|
ных специалистов, может горы свернуть. Или воздвигнуть. Обратимся поэтому к специалистам.
Самый опытный тренер. Владимир Казаков. Сорок лет. Родом из Горно-Алтайска, что неподалеку. Оттуда же вышли и братья Черданцевы. Старший, Михаил Васильевич (бывший в течение нескольких лет государственным тренером СССР по горным лыжам), был его первым учителем, с младшим, Геннадием (впоследствии воспитал целую плеяду отменных спортсменов, в их числе и Макеев), учился в одном классе. До Лебедева Казаков директорствовал и одновременно тренировал. Спокойный, но своих ребят в обиду не даст. Опытный, но не дерзающий.
— И в ближайшем будущем мы по-прежнему будем в тяжелых условиях. В крае еще несерьезный подход к нам. Сразу требуют результатов, зачетных очков. Горнолыжники ведь не грибы после летнего дождя, перворазрядника надобно лет шесть-семь готовить.
Этот аргумент слышал я и слышу от множества его коллег. Согласен, нелегко еще горнолыжным тренерам, тем более на селе. Но нельзя валить все на обстановку, а заметные сдвиги есть, в том числе и в Белокурихе.
Метод показа при обучении сложной горнолыжной технике очень часто сводится к формуле — «Делай, как я!» То есть делай так, как я в свое время делал. А время это давно прошло, и прогрессирующий стремительно горнолыжный спорт давно распрощался со старыми воззрениями. Я поинтересовался, каким инструментарием пользуются в школе при обучении технике. О видеомагнитофоне услышать не предполагал, куда там, если в редких сборных командах его сыщешь. Но кино- или фотоаппарат — роскошь невеликая, а дает весьма заметную пользу. И услышал:
— Нет у нас ни фото-, ни киноаппаратуры. Специальный человек необходим, ответственный за этот участок работы.
А вот Геннадий Черданцев, друг детства, еще десять лет тому назад не стал разводить беспомощно руками и кивать на обстоятельства. Сложность условий требует от творческого тренера еще большего поиска.
Рабочий день (выходных и не было) ныне заслуженного тренера РСФСР Черданцева Г. В.: подъем в шесть, завтрак, печатание вчерашней пленки, утренняя тренировка, перед ней — двадцатиминутный разбор свежих фотоматериалов (снимал с одного места и в одном ракурсе, к примеру сгибание-разгибание в повороте, или запечатлял зарубежных «звезд» — лучшее познается в сравнении; никто его на склоне без фото- или киноаппарата и не видел), обед — что с собой на гору принес, дневная тренировка, «текучка», дома — к семи, проявление и сушка пленок до полуночи.
И так каждый день. И так много лет подряд. |
|
Это ведь должно быть понято и принято каждым. Если структура движений сложна, а она сложна, то обучать легче, фиксируя определенные моменты, разбирая их до тонкостей, а потом суммируя все эти моменты в последовательные движения, — скажем, полный слаломный поворот, все его фазы. Вот вам и обыкновенный фотоснимок. Просто грешно обходиться без такого ценного подспорья.
И еще один контраргумент белокурихинцам, инвентаря, наверное, еще какое-то время будет не хватать: спрос в этом популярнейшем виде спорта явно опережает предложение. Надо реально смотреть на вещи, уметь сравнивать день сегодняшний со вчерашним, а не только требовать сегодня то, что в лучшем случае будет послезавтра. Не прошло и месяца после моего возвращения из Белокурихи, как в столицу приехал Егоров за инвентарем. Сорок пар ботинок отвез он в школу. Разве это мало, тем более для такой небольшой школы?
Самый молодой тренер. Юрий Кобяков. 26 лет. Воспитанник Казакова. Журналы тренировок у него в полном порядке. Вот только за восемь лет преподавания он не вырастил ни одного перворазрядника. В беседе отделывался туманными формулировками вроде таких: «Хочется воспитать не только спортсменов, но и товарищей», «Новичков обучают азам, а дальше — совершенствование техники». Попробовал выяснить, что кроется за этими словами. «Читаете ли сборник «Лыжный спорт?» В ответ что-то неопределенно утвердительное. Все становится ясным. О каких тогда книжных новинках может идти речь? Похоже, Кобяков не на своем месте. И пока молод, должен крепко призадуматься на сей счет.
Таков тренерский совет. Плох он или хорош? Нет, не плох, но и не хорош. Он обыкновенный. И готовит обыкновенных спортсменов. Заранее обреченных на средние показатели. Подготовка же олимпийцев — дело неординарное.
Способны ли в белокурихинской ДЮСШ с первого же года учебы готовить к высшим достижениям? Уверен, что да. При известных условиях. В число условий входит изменение учебной и психологической установок, а следовательно, и изменение методики. Но и не только это.
В семидесяти километрах от Горно-Алтайска есть деревня Веселая Сейка. Там собственными силами, работая по субботам и воскресеньям, установили подъемник, расчистили склон. И начали кататься. Веселая Сейка входит в прибыльный совхоз, а значит, есть ремонтная база, мастерские, гараж. Белокуриха же — курорт, деревня с особенностями.
Директор белокурихинской средней школы в поселке — фигура заметная. Бенгард Александр Александрович. За спорт — всей душой и многими делами. |
|