|
Таблица
Диссертационные работы по проблемам конькобежного спорта
Годы
|
Кол-во
|
Авторы
|
1956
|
1
|
Н. И. Петров
|
1965
|
1
|
М. П. Соколов
|
1966
|
3
|
Р. Н. Травкина, Г. К. Подарь, М. У. Хван
|
1967
|
—
|
|
1968
|
1
|
В. Г. Половцев
|
1969
|
3
|
О. С. Елизарова, В. А. Орлов, Ф. Д. Доленко
|
1970
|
2
|
Г. М. Панов, В. С. Иванов
|
1971
|
1
|
З. Н. Усманов
|
1972
|
2
|
Л. С. Дынер, А. С. Иванов
|
1973
|
3
|
Б. А. Стенин, Т. Л. Шарова, И. П. Осташов
|
1974
|
3
|
В. И. Кузнецов, Н. С. Печенкина, Н. В. Забелло
|
1975
|
2
|
А. М. Докторевич, А. И. Безденежных
|
1976
|
3
|
В. К. Васильев, Ю. К- Поликарпов, И. И. Альшевский
|
1977
|
3
|
П. В. Смирнова, Л.Н.Пустынникова, С. К. Макурин
|
1978
|
3
|
В. С. Ильин, Ю. Н. Вавилов, Е. А. Фомина
|
1979
|
2
|
В. В. Чайкин, И. П. Чернов
|
1980
|
2
|
В. П. Кубаткин, В. И. Кащей
|
за десять лет — 20 трудов, т. е. в четыре раза больше, чем в предыдущем десятилетии.
Представляют интерес анализ направленности научных исследований, контингент, применяемые методы исследований.
В спорте научные исследования проводятся по следующим шести проблемам: техника, методика обучения, тренировка, тактика, история спорта, соревнования.
Н. И. Петров провел анализ техники бега по прямой, повороту, со старта ведущих конькобежцев 50-х годов, разработал методику обучения ей. Н. В. Забелло определила преимущество концентрированного отталкивания (оно экономнее жимового), а также кислородную стоимость работы при различном колебании скорости бега на коньках.
А. М. Докторевич выявил структуру цикла бегового шага конькобежцев по пространственно-временным и силовым показателям, а также назвал специальные имитационные упражнения, наиболее близкие по характеру усилий и участию мышечных групп к бегу на коньках.
В вопросах техники менее всего изучен бег по повороту, а также старт. Не исследованы особенности техники бега юных спортсменов.
|
|
взаимосвязь техники бега юных конькобежцев и уровня развития двигательных качеств.
В конькобежном спорте различают обучение катанию на коньках и технике бега.
Разработана методика обучения катанию на коньках детей 6 — 7 лет (Л. Н. Пустынникова), обучения технике скоростного бега на коньках школьников 10 — 12 лет (Р. Н. Травкина, И. И. Альшевский), экспериментально обоснована эффективность использования в плане обучения и технического совершенствования бега по поворотам малых радиусов для юных конькобежцев (С. С. Ильин).
К недостаткам теории конькобежного спорта следует отнести отсутствие разработанной методики совершенствования технического мастерства взрослых конькобежцев старших разрядов.
Рассматривая диссертационные работы по проблеме «тренировка», мы вынуждены выделить те, в которых содержится материал по оценке физической подготовленности и , функциональных возможностей конькобежцев. Авторов, дающих рекомендации по методике тренировки, 10.
Особенно актуальны вопросы управления тренировочным процессом: содержание макро-, мезо- и микроциклов для каждой возрастной группы, воспитание двигательных качеств с учетом возрастных особенностей, экспериментальное обоснование объема и интенсивности средств общей и специальной физической подготовки, их динамика в многолетнем плане тренировки.
Нужны исследования комплексного характера, проводимые по объективным методикам на основе технико-тактических показателей и уровня развития функциональных возможностей двигательных качеств, анализа тренировочных нагрузок, данных контроля за показателями тренированности. Причем исследовать надо тот же контингент в динамике на протяжении не одного-двух, а шести-восьми лет.
Необходимо экспериментальное обоснование наиболее экономных и рациональных вариантов пробегания дистанций ведущими конькобежцами с использованием биохимических и физиологических методов исследования, с регистрацией динамики этих показателей и прилагаемых усилий на протяжении всей дистанции в естественных условиях соревновательной борьбы.
К сожалению, не изучены вопросы развития конькобежного спорта среди юных и взрослых конькобежцев за период с 1917 г. по настоящее время. Требуют решения вопросы соревнований, а именно совершенствование системы соревнований и спортивной классификации, организации и программы соревнований для различного контингента занимающихся, массовые соревнования и игры на льду, длина дистанций с учетом возраста и стажа занятий, коли- |
|