Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


ТЕХНИКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

   
С. Кетпбелл, Т. Липперт
 

Известно, что дети осваивают горные лыжи быстрее, чем взрослые. Они катаются естественно, эффективно и раскрепощенно и любят скорость. Беда заключается в том, что многие дети, повзрослев, как будто забывают обо всем этом. Причем чем интенсивнее их тренируют, тем больше они забывают. Боль-

 

шинство тренеров переоценивают техническую сторону катания на горных лыжах. Каждые четыре года появляются новые выдающиеся горнолыжники, такие, как Килли, Тони, Стенмарк или Маре, которые побеждают всех, и тренеры, ориентируясь на их технику, немедленно стремятся измени» стиль катания

 

37486-19.jpg

Рис. 1

 

своих ребят. Но если начать разбираться, как появляются чемпионы и что они делают, чтобы стать чемпионами, то выявится любопытная вещь. Или будущий большой мастер в детстве катался с очень хорошим горнолыжником, или осваивал технику почти самостоятельно.

По словам тренера команды горнолыжников США Тома Келли, программа обучения, которую прошли чемпионы Фил и Стив Маре, может быть выражена коротко: «Вон там у будки подъемника 200 вешек для ворот. Если хотите, возьмите их, но не забудьте потом положить на место». Но Келли считает, что в : очень раннем возрасте произвольное катание важнее прохождения трасс: «Каждый горнолыжник должен развить свой собственный стиль, попытка изменить то, что он делает, К заставить его подражать кому-то, может привести к снижению скорости».

Пример 1. Давите на внешнюю лыжу до конца поворота.

  37486-20.jpg

Рис. 2

Library   53   Up


Contents

 

Home
   

37486-21.jpg

Рис. 3

 

37486-22.jpg

Рис. 4

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
   

37486-23.jpg

Рис. 5

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

Девочка, показанная на рис. 1, не наездила тысячи километров трасс, но она занималась произвольным катанием с тех пор, как научилась ходить. Постановка палки у нее никак не сказывается на верхней части тела. Если палка и касается снега, то настолько мягко и деликатно, что камера не уловила этого момента. Как и у всех хороших горнолыжников, ее взор обращен далеко вперед. Ворота приближаются быстро. Когда она раскантовывает лыжи, интуиция подсказывает, что нужно принять, высокую стойку. В этой фазе высокой стойки лыжи стоят на снегу плоско и легко входят в поворот. Когда она начинает закантовывать внешнюю лыжу, это заставляет немного согнуть ногу, но лыжа все еще нуждается в рулении. Непрерывное вращение закантованной левой лыжи требует усилия. Нога сгибается еще больше.

Когда лыжница проходит древко ворот, большая часть поворота уже выполнена, но давление на лыжу все еще продолжается, как и в конце любого поворота. Лыжи закантованы еще сильнее, центр массы тела расположен низко и ноги согнуты для поглощения значительной центробежной силы. По завершении этого поворота лыжница готова ринуться в следующий поворот.

Французская горнолыжница Перри Пелэн (рис. 2) делает почти такой же поворот. Скорость Пелэн в два, а может быть, в три раза больше, чем у девочки, когда она проходит мимо древка и ей приходится иметь дело с более значительной центробежной силой. Лыжница опускает внешнюю руку для увеличения давления на внешнюю лыжу. В остальном кажется, что она подражает девочке.

Пример 2. Внутренняя лыжа разгружена.

Маленький скоростник (рис. 3) думает только об одном: как можно скорее оказаться у подножия склона, пройдя все ворота. Стремясь к этой цели, он делает великолепный

 

поворот направо. Выходя из предыдущего поворота он так же, как и девочка в предыдущем примере, принимает высокую стойку. Бугор подбрасывает его правую лыжу. Не смущаясь этим, он удерживает внешнюю лыжу на снегу и уже направляет ее к следующим воротам. Этот малыш не боится скорости, но он благоразумен. На долю секунды притормаживает, надавливая на носок лыжи. Его внутренняя лыжа почти не касается снега, она не загружена и просто скользит к внутреннему древку ворот. В третьем кадре малыш уже не притормаживает и движется опять с ускорением.

На рис. 4 спортсменка из команды США Лиза Вилькокс делает аналогичный поворот, но налево. Она убирает внутреннюю ногу и лыжу, чтобы они не мешали работать внешней ноге.

Пример 3. Ранняя закантовка верхней лыжи.

Этому ребенку (рис. 5) всего 5 лет. Посмотрите, как он начинает распрямляться, делает боковой шаг вверх по склону для достижения лучшей траектории поворота, затем отклоняет тело. Его внутренняя нога находится под ним, хотя и разгружена, а ноги образуют классическое А-образное положение, на отработку которого взрослые спортсмены тратят сезон, а то и больше. Обратите внимание на то, как рано закантовывается верхняя лыжа. Еще более впечатляет агрессивность, с которой малыш проходит остальную часть поворота. Бедра опускаются внутрь поворота, с тем чтобы вытолкнуть пятку правой ноги.

На рисунке справа олимпийский чемпион Фил Маре выполняет аналогичный поворот. Сравните его с движениями мальчика. Сходство налицо.

 

Журн. «Ски», том 47, № 2, 1982 г.
Перевод Г. Салманова

 

 

ИНФОРМАЦИЯ


О ГОРНОЛЫЖНЫХ ТРАССАХ

   
А. К. Попков
 

В преддверии зимней Олимпиады в Сараево в одной из газет нам встретилось следующее сообщение. «На склонах двух вершин в окрестностях Сараево — Белашницы и Яхорины — разыграют шесть комплектов медалей горнолыжники. По свидетельству специалистов, все дистанции полностью отвечают современным требованиям, и борьба за награды обещает быть чрезвычайно интересной. Приведем краткие характеристики трасс.

 

Мужские дистанции на Белашнице:

Скоростной спуск — длина 3070 м; перепад высот 803 м; средний уклон трассы 28°, максимальный (на отдельных участках) 60°.

Слалом-гигант — длина 1122 м; перепад 382 м; средний уклон 36°, максимальный — 60°.

Специальный слалом — длина 553 м; перепад 200 м; средний уклон 40°, максималь­ ный — 60°.

Library   56   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало