Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

дов страны. Прибытков — чемпион Спартакиады народов СССР 1982 г. на 1500 м, чемпион страны на 10 000 м 1981 и 1983 гг., серебряный призер чемпионата страны по многоборью. Рекордсмен страны на 5000 м. Его спортивный результат превышает официальный миро-вой рекорд.

Рачев Александр. Смоленск. «Буревестник». Родился 6 марта 1959 г. Тренер — Т. Солтан. В 1982 г. выиграл звание абсолютного чемпиона СССР, победив на дистанциях 5000 и 10 000 м. В том же году выступал на первенстве мира, где был десятым.

Тарасова Татьяна. Киев. Родилась в 1957 г. Чемпионка страны по спринтерскому многоборью 1982 г., чемпионка страны на 500 м 1983 г. Самое большое достижение — 2-е место на чемпионате мира по спринту в 1981 г. в Гренобле. На этом первенстве Тарасова выиграла 500 и 1000 м в первый день соревнований.

Филимонова Людмила. Коломна. «Буревестник». Сделала шаг вперед в сезоне 1983 г. Выиграла первый этап чемпионата РСФСР. Отлично выступила на матче молодежных команд СССР и ГДР в Киеве, где сумела опередить одну из сильнейших конькобежек ГДР Сабину Брем. Коронная дистанция — 1500 м.

 

Фокичев Сергей. Москва. Вооруженные Силы. Родился 4 февраля 1963 г. в Череповце. Экс-рекордсмен страны среди юниоров на 500 м. В последнем сезоне добился большого прогресса на своей любимой дистанции. Личное достижение на равнинных катках — 38,27.

Хлебников Сергей. См. в разделе «Представляем чемпионов мира».

Шашерин Виктор. Алма-Ата. «Динамо». Родился 23 июля 1962 г. Конькобежным спортом занимается с 10 лет. В конькобежную секцию привел Виктора его двоюродный брат — Г. Дубов. Тренироваться стал у Г. Чугальского, в последние два года в сборной команде страны его тренирует Ю. Чистяков. В 1979 г. стал победителем первенства СССР (в возрасте до 16 лет), а в 1981 г. выиграл чемпионат страны (в возрасте до 18 лет). Третий призер чемпионата СССР по классическому многоборью в 1982 г., третий призер Спартакиады народов СССР 1982 г. на 1500 и 5000 м. В марте 1983 г. на Медео на матче СССР — ГДР установил мировой рекорд в классическом многоборье — 161,550 (37,63 — 6.55,43 — 1.54,36 — 14.45,14). Имеет абсолютно лучший результат в мире за все годы в мини-многоборье — 159,566 (39,0 — 1.59,0 — 1.16,9 — 4.14,7) и второй — в малом многоборье: 161,690 (39,2 — 4.05,4 — 1.57,9 — 7.02,9).

 

 

ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ КОНЬКОБЕЖЦАМИ 9 — 10 ЛЕТ

   
Ю. В. Рыжкин, директор СДЮШОР МГС ВФСО «Динамо»
 

В работе с начинающими конькобежцами в возрасте 9 — 10 лет мы не ставим первоочередной задачей научить детей быстро бегать на коньках. На начальном этапе подготовки главное — формирование у детей правильных представлений о технике скоростного бега на коньках и создание потенциальных возможностей для развития физических качеств, необходимых конькобежцу.

Тренеру на этом этапе надо суметь заинтересовать мальчишек и девчонок, привить им любовь к конькобежному спорту. Поэтому значительное место в тренировках юных конькобежцев занимают подвижные игры на льду. Они всегда доставляют ребятам удовольствие, создают хорошее настроение. Через спортивные игры на льду успешно решаются методические и технические задачи, не говоря уже об их большом воспитательном значении.

Подвижные игры мы используем не только при проведении тренировочных занятий на

 

льду, но и при проведении занятий по ОФП, где кроме игр используются также гимнастика, кроссы, лыжные прогулки и специальные упражнения конькобежцев.

При проведении занятий мы стараемся разнообразить биомеханическую структуру многих движений.

Учитывая то, что искусственная конькобежная дорожка «Динамо» очень часто бывает занята тренировками спортсменов высших разрядов, мы используем также хоккейную коробку, запасное тренировочное поле и другие ледовые площадки, расположенные в районе ИКД «Динамо».

В настоящее время для лучшей организации занятий тренерский совет СДЮШОР «Динамо» решил раз в неделю проводить на ИКД игровой день для всех тренировочных групп. С этой целью вся дорожка разбивается на отдельные зоны, в которых проводит свои игры каждая группа.

Library   13   Up


Contents

 

Home
   

Давайте познакомимся

 

 

Первые шаги на льду

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

В плане обмена опытом мы приводим примерное содержание 20 уроков на льду для групп начальной подготовки.

Примерные уроки на льду с юными конькобежцами на беговой дорожке 250 м

Урок 1. Разминка 12 — 15 мин (бег в спокойном темпе 3 — 4 мин, ходьба в сочетании с упражнением на внимание 8 мин).

После разминки занимающиеся с надетыми коньками в помещении проделывают 2 — 3 упражнения на полу.

На льду 50 мин, из них 25 мин — произвольное катание (кататься на слегка согнутых ногах с маховыми движениями рук). Отдых в раздевалке 12 — 15 мин.

Во втором выходе на лед (25 мин) задача стоит такая же, как и в первой части урока. Можно использовать мячи (катающиеся перебрасывают руками мячи друг другу).

Заключительная часть урока 15 мин. Бег с ходьбой, упражнения на дыхание.

Урок 2. Разминка 12 — 15 мин (бег в спокойном темпе 3 — 4 мин, ходьба в сочетании с упражнениями на укрепление мышц голеностопного сустава и связок ног 9 — 10 мин).

На льду 50 мин, из них 25 мин — произвольное катание на слегка согнутых ногах. Отдых в раздевалке 12 — 15 мин (сделать устный анализ выполнения упражнений в катании).

Во второй части урока и в заключение задания такие же, как и в уроке 1.

Урок 3. Разминка 12 — 15 мин (л/а спокойный бег с мячом 5 мин, передача мяча назад руками). Ходьба в сочетании с упражнениями на гибкость 8 — 10 мин.

На льду 50 мин, из них 25 мин — произвольное катание. Упражнения: а) приседание на двух ногах 10 — 15 мин в скольжении по инерции, касаясь руками льда, 2 серии; б) кто дальше прокатится на двух ногах в положении посадки конькобежца, 3 серии; в) кто дальше прокатится в равновесии на правой и левой ноге в положении посадки конькобежца, по 3 серии на каждой йоге. Отдых 12 — 15 мин.

Подвижные игры на льду 25 мин.

Заключительная часть урока 15 мин. Спокойный л/а бег в группах 4 — 5 мин, упражнения на растяжение мышц и расслабление 10 мин.

Урок 4. Разминка 12 — 15 мин (л/а бег в спокойном темпе 5 мин). Специальные упражнения конькобежца: а) приседания в положении посадки 20 — 25 раз; б) попеременное отведение ног в сторону из положения посадки 20 — 25 раз.

На льду 50 мин, из них 25 мин — разминочное произвольное катание в течение 10 мин. Повторение упражнений урока 3 (первой час-

 

ти), добавив упражнение: перемещение тяжести тела с одной ноги на другую по 20 раз. Отдых 12 — 15 мин.

Игра в течение 25 мин. Катание мяча одной рукой (правой, левой, одновременно двумя руками на расстояние 60 — 100 м).

Заключительная часть урока 15 мин. Спокойный л/а бег 5 мин, упражнения на растяжение и дыхание 5 мин, ходьба 5 мин.

Урок 5. Разминка 12 — 15 мин (л/а бег 6 мин, упражнения на координацию движений, включая в разминку 1 — 2 специальных упражнения конькобежца, 10 мин).

На льду 50 мин, из них 25 мин:

1. Катание в посадке с одной рукой, 2+3+ +2 круга.

2. Упражнения для обучения бега по повороту:

а) в полупосадке переступание правой ноги через левую, 5 — 6 серий;

б) групповые упражнения: «Карусели», «Карусель-радиус», 5 — 6 серий;

в) разучивание поворота на малом радиусе с помощью тренера, 3 — 4 серии;

г) индивидуальное разучивание поворота с работой рук, 5 — 6 серий. Отдых в раздевалке 15 мин (анализ выполнения упражнений).

Вторая часть урока 25 мин. Игра с теннисными мячами. Группа делится на 2 команды. На прямой линии на расстоянии 60 м по 20 м друг от друга расставляются на льду теннисные мячи.

Соперники бегут по своей линии, собирают мячи со льда руками, добегают до контрольной отметки, возвращаются обратно и расставляют мячи на место, передавая эстафету (касание руки) своему партнеру по команде.

Заключительная часть урока 15 мин. Л/а бег 5 мин, ходьба 5 мин, бег 2 мин, ходьба 3 мин.

Урок 6. Разминка 15 мин (л/а бег 5 мин, упражнения с элементами хореографии 10 мин).

На льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание с выполнением специальных упражнений на льду, 2+3+3 круга.

2. Упражнения на равновесие, 5 серий; упражнения на смещение. 5 серий; упражнения на разучивание движений двумя руками.

3. Обучение катанию по повороту.

4. Катание на координацию с движением обеих рук, 200 м X 4 — 5 раз.

Отдых 10 мин (анализ выполнения упражнений).

Вторая часть урока 20 мин. Игра «Слалом» (для развития ловкости и быстроты). Расставить комки снега на расстоянии 8 м друг от друга. Каждый играющий во время бега должен обогнуть один за другим комки снега и вернуться обратно. Можно проводить командные игры. Можно игру проводить с мячом (катая мяч рукой).

Заключительная часть урока 15 мин. Уп-

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

ражнения на гибкость, растяжения мышц, дыхание и т. д.

Урок 7. Разминка 15 мин (бег 7 мин, специальные упражнения конькобежца в сочетании с общеразвивающими упражнениями 8 мин).

На льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание с выполнением специальных упражнений для совершенствования отталкивания на прямой, 2 + 4 + 4 + 2 круга.

2. Повторение упражнений из урока 6, пункты 2, 3, 4. Отдых 10 — 12 мин (анализ выполненных упражнений).

Вторая часть 20 мин. Игра «Салочки» (развитие скорости, быстроты). Водящий старается догнать и осалить кого-либо из играющих; осаленный становится водящим.

Заключительная часть урока 15 мин. Кроссовый бег в сочетании с ходьбой (4 мин бег + 2 мин ходьба + 5 мин бег + 3 мин ходьба).

Урок 8. Разминка 15 мин (л/а бег 6 мин; упражнения, включающие прыжки на месте, на скамейке, через скакалку, в сочетании с упражнениями на амплитуду 10 мин).

На льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Произвольное катание. Акцентируется внимание на выполнении отталкивания и удержании равновесия, 2 + 4 + 4 + 2 круга.

2. Разучивание поворота в разных вариантах по 3 круга (катаясь по кругу, необходимо постепенно увеличивать радиус круга и скорость бега. Следить за продолжительным скольжением на правом и левом коньке).

3. Техническое катание в «гусе», 5+5 кругов. Отдых в раздевалке 10 — 12 мин.

Вторая часть 20 мин. Игра «Паровозик». Задача — развитие силы. Две команды выстраиваются параллельно на одной линии в колонны («паровозики»). Один из играющих в каждой команде старается как можно быстрее разогнать «паровозик» и довести его до «станции» на расстоянии 50 — 60 м от линии старта. Выигрывает та команда, которая раньше прибудет на «станцию».

Заключительная часть урока 15 мин. Проводить в спортзале. Упражнения на гибкость.

Урок 9. Разминка 15 мин (бег 5 мин, пригибная ходьба 30 — 40 с с двумя руками, специальные упражнения конькобежца, ОРУ 10 мин).

На льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание, 3 + 5 + 5 кругов.

2. Обучение бегу по повороту с работой рук, по 2 круга x 4 — 5 серий.

3. Техническое катание с работой рук 150 м x 3 — 5 серий.

4. Техническое катание, 5+5 кругов. Отдых в раздевалке 10 — 12 мин.

Вторая часть 20 мин. Игра с теннисными мячами по уроку 5.

Заключительная часть урока 15 мин. Игра баскетбольным мячом на баскетбольной площадке: а) броски в кольцо на точность; б) эс-

 

тафета с мячом, в) бросание мяча на даль­ ность и т. д. Легкий бег 5 мин.

Урок 10. Разминка 15 мин (л/а бег 8 мин, ОРУ, упражнения на амплитуду движения).

На льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание, 3 + 6 + 4 круга.

2. Техническое катание с работой рук, 2 x 250 м.

3. Ускорения, 3 — 4 x 80 м.

4. Разучивание техники старта 10 — 12 раз. В стартовой позе необходимо выполнить упражнения: а) стартовая поза конькобежца; б) ходьба на развернутых коньках с постепенным скольжением вперед; в) работа рук при движении со старта.

Сначала ребят необходимо обучить стартовой позе, затем шагам со старта в сочетании с движениями рук, затем старту в целом.

5. Техническое катание в группах, 6+6 кругов.

Отдых 10 — 12 мин. Вторая половина 20 мин:

1. Техническое катание, 3+3+3 круга.

2. Со старта 50 м x 5 — 6 раз.

3. Техническое катание в «гусе», 3X5 кругов.

Заключительная часть 15 мин. Кроссовый бег 10 — 12 мин, ходьба и упражнения на дыхание 3 — 4 мин.

Урок 11. Разминка 15 мин (л/а бег 8 мин, ОРУ, упражнения на координацию и внимание 7 мин).

На льду 50 мин, из них 30 мин: .

1. Разминочное катание, 4 + 6 + 4 круга.

2. Отработка техники бега по повороту в разных вариантах (с махами рук, с махами одной рукой, без работы рук), по 3 кругах x 4 серии.

3. Бег на технику 120 м. В петле с махами одной рукой, 3 — 4 серии.

4. Длительное катание в «гусе», 2 x 7 кругов.

Отдых 10 — 12 мин. Вторая половина 20 мин:

1. Техническое катание, 5 + 5 кругов.

2. Эстафета 4 человека х 60 м, по 2 забега.

3. Катание в группах, 2 x 7 кругов. Заключительная часть урока 15 мин. Занятие в зале: упражнения на расслабление.

1. Висы на двух руках на шведской стенке.

2. Упоры двумя ногами и руками на стенке (растяжения).

3. Шпагаты, полушпагаты, наклоны и т. д.

Урок 12. Разминка 15 мин (л/а бег 5 — 6 мин, упражнения на снарядах в спортзале: висы на перекладине двумя руками, в висе на двух руках покачивания влево и вправо, подтягивания ног к перекладине и т. д. 10 мин).

На льду 50 мин, из них 25 мин:

1. Разминочное катание, 2 x 3 круга.

2. Отработка техники бега по повороту, 4 x 2 круга.

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

3. Длительное катание в «гусе» по 2 — 3 человека, 5 + 8 + 8 + 5 кругов.

Отдых 10 — 12 мин.

Вторая половина 25 мин. Можно провести две игры: Игра 1. «Будь ловким». Прыжки через скакалку. С небольшого разгона, отталкиваясь одновременно двумя ногами, перепрыгнуть через скакалку на высоте 20 — 25 см. Игра 2. По выбору ребят. Больше они любят эстафету «Кто скорее соберет теннисные мячи».

Заключительная часть урока 15 мин. Кроссовый бег в течение 10 — 12 мин в сочетании с упражнением на амплитуду движений.

Урок 13. Разминка 15. мин (л/а бег 8 мин, специальные упражнения конькобежца в сочетании с ОРУ 7 мин).

На льду 50 мин, из них 35 мин:

1. Разминочкое катание, 2 x 4 круга.

2. Техническое катание, 2 x 250 м.

3. Ускорения с работой рук, 3 x 120 м (внимание на правильный вход в поворот).

4. Разучивание техники старта 10 — 12 мин.

5. Техническое катание в группах, 3 x 7 кругов.

Отдых 10 мин.

Вторая половина 15 мин:

1. Разучивание техники бега по повороту с работой рук, 4 x 2 круга.

2. Техническое катание 120 м в петле без работы рук, 4 x 3 круга.

3. Индивидуальное катание в группах.

Заключительная часть урока 15 мин. Игра в футбол, упражнения на дыхание.

Урок 14. Разминка 15 мин (л/а бег 5 мин, ОРУ 10 мин).

На льду 50 мин, из них 40 мин:

1. Разминочное катание, 2 x 5 кругов.

2. Отработка техники бега по повороту с работой рук, меняя темп бега, 1 круг медленно + 1 круг быстро x 3 — 4 серии.

3. Техническое катание с махами обеих рук, 2 x 300 м.

4. С хода с двумя руками, 5x50 м.

5. С хода двумя руками (петля), 4 x 120м.

6. Техническое катание в группах, 2 x 8 кругов.

Отдых 10 мин.

Вторая половина 20 мин:

1. Л/а бег, 3 x 150 — 200 м.

2. Легкий бег 8 — 10 мин, упражнения на расслабление мышц.

Урок 15. Разминка 15 мин (бег 5 мин, упражнения в зале на снарядах 10 мин). Работа на льду 50 мин, из них 25 мин:

1. Разминочное катание, 2 x 5 кругов.

2. Отработка техники бега по повороту с одной рукой, 3 x 3 круга.

3. Длительное катание в группах, 5 + 8 + 8 кругов.

Отдых 10 мин. Вторая половина 25 мин:

1. Специальные упражнения конькобежца, 15 x 3 упражнения.

 

2. Длительное катание в группах, 5 + 8 + 8 кругов.

Заключительная часть урока 15 мин. Ходьба в сочетании с упражнениями на амплитуду движений, растягивание мышц.

Урок 16. Разминка 15 мин (бег 8 мин, упражнения на амплитуду движений прыжкового характера 7 мин).

Работа на льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание, 5 + 8 кругов.

2. Техническое катание с двумя руками, 3 x 250 м.

3. Отработка техники бега по повороту с двумя руками, акцентируя внимание на выходе из поворота (тренироваться на больших и малых радиусах поворота), 3 — 4 x 2 круга.

4. С нарастающей скоростью с махами обе-. ими руками, 4 x 120 м.

5. Техническое катание, 2 x 250 м.

6. Техническое катание, 2 x 5 кругов. Отдых 10 мин.

Вторая половина 25 мин:

1. Эстафета с мячами по повороту (группа делится на 2 команды).

2. Эстафета с мячом по кругу, 7 человек по 35 м (группа делится на 2 -команды).

3. Произвольное катание на технику.

Заключительная часть урока 15 мин. Гимнастические упражнения на снарядах в спортивном зале.

Урок 17. Разминка 15 мин (л/а бег 5 мин, бросание баскетбольных мячей с места, с разбега и т. д. 10 мин).

Работа на льду 40 мин:

1. Разминочное катание, 3 x 3 круга.

2. Техническое катание с одной рукой, 200 м x 3 раза.

3. Повторно с хода с одной рукой в 3/4 силы, 200 м x 3 раза.

4. Отработка техники поворота, меняя темп и ритм бега: 1 круг сильно + 1 круг тихо, 3 — 4 серии.

5. Со старта 100 м x 3 раза в 3/4 силы.

6. Техническое катание, 2 x 8 кругов. Отдых 10 — 12 мин.

Вторая половина 35 мин: спортивные игры (футбол) 30 мин, л/а бег 5 мин, упражнения на растягивание, расслабление.

Урок 18. Разминка 15 мин (л/а бег 6 мин, специальные упражнения конькобежца, 3 — 4 упражнения по 10 — 15 раз).

Работа на льду 50 мин, из них 25 мин:

1. Разминочное катание, 2 x 4 круга.

2. Длительное катание в группах, 5 + 9 + 9 + 5 кругов.

Отдых 10 — 12 мин. Вторая половина 25 мин:

1. Отработка техники поворота.

2. Длительное катание в группах, 5 + 9 + 9 + 5 кругов.

Заключительная часть 15 мин. Кроссовый бег 12 мин, ходьба 3 мин.

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Урок 19. Разминка 15 мин (л/а бег 5 мин, прыжковые упражнения).

Работа на льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание, 3 x 3 круга.

2. Техническое катание с двумя руками, 2 x 250 м.

3. Со старта 3 x 80 м.

4. Ускорения 3 x 80 м.

5. Отработка техники бега по повороту с двумя руками, 3 x 2 круга.

6. Техническое катание, 5 + 3 круга. Отдых 10 — 15 мин.

Вторая половина 20 мин:

1. Техническое катание, 2 x 5 кругов.

2. Ускорения 3 x 80 м.

3. Техническое катание, 10 + 5 кругов.

Заключительная часть 15 мин: л/а повторный бег, 4 x 200 м, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

 

Урок 20. Разминка 15 мин (бег 8 мин, ОРУ 7 мин).

Работа на льду 50 мин, из них 30 мин:

1. Разминочное катание, 2 x 5 кругов.

2. Техническое катание с двумя руками, 3 x 200 м.

3. Ускорения 2 x 60 м.

4. Со старта на время 2 x 50 м, 2 x 100 м.

5. Техническое катание, 2 x 3 круга. Отдых 10 — 12 мин.

Вторая половина 20 мин:

1. Техническое катание, 2 x 5 кругов.

2. Игра на льду: бросание мяча друг другу из-за головы двумя руками: а) вперед, б) назад — 8 мин.

3. Техническое катание, 5 кругов. Заключительная часть 15 мин. Кроссовый бег 13 мин. Упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

 

 

ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ


АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБОРНОЙ МУЖСКОЙ КОМАНДЫ СССР НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА 1983 г.

   
Б. Ф. Драбкин, тренер-методист ЦСК ДСО профсоюзов
 

12 — 13 февраля 1983 г. в Осло на стадионе «Бишлет» проходил чемпионат мира по скоростному бегу на коньках среди мужчин. На чемпионате находилась группа советских специалистов и тренеров, которая приняла участие в обследовании соревновательной деятельности (ОСД) участников чемпионата. В ходе ОСД фиксировались темп и динамика времени бега по 400-метровым отрезкам на всех дистанциях многоборья, проводилась экспертная оценка техники бега. В дальнейшем были проведены обработка и педагогический анализ собранной информации. В итоге весь фактический материал представлен в таблицах и графиках, отражающих динамику времени бега на дистанциях 1500, 5000 и 10 000 м.

При анализе собранного материала по ОСД мы исходили из факторной структуры спортивно-технического результата (СТР) в скоростном беге на коньках и, в частности, рассматривали: скоростно-силовую подготовленность, уровень быстроты, уровень скоростной выносливости и уровень специальной выносливости (эти определения условны с точки зрения строгой терминологии).

Каждый из этих факторов определялся суммой следующих критериев.

 

Скоростно-силовая подготовленность (ССП):

а) СТР, показанные спортсменом на дистанциях 500 и 1500 м; их абсолютная величина в сравнении с результатом победителя на этих дистанциях и личными рекордами спортсмена;

б) сохранение спортсменом высоты и глубины посадки;

в) изменение темпа бега в связи с сохранением (или нет) времени бега по отрезкам;

г) время пробегания отрезка 400 м с хода на дистанции 500 м.

Быстрота (Б):

а) способность к варьированию темпа бега и продолжению его в достаточно высоком темпе;

б) темп бега в стартовом разгоне (100 м) на дистанции 500 м.

Скоростная выносливость (СВ):

а) разность суммарных величин времени пробегания отдельных отрезков на дистанции 5000 м (16001, 16002, 16003); при сравнении этих показателей у разных спортсменов возможны различные варианты их динамики, в том числе:

значительное превышение времени бега

Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало