правда, тренерам надо научиться определять степень талантливости футболиста не тогда, когда парню исполнится, скажем, 18, а лет на десять раньше (чтобы не тратить годы на обучение середнячков).

Library   6   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало