|
ределенная оптимальная величина нагрузки в абсолютном выражении, обеспечивающая им достаточно надежную общую функциональную подготовленность.
В методике воспитания специальной выносливости система тренировочных нагрузок в группе обеспечивала совершенствование тех специфических свойств, которые являются наиболее характерными для женской академической гребли.
В этом отношении для академической гребли, относящейся к виду спорта субмаксимальной мощности, суммарный эффект в повышении уровня специальной выносливости достигался при определенном соотношении кратковременных, средних и длинных по продолжительности тренировочных воздействий, потому что соревновательная деятельность женщин-гребцов обеспечивается приблизительно на 50 — 60% за счет аэробных реакций преобразования энергии и на 40 — 50% в связи с мобилизацией анаэробных источников энергообеспечения.
Совершенствование умения грести на скоростях, а по-существу устойчивость к сбивающим факторам, также приобретается в нагрузках, используемых для развития специальной выносливости. При недостаточном уровне последний переход к интенсивным нагрузкам и особенно участие в соревнованиях могут привести к нарушению структуры гребка, освоенного при более низких режимах работы.
Положительный опыт подготовки и успешное выступление в прошлом Е. Антоновой, О. Клинышевой, Г. Ермолаевой и других спортсменок на различных соревнованиях, научная обоснованность, новизна методики, нетрадиционность в подходе решения задач функциональной готовности, строгий биохимический контроль за ходом подготовки позволили в сравнительно короткий срок убедить спортсменок в необходимости четкого выполнения тех или иных режимов тренировочных нагрузок. В дальнейшем результаты в соревнованиях окончательно утвердили правильность основных положений методики тренировки группы, которая была сформирована вначале из 14 человек. Основу составили опытные спортсменки — участницы Олимпийских игр в Москве: Л. Попова, Е. Хлопцева, А. Махина, Е. Братишко, О. Васильченко. К ним присоединились призеры чемпионата СССР: М. Кокаревич, Р. Пальм, Н. Кушнир, Н. Козочкина, И. Фетисова. Из молодежной группы были приглашены О. Каспина, Т. Данилова, В. Окунева, а впоследствии Т. Башкатова, М. Данилюк. Группа получилась по возрасту молодой (средний возраст около 22 лет). Даже Е. Хлопцевой, уже ставшей олимпийской чемпионкой, было всего 20 лет. Девушки были подобраны высокие, атлетически развитые (средний рост около 180 см, средний вес около 77 кг).
Сформировать группу из отдельных спорт-
|
|
сменок оказалось не так сложно. Скомплектовать же хорошие экипажи, чтобы каждая спортсменка нашла свое место в экипаже, оказалось делом трудным. Пришлось преодолеть нежелание отдельных спортсменок выступать в том или ином экипаже. Некоторые из них без особого энтузиазма восприняли предложения тренироваться по новой, напряженной методике, особенно те, кто уже добился высоких результатов.
Нам нужно было сформировать четверку парную.
У нас была двойка парная олимпийских чемпионок — Л. Попова, Е. Хлопцева, А. Махина — серебряный призер в одиночке, М. Кокаревич, имеющая победы над А. Махиной.
Ясно было, что сильную четверку парную можно сделать только из сильных двоек парных, но, к сожалению, из оставшихся восьми кандидатов в четверку никто не блистал результатами, хотя спортсменки тренировались самозабвенно, перенося колоссальные нагрузки. Помог случай. На регате в Грюнау ( ГДР) заболела Е. Хлопцева, Л. Попова неудачно выступила в первый день в одиночке, и мы, щадя ее психику, предложили ей быть загребной в четверке во второй день соревнований. И хотя экипаж этот проиграл, замена помогла направить ход наших мыслей по другому пути.
На следующей регате в Люцерне окончательно стало ясно, что одна из сильнейших двоек парных в мире должна стать основой для комплектования четверки. Тогда четверка парная в составе Л. Поповой, Е. Хлопцевой и двух быстро прогрессирующих спортсменок О. Каспиной и Т. Даниловой уверенно, с рекордным результатом выиграла регату.
Вопрос, кто же заменит Л. Попову и Е. Хлопцеву в двойке, не стоял, так как у нас были две сильные одиночницы (А. Махина и М. Кокаревич). На чемпионате СССР они с блеском выиграли у тех же Л. Поповой и Е. Хлопцевой. Последним ничего не оставалось, как сесть в четверку парную, хотя они не очень верили в возможности четверки. В то время экипажи ГДР не знали поражений в этом классе судов. Нашим спортсменкам удалось выиграть чемпионаты мира сначала в Мюнхене (1981 г.), затем в Люцерне (1982 г.) и Дуйсбурге (1983 г.).
На последнем чемпионате мира четверка парная с загребной Л. Поповой показала высочайший результат — 3.02. Не всякой восьмерке по плечу такой результат.
Так была претворена в жизнь идея формирования сильных экипажей.
Учитывая каждую минуту, мы наращивали свой потенциал. И тренеры, и спортсмены жили не сегодняшним днем, а завтрашним, готовились так, чтобы каждый смог выиграть чемпионат мира в одиночке. И еще одну мысль мы внушали им: с осени после чемпионата мира
|
|