Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

при необходимости — умение обвести соперников и, самое главное, выдать неожиданный (а потому и неудобный) для обороняющихся последний пас своему бомбардиру. В последних передачах мяч, как правило, сильно подкручивают. Для завершения подобных передач ударом в ворота футболисту зачастую приходится опережать обороняющихся в прыжке, броске, т. е. забивать голы (головой или ногой) в безопорной фазе. Совершенно очевидно: синхронное выполнение столь сложных технико-тактических действий в условиях жесткой опеки, дефицита времени и пространства основано на целенаправленной учебно-тренировочной работе специально отобранных игроков.

Относительно низкий коэффициент эффективности игровых приемов у некоторых футболистов, возможно, обусловлен чрезвычайно высоким темпом игровой деятельности на чемпионате Европы, что, вероятно, стало сбивающим фактором точности выполнения технико-тактических действий. Наряду с этим на первенстве континента практически каждый полевой игрок часто подключался в атакующие

 

действия команды, смело шел на обводку, не опасаясь потерять мяч, участвовал в отборе мяча уже на «чужой» половине поля, сковывая действия соперника. Все это, вероятно, тоже способствовало снижению индивидуального коэффициента эффективности выполнения технико-тактических действий. Можно предположить, что коллективный уровень эффективности игровой деятельности повышался, поскольку разумное использование элементов риска в матчах такого ранга нередко приносит успех. Вспомним великолепный дриблинг полузащитника сборной Англии Уилкинса, завершившийся отличным голом, в матче со сборной Бельгии или гол, забитый правым защитником сборной Бельгии Геретсом в ворота сборной Испании (ассистировал Геретсу коллега по линии обороны — центральный защитник Меус). Описанными эпизодами рискованные, но нередко заканчивавшиеся успешно игровые действия участников чемпионата Европы не исчерпываются. Возможно, это тоже одна из примечательностей современного атакующего футбола.

 

 

ТЕХНИКА, ТАКТИКА


СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА

   
Н. М. Люкшинов, доцент, заслуженный тренер РСФСР
 

Главная роль в развитии и совершенствовании футбола принадлежит соревнованиям на первенство мира, в финальной части которых встречаются сильнейшие команды Европы, Южной Америки и других континентов.

Победители чемпионатов мира привносят в футбол отпечаток своего стиля. Так, в 1958 г. команда Бразилии удивила новой для той поры системой игры 4+2+4, а в 1962 г. — еще более гибкой системой 4+3+3.

В матчах VIII чемпионата мира (1966 г.) не наблюдалось какой-либо единой тактической системы, но определились четкие тенденции к усилению обороны: все команды имели численное превосходство обороняющихся над атакующими, и все же во многих играх проявлялся большой вкус к наступлению, к стремлению атаковать большими силами.

Команды, имеющие надежную и хорошо организованную оборону и в то же время умеющие включать до 6 — 7 игроков в активные атакующие действия, добивались высоких результатов. Игроки таких команд отличались высо-

 

кой общей и скоростной выносливостью, беговой работоспособностью, умением распределять силы. Обострилась борьба за овладение серединой поля, где действовало не менее трех игроков, один из которых — ключевой — одинаково хорошо выполнял и оборонительные, и диспетчерские функции.

За счет расширения сфер деятельности усилилась активность действий игроков, а за счет постоянного участия игроков в активных групповых действиях возросли активность и мощность игры. Модными стали понятия «аритмия» и «коллективная организация игры».

Техника игры у ведущих команд мира стала более рациональной, но не за счет изменения внешне эффективных приемов, а за счет более высокой точности их выполнения на высокой скорости в условиях помех.

На IX чемпионате мира (в Мексике) был сделан акцент на техничном футболе, включавшем и динамичную игру в пас. Игра в центре поля стала ведущей в регуляции ритма и хода борьбы. В системе игры каких-либо нов-

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

шеств не появилось: чаще всего все финалисты применяли систему 4+3+3 и ее варианты.

Чемпионы мира — бразильцы — показали очень гибкую систему игры, опиравшуюся на блестящие индивидуальности. Они постоянно имели как бы на игрока больше, чем у соперников, как в защите, так и в нападении. Такая игра требовала выполнения большого объема работы от футболистов средней линии. Проявилась тенденция выдвижения крайних защитников вперед для участия в атаках. Постоянно и умело менялись местами игроки, перемещаясь в сторону, в которой трудно было предугадать их действия.

X и XI чемпионаты мира стали выдающимися спортивными событиями, оказавшими существенное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование игры. В то же время каких-либо принципиально новых тенденций они не выявили. Команды-финалисты, за некоторым исключением, придерживались гармоничной игры, проявлявшейся в полном равновесии между атакой и защитой, т. е. наступательная тактика основывалась на тщательно организованной обороне.

Финальные игры обоих чемпионатов показали, что в лучших командах большое значение придается стратегии действий ведущих игроков, от которых зависит направленность игры. Как правило, выдающиеся игроки определяли стиль действий команды, являлись лидерами и обеспечивали успех. В лучших командах по одному такому лидеру было в каждой линии. Именно эти игроки реализовали основной тактический замысел, логически приспосабливая концепции игры к складывавшейся ситуации матча. Они задавали игре соответствующий ритм в зависимости от обстановки на поле. Все это требует от ведущих игроков высокой внутренней психологической собранности и стабильности. Выдающимися игроками на X чемпионате мира были Беккенбауэр, Оверат, Крёйфф, Ван Ханегем, Дейна, Ривелино, а на XI — Кемпес, Неескенс, Ренсенбринк, Рос-си, Каузио, Кранкль. Такие игроки сочетают индивидуальное мастерство с высокоорганизованной командной игрой.

Многие специалисты не без основания считают, что значение индивидуальности сохранится и в будущем и, возможно, приобретет еще большее значение — такое, что от формы отдельных (наиболее выдающихся) игроков будут зависеть успехи или неудачи команд.

Некоторые зарубежные специалисты идут дальше, отмечая, что для игрока всегда должен существовать, с одной стороны, эталон, идеал, своего рода гений, а с другой — лидер, взаимодействие с которым совершенно необходимо остальным.

Вывод: индивидуальности в футболе всегда будут важны, внося очень весомый вклад в исход борьбы команд.

 

Два последних чемпионата мира показали, что выдающиеся индивидуальности создают высококлассные коллективы только тогда, когда интегрируются с командой.

Высшее индивидуальное мастерство современного футболиста складывается из четырех основных компонентов: физической, технической, тактической и волевой подготовленности, проявляемых в комплексе, в органическом единстве. В каждом из этих компонентов, как показали игры чемпионатов мира 1974 и 1978 гг., произошли некоторые изменения.

Финальные матчи сильнейших команд Земли показали, что физическая подготовка органически связана с технической, тактической и психологической. И чем прочнее эта связь, тем совершеннее движения игроков, тем выше коэффициент мышечных усилий, двигательные и игровые возможности и (как следствие этого) атлетическая подготовка и работоспособность игроков. Высокая работоспособность сильнейших футболистов проявилась в выполнении большого объема беговой работы: за 90 мин. игры они покрывали (с различной скоростью бега) расстояние от 5200 до 7800 м, из которых 1330 — 2715 м с субмаксимальной и максимальной скоростью.

Высок прогресс и в специальной ловкости. Сильнейшие игроки выполняли игровые действия точно и легко, не совершая неловких движений и не проявляя ни тени замешательства, умело согласовывая движения по усилиям, во времени и пространстве. Заметно возросло умение футболистов управлять движениями в экстремальных условиях.

Для лучших игроков характерным стало умение использовать паузы — переключения к малоинтенсивной деятельности — для расслабления нервно-мышечного аппарата и для повторного быстрого включения в мощную борьбу с соперником.

X и XI чемпионаты мира выдвинули некоторые проблемы и в физической подготовке игроков высокого класса:

—   индивидуальная направленность и специализация физической подготовки;

—   совершенствование быстроты и скоростной выносливости;

—   обеспечение наиболее эффективного совершенствования ловкости и гибкости для успешного управления игровой деятельностью;

—   воспитание стойкости, упорства и жесткости (в пределах правил), необходимых в единоборствах с соперником;

—   обеспечение систематичности педагогического, физиологического и медицинского контроля за физической подготовленностью, функциональным состоянием сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем и за здоровьем футболистов в целом;

—   определение оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной рабо-

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

ты и их динамики в круглогодичной тренировке;

—   обеспечение постоянного повышения игрового потенциала команды;

—   обеспечение наиболее рациональной и эффективной системы подготовки игроков к длительным турнирам (чемпионатам мира и Европы, олимпийским играм и др.).

Анализ финальных игр X и XI чемпионатов мира показал: техническое мастерство идет по пути нарастания скорости и интенсивности выполнения действий, жесткости и бескомпромиссности борьбы за мяч  н а   в с е х   у ч а с т к а х   п о л я.

Огромное значение приобрело умение использовать наиболее эффективные приемы в конкретных игровых ситуациях и в условиях постоянного и активного противодействия.

Исследования технико-тактической деятельности лучших команд и футболистов показали, что основным действием в игре (составляя почти половину всех технико-тактических приемов, в основе которых лежат короткие передачи) остается передача мяча.

Обилие передач мяча на короткие расстояния объясняется тем, что по сравнению с другими они точнее, позволяют выходить к атакуемым воротам, вынуждают соперника непрерывно менять позицию, ставят его в затруднительные положения. Короткие передачи используются для удержания мяча, обеспечивая безопасность ворот и создавая потенциальные возможности для развития и завершения атаки. Короткие передачи вынуждают соперника затрачивать больше усилий на то, чтобы завладеть мячом.

Игры X и XI чемпионатов мира выдвинули следующие задачи в деле совершенствования технического мастерства футболистов высокого класса:

—   повышение техники всех видов передач в условиях дефицита времени и пространства;

—   достижение наивысшей точности ударов по воротам (особенно для нападающих и полузащитников) ;

—   повышение качества игры головой (для всех полевых игроков);

—   совершенствование приема мяча в трудных ситуациях, на высоких скоростях, с обязательным продвижением вперед;

—   расширение «ассортимента» способов обводки соперника и доведение каждого из них до высокого уровня исполнения;

—   совершенствование всех способов отбора мяча игроками всех амплуа;

—   исключение разницы в мастерстве исполнения общих технических приемов нападающими, защитниками и полузащитниками;

—   особенно тщательное совершенствование приемов, наиболее удающихся отдельным игрокам.

Анализ результатов выступлений сильней-

 

ших команд мира свидетельствует и об изменениях в организации игры, и о тактических новшествах. XI чемпионат мира показал, что значение системы как организационной формы игры в современном футболе утрачивается и что тактическая схема — лишь вспомогательное средство достижения цели. Однако и на этом чемпионате большинство команд придерживалось тактической системы 4+3+3 с разной ее трансформацией. Этому способствовали неодинаковый уровень подготовки команд-финалистов, различие их стилей и игровых концепций. Призеры рассматриваемых чемпионатов и ряд других команд демонстрировали разносторонний, гармонично сбалансированный футбол, одинаково сильный и в атаке и в обороне. Лучшие команды мира придают игре свой стиль. Главное в их действиях на поле — не обезвреживание соперника, а выполнение своего плана с учетом ожидаемых тактических контрходов конкурента. Почти все участники финалов придерживались атакующей игры (особенно команды ФРГ, Голландии и Польши на X чемпионате, Аргентины, Голландии, Бразилии, Италии, Австрии и Франции на XI). В игре этих команд наблюдалось расширение зон активного действия футболистов не только по продольной, но и по фронтальной осям поля, участие  в с е х  игроков в выполнении атакующих и оборонительных функций. Они располагали достаточным числом футболистов, способных успешно выполнять различные роли, изменять схему и тактику игры в нужном направлении.

Уровень игры, ее класс всегда определяли техничные и талантливые футболисты. Но никогда еще успехи команд не находились в таком прямом соответствии с наличием высококлассных игроков и никогда роль отдельных «звезд» в успехе команд не была столь выдающейся, как в настоящее время.

Раньше система действовала тем лучше, чем сильнее были игроки, ее осуществлявшие. Сейчас  т а л а н т   ф у т б о л и с т а  определяет систему, схему игры и методы ее ведения. В команде ФРГ на X чемпионате мира тактика игры строилась с учетом специфики таланта Беккенбауэра, Мюллера, Оверата, Бонхоффа и Брайтнера; в команде Голландии — Крёйффа, Неескенса, Хаана, Ван Ханегема, Сурбиера; в команде Польши тактическое построение игры определяли Дейна и Лято, Гадоха, Шармах и Горгонь. На XI чемпионате тактику действий команды Аргентины «диктовали» Кемпес, Луке, Ардилес, Пассарелла и Гальего; команды Голландии — Ренсенбринк, Неескенс, Хаан и Р. Керкхоф; команды Бразилии — Тониньо, Батиста, Дирсеу и Мендоса; команды Италии — Росси, Кауэио, Баттега, Занарелли.

Тренеры стремились с наибольшей полнотой использовать талант этих выдающихся игро-

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

ков, их индивидуальные особенности, сильные стороны с учетом игрового амплуа. В современном футболе талантливых, выдающихся игроков называют универсалами, а универсализм — яркой чертой таланта. Так ли это?

Анализ игровой деятельности лучших футболистов современности подтверждает возросшую разносторонность их знаний, технических и тактических умений и в то же время свидетельствует о той или иной специализации главных функций игрока в соответствии с его местом в команде.

Для защитников, например, главные функции — отбор, перехваты и передачи мяча, закрывание соперника и подстраховка партнера; для нападающих — обводка соперника (с обеих сторон) на небольшой площади с применением обманных движений, максимально точные передачи мяча на ограниченном пространстве при жесткой опеке со стороны соперника, удары по воротам, открывание, завершающие комбинации в атаке.

Класс игрока определяется высотой уровня владения игровыми действиями.

Крупнейшие соревнования последних лет выявили новых игроков самого высокого класса, ярко индивидуальных, с выдающейся специфичностью, обладающих универсальной техникой, развитым тактическим мышлением и в то же время с гранями наивысшего исполнительского мастерства в своей главной функции.

Современный футбол требует от игроков умения короткое время успешно действовать на всех участках поля. Например, защитник, оказавшись на месте нападающего, должен уметь грамотно сыграть и там. Но поскольку для игрока оборонительной линии такая ситуация, в общем-то, эпизодична, то специально и много тренировать защитника как нападающего нет необходимости. И наоборот.

Специализация должна выражаться не в том, что игрокам разных амплуа «положено» решать совершенно разные задачи, а в том, что одинаковые задачи они должны решать по-разному, в зависимости от своей роли в игре.

Именно в таком направлении мыслится здоровое развитие специализации: игроки разных амплуа должны заниматься всем, однако каждый — по-своему.

Диалектика развития современного футбола такова, что дальнейший прогресс игры будет порождать, с одной стороны, рост различий в действиях игроков, а с другой — склонность к объединению навыков (иначе — укреплять универсализм).

Таким образом, универсальность и специфичность, органически связанные, характеризуют высшее спортивное мастерство. Чехословацкий специалист И. Мацек считает, например, что даже самого универсального футболиста отличают какие-то присущие только ему

 

особенности действий на поле. Поэтому стремление каждого игрока к универсализации должно подкрепляться в первую очередь высоким уровнем специфических способностей, составляющих основу, фундамент мастерства.

Универсальность не следует понимать как способность организовывать и направлять игру, обороняться и атаковать. Универсальность содержится и в каждой из этих функций в отдельности. С таких позиций и надо подходить к воспитанию игрока высокого класса.

На основе анализа игр последних чемпионатов представляется возможным сформулировать требования к совершенствованию тактики игры:

— изыскание новой системы действий в атаке, направленной на уравновешивание линий нападения и защиты;

— усиление организации игры в середине поля и из глубины обороны — одного из факторов, повышающих класс современного футбола;

— усиление внимания к организации игры в трех ее фазах (разрушения, созидания, завершения);

— повышение требований к воспитанию умения действовать коллективно — доминанты современной тактики игры;

— достижение высокого класса игры «в зоне» и «персональной опеки»;

— развитие способностей к мгновенной оценке игровых ситуаций (положений противников, партнеров, себя, мяча и др.), т. е. правильной тактической ориентации футболистов;

— подготовка высококлассных крайних нападающих, умеющих мощно играть на острие атаки, а также активно подключающихся к атакующим действиям игроков средней линии, и «свободного» центрального защитника;

— повышение требований к организации и методике индивидуальной и командной тактической подготовки футболистов;

— усиление внимания к воспитанию выдающихся индивидуальностей, интегрирующих свое мастерство с игрой команды;

— повышение уровня общих и специальных знаний и умений тренеров и на этой основе построение тренировочного процесса в соответствии с новейшими достижениями науки и практики.

Для успешного решения проблем, выдвигаемых высоким уровнем развития игры, каждому тренеру необходимо глубоко проанализировать современные тенденции развития футбола, определить перспективы и наиболее эффективные пути повышения класса игры, изучить особенности действий сильнейших команд мира.

Состояние современного футбола выдвигает, на мой взгляд, следующие г л а в н ы е п р о б л е м ы в м е т о д и к е п о д г о т о в к и наших футболистов:

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

— повышение уровня атлетической готовности и достижение на ее основе стабильности, вариативности двигательных качеств и навыков, а также умение ими пользоваться в сложных игровых ситуациях;

— воспитание умения реализовывать высокие атлетические качества и функциональные возможности, навыки и умения игроков, достигнутые в тренировочном процессе, в ответственных турнирах и в отдельных матчах;

— воспитание высоких волевых и нравственных качеств, помогающих игрокам показывать высокий уровень игровых действий как результат полной самоотдачи каждого в ходе всего состязания;

— совершенствование способностей осваиваться с «агрессивным» окружением соперников, считая их одним из факторов повышения мастерства и превращая в мотивацию игровой деятельности;

— воспитание адекватной психологической реакции на успехи и неудачи (как индивиду-

 

ально, так и коллективно), добиваясь того, чтобы счет матча не отражался на уровне мастерства;

— достижение высокой надежности в выполнении всех игровых действий в жестких условиях борьбы с соперником;

— совершенствование технико-тактического мастерства футболистов высокого класса главным образом за счет систематического и многократного повторения технико-тактических действий в игровых ситуациях;

— выделение в тренировочном процессе гораздо большего времени на совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства с моделированием игры;

— построение тренировочного процесса с учетом двух процессов, в которых заложено универсальное понимание игровой деятельности футболиста: моделирования и приспособления возможностей футболистов к условиям игры; подчинения хода игры индивидуальным особенностям футболистов.

 

 

 

О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ

   


Г. А. Смирнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Точное выполнение технических приемов позволяет игрокам и команде выигрывать время, сохранять силы, вести игру в быстром темпе, комбинационно и результативно.

Вот почему вопрос овладения современной техникой, т. е. вопрос о достижении максимально возможной результативности ударов по воротам и точности передач, о высоком качестве выполнения других приемов, поставлен перед современной практикой особенно остро.

Каково же состояние дел в этой части подготовки игроков в отечественном футболе?

Много лет назад известный специалист М. Д. Товаровский, анализируя итоги VIII чемпионата мира, отмечал, что сборная СССР отстает от ведущих футбольных сборных как по количеству, так и по точности передач мяча и ударов по воротам.

Что же изменилось за прошедшие годы?

Подводя итоги сезона 1980 г., футбольный обозреватель О. Кучеренко делает вывод, что «невысокая результативность, неумение реализовывать выгодные ситуации по-прежнему остаются одним из главных недостатков нашего футбола» *. При этом отмечается, что средняя


* «Советский спорт», 1980, 25 ноября.

 

результативность оказалась самой низкой за последние три года.

Можно предположить, что истоки причин недостатков, характерных для игроков команд мастеров, кроются в недостаточной эффективности обучения азам футбола в детском и юношеском возрасте.

Подтверждают мое предположение слова бывшего старшего тренера юношеской сборной СССР С. Мосягина: «Главный недостаток молодых игроков — неумение использовать голевые моменты. Тренеры футбольных школ и юношеских команд ведут обучение упрощенно. Удары по воротам отрабатываются, как правило, точно так же, как и 20, 30 и более лет назад, — ведение мяча от центра поля с последующим ударом по воротам» *.

В таком случае остается предположить, что тренеры команд разного уровня недостаточно осведомлены в теоретических и практических аспектах совершенствования точностных движений вообще и в футболе в частности. На этом и хотелось бы остановиться.

Прежде чем перейти к изложению материала, рассмотрим более подробно термины «точность» и «меткость», поскольку частенько ими выражают одно и то же понятие,


* «Футбол—Хоккей», 1977, № 24.

 

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало