|
||||
участвовали в соревнованиях, на которых была проведена аналогичная киносъемка. Сравнительный анализ киноциклограмм в скользящем шаге показал, что исследуемый параметр техники попеременного двухшажного хода претерпел значительное изменение у лыжников первой группы. Так, у пяти человек значительно уменьшилось снижение скорости ОЦТ во 2-й и 3-й фазах периода скольжения, а у одного испытуемого наблюдалась стабилизация скорости ОЦТ во 2-й фазе и |
незначительное снижение в 3-й. У остальных гонщиков экспериментальной группы изучаемый показатель остался без достоверных изменений. Среднегрупповой результат в первой группе, показанный в соревнованиях, улучшился. В контрольной группе рассмотренные показатели остались без достоверных изменений. Таким образом, использование устройства помогает оказать необходимое воздействие на совершенствование технического мастерства. |
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛЫЖНИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ |
||||
Р. З. Шайхтдинов, Москва, Р. З. Шайхутдинов, Башкирская АССР |
||||
Готовность в спорте следует рассматривать как состояние наиболее высокой актуализации у спортсмена объективных и субъективных факторов, необходимых для достижения успеха в основных соревнованиях. При этом объективные факторы характеризуются главным образом высоким уровнем специальной (физической) и технической подготовленности спортсмена. Субъективные факторы готовности определяются в основном уровнем психологической подготовленности спортсмена. «В состоянии высокой готовности наблюдается эффект резонанса ее основных факторов. У лыжников-гонщиков такое состояние характеризуется уверенностью, мобилизованностью, легкостью, эмоциональным подъемом, высокой концентрацией внимания, волевым устремлением, усилением специфических восприятий (чувства времени, темпа, лыж, усилий и др.). Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципа единства обучения, воспитания и развития (физического и психического). Это вызывает необходимость познания спортсменом теоретических основ психологической подготовки; индивидуального подбора соответствующих средств и методов самовоздействия, обучения навыкам мобилизации и расслабления, регуляции эмоциональных состояний, освоения способов самоуправления, идеомоторной (мысленной) тренировки, переключения внимания и т. д. Планирование процесса формирования готовности к ответственным соревнованиям должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, особенно тем- |
перамента, ибо он определяет динамику и стиль психической деятельности спортсмена. По данным психофизиологических исследований выделен ряд свойств нервной системы, которые в различных сочетаниях могут определять типы высшей, нервной деятельности. Эти свойства включают силу, динамичность, подвижность, лабильность и уравновешенность (баланс) нервных процессов. Сила нервной системы (по отношению к процессу возбуждения) определяется ее работоспособностью, выносливостью. Лыжные гонки предъявляют высокие требования к устойчивости, надежности психических процессов. В лыжном спорте, как правило, высококвалифицированные спортсмены имеют сильную нервную систему. Однако следует заметить, что у спортсменов с относительно слабой нервной системой в процессе тренировок могут сформироваться определенные компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие устойчивость и высокую работоспособность психики в экстремальных условиях соревнований. Согласно исследованиям Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, динамичность высшей нервной деятельности определяет особенности образования динамических стереотипов (навыков). Чем динамичнее нервная система, тем быстрее лыжник овладевает техникой лыжных ходов, навыками самоуправления, тактическим мастерством. Подвижность нервной системы определяет способность к переключению нервных процессов при смене условий деятельности. Спортсмены с подвижной нервной системой быстрее приспосабливаются к изменениям погоды, состоянию лыжни, скольжения и т. п., адекватнее сочетая одновременные и попеременные способы передвижения. |
|||
26 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |