Вышедшая в издательстве «Физкультура и спорт» книга Ж. Жубера «Горные лыжи: техника и мастерство» в переводе и под редакцией кандидата педагогических наук Л. П. Ремизова подвела итог многолетним исследованиям горнолыжной техники одним из крупнейших зарубежных специалистов в области горнолыжного спорта.
К сожалению, большинство рассматриваемых в книге элементов относится к 70-м гг. Снова, как и в других переводных изданиях, методика обучения начинается с поворотов из упора, с привития навыков «торможение — поворот».
Постепенно из большого разнообразия элементов горнолыжной техники, находивших применение уже давно, в практике выкристаллизовалось рациональное зерно и становилось техническим совершенством искусство скольжения в поворотах, которые демонстрировали Ингемар Стенмарк и Александр Жиров на горнолыжных трассах. Естественность и непринужденность их движений при идеальном скольжении в поворотах наглядно показывают иллюстрации, приводимые в книге.
Однако предлагаемые почти во всех учебных пособиях начальные элементы обучения «торможение — поворот» в технике лучших мастеров отсутствуют.
Основным принципом в обучении горнолыжным поворотам является обязательное применение традиционных элементов, предшествующих непосредственному повороту:
— укол или опора на палку,
— постановка лыж на пятки и загрузка их,
— загрузка носков лыж и разгрузка пяток плавным давлением или подпрыгиванием,
— постановка лыж в положение упора или плуга, т. е. непараллельное ведение лыж,
— постановка лыж в направлении, поперечном направлению скольжения при параллельном их ведении.
Кроме того, все обучение ведется на малой скорости на один, в лучшем случае на два поворота.
Все эти элементы препятствуют плавному непрерывному скольжению и ведут к торможению — сопротивлению скольжению.
Если в отдельных случаях {обучение туристов, альпинистов, любителей) это оправдано необходимостью обеспечить безопасность, то для спортивного совершенствования такое начало в обучении становится прочным тормозом.
|
|
Трудно исправимым недостатком является и слепое статическое копирование характерных положений сильных зарубежных горнолыжников прошлых лет. Например: подсед и загрузка пяток лыж в поворот слалома Стейна Эриксона, классическое положение «запятой» в повороте слалома Эрнста Хинтерзеера с высоко поднятой внешней рукой при узком ведении лыж, поперечный «сброс» пяток лыж Жана-Клода Килли в конце поворота слалома — брокаж.
Эти особенности были оправданы конкретными индивидуальными качествами (высокий рост спортсмена), экипировкой (недостаточная жесткость ботинок), трассами (крутые повороты).
Развитие техники горнолыжного спорта доказало вред такого нетворческого подхода.
В настоящее время не подвергается сомнению правомерность таких элементов, как плавное скольжение, независимое ведение лыж, коньковые шаги, активное, а не пассивное прохождение трасс, позволяющее увеличить скорость спуска.
Во многих трудах наших специалистов (Д. Е. Ростовцева, В. А. Зырянова, Л. П. Ремизова) акцентировалось внимание на обучении технике современных параллельных поворотов.
Действующие методики в основе своей предусматривают начальное обучение торможению, затем рулящим поворотам (плугом, упором и др.) и лишь потом следует переход к поворотам на параллельных лыжах. Причем обучение поворотам на параллельных лыжах также рекомендуется строить на основе рулящих поворотов (постепенно уменьшая угол отведения упоровой лыжи).
В послевоенное время, уже в 50-е гг., один из ведущих специалистов по горнолыжному спорту ГДР Гюнтер Грундман предложил положить в основу методики обучения принцип непосредственного, естественного перехода от спуска на параллельных лыжах к поворотам на параллельных лыжах, минуя торможения и рулящие повороты. Были приведены доказательства преимуществ такой методики с точки зрения техники движения, физической нагрузки, психологической и уменьшения травматизма. Изучение техники рулящих поворотов и торможений предусматривалось только после овладения поворотами на параллельных лыжах.
Как не вспомнить опыт камчатских трене-
|