Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВОЗРОДИТЬ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ

   
Б. В. Лысов, заслуженный тренер РСФСР
 

Сборная СССР по хоккею с мячом снискала во всем спортивном мире заслуженную славу. В течение 22 лет она удерживала звание сильнейшей на планете, 11 раз (причем подряд!) побеждая в турнирах самого высокого ранга — на первенствах мира.

Истинные ценители прекрасной игры с благодарностью вспоминают и всегда будут помнить имена тех, кто принес советскому хоккею с мячом всемирную славу: вратаря A. Мельникова, защитников Е. Герасимова, B. Данилова, В. Шеховцова; полузащитников Н. Дуракова, Е. Горбачева, Ю. Шорина; нападающих В. Маслова, А. Измоденова, Е. Папугина. В. Атаманычева, Ю. Лизавина... Этот список можно было бы и продолжить, ибо многие годы в сборной СССР во всех амплуа выступали игроки высочайшего класса.

В период, когда ее ворота защищал Мельников, наша сборная не проиграла ни одного матча сборной Швеции. Почему именно об этой сборной зашла речь? Да потому, что на большинстве чемпионатов мира судьба золотых медалей решалась (да и сейчас практически зависит) от результатов игр нашей команды именно со сборной Швеции.

Нужно отдать должное шведским мастерам бенди. И прежде всего в том, что они оказались прилежными и на редкость упорными учениками: в течение более чем двух десятилетий терпеливо учились, набирались опыта, а специалисты и руководители, тщательно изучая весь советский хоккей с мячом, анализировали, делали нужные для себя выводы, вносили коррективы в учебно-тренировочный процесс питомцев и подопечных. Менялось с годами и отношение шведских игроков, и юношей, и взрослых, к тренировкам и играм: становилось все более профессиональным. Значительно повысилась их психологическая подготовленность.

В 1981 г. сборная Швеции впервые стала чемпионом мира, а двумя годами позже вновь добилась успеха.

Что же произошло в соотношении советско-шведских сил на полях для хоккея с мячом?

В 1978 — 1981 гг. в составе сборной СССР закончила выступать плеяда выдающихся мастеров. Полноценной замены сошедшим ветеранам подготовлено не было.

Ныне в нашей сборной есть талантливая молодежь, однако уровень ее мастерства еще не достиг уровня ведущих, таких, как С. Ломанов, В. Плавунов, В. Шакалин.

На сегодня вопросом номер один стала для советского хоккея с мячом подготовка сильного резерва. Здесь уместно вспомнить,

 

как выступала в чемпионатах мира сборная юниоров СССР: ведь большинство игроков сегодняшней «взрослой» сборной страны в разное время прошли школу юниорской сборной. С 1968 по 1984 г. проведено девять чемпионатов мира для юниоров. И в каждом из них непременно участвовали сборные СССР, Швеции, Финляндии и Норвегии.

Основную борьбу за обладание короной лидера на протяжении всех этих 16 лет, как и у первых сборных, ведут советская и шведская «дружины». Только они совершали восхождения на высшую ступень пьедестала почета: сборная СССР — в 1970, 1974, 1976 и 1980; Швеции — в 1968, 1972, 1978, 1982 и 1984 гг.

Сборная юниоров СССР в те годы, годы, когда чемпионским титулом овладевали юниоры шведы, неизменно становились серебряным призером (за исключением чемпионата-82 в Норвегии, когда высшим ее достижением стали лишь бронзовые награды).

Итоги выступлений сборной юниоров СССР на чемпионатах мира, особенно в последние годы, свидетельствуют: ведущие позиции наши спортсмены — увы! — сдали и здесь.

Если рассматривать сборные юниоров СССР и Швеции как ближайший резерв национальных сборных, то можно сказать, что и в перспективе соотношение сил складывается не в нашу пользу.

Ныне с целью улучшения подготовки молодых хоккеистов шведские тренеры отбирают способных хоккеистов в специальные группы при гимназиях. Учебно-тренировочную работу ведут они круглогодично. Большое внимание уделяют специальной подготовке на земляных площадках. А множество искусственных катков в стране постоянно позволяет им достигать высокого уровням в технической подготовленности.

Лучших юниоров Швеции отличает прежде всего хорошее владение клюшкой, без чет вряд ли можно (точнее, просто невозможно) легко и непринужденно выполнять самые разные технические приемы — удары и остановки мяча в воздухе, обманные движения, подкидки и точные передачи — всеми известными ныне способами.

Высокая техническая оснащенность игроков во многом способствует успехам в решении сложнейших тактических задач.

Особо хотел бы отметить, что на чемпионатах мира 1982 и 1984 гг. сборные юниоров Швеции продемонстрировали не отличавшие их ранее завидные работоспособность, скорость бега на коньках, маневренность.

Советские хоккеисты сегодня уступают

Library   59   Up


Contents

 

Home
 

шведам как в качестве выполнения технических приемов, так и в разнообразии, как в своевременности, так и в рациональности применения их практически на всех уровнях.

Серьезные пробелы в технической подготовке (особенно у юных) не позволяют нашим мастерам выполнять игровые обязанности в полном соответствии с заданиями тренеров.

Повысить уровень технической подготовленности игроки могут, уделяя этому компоненту игры должное внимание не только в процессе работы на льду, но и в ходе целенаправленных занятий на земляных площадках. Прежде всего надо систематически совершенствовать индивидуальное техническое мастерство в сложных игровых условиях.

Советские хоккеисты нередко испытывают большие трудности в преодолении массированной обороны соперников. В связи с этим тренерам необходимо разрабатывать более эффективные способы преодоления именно такого вида обороны и, в свою очередь, учить питомцев мобильной обороне, способной не только успешно защищаться, но и быстро и неожиданно для соперника начинать контратаки сразу с места отбора мяча, грамотно сочетать индивидуальную игру отдельных хоккеистов с коллективными действиями команды.

Особого внимания наставников требует повышение общей культуры спортсменов, воспитание у подопечных высоких морально-волевых качеств, умения в сложных условиях соревнований проявлять бойцовский характер.

Очень важно воспитывать у спортсменов способность мобилизовываться на проведение каждой игры на самом высоком уровне. А ведь и по сей день в отделениях хоккея, ДЮСШ, при командах высшей лиги класса «А» случаются нарушения в круглогодичности работы.

Велика роль старших тренеров команд мастеров в контроле за оказанием помощи детским спортшколам и отделениям по хоккею с мячом при ДЮСШ.

При всей их занятости тренеры команд мастеров обязаны постоянно контролировать работу с резервами, следить за развитием мастерства, привлекать лучших к тренировкам команд мастеров, помогать школам в решении широкого круга организационных и хозяйственных вопросов.

Подготовка резерва — одна из актуальных задач дня. Для ее решения необходимо:

открыть при всех 14 командах высшей лиги класса «А» детско-юношеские спортшколы;

 

укрепить материально-техническую базу действующих ДЮСШ;

обратить самое серьезное внимание спортивных организаций на местах (от республиканских до районных) на развитие массовости хоккея с мячом;

усилить работу, направленную на улучшение подготовки и воспитание резерва на всех уровнях. А резерв у нас есть. И перспективный! Подтверждение тому — весомая победа сборной юношеской СССР в Ульяновске в решающем матче за звание чемпиона мира-83 над шведской сборной — 5:2 и первый комплект чемпионских медалей в этой возрастной группе;

усовершенствовать календарь местных и всесоюзных соревнований среди юношей и юниоров с целью увеличения числа игр на более высоком уровне.

Спорткомитет СССР уже принял ряд мер по развитию хоккея с мячом в стране (в частности, включил хоккей с мячом в программу I Всесоюзных молодежных игр, которые состоятся в 1985 году, и в программу зимней Спартакиады народов СССР-86.

Команды высшей лиги класса «А» переходят сегодня на такие формы планирования учебно-тренировочной работы, которые позволят конкретизировать цели и задачи подготовки, точнее определить пути и средства их достижения и решения.

В 1982 г. после 28-летнего перерыва возобновлены игры на Кубок СССР. Возрождение этих массовых соревнований позволило многим командам намного продлить сезон, увеличить число игр и улучшить подготовку к международным соревнованиям и к чемпионатам СССР.

Чтобы вернуть звание сильнейших в мире, нам необходимо искать новые формы повышения качества учебно-тренировочного процесса, и прежде всего повысить объем тренировочной работы, индивидуализировать тренировку. Особое внимание обратить на улучшение планирования, научное обоснование и обеспечение тренировочного процесса. Каждое тренировочное занятие должно решать конкретные задачи, иметь четкую направленность.

Решение затронутых мною организационных вопросов будет способствовать развитию хоккея с мячом в стране, поможет скорее добиться новых успехов на международной арене.

 
Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало