Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ные на таких соревнованиях — от 4,7 (в команде СССР) до 5,1 лет (в командах ЧССР и Швеции).

Как показывают беспристрастные, но от этого еще более убеждающие цифры, средний возраст хоккеистов сильнейших сборных мира неуклонно снижается. Особенно заметным было снижение «возрастного ценза» в сборной СССР начала 60-х годов, «совпавшее» с блестящей серией побед наших ребят на турнирах 1963 — 1971 и 1973 — 1975 гг. Большую роль сыграло в эти годы и появление плеяды великолепных ледовых бойцов в конце 60-х и начале 70-х годов. Трое из них — уже ставшие ветеранами В. Третьяк, В. Васильев и А. Мальцев — выступают за главную команду страны и сейчас.

В сборной ЧССР состав омоложался постепенно. Но и в этой команде можно выявить два этапа (конец 50-х и конец 60-х — начало 70-х годов). Именно второй этап этого процесса (когда в сборной появились и утвердились О. Махач и Ф. Поспишил, Й. Горешовский и И. Бубла, И. Кохта и Й. Аугуста, В. Мартинец и И. Глинка, Э. Новак и И. Новак) и позволил чехословацкой команде добиться самых больших успехов на мировой арене (в середине 70-х годов).

Что касается сборных Швеции и Финляндии, то значительное обновление их составов началось в середине 70-х годов и связано было (как и ныне) с непрекращающейся «миграцией» лучших молодых дарований за океан — в профессиональные клубы НХЛ. По темпам омоложения в последние годы сборные названных скандинавских стран опережают команды СССР и ЧССР, но отсутствие устойчивых связей и преемственности в этих сборных не позволяют ни шведам, ни финнам добиться стабильных успехов в турнирах «на высшем уровне».

Общая тенденция омоложения в большой степени коснулась и североамериканского профессионального хоккея. Вспомним: совсем недавно — каких-то 10 лет назад — на первую «суперсерию» встреч со сборной СССР профессионалы выставили команду весьма великовоз-

 

растную: 34-летних Ф. Маховлича и Г. Бергмана, 33-летнего Г. Беренсона (участника чемпионата мира 1959 (!) г.), 32-летнего П. Стэплтона, 31-летних Р. Жильбера и Ж.-П. Паризье, 30-летнего Ф. Эспозито и т. д. Еще более «пожилую» команду составили родоначальники хоккея два года спустя, когда в 1974 г. формировали сборную ВХА: достаточно назвать входивших в ее состав 46-лет­ него (!) Г. Хоу и 37-летнего Р. Бэкстрома, Ф. Маховлича (которому исполнилось уже 36 лет). Ж.-К. Трамбле и Б. Халла (по 35), П. Стэплтона (34).

В 1976 г. на первом розыгрыше Кубка Канады команда хозяев площадки несколько «помолодела», но и в ней продолжали играть 37-летний Б. Халл и 34-летний Ф. Эспозито. Столь же великовозрастной была и сборная Канады на чемпионате мира 1977 г. (в ее состав входили все тот же Ф. Эспозито и немало его сверстников).

На последующих турнирах канадцы заметно изменили селекционную стратегию. Теперь в их командах редким явлением стали даже 30-летние, большинство составляли спортсмены 22 — 26 лет. На чемпионате мира 1982 г. в составе сборной Канады играл и 19-летний Д. Хаверчук. Столь же молодой была команда, представлявшая Страну кленового листа в розыгрыше Кубка Канады 1981 г. Тон в ней задавали 20-летний У. Гретцки, 24-летний М. Босси и 25-летний Б. Троттье.

Но... Не следует впадать и в крайность. Как показывают итоги турниров последних лет, опыт и мастерство зрелых хоккеистов по-прежнему часто остаются решающими факторами в достижении успеха. Так, на чемпионате мира 1982 г. слишком молодая шведская сборная (половине ее игроков было по 19 — 22 года) на финише не выдержала напряжения борьбы.

В сборной СССР опорой команды остаются 30-летний вратарь Владислав Третьяк, 33-летний защитник Валерий Васильев и его ровесник — форвард Александр Мальцев.

Разумное равновесие — необходимое условие для «возраста» любой команды.

 

 

ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ

   
С. Е. Дерябин, старший преподаватель кафедры хоккея ГЦОЛИФКа
 

На нынешнем этапе развития игры вопросы контроля подготовленности на отделениях хоккея ДЮСШ стали важнейшей проблемой, ибо успешное решение их во многом обусловливает дальнейшие успехи наших ведущих команд.

 

Как показало изучение специальной литературы и практического опыта, этот важный раздел в системе подготовки резервов разработан, к сожалению, недостаточно четко. Крайне мало у нас научных работ, посвящен-

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

ных развитию юношеского хоккея. Печальными следствиями такой бедности неизбежно становится разнобой в методах работы тренеров, преувеличение роли интуиции в выявлении соответствующей одаренности детей, а также слабая организация педагогического контроля, текущего отбора, системы контрольно-переводных испытаний и т. п. Причина же — в недостаточности разработки научно обоснованных методов контроля и воспитания физических качеств, определяющих успех игровой деятельности в хоккее. Вопросы оценки я контроля оперативного и текущего состояний в тренировке юных практически никто не изучал. Не затронуты в необходимой мере и вопросы определения модельных требований по годам обучения, и проблемы составления нормативных оценочных таблиц показателей подготовленности, что, естественно, не позволяет сегодня предложить целостную систему этапного педагогического контроля подготовленности занимающихся и возрастных нормативных требований. Эта проблема по-прежнему актуальна. Старший тренер сборной СССР В. В. Тихонов констатирует: «...Задайте десятку тренеров один и тот же вопрос — что должен знать и уметь игрок в 14 лет?.. А в 15?.. А в 16?.. А в 18?.. Если и получите ответы, то все — разные. Четко и ясно выработанных тестов у нас нет» 1].

Из известных нам работ зарубежных специалистов, связанных с изучением способностей юных, можно в первую очередь привести исследования, проведенные Ж. Ларивьером и П. Годбутом [2]. Созданная ими на основе анализа нормативных требований система текущего отбора детей дифференцирована по годам обучения. Наиболее способными и успевающими считаются дети, которым посильно выполнение комплекса тестов с несколькими общими и специальными показателями. Правда, круг тестов, предложенных этими исследователями, ограничен и не охватывает тесты, помогающие определять психическую подготовленность юных хоккеистов на каждом возрастном этапе.

На мой взгляд, разработка критериев контроля за подготовленностью юных должна начаться с выявления комплекса качеств и свойств, обусловливающих успешность игровой деятельности ребят, а также с выявления периодов, благоприятных для развития у детей тех или иных физических качеств и способностей. В литературе по детскому и юношескому хоккею эти вопросы должного освещения не получили, что дает мне право на попытку рассмотрения их в данной статье.

Хоккей предъявляет весьма высокие требования к организму. Отдельные специалисты полагают, что игровая деятельность хоккеиста представляет собой ациклическую работу с предельно высокой интенсивностью нагрузок и с периодическим чередованием работы и отды-

 

ха. В действиях играющих в хоккей преобладает работа скоростно-силового характера. Вот почему именно скоростно-силовым качествам должно быть отдано определенное предпочтение в структуре физической подготовленности хоккеистов [3]. Игра в хоккей связана также с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного периода и выполнять работу максимальной мощности на фоне общего утомления. Это требует высокого уровня развития функциональных возможностей организма, координационных способностей и адаптационных механизмов, обеспечивающих устойчивость работы всех функциональных систем [3 — 4].

Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена двигательных режимов в игровой деятельности хоккеистов сопряжены с комплексным проявлением физических качеств. Именно этим объясняется высокий уровень требований к ловкости и координации движений. Хоккеист обязан в совершенстве владеть многими сложнокоординированными двигательными навыками, которые проявляются в связи с постоянно меняющимися условиями игры и определяют тактический рисунок борьбы на площадке. Большой поток непрерывно поступающей информации, усложняющий принятие оперативных решений, обусловливает необходимость достаточно большого объема внимания. Значит, игровые навыки представляют собой сложную систему технико-тактических действий, выполняемых посредством мыслительных процессов, цели которых — оценка обстановки, определение наиболее вероятных продолжений конкретных игровых ситуаций, выбор наиболее логических и рациональных средств реализации каждой. Выявлять техническую и тактическую стороны подготовленности хоккеиста необходимо в их единстве, обращая особое внимание на психологические аспекты. Основа тактических действий состоит из быстрой оценки игровой ситуации и правильного (с учетом предвидения вероятного развертывания событий) принятия решений. Степень сложности возникающих в игре ситуаций определяется, в частности, уровнем оперативности игрового мышления находящихся на площадке. Качество же исполнения игровых действий и совершенствования технических приемов зависит от уровня развития координационных движений и таких психических свойств личности, как скорость и точность реакций на движущийся объект, а также от компонента простой и сложной двигательных реакций и от точности мышечных дифференцировок.

На основании выявленных требований, предъявляемых игрой к организму, можно заключить: мастерство хоккеиста, успех его игровой деятельности зависят от многих факторов, в том числе от уровня развития физических, технико-тактических и психических ка-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

честв. Поэтому для эффективного управления тренировочным процессом очень важно четкое представление о структуре подготовленности юных хоккеистов на разных возрастных этапах. Удалось определить структуру подготовленности хоккеистов 11 — 18 лет. Исходным материалом для эксперимента стали результаты комплексного педагогического обследования 400 занимающихся. При сопоставлении структуры воспитания основных физических качеств у хоккеистов 11 — 18 лет обнаружено, что для каждой возрастной категории характерна определенная структура. А в этих структурах много общего. В то же время заметны и значительные различия, вытекающие из особенностей взаимосвязи физических качеств хоккеистов определенной возрастной категории. Эти общие особенности необходимо учитывать при построении учебно-тренировочного процесса. На каждом возрастном этапе системообразующую функцию выполняют показатели, характеризующие общую и специальную физическую, а также технико-тактическую подготовленность ребят.

На этапе начальной специализации (10 — 12 лет) основную роль выполняют показатели общей и специальной физической подготовленности, физического развития и тех качеств, которые определяют успех двигательной деятельности юных хоккеистов (уровень развития быстроты, силы и скоростно-силовых качеств). Показатели технико-тактической подготовленности на этом этапе на успех в игре влияют меньше.

У детей 13 лет на первый план выходят показатели физического развития, которые в достижении спортивной результативности играют главенствующую роль. Это, полагаю, следствие начала периода бурного полового созревания организма. Второе место по значимости в физическом развитии ребят занимают показатели скоростного характера. Быстрота движений достигает наивысшего уровня развития к 13 — 14 годам, а в дальнейшем значимость этого качества возрастает лишь через 2 — 3 года. Вывод: воспитать быстроту движений на этапе углубленной тренировки необходимо с применением средств развития силовых и скоростно-силовых качеств.

В подготовленности 14-летних основную роль продолжают играть показатели общей физической и специальной физической подготовленности. Характеристики технико-тактической подготовленности остаются на втором плане, хотя и выражены достаточно четко. Однако вышеуказанные качества еще не могут компенсировать низкого уровня физического развития и физической подготовленности детей. Поэтому на данном этапе преимущество в игре получают физически одаренные. При контроле за подготовленностью и успеваемостью учащихся учет отмеченного фактора обязателен. Вследствие существенных различий в степени полово-

 

го созревания долгосрочный прогноз способностей у подростков нецелесообразен. Для этих ребят уместен лишь текущий отбор, позволяющий комплектовать (исходя из его итога) тренировочные группы на определенный учебный год. В ходе такого отбора следует по технико-тактическим и психическим показателям оценивать возможности занимающихся, особенно тщательно учитывая степень полового созревания подростков. На этапе отбора особого внимания требует развитие аэробных возможностей юных, поскольку в этот период подготовка спортсменов с преимущественным воспитанием выносливости создает более благоприятные предпосылки для овладения мастерством. По вкладу в дисперсию выборки показатели физического развития занимают высокое место в структуре физических качеств даже у хоккеистов 15 лет. Значит, период полового созревания в этом возрасте еще не завершен и роль индивидуальных темпов биологической зрелости по-прежнему велика.

Изучение структуры физических качеств подростков показало, что с возрастом и с повышением спортивной квалификации значимость ряда показателей падает и эти показатели оттесняются на второй план, уступая место проявлениям способностей, специфическим для хоккея. На разных этапах подготовки юных хоккеистов изменения в организме связаны с возрастными особенностями и с направленностью спортивной тренировки.

Из всего изложенного можно заключить: 1. На этапе начальной специализации успех игровой деятельности у ребят 11 лет определяют показатели общей физической, а у 12-летних — специальной скоростной подготовленности; на этапе углубленной тренировки в 13 лет — показатели физического развития, а в 14 — 15 лет — показатели специальной физической подготовленности; на этапе спортивного совершенствования у 16-летних — показатели общей физической подготовленности скоростного характера, у юношей 17 — 18 лет — показатели общей физической подготовленности.

2.  Степень значимости физических качеств необходимо рассматривать в аспекте того, в какой мере эти качества могут служить фундаментом дальнейшего совершенствования юных хоккеистов. В процессе воспитания физических качеств, влияющих на становление мастерства юных, следует учитывать возможность временного нарушения координационной структуры движений, отрицательно влияющего на выполнение отдельных элементов техники.

3.  Наиболее информативны из показателей, характеризующих подготовленность юных хоккеистов на всех этапах спортивного совершенствования, длина тела и динамометрия кисти, становая динамометрия и число подтягиваний на перекладине, прыжок в длину с места а бег на 30 м с места, бег на 300 и 3000 м,

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

комплексный тест на ловкость, бег на коньках на 36 м лицом и спиной вперед, челночный бег 12x18 м, слаломный бег с шайбой и без шайбы, точность бросков, оперативность мышления,

ЛИТЕРАТУРА

1.  «Футбол — Хоккей», 1977, № 32, с. 10 — 12.

2.   Ж. Ларивьер, П. Годбут. Хок-

 

кей. Научно-информационный бюллетень для тренеров. Выпуск 1, М., ВНИИФК, с. 61 — 93.

3.   А. В. Тарасов. Сумма слагаемых темпа игры. «Футбол — Хоккей», 1977, № 47, с. 10 — 13.

4.   В. И. Колосков, Б. П. Кулагин. О выносливости хоккеиста. «Футбол — Хоккей», 1974, № 31, с. 3 — 4.

 

 

ХОККЕЙ НА ТРАВЕ


ИТОГИ ПЯТОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА СРЕДИ МУЖСКИХ КОМАНД

   
Э. Ф. Айрих, старший тренер сборной СССР; А. М. Невмянов, кандидат медицинских наук; М. С. Осинцев, заслуженны» мастер спорта
 

Прошедший в Индии V чемпионат мира по хоккею на траве среди мужских команд — первый для нашей летней хоккейной дружины — продемонстрировал возросший уровень индивидуального мастерства и коллективных взаимодействий практически у всех участников турнира. Но наибольшее впечатление произвела все же игра сильнейших сборных.

Как правило, игровые идеи ведущих команд на чемпионатах мира становятся определяющими на ближайшие годы развития мирового хоккея на траве. Поэтому, анализируя соревновательную деятельность элиты, мы не только обращали внимание на объективный уровень игры самых сильных, а и попытались выявить в действиях асов нынешних черты игры будущего, чтобы иметь четкую ориентацию в подготовке наших хоккеистов и в дальнейшем вывести сборную СССР в число ведущих в мировом хоккее на траве.

Педагогические наблюдения, регистрация и анализ соревновательной деятельности советских и зарубежных хоккеистов на чемпионате мира позволяют дать ответы на такие вопросы: что показал чемпионат в Индии в основных аспектах игры? Сколь высок уровень игровой деятельности лучших национальных сборных? В чем сила и слабость игры нашей команды и каковы в связи с этим ближайшие резервы советского травяного хоккея и отдаленные перспективы повышения мастерства игроков национальной сборной?

9 команд из 12 участвовавших в V мировом смотре (сборные Пакистана, Австралии, ФРГ, Голландии, ПНР, Индии, Испании, Англии и Аргентины) были отобраны по итогам предыдущего первенства. Позже к ним

 

присоединились призеры розыгрыша Межконтинентального кубка 1981 г., проходившего на полях Малайзии (сборные СССР, Малайзии и Новой Зеландии). Международная федерация хоккея на траве (ФИХ) распределила команды-участницы согласно давней для нее традиции — по нечетным и четным номерам — на две группы .(«А» и «В») по 6 команд, которые вначале по круговой системе выясняли, «кто есть кто» в каждой из групп.

На втором этапе соревнований по две лучшие команды от каждой группы составили первую финальную подгруппу, где по системе «с выбыванием» оспаривали с первого по четвертое места. Дружины, занявшие в группах третьи и четвертые места, образовали втору к: финальную подгруппу и разыграли пятое — восьмое места. Четыре команды, которые оказались на предпоследних и последних местах в своих группах, определяли, кому достанутся места с девятого по двенадцатое.

Все 42 игры мирового форума проходили на двух стадионах Бомбея. График игр сборной СССР был таким: игра с командой Австралии — 31. 12.1981 г.; Англии — 2. 1; Индии — 3. I.; Малайзии — 6.1; Голландии — 7.1; ПНР-9.1; еще раз со сборной Индии (за пятое место) — 11.1.1982 г. Таким образом, на 7 матчей нашим хоккеистам было «отпущено» 12 дней. Менее двух дней на игру! И это и жарком и влажном Бомбее, при температуре воздуха в часы игр (в 14.30 и 16.00 по местному времени) до 30 — 35° в тени!..

Не обошлось без тепловых ударов. Большие влагопотери нередко приводили к судорогам и существенно снижали вес тела.

Шестое место в табели о рангах, занятое

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало