Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В Казахстане, занявшем 3-е место, наметились некоторые тенденции к улучшению в работе с молодыми конькобежцами. Особенно успешно выступали представители республики среди юношей в возрасте до 16 лет.

Украина на играх выступала ниже своих возможностей. Располагая современной базой, благоприятными климатическими условиями, тренеры республики не смогли подготовить к играм ровную команду юношей и юниоров. Лишь уверенное выступление лидера команды Валерия Гука позволило сборной Украины занять 6-е место. В команде было наибольшее количество падений.

Особую озабоченность вызывает подготовка резерва среди девушек. Ни одна спортсменка республики впервые не смогла выполнить норматив мастера спорта или кандидата в мастера спорта ни на одной дистанции. В итоге девушки заняли 11-е место, а юниорки — 10-е.

В течение прошедшего олимпийского цикла 1980 — 1984 гг. в стране проводился Всесоюзный смотр-конкурс работы СДЮШОР по конькобежному спорту. В ходе проведения смотра-конкурса выявились серьезные недостатки в ведении рабочей документации тренеров, учете объемов тренировочных нагрузок, их контроле. Выборные проведения открытых уроков тренерами детских спортивных школ в РСФСР, УССР, Казахстане показали неподготовленность некоторых тренеров к проведению занятий с группами. Это и стало результатом слабого выступления представителей отдельных регионов, ДСО и ведомств на I Всесоюзных зимних юношеских спортивных играх.

Смотр-конкурс явился своеобразной лакму-

 

совой бумажкой подготовки нашего резерва, что полностью подтвердилось на играх.

В заключение подведем итоги смотра-конкурса. Места среди СДЮШОР по годам распределились следующим образом:

1981 год 1. СДЮШОР Минпрос, Колпино Ленинградской области
2.  СДЮШОР «Динамо», Свердловск
3.  СДЮШОР «Спартак», Алма-Ата

1982 год 1. ШИСП, Свердловск
2.  СДЮШОР «Спартак», Алма-Ата
3.  СДЮШОР «Динамо», Свердловск

1983 год 1. ШИСП, Свердловск
2.  СДЮШОР «Динамо», Свердловск
3.  СДЮШОР «Динамо», Горький

1984 год 1. СДЮШОР Спорткомитета Киева
2.  ШИСП, Свердловск
3.  СДЮШОР «Динамо», Алма-Ата

В итоге смотра-конкурса за четыре года лучшими стали:


1.  ШИСП, Свердловск
2.  СДЮШОР «Динамо», Свердловск
3.  СДЮШОР «Спартак», Алма-Ата

 

Подведены итоги работы тренерско-преподавательского состава СДЮШОР за олимпийский цикл 1980 — 1984 гг. В 1981 г. лучшей признана Л. И. Щеголева (ШИСП, Свердловск), в 1982 г. — В. Г. Киндяков («Динамо», Москва), в 1983 г. — В. А. Кузовков (ШИСП, Свердловск), в 1984 г. — С. С. Патоков («Колос», Киев). По результатам четырехлетия лучшим признан Г. И. Чугальский («Динамо», Алма-Ата). На 2-м месте И. А. Трипполитов («Труд», Ногинск). Далее Л. И. Щеголева и В. А. Кузовков (оба — ШИСП, Свердловск).

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
Г. К. Подарь, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Педагогический контроль направлен на получение информации о подготовленности спортсмена с целью проверки правильности педагогического воздействия и планирования дальнейшей тренировочной работы, т. е. для повышения эффективности тренировочного процесса.

Основным показателем эффективности тренировки является спортивный результат, его динамика и стабильность высоких достижений.

Педагогический контроль за физической подготовленностью должен проводиться систематически. Тренеру необходимо оценить достигнутый уровень развития и проследить за динамикой физической подготовленности, а именно — за изменением уровня быстроты, силы и выносливости.

 

Уровень развития силы можно оценить, используя следующие контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (следить за правильным выполнением, подсчитывается количество раз); подтягивание на перекладине (подсчитывается количество раз); приседания с отягощением (определяется максимальный вес, с которым может встать конькобежец из посадки); прыжок в длину с места без взмаха руками; одинарный прыжок в длину, в сторону из и. п. — посадка конькобежца, с махом и без маха руками (по 2 попытки); тройной прыжок (2 попытки); вертикальный прыжок без маха руками из посадки конькобежца (высоту подскока разделить на вес спортсмена и определить относительную прыгучесть) .

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Для оценки силовой выносливости мышц ног используются: прыжки-многоскоки на 200 м (подсчитывается количество прыжков и время, затраченное на них); приседания с отягощениями весом 20 — 50, 60 и 90% от максимального в заданном темпе для оценки силовой выносливости к бегу на длинные дистанции; приседания на одной ноге — «пистолетик» в темпе 1 приседание за 2 с (количество раз); прыжки «лягушка» — 3x10 прыжков через 15 с отдыха (определяется длина прыжка, время и скорость выполнения, что позволяет судить о силе, быстроте и мощности движений).

Для оценки силы и статической выносливости мышц брюшного пресса в висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног до угла 90° — для женщин, за голову — для мужчин (подсчитывается максимальное количество раз), угол в висе на время; удержание горизонтальной позы лежа на бедрах на гимнастической скамейке, лицом вверх, руки за голову; поднимание прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине (скоростная выносливость); удержание горизонтальной позы лежа на бедрах на краю гимнастической скамейки лицом вниз на время (определение становой силы).

Для оценки быстроты: бег на 30, 60, 100 м с максимальной скоростью; бег на 60 м со старта и с ходу (сравнить время, определить разницу во времени); бег 3x60 м (определить стабильность скорости); отталкивания при выполнении прыжковой имитации в максимальном темпе в течение 30 с (количество раз); отталкивания из положения посадки конькобежца, правая прямая в стороне — обозначить окончание отталкивания на прямой (подсчитать количество отталкиваний за 15 с при максимальном темпе выполнения); прыжки из стороны в сторону 3x20 с через 5 мин отдыха (сумму отталкиваний разделить на 3); челночный бег — 3x10 м.

Для оценки скоростной выносливости (анаэробных возможностей) в беге на 500 м: пробегание 300 м с максимальной скоростью.

Для оценки скоростно-силовых качеств: тройные, пятерные, десятерные прыжки в длину с ноги на ногу (многоскоки) на 100 м (регистрируется время и количество отталкиваний, определяется условный индекс — сумма времени и числа прыжков); многоскоки в сторону приставными шагами 50 — 100 м (регистрируется число прыжков и время); прыжковая имитация в течение 1 мин в темпе 75 — 80 шагов в 1 мин с амплитудой 1 м 60 см. Выполнение упражнений. И. п. — основная стойка. 1. Упор присев. 2. Упор лежа. 3. Упор присев. 4. И. п. Выполнять упражнение в течение 10 с (подсчитывается число повторений данного упражнения: «отлично» — 7 раз, «хорошо» — 5 раз, «удовлетворительно» — 3 раза); игровое задание, предложенное Ю. А. Барышниковым, — собрать в корзину шесть теннисных мя-

 

чей, принося их по одному. Расположены они на волейбольной площадке (аналогичную можно разметить); прыжки в сторону через веревочку, установленную на уровне середины бедра (определить время 30 прыжков).

Для оценки выносливости: кросс 2 км по гористой или пересеченной местности (общая выносливость); тест Купера — 12-минутный бег (подсчитать набегаемый километраж);

бег на 300, 400, 800, 1500 м (скоростная выносливость); бег 3x300 м через 1 мин отдыха (сумма времени); бег на время 50 и 200 м (время пробегания 200 м разделить на 4 и сравнить с результатом бега на 50 м. Четыре раза по 1 мин через 3, 2, 1 мин отдыха);

пригибная ходьба на определенное число шагов (определяется расстояние); пригибная ходьба в гору с грузом 5 — 10 кг — 600 — 1000 м; пригибная ходьба 3x300 м через 1 мин отдыха (сумма времени); бег на роликовых коньках 4x400 м или 4x800 м через 1 мин отдыха, 2 км на роликовых коньках на время; бег на коньках: 150, 200, 400 м; 4x200 м для дистанции 500 м; 4x1200 м для дистанции 1500 м с сохранением стабильности скорости на трех кругах и суммы времени; 10X400 м через 1 мин отдыха с 90%-ной скоростью от максимальной (сохранить стабильную скорость и число шагов); пробегание 10 — 12 кругов с сохранением стабильности скорости и числа шагов.

Для оценки ловкости и координации движений: вертикальный прыжок, выполняемый из посадки конькобежца с махом и без маха руками (по 2 попытки, определить разницу в высоте прыжка); безошибочное выполнение сложнокоординационных упражнений и прыжков; бег по «восьмерке». На льду бег «змейкой» на 50 м вокруг 10 столбиков или кубиков, поставленных через 5 м; «классики» — прыжки на двух ногах из квадрата в квадрат (от 1-го до 10-го) на время (ошибками считаются двойной подскок в квадрате, приземление не на ту цифру, приземление на черту; штраф — 1 с за каждое нарушение).

Для оценки гибкости — определение углов в голеностопном суставе в посадке конькобежца; определение углов при выполнении продольного и поперечного шпагатов; стоя, ноги прямые вместе, коснуться лбом коленей (определить время); отведение ноги назад в и. п. — лежа на животе; и. п. — сидя на полу ноги врозь, расстояние между ступнями 40 см — коснуться лбом пола (определить расстояние от лба до пола); наклон вперед из стойки с прямыми ногами на краю скамейки (определить расстояние от среднего пальца руки до пола).

Для оценки равновесия: проба Бондаревского («аист») с закрытыми глазами (регистрируется время сохранения равновесия при прямолинейном скольжении по льду на одном коньке).

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Для оценки функциональной подготовленности сердечно-сосудистой системы со студентами проводятся следующие тесты:

1)  индекс Рюффье (ГДР):

Р1 + Р2 + Р3 – 200
I = ————–––––––——— .
10

После 5 мин покоя регистрируется пульс сидя за 15 с и умножается на 4 = Р1 затем выполняются 30 приседаний за 30 с и сразу стоя подсчитывается пульс за 15 с x 4 = Р2. Отдых 1 мин сидя и подсчет пульса за 15 с x 4 =  Р3.

Показатели: «отлично» — меньше 0; «хорошо» — 0 — 5;          «удовлетворительно» — 5 — 10; «плохо» — 11 — 15; «очень плохо» — больше 15.

2)    Гарвардский степ-тест — индекс физической пригодности:

        7 · 100
ИФП = ———––––– .
          5,5 · ЧСС

Высота скамейки: мужчины — 50 см, женщины — 43 см, девушки — 12 — 18 лет — 40 см. Темп — 30 шагов в 1 мин. Т — время в секундах, выполнение теста — 3 — 5 мин. ЧСС через 1 мин отдыха за 30 с сидя.

 

Показатели: слабое физическое развитие — 50 единиц; среднее — 50 — 80, хорошее — более 80, отличное — более 100.

3) Тест Добровольского — выполняются 4 упражнения в течение 5 мин:

1.   30 приседаний — 30 с.

2.   Максимальный бег на месте — 30 с.

3.  Бег в темпе 150 шагов в минуту — 3 мин.

4.  Прыжковая имитация в темпе 60 шагов в 1 мин в течение 1 мин.

ЧСС подсчитывается за 30 с сразу после работы, через 2 и 4 мин отдыха.

Тест физической готовности:

Тсек · 100
ТФГ = ——————–––––––––––——— .
      Сумма 3-х ЧСС за 30 с x 2

 

«Отлично» — 107 — 116, «хорошо» — 97 — 100, «удовлетворительно» — 87 — 96, «плохо» — 86 и менее.

Проводить тестирование следует несколько раз на протяжении года и сравнивать показатели.

На учебно-тренировочный год тренер должен разработать программу тестирования с учетом контингента занимающихся по следующей схеме.

 
 

Оцениваемые качества

Тесты для контроля за ОФП и СФП

Нормы по месяцам годичного цикла

Планируемый результат в беге на коньках

Май

Июнь

Июль

и т. д.

500 м

1000 м

и т. д.

                 

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ И ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В КОНЬКОБЕЖНОМ СПОРТЕ

   
И. П. Чернов, кандидат педагогических наук, Киевский государственный институт физической культуры
 

Вопросам планирования и программирования тренировочного процесса в конькобежном спорте уделяется недостаточно внимания. Разработка методики определения оптимальных моделей программ тренировочных занятий с учетом различных зон интенсивности позволит строить программы микро-, мезо- и макроциклов тренировки для конькобежцев различной квалификации.

 

В ряде литературных источников (В. А. Орлов, 1970; В. А. Друзь, 1980; В. Н. Манжосов, 1981; Г. М. Яковлев с соав., 1984, и др.) сделана попытка давать оценку физическим упражнениям в единых мерах измерения: к/калл, баллах, очках — и определять индивидуальные характеристики оптимального объема нагрузки в тренировочном занятии для спортсменов.

Прежде чем приступить к изложению мето-

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало