Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

рывной связи с учебно-тренировочной работой, бытом и досугом спортсменов и под неослабленным контролем со стороны тренеров, врача, массажиста.

При комплектовании команды оборонительные линии нужно формировать по возможности игроками более старшего возраста.

В учебно-тренировочной работе тренерам детских и юношеских команд не-

 

обходимо обратить особое внимание на обучение и совершенствование таких технико-тактических действий, как силовые единоборства, вбрасывание, добивания, создание помех вратарю, подправления шайбы в ворота, ловля шайбы на себя, контратака с места отбора шайбы, особенно из средней зоны, острая силовая обводка, скорострельность бросков защитников.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
ТЕХНИКЕ ОБВОДКИ

   
А. Ю. Букатин, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В современном хоккее значительно повысилась роль обводки. Это связано с тем, что команды по уровню физической подготовленности и тактического мастерства в значительной мере выравнялись. И, чтобы теперь получать желаемый численный перевес атакующих на наиболее важном участке поля (ведь именно это позволяет создать голевую ситуацию), уже недостаточно только умело маневрировать и передавать шайбу. Необходимо обязательно обвести хотя бы одного игрока соперников.

Для этих целей предпочтительней всего использовать короткую обводку, при-

 

менив финт или серию их. Однако финт не единственное средство обыгрывания обороняющихся, особенно тогда, когда они не поддаются на какие-либо уловки. Здесь на помощь должны приходить другие средства, например длинная обводка, когда нападающий в основном за счет скоростного маневра обходит соперника.

Другим примером может быть силовая обводка, когда нападающий, умело выиграв силовое единоборство, оставляет соперника за своей спиной.

Без преувеличения можно сказать, что обводка и финты — самые сложные

 

70749-16.jpg

Тренер группы начальной подготовки мастер спорта В. В. Соколов с юными хоккеистами из 5-го «В» специализированной спортивной школы № 107 Челябинска

 

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

технические приемы. Они требуют от хоккеистов хорошей реакции выбора, координации движений, чувства дистанции. Длинная обводка помимо перечисленных качеств требует еще высокой стартовой и дистанционной скорости, а силовая обводка — умения вести силовую борьбу.

Вот почему обучение обводке и финтам должно начинаться лишь после того, как юный хоккеист получил уже предварительную подготовку и достаточно хорошо освоил азы техники катания с клюшкой как в условиях «тренировочного городка», так и на ледовой площадке.

Финты, как никакой другой технический прием, основаны на импровизации и индивидуальны. Хоккеисту высокого класса необходимо иметь в арсенале несколько «фамильных» финтов, которые ему наиболее хорошо удаются.

Было бы целесообразно практически всем без исключения юным хоккеистам испробовать свои силы в выполнении следующих упражнений:

1. «Изменение темпа движения (смена ритма)». Атакующий замедляет темп движения и следит за действиями обороняющегося. Как только соперник готов вступить в единоборство, игрок с шайбой резко увеличивает скорость.

2. «Остановка — старт». Следует различать две разновидности этого приема. В первом случае нападающий резко тормозит, а затем стартует в том же направлении. Во втором — следует резкая остановка (обычно остановка на двух параллельных коньках) с дальнейшим поворотом в противоположную движению до остановки сторону и переводом шайбы в том же направлении.

3. «Игра на паузе». Нападающий ждет, что обороняющийся первым сделает движение для отбора шайбы. И как только он перенес центр тяжести тела в сторону, атакующий или резко уходит в другую сторону, или, не меняя направления и скорости движения, обыгрывает обороняющегося.

4. «Показал в одну сторону, ушел в другую». Нападающий наклоняется влево (вправо) и начинает перемещать туда же шайбу, всем видом показывая, что он будет именно с этой стороны обходить соперника. В тот момент, когда обороняющийся начинает смещаться на шайбу, нападающий резко меняет направление.

5. «Показал в одну сторону, начал перемещаться в другую, затем на полпути остановился и ушел в первоначальном направлении». Нападающий перемещает центр тяжести тела вправо (влево)

 

и туда же переводит шайбу. Затем начинает перемещаться влево (вправо). На эти движения реагирует обороняющийся. Он в полной уверенности, что нападающий будет обходить его слева (справа). Нападающий же резко меняет направление движения на противоположное и уходит вправо (влево).

6. «Показал в одну сторону, шайбу оставил в другой, ушел в сторону, куда показал уход». Атакующий смещается» влево (вправо), а шайбу оставляет справа (слева) от себя. Обороняющийся идет на шайбу. Следует перевод шайбы влево. При этом шайбу следует переводить как. можно ближе к своим конькам, чтобы обороняющийся не сумел ее выбить.

7. «Змейка». Нападающий уже за несколько шагов перед тем, как сблизиться с обороняющимся, начинает бег с изменением направления движения, используя скрестный шаг.

8. Финт с имитацией обводки в центр зоны. Нападающий показывает, что будет идти в центр зоны, а затем в последний момент переводит шайбу в сторону борта, держит клюшку одной рукой (рука вытянута). Свободной рукой и туловищем он загораживает шайбу от противника, таким образом шайба удаляется на достаточное расстояние от обороняющегося. И соперник не может практически ее выбить.

9. Финт с имитацией обводки в сторону борта. Нападающий показывает,. что будет идти вдоль борта, обороняющийся идет на сближение и хочет прижать нападающего к борту. Тогда нападающий немного притормаживает, посылает шайбу в борт с таким расчетом, чтобы она отскочила ему «на ход», обходит соперника, устремляется (со стороны поля) за спину соперника к месту вероятного отскока шайбы.

10. Изменение направления движения. Игрок с шайбой двигается в зоне нападения вдоль бокового борта и ждет, когда обороняющийся сблизится с ним, чтобы вступить в единоборство. После этого нападающий резко изменяет направление движения (на 90°) и уходит в центр площадки, оставляя обороняющегося у борта.

11. «Ложный замах». Нападающий делает сильный замах, высоко поднимая для этого клюшку. И как только обороняющийся предпринял ответные меры (например, опустился на колени, лег под. бросок), атакующий обыгрывает соперника.

12. «Ложный бросок». Нападающий выполняет бросок шайбы, но в последний момент проносит клюшку над шай-

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

бой. И если соперник среагировал на эти ложные действия (например, вратарь переместился в угол, куда вероятнее всего должна была бы полететь шайба, или защитник переключился на ловлю шайбы на себя), атакующий сразу же получает тактическое преимущество.

13. «Ложная передача». Нападающий всем видом показывает, что будет выполнять передачу. Стоит обороняющемуся переместиться или перенести даже клюшку для перехвата возможной передачи, как атакующий, сделав шаг в противоположную сторону, обыгрывает соперника.

14. «Ложная потеря шайбы». За 1,5 — 2 м от обороняющегося нападающий отпускает шайбу достаточно далеко в сторону (лучше это делать под удобную руку) и делает вид, что упустил шайбу. И когда обороняющийся начинает движение на шайбу, нападающий резко убирает шайбу под себя и переводит на другую сторону.

15. «Клюшка — конек — клюшка». Рассмотрим два варианта. Первый — нападающий посылает шайбу назад, себе в коньки, а в момент атаки соперника коньком направляет шайбу себе «на ход».

Второй — нападающий смещается вправо (влево), оставляя клюшку с шайбой справа (слева). При атаке соперника, а именно когда он смещается на шайбу, нападающий посылает ее себе под правую (левую) ногу, которая должна обязательно находиться сзади левой (правой). И без промедления коньком посылает шайбу сзади левой (правой) ноги в направлении вперед-влево (вправо).

16. «Улитка». Нападающий перед защитником тормозит на одной ноге, разворачивает корпус и уводит шайбу в сторону безопорной (задней) ноги. Затем перемещает на нее центр тяжести тела и выполняет поворот.

17. «Разворот». Нападающий смещается вправо (влево), переводит туда же шайбу, имитируя бросок с неудобной стороны. Обороняющийся, стремясь помешать броску, смещается в сторону шайбы. В этот момент нападающий резко тормозит на двух коньках, располагая их почти на одной линии. Посылает шайбу себе между ногами. Затем делает поворот на одном (заднем) коньке.

При выборе средств обыгрывания соперника очень важно умение определить слабые и сильные стороны в подго-

 

товленности соперника. Против массивного и малоподвижного обороняющегося особенно эффективно большое количество перемещений. Против защитника-«тихохода» — финты с изменением темпа и направления движения. Против «резкого» — финт «игра на паузе». Если обороняющийся любит играть «в игрока», то лучше постараться обыграть его за счет изменения темпа движения. Если обороняющийся откатывается спиной вперед и не предпринимает попыток отобрать шайбу, то атакующему также можно не предпринимать попыток обыграть соперника. Ведь главное — выйти на ударную позицию и произвести бросок, а если он выполняется из-под защитника, то это еще лучше.

Если обороняющийся первым сделал движение для отбора шайбы, атакующий за счет изменения направления движения может уйти в противоположную сторону.

При неизбежном столкновении, вступлении атакующего в силовое единоборство с обороняющимся игроку с шайбой следует сгруппироваться и самому первому нанести удар сопернику.

Когда атакующего встречают двое обороняющихся, то целесообразно сделать маневр в сторону наиболее сильного, а затем проскочить между ними. Или попытаться обойти одного из обороняющихся со стороны борта.

Для эффективной обводки очень важно поймать момент применения финта, а для этого хоккеист должен постоянно совершенствовать чувство дистанции.

Атакующая мощь хоккеиста также гораздо повысится, если он научится обыгрывать соперника как с удобной, так и с неудобной стороны.

Изучать технику финтов целесообразно в такой последовательности: 1, 4, 2, 3, 16, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17.

При совершенствовании обводки, добиваясь надежности, устойчивости и вариативности двигательного навыка, следует использовать на тренировках следующие сбивающие факторы: необычное психическое состояние (волнение, страх и т. п.); снижение физических возможностей (утомление); неблагоприятные внешние условия (непривычная обстановка, плохие метеорологические условия); условия, требующие предельного проявления физических способностей (активное сопротивление противника, жесткая игра), и т. п.

 
Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало