Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРЕДЛАГАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СПОРИМ


О «ТОРМОЗАХ» В ГОРНОЛЫЖНОЙ ТЕХНИКЕ

   
В. И. Каныгин, судья всесоюзной категории
 

Вышедшая в издательстве «Физкультура и спорт» книга Ж. Жубера «Горные лыжи: техника и мастерство» в переводе и под редакцией кандидата педагогических наук Л. П. Ремизова подвела итог многолетним исследованиям горнолыжной техники одним из крупнейших зарубежных специалистов в области горнолыжного спорта.

К сожалению, большинство рассматриваемых в книге элементов относится к 70-м гг. Снова, как и в других переводных изданиях, методика обучения начинается с поворотов из упора, с привития навыков «торможение — поворот».

Постепенно из большого разнообразия элементов горнолыжной техники, находивших применение уже давно, в практике выкристаллизовалось рациональное зерно и становилось техническим совершенством искусство скольжения в поворотах, которые демонстрировали Ингемар Стенмарк и Александр Жиров на горнолыжных трассах. Естественность и непринужденность их движений при идеальном скольжении в поворотах наглядно показывают иллюстрации, приводимые в книге.

Однако предлагаемые почти во всех учебных пособиях начальные элементы обучения «торможение — поворот» в технике лучших мастеров отсутствуют.

Основным принципом в обучении горнолыжным поворотам является обязательное применение традиционных элементов, предшествующих непосредственному повороту:

— укол или опора на палку,

— постановка лыж на пятки и загрузка их,

— загрузка носков лыж и разгрузка пяток плавным давлением или подпрыгиванием,

— постановка лыж в положение упора или плуга, т. е. непараллельное ведение лыж,

— постановка лыж в направлении, поперечном направлению скольжения при параллельном их ведении.

Кроме того, все обучение ведется на малой скорости на один, в лучшем случае на два поворота.

Все эти элементы препятствуют плавному непрерывному скольжению и ведут к торможению — сопротивлению скольжению.

Если в отдельных случаях {обучение туристов, альпинистов, любителей) это оправдано необходимостью обеспечить безопасность, то для спортивного совершенствования такое начало в обучении становится прочным тормозом.

 

Трудно исправимым недостатком является и слепое статическое копирование характерных положений сильных зарубежных горнолыжников прошлых лет. Например: подсед и загрузка пяток лыж в поворот слалома Стейна Эриксона, классическое положение «запятой» в повороте слалома Эрнста Хинтерзеера с высоко поднятой внешней рукой при узком ведении лыж, поперечный «сброс» пяток лыж Жана-Клода Килли в конце поворота слалома — брокаж.

Эти особенности были оправданы конкретными индивидуальными качествами (высокий рост спортсмена), экипировкой (недостаточная жесткость ботинок), трассами (крутые повороты).

Развитие техники горнолыжного спорта доказало вред такого нетворческого подхода.

В настоящее время не подвергается сомнению правомерность таких элементов, как плавное скольжение, независимое ведение лыж, коньковые шаги, активное, а не пассивное прохождение трасс, позволяющее увеличить скорость спуска.

Во многих трудах наших специалистов (Д. Е. Ростовцева, В. А. Зырянова, Л. П. Ремизова) акцентировалось внимание на обучении технике современных параллельных поворотов.

Действующие методики в основе своей предусматривают начальное обучение торможению, затем рулящим поворотам (плугом, упором и др.) и лишь потом следует переход к поворотам на параллельных лыжах. Причем обучение поворотам на параллельных лыжах также рекомендуется строить на основе рулящих поворотов (постепенно уменьшая угол отведения упоровой лыжи).

В послевоенное время, уже в 50-е гг., один из ведущих специалистов по горнолыжному спорту ГДР Гюнтер Грундман предложил положить в основу методики обучения принцип непосредственного, естественного перехода от спуска на параллельных лыжах к поворотам на параллельных лыжах, минуя торможения и рулящие повороты. Были приведены доказательства преимуществ такой методики с точки зрения техники движения, физической нагрузки, психологической и уменьшения травматизма. Изучение техники рулящих поворотов и торможений предусматривалось только после овладения поворотами на параллельных лыжах.

Как не вспомнить опыт камчатских трене-

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

ров Аграновских, обучающих своих малышей сначала хорошо скользить, скатываясь с горы, и только затем поворачивать в процессе скольжения.

Начальное обучение в большинстве наших школ и спортивных обществ ведется по старинке, с применением вышеперечисленных элементов торможения. Немногие из начинающих юных спортсменов станут хорошими горнолыжниками, но те, кто ими станут, потратят много времени, чтобы в будущем отвыкнуть от вредных привычек, заложенных при начальном обучении.

Судьям соревнований любого ранга часто приходится наблюдать результаты такого обучения: горнолыжные джигиты из Терскола и Бакуриани чаще выступают на соревнованиях в роли открывающих и всегда демонстрируют «рубку лозы на всем скаку», преднамеренно сбивая чуть ли не все внутренние флаги ворот и не показывая рационального пути прохождения трассы, а в конце концов резко останавливаются, не доехав до финиша. Проку от таких открывающих, как и от таких спортсменов, никакого. Правильное прохождение трассы они

 

не показывают, а трассу приходится восстанавливать, не начав соревнований.

Кстати, не потому ли воплощением высочайшего искусства скольжения в поворотах стали Ингемар Стенмарк и Александр Жиров, выросшие и получившие начальное обучение в условиях средних гор, где с малых лет привыкают стремиться к всемерному увеличению скорости скольжения на лыжах без торможения?

Почему так упорно большинство наших теоретиков и практиков-тренеров с самого начала обучения стараются научить своих воспитанников элементам торможения (или поворотам торможением), а не элементам скольжения (или поворотам ускорением)?

В последнее время наблюдается тенденция в постановке трасс слалома все больше в сторону скоростных, похожих на слалом-гигант, Введение в программу Кубка мира супергиганта тоже свидетельствует о повышении скоростей в горнолыжном спорте. Следовательно, со всеми элементами торможения в технике горных лыж необходимо беспощадно бороться с самого начала обучения.

 

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ


ГОРНОЛЫЖНЫЕ КРЕПЛЕНИЯ «ПАВЛУША»

   


В. С. Павлов, Ташкент
 

Горные лыжи становятся в наше время все более массовым видом зимнего спорта. Ряды горнолыжников пополняются не только спортсменами, но и большим количеством любителей. В связи с этим становится понятным возросший интерес к горнолыжному инвентарю, его удобству, надежности и долговечности.

При свободном катании горнолыжник использует различные перемещения: вперед, вправо, влево, назад, вверх. Основной вес лыжника приходится на пятку, т. е. на задник ботинка. Следовательно, на все пять перемещений должен срабатывать задник ботинка (пятка).

Предлагаемые к рассмотрению в этой статье новые горнолыжные крепления «Павлуша» (авт. св. № 736991) принципиально отличаются от всех существующих креплений тем, что в них отсутствует передний упор. Вместо него имеются боковые зацепы для прижатия носка ботинка к лыже и направления ноги вдоль лыжи. В задней части помещается крестовина, которая прижимается сверху пружиной и срабатывает автоматически при всех перемещениях при встрече с препятствием, а также во время хаотичного падения, когда лыжник находится в трехмерном пространстве и может соприка-

 

саться с землей неоднократно. Принцип работы пружины такой же, как на всех существующих креплениях типа пушки, КЛС и др., т. е. на этих креплениях пружина действует на задник ботинка, а в наших креплениях на крестовину.

Опытный образец горнолыжных креплений «Павлуша» был проверен в горах Чимгана в сезонах 1977 — 1982 гг.

Горнолыжное крепление «Павлуша» (рис. 1) состоит из следующих основных частей: основания 1, пяточного зажима 2 и подвижной пластины 3.

На рис. 2 показано основание, на рис. 3 — подвижная пластина, на рис. 4 — задний зажим.

Крепится горнолыжное крепление так (см. рис. 1).

Основание и пяточный зажим крепятся к лыже шурупами.

Подвижная пластина 3 соединяется сначала с ботинком: рант задника вставляется под штифт 4, а носок зажимается замком 5.

Соединяются между собой части следующим образом: пяточный зажим открыт, лапки 6 подвижной пластины 3 заводятся за горизонтальные выступы 7 рычагов 8 основания 1 и

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало