Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

(табл. 4) (Vтт, П, К). На основе обобщенного показателя можно наглядно представить итоговое распределение защитников сборной команды СССР по уровням игровой деятельности на чемпионате мира 1986 г. (см. рисунок).

На рисунке можно видеть, что уровень игровой деятельности заметно варьирует у защитников сборной команды СССР. Наиболее высокий уровень у А. Фетисова и А. Касатонова, средний — у Старикова, Билялетдинова и Гусарова. низкий — у Стельнова. Заметное превышение верхних модельных

 

значений игровой деятельности В. Фетисовым правомерно считать не всегда оправданным, так как такое превышение, как правило, осуществляется за счет некоторого ущемления игры партнеров по звену.

Таким образом, приведенный методологический подход к анализу игровой деятельности хоккеистов и разработка на его основе модельных характеристик позволяют объективно оценить игру каждого хоккеиста, выявить позитивные и негативные стороны его деятельности и наметить реальные пути к ее усовершенствованию.

 
 

 

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА — ПРАКТИКЕ


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ ТРАВМ

   


В. В. Михайлов, врач хоккейной команды «Трактор», Челябинск
 

Разрыв наружных боковых связок голеностопного сустава у хоккеистов представляет собой тяжелую травму, так как сопровождается повреждением капсулы сустава и служит причиной развития его нестабильности. Это надолго выводит из строя спортсменов.

В последние годы применяются методы раннего оперативного лечения острых повреждений капсульно-связочного аппарата голеностопного сустава (К. Франке, 1978; В. Ф. Башкиров, 1984; З. С. Миронова с соавт., 1985).

После этапа медицинской реабилитации в стационаре, когда восстанавливается общая работоспособность, спортсмен переходит к следующему этапу — этапу спортивной реабилитации, проведение которой по правильной методике имеет важное значение.

Цель настоящей статьи — рекомендовать врачам хоккейных команд комплекс упражнений для реабилитации хоккеистов после оперативного лечения переломов

 

лодыжек и острых повреждений бокового связочного аппарата голеностопного сустава.

В процессе восстановления применялись как общеразвивающие, так и специальные упражнения, которые способствовали развитию основных мышечных групп.

Этап спортивной реабилитации делили на два периода: подготовительный и основной. Главная задача в подготовительном периоде заключалась в постепенном увеличении нагрузки и приобщении поврежденной конечности к выполнению всех упражнений, назначаемых для здоровой конечности. Физическая нагрузка в нем приобретала разносторонний характер. Спортсмен последовательно переходил от занятия лечебной физкультурой к спортивным тренировкам, которые проводились на стадионе, в гимнастическом зале или зале тяжелой атлетики под наблюдением врача команды в умеренно щадящем режиме для поврежденного участка конечности.

Library   67   Up


Contents

 

Home
   

70757-16.jpg

Владимир Крутов, лучший нападающий чемпионатов мира 1986 и 1987 гг., атакует ворота сборной команды Швеции

70757-17.jpg

Немало приходится попотеть, чтобы превзойти соперника в силовой борьбе (со штангой В. Крутов)

 
Library   68   Up


Contents

 

Home
   

70757-18.jpg

В редкие минуты отдыха с младшим сыном

70757-19.jpg

«Ловись, рыбка, большая, ловись» малая! На рыбалке с сыновьями Алексеем и Денисом

 

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

Подбирались разнообразные силовые упражнения, при которых элементы статического и динамического усилий более выражены. Силовые упражнения на 60 — 70% объема выполнялись для верхнего плечевого пояса и на 30 — 40% — для нижних конечностей. Занятия проводились в виде серий, состоящих из 6 — 8 упражнений. Последние подбирались таким образом, чтобы чередовать нагрузки на верхний плечевой пояс, туловище и нижние конечности.

Упражнения для развития гибкости и силы (с набивным мячом, на гимнастической стенке, со скамейкой и резиновым бинтом) использовали как самостоятельные упражнения в процессе разминки, так и в виде переключающих упражнений в сериях (с применением гантелей, штанги и отягощения).

В методическом плане каждое упражнение в этот период выполняли в следующем режиме: оно повторялось 10 — 15 раз за 30 — 40 с, интервал между упражнениями — 1 мин, а между 2 — 3 сериями — 4 — 6 мин.

В зависимости от общего самочувствия, и прежде всего от состояния оперированной конечности, к концу 3-й недели изменяли тренировочный режим, увеличивая частоту повторений упражнений, уменьшая время упражнений и паузу между упражнениями. Вводились беговые нагрузки и ходьба на лыжах по ровной местности от 1,5 до 3 км, езда на велосипеде, плавание. При наличии угла сгибания в голеностопном суставе до 115 — 120° и разгибания до 80 — 85° разрешалось катание на коньках без клюшки.

Одновременно применялись лечебно-профилактические процедуры, такие, как массаж, ионофорез с обезболивающими и рассасывающими растворами, барокамера Кравченко..

Занятия организовывали 2 — 3 раза в день по 45 — 60 мин, продолжительность подготовительного периода — 2 — 3 недели.

В основном периоде спортив-

 

ной реабилитации хоккеист совершенствовал выполнение упражнений здоровой и оперированной конечностями в равной степени. Физическая нагрузка была также разнообразной, но с большим объемом и интенсивностью. Применялись методики для восстановления скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости и сложной координации движений. Увеличивались беговые нагрузки: включался кроссовый бег до 3 — 5 км по пересеченной местности, продолжались велокроссы до 10 — 15 км, плавание. Совершенствовалась коньковая подготовка (движение лицом и спиной вперед, виражи, торможения, рывки с места). Постепенно вводились прыжковые упражнения. По мере необходимости продолжали физиотерапевтические процедуры, массаж.

Индивидуальные тренировочные занятия проводили 2 — 3 раза в день по 60 — 75 мин. Продолжительность основного периода 2 — 4 недели.

Комплексы упражнений, используемых в хоккейной команде «Трактор» на этапе спортивной реабилитации, позволили устранить разрыв между клиническим и функциональным выздоровлением, снять психологическую неустойчивость спортсмена, восстановить физическую и функциональную работоспособность и без осложнений приступить к соревновательной деятельности.

Приводим примерный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений

Упражнения для развития гибкости и силы:

1.   И. п. — стойка ноги врозь. Наклониться назад, коснуться левой рукой правой пятки, одновременно поворачивая туловище налево.

2.   И. п. первого — стойка ноги на ширине плеч. Обхватив партнера за своей спиной, поворачивает его вокруг себя, не давая ему касаться пола.

3.   И. п. — стоя лицом друг к

 
Library   70   Up


Contents

 

Home
 

другу, опираясь на вытянутые руки. Упираясь на носки и оставляя туловище прямым, сгибать и разгибать руки.

4.   И. п. первого — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Партнер садится ему на ступни, а лежащий, выпрямляя ноги, подбрасывает его вверх.

5.   И. п. — стоя лицом друг к другу, ноги врозь. Первый делает стойку на руках, а затем, сгибая руки, переходит в стойку на голове. Второй удерживает партнера за голеностопные суставы.

6.   И. п. первого — стойка ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки разведены в стороны. Второй, лежа на спине, прямыми руками обхватывает шею первого. Стоящий, наклоняясь и выпрямляясь, поднимает и опускает лежащего.

7.   И. п. первого — лежа на спине, локти прижаты к туловищу, ладони кверху. Второй за головой партнера принимает положение упора лежа, опираясь на ладони лежащего. Одновременно сгибать и разгибать руки в локтевых суставах.

8.   И. п. — стоя друг за другом. Первый, стоящий сзади, становится на колени. Второй, стоящий спереди, ставит ноги врозь и, делая глубокий наклон, пропускает руки между ногами, подавая их партнеру. Первый помогает ему делать пружинящие наклоны.

9.   И. п. первого — стойка в «партере». Партнер садится ему на спину лицом к затылку, стопы фиксирует под мышками находящегося в стойке. Наклоны назад, касаясь руками пола.

10.   И. п. партнеров — стоя лицом друг к другу. Первый ставит ноги на ширину плеч, второй садится ему на бедра, обхватывая в поясе его ногами. Ладони на затылке. Сидящий делает наклоны назад, первый придерживает его за бедра.

Упражнения с набивным мячом:

1. И. п. — стойка ноги врозь. Наклониться вперед, мяч перекла-

 

дывать с руки на руку «восьмеркой» между ногами.

2.   И. п. — стойка та же. Поднять правую (левую) ногу, бросить под ней мяч правой (левой) рукой и поймать его перед собой.

3.  И. п. — стойка та же. Сделать глубокий наклон, мяч взять между ногами. Выпрямляясь, подбрасывать его над головой и ловить у земли.

4.  И. п. — лежа на спине, руки с мячом за головой, ноги вместе подняты над полом. Поворачивать туловище вокруг своей оси так, чтобы мяч не касался пола.

5.   И. п. — стойка ноги врозь, удерживая мяч перед собой. Двумя руками бросить мяч через голову назад; повернувшись, поймать его за спиной.

6.   И. п. — лежа на спине, руки с мячом подняты вверх. Принять положение сидя, мяч зажать между ступнями. Вернуться в и. п.

7.  И. п. — лежа на спине,,мяч зажат ногами. Поворачиваться налево, направо, на живот и обратно (вокруг своей оси), не давая мячу упасть.

8.  И. п. — стойка ноги врозь. Броски набивного мяча двумя руками от груди. После бросков принимать положение упор лежа.

9.   И. п. — сидя, подняв зажатый в ногах мяч. Дугообразные движения ногами вправо и влево.

10.  И. п. — лежа на спине ноги к ногам. Принимать положение сидя, передавая друг другу мяч.

Упражнения на гимнастической стенке:

1.  И. п. — вис спиной к стенке. Дуговые движения ногами вправо и влево.

2.  И. п. — вис спиной к стенке, ноги согнуты в коленных суставах. Бедра поднять параллельно полу. Поворачивать таз в обе стороны.

3.  И. п. — вис лицом к стенке. Отводить поочередно назад правую и левую ногу.

4.  И. п — сидя спиной к стенке, руки вверх, взяться руками за перекладину. Поднимая таз, прогнуться, затем вернуться в и. п.

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

5.  И. п. — упор лежа на полу, ногами зацепиться за 4 — 5-ю перекладину снизу. Перебирая руками, как можно дальше продвинуться вперед. Вернуться в и. п.

6.   И. п. — лежа на спине головой к стенке, взяться руками за 1-ю перекладину. Поднимать прямые ноги вверх и спускать их поочередно вправо, влево и прямо на пол.

7.   И. п. — лицом к стенке нагнуться, отвести руки назад, взяться за перекладину сверху. Вис прогнувшись, затем вернуться в и. п.

8.  И. п. — стойка лицом к стенке, ноги врозь. Первый кладет вытянутые руки на перекладину, второй садится ему на плечи. Первый делает приседания.

9.  И. п. первого — стойка лицом к стенке, ноги врозь, удерживая сидящего на плечах партнера. Второй, цепляясь ногами за перекладину стенки, выполняет наклоны вниз.

10.  Первый партнер из и. п. лежа на спине головой к стенке держит на руках сидящего партнера, который опирается ногами и руками о перекладины стенки. Первый сгибает и выпрямляет руки в локтевых суставах, поднимая и опуская второго партнера.

Упражнения со скамейкой:

1.   И. п. — упор лежа, ноги на скамейке. Отжимания.

2.   И. п. — сидя на полу, ноги прямые на скамейке, руками упереться в пол за спиной. Поднимать и опускать таз.

3.   И. п. — упор присев, руки на скамейке. Толчком ног упор лежа, затем вернуться в и. п.

4.   И. п. — лежа на спине, ноги на скамейке. Сесть, коснуться руками пальцев ног, вернуться в и. п.

5.  И. п. — сидя на полу, ноги на скамейке. Поднимать таз, попеременно поднимая ноги.

6.   И. п. — сидя, опираясь руками сзади о гимнастическую скамейку. Сгибать и разгибать руки в упоре сзади, прогибаясь.

7.  И. п. — сидя, опираясь ру-

 

ками сзади и ногами о две параллельно поставленные скамейки. Сгибать и разгибать руки в упоре, прогибаясь.

8. То же, что упр. 7, но с отведением головы назад во время прогиба.

Упражнения с резиновым бинтом:

Резиновые ленты закрепить к перекладинам гимнастической стенке

1. И. п. — о. с., руки вверх. Взяться за концы лент и опустить руки вниз через стороны, вернуться в и. п.

8. И. п. — стоя спиной к стенке, концы лент взять в руки, отступить от стенки на 1,5 — 2 м. Выполнять бег на месте, высоко поднимая колени.

Резиновые бинты прикрепить к перекладинам стенки и ступням.

3.  И. п. — стоя на правой (левой) ноге спиной к стенке. Выносить левую (правую) ногу вперед.

4.  И. п. — стоя лицом к стенке на левой (правой) ноге. Отводить назад правую (левую) ногу с лентой.

5.  И. п. — сидя на полу спиной к гимнастической стенке, хватом рук за рейку на уровне головы, предварительно закрепив эластичные бинты за стопы ног и стенку. Разгибать прямые ноги, касаясь ими пола.

6.   И. п. — вис на гимнастической стенке. Попеременно сгибать правую и левую ногу с прикрепленными к ступням бинтами,

7.   И. п. — лежа на животе на полу, закрепив концы эластичного бинта за стопы ног и стенку. Сгибать и разгибать ноги попеременно.

8.   И. п. — лежа на спине, предварительно закрепив концы эластичного бинта за стопы ног и стенку. Сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах.

9.   И. п. — стоя согнувшись, ноги врозь, лицом к гимнастической стенке, на расстоянии 1,5 м от нее, на руки намотаны концы эластичного бинта, закрепленного за

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

перекладину стенки. Круговые движения руками с имитацией гребка, как в плавании способом кроль на груди.

10. И. п. — то же, но спиной к гимнастической стенке. Круговые движения с выносом рук, как в плавании кролем.

Упражнения с гантелями:

1.   И. п. — о. с, гантели к плечам. Чередовать полуприседания с прыжками.

2.   И. п. — о. с, руки с гантелями за головой, на затылке. Поднять руки вверх, принять и. п.

3.   И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх. Круговые движения туловищем вправо и влево.

4.   И. п. — о. с, руки в стороны. Фронтальные круги руками вперед и назад.

5.   И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх. Глубокий наклон вперед, руки с гантелями завести как можно дальше назад между ногами.

6.   И. п. — стойка ноги врозь, правая рука вперед, левая назад. Пружинящими движениями менять положение рук.

7.   И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь вперед, левой рукой касаться правой ноги, правой рукой делать маховое движение назад, и. п. То же с правой.

8.   И. п. — о. с, руки с гантелями к плечам. Выпад в сторону правой (левой) ногой.

9.   И. п. — стойка ноги врозь. Выпад вперед на правую (левую) ногу, руки вверх. Прогнувшись, пружинистые приседания.

10.   И. п. — упор лежа. Раздвигая руки в стороны, лечь на живот. Принять и. п.

Упражнения со штангой:

1.   И. п. — стойка ноги врозь, штанга на плечах. Выполнять приседания.

2.   И. п. — стойка ноги врозь, штанга на вытянутых вниз руках. Выжимать штангу к плечам и затем вверх на прямые руки. Вес штанги 25 — 35 кг.

3.   И. п. — стойка ноги врозь, штанга на плечах. В полуприседе, перенося центр тяжести на правую

 

(левую) ногу, поворачивать туловище вправо (влево).

4.   И. п. — лежа на скамейке, штанга на груди. Отжимать снаряд, сгибая и разгибая руки.

5.   И. п. — о. с, штанга на плечах. Встать на край доски. Попеременно подниматься на носки и опускаться на пятки.

6.   И. п. — то же, что в упр. 5. Выпады на правую и левую ногу поочередно.

7.   И. п. — стойка ноги на ширине плеч. Штанга весом 30 — 40 кг внизу у ног. Толкнуть штангу, предварительно взяв ее на грудь в низком приседе, а затем встать и толкнуть ее на прямых руках вверх.

8.   И. п. — стойка ноги врозь, штанга на плечах. Повороты туловища вправо и влево.

9.   И. п. — то же, что в упр. 8. Выполнять наклоны вправо и влево.

10.   И. п. — о. с, штанга на плечах. Ходьба в полуприседе.

Упражнения с отягощениями:

1.   И. п. одного из партнеров — лежа на бедрах поперек козла, ноги вытянуты, на лопатках удерживает руками диск. Прогнувшись, поворачивает туловище попеременно вправо и влево. Партнер придерживает его за голеностопные суставы.

2.   И. п. — лежа на бедрах поперек козла, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Отводить назад и вверх ноги с закрепленными на них отягощениями.

3.   И. п. — сидя на скамейке, ноги врозь. Переносить гирю (16 — 24 кг) с одной стороны на другую прямыми руками.

4.   И. п. — стойка ноги врозь в полуприседе, в одной руке гири весом 16 — 24 кг. Качнуть гирю между ногами назад, затем махом по дуге поднять ее к плечу и силой выжать вверх.

5.   И. п. — стойка ноги врозь. Поднять диск над головой. Выполнять глубокие наклоны вперед, заводя как можно дальше диск между ногами.

6.   И. п. — стойка ноги на ширине ступни, диск удерживать на

 
Library   73   Up


Contents

 

Home
 

лопатках. Выполнять ходьбу в приседе вперед и назад.

7.   И. п. — вис на перекладине. Подтягивания к подбородку и за голову.

8.   И. п. — лежа на скамейке лицом вниз. Сгибать и разгибать ноги с прикрепленными к ним отягощениями.

9.   И. п. — о. с, руки вперед.

 

Накручивать на стержень и раскручивать отягощение 2 — 5 кг, укрепленное на шнуре.

10. И. п. — стойка боком к гимнастической стенке на левой ноге, левой рукой держаться за рейку. Поднять правую ногу с отягощением (металлическая накладка, груз весом 5 — 10 кг) в сторону. То же в другую сторону.

 

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ХОККЕЕ С МЯЧОМ

   


Г. И. Губин, Л. П. Губина, Иркутский институт усовершенствования врачей
 

Управление функциональным состоянием спортсмена возможно лишь при условии знания особенностей систем энергообеспечения и факторов, определяющих уровень специальной работоспособности спортсмена.

Хоккей с мячом получил широкое распространение в стране, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Однако для спортивной медицины этот вид спорта остается одним из самых малоизученных. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что хотя в отдельных работах и рассматриваются вопросы, касающиеся оценки физической работоспособности хоккеистов и соревновательной деятельности, тем не менее педагоги и врачи не имеют в своем распоряжении научно обоснованных рекомендаций по эффективному построению тренировочного процесса и повышению специальной работоспособности хоккеистов.

Задача настоящей работы — поиск оптимальной модели энергообеспечения для целенаправленного планирования учебно-тренировочного процесса в хоккее с мячом.

Методика и организация исследования. Изучались показатели общей физической работоспособности (PWC170) и критерии мощ-

 

ности (максимальное потребление кислорода — МПК), емкости (максимальный кислородный долг) и эффективности (порог анаэробного обмена — ПАНО) аэробных и анаэробных возможностей энергообеспечения у хоккеистов на различных этапах годового тренировочного цикла. Применялись ступенеобразно и непрерывно возрастающей мощности нагрузки до отказа на велоэргометре с регистрацией показателей газообмена во время нагрузки и в восстановительном периоде на газоанализаторе.

Абсолютное МПК определялось по наивысшей точке на графике потребления кислорода с учетом значений коэффициента STPD. Порог анаэробного обмена определялся по началу нелинейного нарастания Excess CO2 (3) и выражался в процентах от абсолютного МПК.

Величины максимального кислородного долга рассчитывались на основе общих принципов кинетического анализа и разделялись на его алактатный и лактатный компоненты (2). Общая физическая работоспособность определялась в тесте PWC170.

В исследованиях, которые проводились с 1972 по 1983 г., участвовали 149 хоккеистов (полевые

Library   74   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало