|
||||
Рис. 10 При боковом ветре V0 определяется как геометрическая сумма скоростей по формуле (рис. 10, Б) . При попутно-угловом ветре Vо определяется по формуле (рис. 10, В) . Таким образом, рассматривая аэродинамику движений конькобежца в воздушной среде, мы установили, что сила сопротивления воздуха является многофакторной величиной, оказывающей существенное влияние на уменьшение скорости его бега. Основная задача конькобежца заключается в увеличений скорости бега V, поэтому для уменьшения действия тормозящей силы сопротивления воздуха необходимо стремиться уменьшать действие других ее состав- |
ляющих компонентов. Снижение силы сопротивления с уменьшением плотности воздуха позволяет конькобежцам показывать более высокие спортивные результаты на катках, расположенных значительно выше уровня моря (полувысокогорные и высокогорные). Уменьшение плотности и вязкости воздуха, в принципе, не зависит от воздействия на них человека. Поэтому объективно уменьшить силу сопротивления воздуха можно только за счет уменьшения площади лобового сопротивления и аэродинамического коэффициента. А воздействие на эти показатели уже находится во власти тренера и спортсмена. Следовательно, в процессе совершенствования технического мастерства необходимо знать и учитывать действие всех вышеописанных закономерностей и в соответствии с этим выбирать пути оптимизации структуры движений конькобежцев с целью улучшения спортивных результатов. IV. Сила трения поверхности коньков о лед. При движении одного тела по поверхности другого возникает сопротивление движению, называемое трением. Поскольку сила трения оказывает сопротивление движению, то она всегда направлена по касательной к плоскости соприкасаемых поверхностей в противоположную сторону по отношению к движущей силе и, следовательно, является тормозящей силой. Поэтому при беге на коньках спортсмену постоянно приходится преодолевать силу трения, возникающую между поверхностью лезвия коньков и поверхностью льда. Рассмотрим основные закономерности возникновения и действия силы трения и факторы, от которых зависит ее величина. Различают три вида трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения. Мы остановимся более подробно на их характеристике в следующим сборнике. |
|||
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
||||
К. К. Кудрявцев, заслуженный тренер СССР |
||||
В предыдущем номере сборника мы уже говорили о выполнении ряда элементов техники бега зарубежными спортсменами — призерами чемпионата. Основное внимание было сосредоточено на тех элементах, выполнение которых у зарубежных спортсменов было более совершенным, чем у наших. |
Наблюдая за бегом во время чемпионата мира в Инцеле в феврале 1979 г., а также просматривая кинофильмы и анализируя имеющиеся кинограммы, можно отметить у зарубежных спортсменов: а) более низкую посадку, особенно в беге по повороту; последнее частично достиглось за |
|||
56 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |