|
ков, их
индивидуальные особенности, сильные стороны с учетом игрового амплуа. В
современном футболе талантливых, выдающихся игроков называют
универсалами, а универсализм — яркой чертой таланта. Так ли это?
Анализ игровой деятельности лучших футболистов современности
подтверждает возросшую разносторонность их знаний, технических и
тактических умений и в то же время свидетельствует о той или иной
специализации главных функций игрока в соответствии с его местом в
команде.
Для защитников, например, главные функции — отбор, перехваты и передачи
мяча, закрывание соперника и подстраховка партнера; для нападающих —
обводка соперника (с обеих сторон) на небольшой площади с применением
обманных движений, максимально точные передачи мяча на ограниченном
пространстве при жесткой опеке со стороны соперника, удары по воротам,
открывание, завершающие комбинации в атаке.
Класс игрока определяется высотой уровня владения игровыми действиями.
Крупнейшие соревнования последних лет выявили новых игроков самого
высокого класса, ярко индивидуальных, с выдающейся специфичностью,
обладающих универсальной техникой, развитым тактическим мышлением и в то
же время с гранями наивысшего исполнительского мастерства в своей
главной функции.
Современный футбол требует от игроков умения короткое время успешно
действовать на всех участках поля. Например, защитник, оказавшись на
месте нападающего, должен уметь грамотно сыграть и там. Но поскольку для
игрока оборонительной линии такая ситуация, в общем-то, эпизодична, то
специально и много тренировать защитника как нападающего нет
необходимости. И наоборот.
Специализация должна выражаться не в том, что игрокам разных амплуа
«положено» решать совершенно разные задачи, а в том, что одинаковые
задачи они должны решать по-разному, в зависимости от своей роли в игре.
Именно в таком направлении мыслится здоровое развитие специализации:
игроки разных амплуа должны заниматься всем, однако каждый — по-своему.
Диалектика развития современного футбола такова, что дальнейший прогресс
игры будет порождать, с одной стороны, рост различий в действиях
игроков, а с другой — склонность к объединению навыков (иначе —
укреплять универсализм).
Таким образом, универсальность и специфичность, органически связанные,
характеризуют высшее спортивное мастерство. Чехословацкий специалист И.
Мацек считает, например, что даже самого универсального футболиста
отличают какие-то присущие только ему |
|
особенности действий на поле. Поэтому стремление каждого игрока к
универсализации должно подкрепляться в первую очередь высоким уровнем
специфических способностей, составляющих основу, фундамент мастерства.
Универсальность не следует понимать как способность организовывать и
направлять игру, обороняться и атаковать. Универсальность содержится и в
каждой из этих функций в отдельности. С таких позиций и надо подходить к
воспитанию игрока высокого класса.
На основе анализа игр последних чемпионатов представляется возможным
сформулировать требования к совершенствованию тактики игры:
— изыскание новой системы действий в атаке, направленной на
уравновешивание линий нападения и защиты;
— усиление организации игры в середине поля и из глубины обороны —
одного из факторов, повышающих класс современного футбола;
— усиление внимания к организации игры в трех ее фазах (разрушения,
созидания, завершения);
— повышение требований к воспитанию умения действовать коллективно —
доминанты современной тактики игры;
— достижение высокого класса игры «в зоне» и «персональной опеки»;
— развитие способностей к мгновенной оценке игровых ситуаций (положений
противников, партнеров, себя, мяча и др.), т. е. правильной тактической
ориентации футболистов;
— подготовка высококлассных крайних нападающих, умеющих мощно играть на
острие атаки, а также активно подключающихся к атакующим действиям
игроков средней линии, и «свободного» центрального защитника;
— повышение требований к организации и методике индивидуальной и
командной тактической подготовки футболистов;
— усиление внимания к воспитанию выдающихся индивидуальностей,
интегрирующих свое мастерство с игрой команды;
— повышение уровня общих и специальных знаний и умений тренеров и на
этой основе построение тренировочного процесса в соответствии с
новейшими достижениями науки и практики.
Для успешного решения проблем, выдвигаемых высоким уровнем развития
игры, каждому тренеру необходимо глубоко проанализировать современные
тенденции развития футбола, определить перспективы и наиболее
эффективные пути повышения класса игры, изучить особенности действий
сильнейших команд мира.
Состояние современного футбола выдвигает, на мой взгляд, следующие г л а
в н ы е п р о б л е м ы в м е т о д и к е п о д г о т о в к и наших
футболистов: |
|