Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Отмеченная особенность имеет исключительно важное и принципиальное значение для планирования соотношения объемов прыжковой и гоночной подготовки в возрастном аспекте. Есть уверенность в том, что соотношение 50 на 50%, как это принято в большинстве случаев в практике, справедливо только для относительно короткого возрастного периода. По-видимому, на ранних этапах становления мастерства двоеборцев прыжковая подготовка должна преобладать над гоночной.

В настоящее время трудно определить границы возрастной зоны с преобладанием прыжковой подготовки, однако можно предположить, что это возраст от 15 — 16 до 20 — 22 лет. Именно в этот период происходит активное формирование систем организма, обеспечивающих высокие результаты в прыжках. Главная задача при этом заключается в содействии развитию систем, лежащих в основе развития скоростно-силовых качеств.

Достигнуть этого можно, задавая нагрузки соответствующего характера. В двоеборье при необходимости параллельного развития и выносливости, и скоростно-силовых качеств в этот возрастной период, по-видимому, возможен только компромисс. Целесообразно объем прыжковой подготовки увеличить, а гоночной уменьшить настолько, чтобы максимально реализовать возможности развития скоростно-силовых качеств без существенного ущерба для формирования выносливости.

Если в обозначенный период выполнять равные объемы гоночной и прыжковой подготовки или с уклоном в сторону гонок, то, во-первых, мы вступим в определенное противоре-

 

чие с процессом естественного формирования скоростно-силовых качеств и будем сдерживать его, а во-вторых, не развив скоростно-силовые качества в благоприятный возрастной период, в будущем мы не будем иметь такой возможности. Это ошибка, которую невозможно исправить.

По мере развития организма человека системы, обеспечивающие успешное выступление в прыжках, исчерпывают лимит роста и стабилизируются на некотором уровне. Незадолго до окончания периода стабилизации этих систем достигают максимума развития функции, определяющие успешное выступление в лыжных гонках. Совпадение уровня плато и тех, и других систем необходимо отразить в соотношении объемов средств подготовки.

В возрасте от 20 до 26 лет оно должно быть приблизительно 50 на 50%. По мере дальнейшего развития организма происходит естественное снижение уровня скоростно-силовой подготовленности при стабилизации уровня выносливости. В этот возрастной период главная задача состоит в максимальном развитии выносливости при сохранении или незначительном снижении уровня прыжковой подготовки. Объемы гоночной подготовки после 24 — 25-летнего возраста преобладают над прыжковыми.

Обозначенные возрастные зоны разных объемов прыжковой и гоночной подготовки следует считать весьма приблизительными. Это всего лишь схема, которая будет уточняться в практике двоеборья, если будет взята за основу.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   
О. Г. Иванов, К. Е. Каппель
 

Фазовый анализ биомеханики скользящего шага (X. X. Гросс, Д. Д. Донской), а также работы В. Н. Манжосова и группы авторов Смоленского института физкультуры, руководимой В. В. Ермаковым, дали, казалось бы, на сегодняшний день исчерпывающие ответы на вопросы о структуре техники скользящего шага. Но работы Н. И. Кузьмина и дальнейшие разработки с позиции оценки эффективности техники в скользящем шаге по динамике скорости ОЦТ выявили резервы в оптимизации техники скользящего шага.

Анализ по фазам и периодам скользящего шага показывает (рис. 1), что скорость ОЦТ в периоде скольжения несколько снижается в 1-й фазе, увеличивается в начале 2-й фазы и далее начинает незначительно

 

снижаться и резко уменьшаться в 3-й фазе. Падение скорости в 1-й фазе естественно; в свободном скольжении скорость снижает сила трения. Во 2-й и 3-й фазах гонщик скользит с опорой на палку, т. е. в этот момент выполняет толчок рукой. Здесь следовало бы ожидать если не увеличения скорости ОЦТ, то по крайней мере сохранения ее. Однако это наблюдается лишь у отдельных лыжников из мировой элиты. Явление это мы склонны объяснить как недостаточной мощностью отталкивания, так и не совсем совершенной техникой выполнения толчка рукой. Таким образом, по нашему мнению, увеличение мощности отталкивания и оптимизация техники работы руками являются значительным резервом увеличения скорости передвижения лыжника.

Library   23   Up


Contents

 

Home
  37489-16.jpg  

Однако, как показала практика, работа по развитию силы рук и плечевого пояса без целенаправленного, избирательного воздействия на отдельные, более слабые звенья не позволяет добиться значительного успеха в эффективности работы рук в скользящем шаге. Полученные экспериментальные данные несколько изменяют общепринятые представления о целесообразности использования различных тренажерных устройств (блоки, амортизаторы и т. д.) для тренировки различных мышечных групп плечевого пояса. Сама целесообразность применения специальных средств не вызывает сомнения. Вопрос заключается в выборе величины отягощения (сопротивления), структуры предлагаемого упражнения, т. е. в его характеристиках по форме, ритму, темпу, амплитуде.

Оказалось, что величины сопротивления не должны значительно отличаться от значений усилий, развиваемых в основном движении во время лыжных гонок. Дополнительное сопротивление не должно искажать основное упражнение ни по координационной структуре, ни по временным характеристикам, т. е., применяя специальные упражнения с отягощениями (сопротивлениями) и без них, надо исходить из моделирования структуры тех двигательных локомоций, к которым лыжник готовится

 

Рис. 1. Графики скорости ОЦТ в скользящем шаге попеременного двухшажного хода. (Хорошие условия скольжения в подъеме 1,5°)

Разберем это положение на примере использования блочных устройств.

Из экспериментальных данных известно, что во время гонки лучшие лыжники страны развивают усилие на палку по ее оси 14 — 16 кг. В единичном движении такого же характера в статичной позе усилие равняется 40 — 45 кг. Лыжники I разряда в гонке развивают усилие 8 — 10 кг, а в статичной позе в единичном движении 36 — 40 кг. Как видим, разница значительна в соревновательном движении и гораздо меньше в статичной позе. Следовательно, гонщики более низкой квалификации по общим силовым, показателям могут почти не отличаться от лучших гонщиков, но довольно значительно уступать им в основных соревновательных движениях.

Чтобы поддержать скорость в скользящем шаге при Кск = 0,01, необходимо приложить усилие, при котором горизонтальная составляющая равна 3 кг. Гонщик высшего класса, создав усилие на палку 12 кг и более, может ставить палку под углом 70 — 75° и дальше от себя, более прямой рукой, отчего увеличивается путь и время приложения усилия.

Library   24   Up


Contents

 

Home
  37489-17.jpg

Рис. 2. Устройство рукоятки динамометрической лыжной палки:
1 — проточка для крепежа палки, 2 — контактная шайба, 3, 4 — винт и гайка крепления контактной шайбы; 5 — шпилька крепления рукоятки, 6 — рукоятка, 7 — пружина, 8 — шпилька крепления резьбовой втулки, 9 — регулировочные гайки, 10 — резьбовая втулка, 11 — палка, 12 — электропроводка, 13 — генератор звука, 14 — динамик, 15 — место расположения электроразъема

При усилии 8 — 10 кг, развиваемом перворазрядником, чтобы получить необходимую горизонтальную составляющую, равную 3 кг, спортсмен вынужден ставить палку ближе к себе и под более острым углом. Для этого он сгибает руку в локте до 90°, укорачивая тем самым путь и время приложения усилия. Поэтому, применяя упражнения с отягощением или сопротивлением (например, блоки) для развития специальной силы плечевого пояса, необходимо задавать сопротивления, близкие как по величине, так по временным и угловым характеристикам основным параметрам работы рук в скользящем шаге.

Определить величину дополнительного сопротивления и создать его довольно просто, значительно сложнее это сделать во время пе-

 

редвижения на лыжах. Для этого необходимо обладать высокоразвитым чувством дифференцированного мышечного усилия. Кроме того, спортсмен во время гонки не в состоянии постоянно концентрировать свое внимание на величине усилия и времени его приложения, да еще в различные фазы скользящего шага. Для облегчения фиксации внимания лыжника-гонщика на работе рук нами было сконструировано устройство, которое дает объективную информацию о расхождении прилагаемого усилия с заданным (рис. 2). По скорости получения информации устройство можно назвать прибором срочной информации, по эффективности применения это типичное тренажерное устройство. Устройство состоит из двух блоков. Один блок вмонтирован в рукоятку лыжной палки и состоит из пружины 7, гаек 9 и втулки 10. Пружина опирается на гайку, которая перемещается по резьбе втулки, закрепленной на древке палки. Рукоятка 6 в момент отталкивания рукой смещается по древку палки на 1 — 2 мм, сдавливая тем самым подпирающую пружину и замыкая контакт 2.

Второй блок состоит из генератора звуковых колебаний 13, микрофона 14, блока питания. Проводной связью генератор, микрофон, контакты разъема соединены в одну цепь. Давлением на рукоятку и смещением ее вдоль оси палки лыжник замыкает электроцепь и слышит звуковой сигнал.

В нейтральном положении звука не слышно. Рукоятка подпирается пружиной с определенным заданным усилием, которое можно регулировать гайкой.

Таким образом, лыжник постоянно в процессе всей тренировки, получая звуковую информацию, контролирует свои усилия, и у него образуется нужный динамический стереотип, который позволяет в дальнейшем выполнять движения без контроля. Устройство мы условно назвали «Сигналом».

Эффективность прибора проверялась в работе со спортсменами различной квалификации. Вот как проходило опробование прибора в тренировке юношей старшего возраста ДЮСШ спортклуба «Сатурн» г. Раменское Московской области.

По результатам контрольного соревнования были составлены две группы. Обе они в течение 8 недель занимались совместно, по одному тренировочному плану и выполнили одинаковый объем физической нагрузки.

Первая группа в каждом занятии упражнялась с палками, оборудованными устройством «Сигнал», вторая — с обычными палками. В первом контрольном соревновании была проведена масштабная киносъемка и сделан фазовый анализ. После 7 недель по 4 раза в неделю (всего 28 занятий) лыжники вновь

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

участвовали в соревнованиях, на которых была проведена аналогичная киносъемка.

Сравнительный анализ киноциклограмм в скользящем шаге показал, что исследуемый параметр техники попеременного двухшажного хода претерпел значительное изменение у лыжников первой группы. Так, у пяти человек значительно уменьшилось снижение скорости ОЦТ во 2-й и 3-й фазах периода скольжения, а у одного испытуемого наблюдалась стабилизация скорости ОЦТ во 2-й фазе и

 

незначительное снижение в 3-й. У остальных гонщиков экспериментальной группы изучаемый показатель остался без достоверных изменений.

Среднегрупповой результат в первой группе, показанный в соревнованиях, улучшился. В контрольной группе рассмотренные показатели остались без достоверных изменений. Таким образом, использование устройства помогает оказать необходимое воздействие на совершенствование технического мастерства.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛЫЖНИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

   
Р. З. Шайхтдинов, Москва,
Р. З. Шайхутдинов, Башкирская АССР

 

Готовность в спорте следует рассматривать как состояние наиболее высокой актуализации у спортсмена объективных и субъективных факторов, необходимых для достижения успеха в основных соревнованиях. При этом объективные факторы характеризуются главным образом высоким уровнем специальной (физической) и технической подготовленности спортсмена. Субъективные факторы готовности определяются в основном уровнем психологической подготовленности спортсмена. «В состоянии высокой готовности наблюдается эффект резонанса ее основных факторов.

У лыжников-гонщиков такое состояние характеризуется уверенностью, мобилизованностью, легкостью, эмоциональным подъемом, высокой концентрацией внимания, волевым устремлением, усилением специфических восприятий (чувства времени, темпа, лыж, усилий и др.).

Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципа единства обучения, воспитания и развития (физического и психического). Это вызывает необходимость познания спортсменом теоретических основ психологической подготовки; индивидуального подбора соответствующих средств и методов самовоздействия, обучения навыкам мобилизации и расслабления, регуляции эмоциональных состояний, освоения способов самоуправления, идеомоторной (мысленной) тренировки, переключения внимания и т. д.

Планирование процесса формирования готовности к ответственным соревнованиям должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, особенно тем-

 

перамента, ибо он определяет динамику и стиль психической деятельности спортсмена.

По данным психофизиологических исследований выделен ряд свойств нервной системы, которые в различных сочетаниях могут определять типы высшей, нервной деятельности. Эти свойства включают силу, динамичность, подвижность, лабильность и уравновешенность (баланс) нервных процессов.

Сила нервной системы (по отношению к процессу возбуждения) определяется ее работоспособностью, выносливостью.

Лыжные гонки предъявляют высокие требования к устойчивости, надежности психических процессов. В лыжном спорте, как правило, высококвалифицированные спортсмены имеют сильную нервную систему. Однако следует заметить, что у спортсменов с относительно слабой нервной системой в процессе тренировок могут сформироваться определенные компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие устойчивость и высокую работоспособность психики в экстремальных условиях соревнований.

Согласно исследованиям Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, динамичность высшей нервной деятельности определяет особенности образования динамических стереотипов (навыков). Чем динамичнее нервная система, тем быстрее лыжник овладевает техникой лыжных ходов, навыками самоуправления, тактическим мастерством.

Подвижность нервной системы определяет способность к переключению нервных процессов при смене условий деятельности. Спортсмены с подвижной нервной системой быстрее приспосабливаются к изменениям погоды, состоянию лыжни, скольжения и т. п., адекватнее сочетая одновременные и попеременные способы передвижения.

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало