Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

оптимальными на данном этапе. К сожалению, на семинаре не было докладов, касающихся восстановительных факторов подготовки спортсменов.

Т. Пфюллер сообщил о двух вариантах тренировки между соревнованиями. Он считает, что те спортсмены, которые приобрели спортивную форму, проводят тренировки между соревнованиями в поддерживающем режиме. Спортсменам, выступающим неровно, необходимо вновь увеличить объем нагрузок аэробного характера между стартами.

Вопросам технического мастерства гонщиков были посвящены три сообщения, но они,

 

по моему мнению, уступали нашим разработкам.

Субъективная оценка отдельных деталей лыжных ходов или слишком подробный анализ отдельных приемов техники не дает тренерам четких рекомендаций, как обучать спортсменов в процессе тренировки летом и зимой.

В целом семинар прошел весьма организованно и четко. Швейцарская федерация заслуживает большой благодарности за всю подготовительную работу и создание атмосферы дружбы и искренней заинтересованности в развитии лыжного спорта,

 

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


ТЕХНИКА В ОСНОВЕ СОПЕРНИЧЕСТВА

   
Из приложения к журналу «Sküng»
 

Прошло то время, когда участников соревнований по горнолыжному спорту на уровне спортсменов мирового класса отделяли целые секунды и особенности техники каждого были довольно зримы *. Теперь, когда борьба ведется за сотые доли секунды, отличие в технике глубоко скрыто, и, чтобы выявить его, нужен скрупулезный анализ с использованием фото- и кинограмм. Весьма наглядны в этом отношении кинограммы, снятые во время соревнований в параллельном слаломе.

Пятилетняя эра господства шведа И. Стенмарка приостановлена американскими братьями Филом и Стивом Маре. И естественно, сопоставление их технико-тактического мастерства весьма интересно. Проанализируем кинограмму одного из поворотов на трассе гигантского слалома. Съемка проводилась в период преимущественных побед Стенмарка. Комментарий сделан О. Ларсеном тренером женской команды Канады и Дж. Майджоном бывшим тренером мужской команды Норвегии. Вот что сказали компетентные специалисты по поводу двух выдающихся мастеров, техника которых и сегодня представляет интерес: «В техническом мастерстве Стенмарка и Ф. Маре много общего, хотя каждый представляет собой яркую индивидуальность со своими собственными взглядами на то, что определяет эффективность тренировочного процесса. Поэто-


* Статью комментирует заслуженный тренер СССР Г. Д. Ростовцев.

 

му тренерам Стенмарка и Маре бывает очень сложно убедить спортсменов в том, что та или иная система тренировок оправдывает себя.

Как большинство талантливых лыжников, оба они весьма чувствительны к малейшим изменениям в технике. Стиль Стенмарка — это исключительно плавное скольжение. Он объясняет: «Когда что-то не получается, самое лучшее для меня — это свободно скользить под полным контролем, повторяя движение и проверяя себя еще и еще раз». Его железная воля и самодисциплина позволяют ему всецело концентрировать внимание на совершенствовании техники, доводя ее до уровня, который стал эталоном мастерства. Стили Фила Меера и Стенмарка очень близки.

Чтобы разобраться в техническом мастерстве двух известных звезд горнолыжного спорта, обратимся к кинограммам, сделанным в финале гигантского слалома на Кубке мира 1978 года, где Стенмарк стал победителем. Суммарное время двух его попыток составило 2.30,72, тогда как время Ф. Маре — 2.32,41 принесло ему лишь 6-е место. Во второй попытке время Маре 1.11,86 было на 0,69 секунды больше времени Стенмарка.

На второй трассе было установлено 48 ворот, а это означало, что Стенмарк опережал Маре в каждом повороте в среднем на 0,014 секунд. Такая разница во времени затрудняет анализ. И действительно, эти доли секунды могли быть потеряны лыжником всего лишь при прохождении одних ворот. Это можно объяснить и более удачным подбором мази или лыж,

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

которые лучше соответствуют снежному покрову, или неуловимыми «стилистическими» особенностями, влияющими на исход борьбы.

На трассе гигантского слалома велась скоростная фотосъемка, которая позволила идентифицировать момент прохождения одних и тех же ворот разными лыжниками. Фотокамера работала с частотой 9 кадров в секунду. Вираж, анализ прохождения которого здесь приводится, был сложным, так как являлся переходом от пологого участка трассы к крутому.

Здесь мы постарались сравнить каждый кадр прохождения лыжниками поворота. Заметная разница появилась на 3-м кадре, детали которого были подвергнуты механическому анализу с целью показать углы внутреннего наклона лыжников в этой точке виража (фигуры А — Маре, Б — Стенмарк).

Угол внутреннего наклона необязательно должен быть близким к критическому, за исключением тех случаев, когда необходимо существенно изменить скорость и траекторию прохождения определенного отрезка дистанции.

Угол наклона при прохождении поворота зависит от скорости лыжника и радиуса виража. Маре, по-видимому, корректировал траекторию спуска, что привело к потере времени на 0,014 секунды. Обратите внимание, что на кадрах А и Б внутренняя лыжа не подвержена обратному изгибу. Все давление приходится на наружную лыжу. Особенно это заметно у Стенмарка. У него внешняя лыжа сильнее прогнута по дуге поворота, что свидетельствует о лучшем накате. Ось внутреннего наклона проходит от точки касания наружной лыжи через приблизительную точку центра тяжести тела лыжника: Ясно, что расположение внутренней руки Маре послужило причиной переноса центра тяжести. В результате угол внутреннего наклона изменился приблизительно на 10°. Этого было достаточно, чтобы Маре проиграл Стенмарку при прохождении этих ворот до 70 сантиметров, что составило около 1/3 длины лыж.

Анализируя данные кадры, следует иметь в виду, что в гигантском, как и в специальном, слаломе недостаточно престо пройти ворота. Важно при выходе из виража выбрать позицию, позволяющую удачно пройти следующие ворота. Движение по прямой, проходящей близко к внутренней стойке, может показаться на первый взгляд более результативным. Однако в действительности при сильном приближении К стойке лыжник проигрывает во времени, так как в этом случае ему приходится резко менять направление для прохождения следующих ворот. Спортсмен должен определить направление спуска так, чтобы он мог пройти трассу с максимальным срезом и внутренним наклоном. Здесь прослеживается явное преимущество Стенмарка, так как он

   

 

Фото 1

скользил гладко, ровно, вовремя реагируя на изменение рельефа, тогда как Маре проходил поворот почти вплотную к стойке, что вызвало затем определенные трудности.

На кадре А (фото 1) (увеличенный в размерах кадр 3А) изображен Ф. Маре и показан угол внутреннего наклона, ограниченный прямыми линиями. Маре проходил ворота близко к стойке и поэтому был вынужден отвести руку, пытаясь исправить положение, что привело к уменьшению угла внутреннего наклона туловища. Обратите внимание на то, как сильно развернута наружная лыжа, способствующая торможению.

На кадре Б (фото 2) изображен Стенмарк (это увеличенный в размерах кадр 35). Из кадра видно, как благодаря большему наклону туловища Стенмарк обеспечивает лучшее давление на наружную ногу, в результате чего ему удается блестяще пройти поворот. Больший в сравнении с Маре радиус поворота позволяет также Стенмарку сохранить равновесие и увеличить скорость.

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
   

Фото 2

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
   

Фото 3

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

Проанализируем отснятые кинограммы прохождения ворот Ф. Маре и И. Стенмарком (фото 3).

Оба входят в поворот почти одинаково, достигают ворот приблизительно с одной и той же скоростью, их взгляд направлен на выход из ворот: они смотрят, как лучше пройти участок трассы. Постановка лыж также идентична — типичная позиция лыж лучших горнолыжников в гигантском слаломе, характеризующаяся широко разведенными в стороны сбалансированными руками и согнутыми коленями. Такое положение в дальнейшем позволяет лыжникам скользить быстро и динамично.

Кадр 2. Все больше входя в поворот, лыжники сильнее сгибают ноги и увеличивают наклон. Заметьте, что наружная лыжа Меера расположена ближе к стойке, чем та же лыжа у Стенмарка. Он видит, что очень близко подходит к стойке и начинает «убирать» плечо. Поэтому в центральной точке поворота он вынужден уменьшить степень внутреннего наклона. Однако оба лыжника сохраняют сбалансированное положение относительно наружной лыжи.

Кадр 3. В этой точке Маре проходит поворот настолько близко к стойке, что это заставляет его изменить наклон и отвести правую руку, чтобы удачно пройти ворота. Затем, чтобы скомпенсировать эти движения, он разворачивает наружную ногу и тем самым совершает ошибку. В это время Стенмарку удается сохранить внутренний наклон (см. кадры А и Б). Его наружная нога находится в выгодной позиции, что позволяет ему пройти поворот более эффективно. Широко разведенные в стороны руки служат ему хорошим балансом при выходе из ворот.

Кадр 4. В момент выхода из ворот Маре оказывается впереди Стенмарка благодаря более короткому радиусу поворота. Однако неправильные действия, отмеченные в предыдущем кадре, не позволили ему удачно «сработать» наружной лыжей, тогда как Стенмарк, сделав большой наклон, прекрасно проскользил на наружной лыже. Обратите внимание на то, что внутренняя лыжа приподнята и что его правая нога согнута в обратном изгибе, что позволило избежать сильного «снежного вихря». В этой точке поворота у обоих лыжников были хорошо согнуты колени и бедра.

Кадр 5. Стенмарк начинает обгонять Маре, продолжая удачно проходить поворот и сохраняя при этом колени в сильно согнутом положении. В этот момент лыжи Маре продолжали бороздить снег, демонстрируя занос (боковое скольжение), что явилось следствием ошибочных действий, совершенных им ранее (см. кадр 3).

В результате к тому моменту, когда оба лыжника достигли впадины. Стенмарк более свободно владел лыжами, что позволило ему

 

быстрее реагировать на изменение рельефа. Что касается Маре, то его жесткая прямая стойка свидетельствовала о том, что он с трудом удерживает равновесие.

Кадр 6. Оба лыжника прошли впадину, и теперь совершенно очевидно лидирует Стенмарк. Оба спортсмена обеспечивают плотный контакт лыж со снегом. Однако у Стенмарка тело вытянуто в большей степени, чем у Маре. Характерная черта стиля Стенмарка — быстрое реагирование на изменение рельефа трассы.

Кадр 7. Сейчас туловище Стенмарка согнуто с целью амортизации выхода из впадины. Хотя Маре вышел из затруднительного положения на повороте, когда он проходил вплотную к стойке, однако его след все еще оставляет «снежный вихрь» в большей степени, чем след Стенмарка. Это заключительная фаза поворота, где оба лыжника сбалансированы относительно наружной лыжи.

Кадр 8. Поворот завершен, оба лыжника стоят плоско на правой лыже. Стенмарк на 70 — 90 см опережает Маре, что явилось результатом их неравного прохождения ворот (см. кадры 3 — 6). Стенмарк имеет еще одно преимущество перед Маре — он обладает превосходной способностью вовремя реагировать на изменение рельефа, что позволяет ему скользить увереннее и быстрее Маре.

Однако следует иметь в виду, что мы проанализировали прохождение лыжниками всего лишь одних ворот в одном спуске. На следующий день уже Маре финишировал первым».

* * *

В заключение следует отметить одну весьма существенную деталь трасса, на которой велась съемка, была размечена деревянными стойками. Сейчас идет внедрение гибких, пластиковых стоек на пружинных шарнирах, которые не дают им возможности упасть и восстанавливают вертикальное положение. В связи с этим отпадает необходимость обхода стоек туловищем при сохранении обязательности пересечения линии ворот стопами ног. Появилась возможность безболезненного отклонения внутренней стойки рукой, укорачивая тем самым путь приближения тела к центру поворота. Правда, при этом возрастает опасность утыкания в стойку носком внутренней лыжи или, что еще хуже, наезда «верхом», ведущего к дисквалификации. Но борьба за тысячные доли секунды неизбежно ведет к риску. Картину бескомпромиссной борьбы можно было наблюдать на Кубке мира-82 и чемпионате мира-82, где братья Маре демонстрировали новую тактику. Она еще не стала господствующей, так как в ней слишком выражен элемент случайности. Скорее всего это будет новый «виток» тактики в сочетании с плавностью скольжения, присущей Стенмарку.

Тренеры Ларсен и Майджон, коммента-

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

рием которых мы воспользовались, не сказали еще об одном важном моменте об амплитуде движений. Будь то сгибания-разгибания или «коньковые шаги», они должны быть использованы в полном диапазоне, допустимом конституцией спортсмена при каждом удобном случае. И в этом отношении нашим спортсменам есть над чем работать. Правильная тех-

 

ника, взятая на вооружение волевым спортсменом, основной его козырь в борьбе за победу. Таким мы видели Александра Жирова на завершающем этапе Кубка мира-81 и, увы, не сохранившего своего боевого настроя в сезоне 1982 г.

Перевод с английского Л. Козловой

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ПРИМЕРЫ «ЛЫЖНОЙ МЕХАНИКИ»

   
Д. Е. Ростовцев, заслуженный тренер СССР
 

Анализ техники горнолыжного спорта становится все более углубленным. Он требует хорошего знания законов механики, чем и можно объяснить приобщение специалистов в области точных наук к раскрытию «тайн» скольжения на лыжах.

Потребность обратиться к этой теме созрела после знакомства с рядом книг и статей. В некоторых из них, на мой взгляд, имеются существенные отклонения от истины. Но, как говорится, истина конкретна, и я, преодолев опасения оказаться неправым, предлагаю вниманию читателей следующие примеры. Примеры эти имеют давнюю историю. Но тем они и интересны, что за долгий срок ни авторы (по наблюдениям за литературой) не обратили на них внимания, ни читатели не высказались.

Пример 1. В книге «Техника горнолыжного спорта»* на стр. 19 в главе «Анализ техники поворота на параллельных лыжах», под рис. 8 говорится: «Незакантованная лыжа не может двигаться по дугообразной траектории, так как нет силы, уравновешивающей действие центробежной силы». О том, что эта фраза неслучайна, свидетельствуют слова, помещенные на стр. 21: «Разность центробежной силы и этой боковой составляющей и обусловливает боковой снос лыж (проскальзывание), который увеличивается с уменьшением силы F закантовки».

И далее: «Повороты без проскальзывания лыж (резаные повороты) выполнимы лишь тогда, когда на лыжи не действует боковая составляющая Fцб — F закантовки (точнее, когда она равна нулю), вызывающая их боковой снос».

Цитируемые слова свидетельствуют об искаженном представлении природы центробежной силы, ибо если нет «дугообразной траектории», то нет никакой центробежной силы.

Лыжи не могут скользить по кривой не по-


* Л. Ремизов, В. Зырянов «Техника горнолыжного спорта». М., Физкультура и спорт, 1968.

 

тому, что нет силы, уравновешивающей ц. б. силу, а потому, что нет центростремительной силы, которая заставила бы их скользить по дуге. Центробежная сила есть сила, порождаемая действием центростремительной силы, она всегда ей равна и противоположно направлена. Поэтому их разность всегда равна нулю, независимо от характера взаимодействия лыж со снегом — будь то поворот с боковым проскальзыванием или чисто резаный, без проскальзывания.

Боковое проскальзывание происходит либо под действием составляющей силы тяжести, либо в направлении первоначального скольжения, по инерции, за счет кинетической энергии. Только в этом случае сила инерции не будет называться центробежной, поскольку, повторяем, движение прямолинейное.

И в то же время мы можем привести пример, когда плоско лежащая лыжа, не имея от контакта со снегом боковой силы F закантовки, скользит по дуге. Это бывает в случае чистого поворота из косого спуска под склон — здесь центростремительной силой, заставляющей изменять направление скольжения, будет радиальная составляющая силы тяжести, действующей по линии ската склона (рис. 1). Она все время уменьшается с выходом на линию ската, поэтому кривая поворота, выпрямляясь, будет иметь параболический характер. Если же и дальше сохранять такое плоское положение лыж, то второй половины поворота, фазы поворота к склону не получится, поскольку та же составляющая силы тяжести либо заставит скользить прямо вниз, либо будет просто стаскивать лыжи боковым соскальзыванием, если поставить их поперек склона. Скорее всего это и хотели показать авторы пособия Л. Ремизов и В. Зырянов.

Механизм взаимодействия лыж со снегом является фактором, определяющим форму скольжения. Так, поворот на параллельных лыжах к склону немыслим без кантования лыж. Соответственно и окончание его, в зависимости от последующего движения, должно

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало