Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вие советской команды снова победила команда ГДР, выиграв 1,75 с у команды СРР, ставшей победительницей ОИ-84.

В женских восьмерках две основные победы в сезоне одержала команда США, выиграв в Люцерне у команды ГДР 1,33 с, Канады — 3,67 с, НРБ — 6,34 с и на ОИ-84 у команды СРР — 1,07 с. В Грюнау спортсменки ГДР выиграли у румынских 3,14 с. Советские девушки победили на соревнованиях «Дружба-84», выиграв у команды НРБ 4,65 с. Таким образом, сопоставление результатов выступлений основных соперниц с результатами в очных встречах показывает, что команда США являлась лидером сезона, однако мы считаем, что советская команда на Олимпийской регате боролась бы за высшую награду.

На основании анализа подготовки и выступлений советских гребцов в основных международных соревнованиях олимпийского цикла 1980 — 1984 гг. можно сделать следующие выводы:

— общий уровень подготовленности советских спортсменов значительно повысился по сравнению с предыдущим олимпийским четырехлетием, что подтверждает правильность избранной методической концепции — повышение напряженности подготовки;

 

— у советских спортсменов наблюдается некоторое отставание в развитии специальной выносливости, о чем свидетельствует большее снижение скорости во 2-й половине дистанции, чем у основных соперников, что приобретает особое значение в связи с увеличением дистанции у женщин до 2 км;

— в наступившем олимпийском цикле наибольшее количество молодых перспективных гребцов, уже прошедших испытания в крупнейших международных регатах, имеют команды ГДР; по росто-весовым показателям не наблюдается превосходства какой-либо отдельной команды;

— управление восстановлением и улучшение контроля за состоянием спортсменов могут дать ощутимый прирост тренировочной нагрузки в зоне высокой интенсивности, что во многом определяет успех выступлений на международной арене.

Можно выразить уверенность, что советские гребцы в наступившем олимпийском цикле, располагая достаточными спортивными резервами, материально-технической базой, тренерскими и научными кадрами, продолжат наметившийся рост достижений на международной арене.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ГРУППЫ ПАРНОГО ВЕСЛА

   
В. С. Алешин, заслуженный тренер СССР, Москва
 

«Может так случиться, что победы уже никогда не повторятся. Может быть, я никогда не буду так счастлив. Но эти победы есть, их нельзя забыть. И ты понимаешь, что ни одна жертва, ни одна минута напряженной тренерской деятельности не прошла бесследно. Все это было необходимо, чтобы подняться на новую вершину, испытать настоящее счастье победы...»

Такую запись я сделал однажды в своем тренерском дневнике. И недавно, просматривая свои давние записи, я вновь осмыслил и свою работу в качестве тренера женской сборной СССР, и всю свою творческую деятельность за минувшие 15 лет.

В нашей тренерской работе приходится решать много разнообразных проблем, таких, как отбор спортсменок, комплектование экипажей, организация тренировок, научное обеспечение и эксперименты, подбор тренерского состава, выработка единых взглядов на технику гребли, совершенствование методики трени-

 

ровок на высшем уровне, наконец, создание творческого коллектива единомышленников.

Настоящий коллектив единомышленников тренеров и гребцов был у нас сформирован в последние годы. В таком коллективе сочетаются мудрость и опыт именитых спортсменов, квалифицированных тренеров; азарт, смелость и настойчивость, упорство и стремление к победе молодых мастеров.

Это и привело к закономерным успехам на чемпионатах мира и на соревнованиях «Дружба-84». За прошедшие четыре года (1981 — 1984 гг.) 8 раз из 12 спортсменки группы парного весла поднимались на высшую ступеньку пьедестала почета. Все эти годы не знал поражений экипаж четверки парной (загребная Л. Попова). Дважды (1981, 1982 гг.) выигрывала двойка парная с загребной А. Махиной. Два раза победы одерживали наши одиночницы. Сначала в 1982 г. блестяще выступила И. Фетисова: в яркой, красивой, мужественной, полной драматизма борьбе она стала чемпи-

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

онкой мира. А затем М. Данилюк выиграла соревнования «Дружба-84». На всех гребных каналах, где выступали наши экипажи, установлены рекордные результаты.

Победы эти не случайны. Когда весной 1981 г. создавалась группа парного весла, уже существовала система воспитания мастеров высокого класса. Но и тогда каждый экипаж отличался своеобразием техники гребли, уникальностью. Экипажи становились «малахитовой шкатулкой», не похожие друг на друга благодаря таланту своих тренеров, которые индивидуально трактовали вопросы техники гребли, выбирали нужную, с их точки зрения, методическую направленность подготовки. Так, одни считали, что преимущественное использование длительных непрерывных нагрузок в умеренном темпе позволяет эффективно повышать аэробные возможности, другие однобоко применяли интервальный метод К. Адама. Одни беспредельно верили в могущество биологических ритмов, другие были убеждены в прогнозировании уровня спортивных результатов по максимальному потреблению кислорода. Одни обращали основное внимание при совершенствовании техники гребли на правильное движение ног, другие добивались эффективного использования движения туловища.

Но с того момента, когда женскую академическую греблю включили сначала в программу чемпионатов мира (в 1974 г.), а затем и в программу олимпийских игр (1976 г.), подготовка экипажей в одиночку осложнилась. Стало очевидным, что нужны единая методика подготовки, единый взгляд на технику гребли. Более остро встали вопросы комплектования сборных экипажей из отдельных одаренных спортсменов из различных обществ и организаций если не во всей сборной команде СССР, то хотя бы в отдельных ее группах.

К успешному опыту такого подхода в нашей сборной можно отнести результаты выступления на Олимпийских играх в Монреале. В тот год женская команда впервые готовилась по единому методическому и организационному плану, в котором использовался опыт, накопленный ранее. Все советские спортсменки получили олимпийские награды. Однако не было среди них золотых. Ошибки были очевидны. Непродолжительность совместной работы коллектива не позволила избавиться от груза старых взглядов. Не смогли тренеры поверить в необходимость больших по объему и напряженных по интенсивности тренировочных нагрузок, особенно на заключительном этапе. Неверно были выбраны сроки последних отборочных соревнований. Возникли трудности в комплектовании экипажей.

Нашим спортсменкам не хватало целеустремленности и боевого настроя на достижение максимального результата. Для того чтобы спортсменки добились высоких результатов на крупных соревнованиях, необходимо, чтобы

 

они верили в тренера, в предложенную программу тренировок, в свою физическую и психологическую готовность к соревнованиям. Надо, чтобы программа позволяла спортсменке полностью раскрыть свой талант и добиться успеха на крупнейших соревнованиях. Эта вера в успех является и основным стержнем психологической подготовки.

Хотелось бы отметить основные черты совместной работы тренера и спортсменов:

1. Взаимное доверие.

2. Правильное комплектование экипажей на основе индивидуального мастерства в одиночках, через двойку парную — в четверку.

3. Проведение групповых тренировок в спарринге (по 2 — 3 лодки и более на примере гребли на байдарках и каноэ), основанных на научных методах и правильном их применении в микроцикле, мезоцпкле, в сезоне.

4. Высокая дисциплина, порядок, требовательность.

5. Четкая организация тренировочного процесса.

6. Неразрывная связь подготовки резерва с основной группой (преемственность поколений).

7. Регулярные контрольные тренировки по ОФП с применением СПУ и установлением высоких нормативов.

Осуществить все это на практике стало возможным, когда мне предложили возглавить женскую группу парного весла сборной команды СССР.

Приступая к работе, необходимо было убедить спортсменок и тренеров в правильности методической программы подготовки на этап, период, сезон, четырехлетие. Основными требованиями такой программы считались дальнейшее совершенствование методики спортивной тренировки в целом, и в первую очередь методики воспитания специальной выносливости, внимательное изучение ошибок в технике гребли, мешающих оптимизации процессов гребли, особенно на высоких скоростях, создание единого взгляда тренеров, работающих с группой, на основные положения тренировки гребцов.

Ранее, согласно концепции системы тренировки, каждый период годичного тренировочного цикла имел свою специфику планирования нагрузок. Так, в подготовительном периоде надо было достичь максимального объема нагрузки с умеренной недозированной интенсивностью. Затем объем постепенно снижался, а интенсивность увеличивалась. В последнее десятилетие бурный рост высоких достижений предопределен прежде всего повышением интенсивности тренировочных нагрузок. Именно они заставили работать ведущие системы организма на пороге их предельных возможностей. Процесс развития физических качеств и двигательных навыков протекает наиболее эффективно в том случае, когда на любом этапе

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

подготовки спортсмены, выполняя определенный высокий объем работы, поддерживают в определенной последовательности высокую, строго дозированную интенсивность.

В сборной команде СССР по академической гребле в период подготовки с 1981 по 1984 г. это дало толчок к применению трехцикловой схемы планирования, когда в каждом из циклов предусматривались отдельные этапы накопительной и реализующей работы. В такую схему планирования очень хорошо вписалась и методика подготовки, предложенная женской группе парного весла, предусматривающая «ступенчатое» изменение нагрузки в течение года. При таком планировании нагрузок учитывается то, что организму всегда требуется некоторое время на приспособление к новому нагрузочному уровню. В каждой из «ступенек» в той или иной мере повторяются нагрузки и характер распределения их по микроциклам, подобно нагрузке этапа непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям.

Анализ тренировочных нагрузок женских экипажей на заключительном этапе подготовки и тщательное изучение различных параметров деятельности спортсменок и происходящих в организме изменений перед чемпионатами мира и Олимпийскими играми с 1972 по 1980 г. показали, а в дальнейшие годы и результаты подтвердили, что наиболее оптимальным является мезоцикл продолжительностью 5 — 6 недель. Причем существенное значение имеет распределение определенным образом различных по режиму тренировочных нагрузок по микроциклам. Одна-две недели должны быть с нагрузкой накопительного объемного характера, средней интенсивности, с умеренным объемом субмаксимальной работы. Две — нагрузочные, напряженные при несколько сниженном объеме. Одна — со значительно сниженной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Последняя — восстановительная, где предусматриваются индивидуальная тренировка каждого спортсмена или экипажа, непосредственная подготовка к соревнованиям.

Такое построение тренировочной нагрузки с использованием достаточного процента специальных нагрузок смешанного характера энергообеспечения, большая вариативность тренировочных режимов способствуют совершенствованию не только двигательных навыков и вегетативных функций, но и повышают экономизацию биологических процессов и коэффициент полезного действия работы.

Отклонения от такой схемы построения нагрузок могут привести ко всякого рода отрицательным последствиям. Так, при коротком цикле (3 — 4 недели) спортсменки не успевают закрепить развиваемые тренировкой функции. Более длительные мезоциклы (8 — 12 недель) приводят к значительному утомлению организма, и требуется более длительный период восстановления, к тому же в сравнительно ко-

 

ротком летнем соревновательном периоде не всегда логично тратить столь много времени на подготовку. В мезоцикле обязательным должно быть применение двух (подчеркиваю — только двух) нагрузочных микроциклов. Исследования показывают, что одной напряженной . недели недостаточно. Вторая нагрузочная неделя должна закрепить то, что было достигнуто в начале мезоцикла. Если добавить третью нагрузочную неделю в «ступеньку», то это явно приведет к значительному ухудшению всех показателей функционального состояния спортсменок и снижению работоспособности, к невысокому спортивному результату, так же как и повышение нагрузки перед соревнованиями.

Как уже отмечалось, стержневым моментом в методике подготовки, предложенной группе парного весла, было понятие «специальная выносливость», которое основано на признании необходимости учета качественной стороны специфической работы спортсменок. Специальную выносливость мы трактовали как способность организма спортсменок эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, ограниченного требованиями специализации.

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой синтетическое качество, ибо уровень ее развития взаимосвязан с рядом других показателей. К числу основных относятся:

— общая выносливость;

— скоростная выносливость;

— продуктивность технического мастерства;

— мышечная сила.

Всевозрастающий уровень спортивных достижений в академической гребле предъявил более повышенные требования к специальной выносливости спортсменок. При этом эффективность повышения уровня развития специальной выносливости во многом зависит от выявления закономерностей оптимальной структуры и режимов тренировочных нагрузок, правильного соотношения основных компонентов.

Необходимость поиска в тренировочном процессе сочетаний различных по режиму нагрузок и привела к пересмотру бытовавших до недавнего времени взглядов на эффективность использования тех пли иных средств и методов при воспитании специальной выносливости. При планировании тренировочной нагрузки были приняты во внимание не только скорость движения лодки, но и удельный вес тренировочной работы различной интенсивности в общем балансе времени.

Эффективность сочетания объемов нагрузки различной интенсивности обусловлена правильным соотношением работ на тех или иных дистанциях. При этом необходимо понять, что для спортсменок высших разрядов имеется оп-

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

ределенная оптимальная величина нагрузки в абсолютном выражении, обеспечивающая им достаточно надежную общую функциональную подготовленность.

В методике воспитания специальной выносливости система тренировочных нагрузок в группе обеспечивала совершенствование тех специфических свойств, которые являются наиболее характерными для женской академической гребли.

В этом отношении для академической гребли, относящейся к виду спорта субмаксимальной мощности, суммарный эффект в повышении уровня специальной выносливости достигался при определенном соотношении кратковременных, средних и длинных по продолжительности тренировочных воздействий, потому что соревновательная деятельность женщин-гребцов обеспечивается приблизительно на 50 — 60% за счет аэробных реакций преобразования энергии и на 40 — 50% в связи с мобилизацией анаэробных источников энергообеспечения.

Совершенствование умения грести на скоростях, а по-существу устойчивость к сбивающим факторам, также приобретается в нагрузках, используемых для развития специальной выносливости. При недостаточном уровне последний переход к интенсивным нагрузкам и особенно участие в соревнованиях могут привести к нарушению структуры гребка, освоенного при более низких режимах работы.

Положительный опыт подготовки и успешное выступление в прошлом Е. Антоновой, О. Клинышевой, Г. Ермолаевой и других спортсменок на различных соревнованиях, научная обоснованность, новизна методики, нетрадиционность в подходе решения задач функциональной готовности, строгий биохимический контроль за ходом подготовки позволили в сравнительно короткий срок убедить спортсменок в необходимости четкого выполнения тех или иных режимов тренировочных нагрузок. В дальнейшем результаты в соревнованиях окончательно утвердили правильность основных положений методики тренировки группы, которая была сформирована вначале из 14 человек. Основу составили опытные спортсменки — участницы Олимпийских игр в Москве: Л. Попова, Е. Хлопцева, А. Махина, Е. Братишко, О. Васильченко. К ним присоединились призеры чемпионата СССР: М. Кокаревич, Р. Пальм, Н. Кушнир, Н. Козочкина, И. Фетисова. Из молодежной группы были приглашены О. Каспина, Т. Данилова, В. Окунева, а впоследствии Т. Башкатова, М. Данилюк. Группа получилась по возрасту молодой (средний возраст около 22 лет). Даже Е. Хлопцевой, уже ставшей олимпийской чемпионкой, было всего 20 лет. Девушки были подобраны высокие, атлетически развитые (средний рост около 180 см, средний вес около 77 кг).

Сформировать группу из отдельных спорт-

 

сменок оказалось не так сложно. Скомплектовать же хорошие экипажи, чтобы каждая спортсменка нашла свое место в экипаже, оказалось делом трудным. Пришлось преодолеть нежелание отдельных спортсменок выступать в том или ином экипаже. Некоторые из них без особого энтузиазма восприняли предложения тренироваться по новой, напряженной методике, особенно те, кто уже добился высоких результатов.

Нам нужно было сформировать четверку парную.

У нас была двойка парная олимпийских чемпионок — Л. Попова, Е. Хлопцева, А. Махина — серебряный призер в одиночке, М. Кокаревич, имеющая победы над А. Махиной.

Ясно было, что сильную четверку парную можно сделать только из сильных двоек парных, но, к сожалению, из оставшихся восьми кандидатов в четверку никто не блистал результатами, хотя спортсменки тренировались самозабвенно, перенося колоссальные нагрузки. Помог случай. На регате в Грюнау ( ГДР) заболела Е. Хлопцева, Л. Попова неудачно выступила в первый день в одиночке, и мы, щадя ее психику, предложили ей быть загребной в четверке во второй день соревнований. И хотя экипаж этот проиграл, замена помогла направить ход наших мыслей по другому пути.

На следующей регате в Люцерне окончательно стало ясно, что одна из сильнейших двоек парных в мире должна стать основой для комплектования четверки. Тогда четверка парная в составе Л. Поповой, Е. Хлопцевой и двух быстро прогрессирующих спортсменок О. Каспиной и Т. Даниловой уверенно, с рекордным результатом выиграла регату.

Вопрос, кто же заменит Л. Попову и Е. Хлопцеву в двойке, не стоял, так как у нас были две сильные одиночницы (А. Махина и М. Кокаревич). На чемпионате СССР они с блеском выиграли у тех же Л. Поповой и Е. Хлопцевой. Последним ничего не оставалось, как сесть в четверку парную, хотя они не очень верили в возможности четверки. В то время экипажи ГДР не знали поражений в этом классе судов. Нашим спортсменкам удалось выиграть чемпионаты мира сначала в Мюнхене (1981 г.), затем в Люцерне (1982 г.) и Дуйсбурге (1983 г.).

На последнем чемпионате мира четверка парная с загребной Л. Поповой показала высочайший результат — 3.02. Не всякой восьмерке по плечу такой результат.

Так была претворена в жизнь идея формирования сильных экипажей.

Учитывая каждую минуту, мы наращивали свой потенциал. И тренеры, и спортсмены жили не сегодняшним днем, а завтрашним, готовились так, чтобы каждый смог выиграть чемпионат мира в одиночке. И еще одну мысль мы внушали им: с осени после чемпионата мира

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

нет чемпионов мира в том пли ином экипаже, есть только кандидаты в сборную команду, и они должны снова и снова доказывать свое преимущество в одиночке.

На практике действовала сложившаяся система единой направленности методики и организации подготовки, которую мы усиливали различными педагогическими приемами.

Главное качество, которое мы воспитывали в своих учениках, — это способность к самосовершенствованию, самостоятельности.

Мы говорили: «Сознательное отношение к тренировочному процессу, сумма специальных знаний, воля к победе, чувство ответственности за честь Родины — вот слагаемые высших результатов». Для достижения высоких вершин в спорте нужны фантазия, полет души, творческая увлеченность. Все эти качества нужно воспитывать. И здесь главное слово принадлежит тренеру.

Но и сама спортсменка должна быть активна, обладать сильной психикой, уметь самостоятельно мыслить, чтобы в напряженной борьбе диктовать свою волю, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. За час или за месяц до решающего старта не найдется волшебного слова, которое поможет спортсменке победить. Психология ее складывается годами. Важную роль в формировании характера играет правильная постановка задач. Они должны быть чуть-чуть выше сегодняшних возможностей спортсменки, трудновыполнимыми, но обязательно выполнимыми.

Способность спортсменки реализовать свои физические возможности, полностью выложиться на дистанции зачастую определяет ее успех в соревнованиях. Способность эту обычно ставят в прямую зависимость от силы воли спортсменки.

Однако твердый характер и бойцовские качества не единственное, что определяет успех, большую роль играет и степень тренированности. Дело в том, что «охранительные рефлексы» человеческого организма не позволяют спортсменке никакими волевыми усилиями исчерпать все свои физические и функциональные возможности.

Этот подсознательно оставляемый «запас прочности» организма весьма велик, а та

 

часть собственных ресурсов, которая находится в распоряжении спортсменки и зависит от ее волевых усилий, довольно ограничена. Правильно спланированная, целенаправленная и регулярная тренировка оказывает на спортсменку двойное влияние. С повышением уровня тренированности увеличивается и возможность человека проявить свою волю. Спортсменка должна знать, что, преодолевая трудности, она воспитывает свою волю, и потому ей следует стремиться не к облегчению трудностей, а к сознательному их преодолению.

Та спортсменка, у которой «хочу» будет побеждать «надо», немногого добьется в спорте. В спорте талант без трудолюбия ничего не стоит. Спортсменка должна знать также, что, если идешь к вершинам, легко не бывает. Гребля — труд нелегкий, порой однообразный и скучный, вызывающий отрицательные эмоции. Однако тренировки должны стать для спортсмена потребностью.

Спортсменку, которая способна тренироваться самозабвенно, с полной отдачей сил, я всегда выделяю и создаю вокруг нее атмосферу всеобщего уважения. В воспитательной работе с гребцами постоянное внимание необходимо уделять таким качествам, как упорство и мужество. Спортсменки обладают различным уровнем волевых качеств. Одни способны доводить себя в процессе тренировки до изнеможения, другие предпочитают тренироваться «осторожно» и никогда не достигают во время выполнения упражнения фазы острого утомления («острой боли»). Одних приходится сдерживать на тренировках, чтобы они не оказались в состоянии переутомления, и вырабатывать у них чувство меры. Другие не любят излишне утомлять себя на тренировках — выполнять тренировочные упражнения с большим количеством повторений, связанные с преодолением неприятных ощущений утомления. Последних необходимо психологически настраивать на тренировку, убеждать в необходимости напряженных, но вполне допустимых скоростных упражнений.

Чтобы стать хорошим тренером, нужно мыслить нестандартно, искать новые, смелые и неожиданные решения, уметь опережать время, находить свой путь к победе.

 

 

КТО ВОЗЬМЕТ ВЕСЛА ЗАВТРА?

   
В. Ф. Каверин, заслуженный тренер СССР, Москва
 

Каждый год после окончания спортивного сезона в основную сборную СССР вливается большая группа молодых талантливых гребцов. Пропуском для них, как правило, служат результаты выступлений на всесоюзной и

 

международной спортивной арене среди своих сверстников.

Как же выступали в сезоне 1984 г. советские юниоры — мастера гребли, не достигшие возраста 18 лет?

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало