|
ных развитию юношеского хоккея. Печальными следствиями такой бедности неизбежно становится разнобой в методах работы тренеров, преувеличение роли интуиции в выявлении соответствующей одаренности детей, а также слабая организация педагогического контроля, текущего отбора, системы контрольно-переводных испытаний и т. п. Причина же — в недостаточности разработки научно обоснованных методов контроля и воспитания физических качеств, определяющих успех игровой деятельности в хоккее. Вопросы оценки я контроля оперативного и текущего состояний в тренировке юных практически никто не изучал. Не затронуты в необходимой мере и вопросы определения модельных требований по годам обучения, и проблемы составления нормативных оценочных таблиц показателей подготовленности, что, естественно, не позволяет сегодня предложить целостную систему этапного педагогического контроля подготовленности занимающихся и возрастных нормативных требований. Эта проблема по-прежнему актуальна. Старший тренер сборной СССР В. В. Тихонов констатирует: «...Задайте десятку тренеров один и тот же вопрос — что должен знать и уметь игрок в 14 лет?.. А в 15?.. А в 16?.. А в 18?.. Если и получите ответы, то все — разные. Четко и ясно выработанных тестов у нас нет» 1].
Из известных нам работ зарубежных специалистов, связанных с изучением способностей юных, можно в первую очередь привести исследования, проведенные Ж. Ларивьером и П. Годбутом [2]. Созданная ими на основе анализа нормативных требований система текущего отбора детей дифференцирована по годам обучения. Наиболее способными и успевающими считаются дети, которым посильно выполнение комплекса тестов с несколькими общими и специальными показателями. Правда, круг тестов, предложенных этими исследователями, ограничен и не охватывает тесты, помогающие определять психическую подготовленность юных хоккеистов на каждом возрастном этапе.
На мой взгляд, разработка критериев контроля за подготовленностью юных должна начаться с выявления комплекса качеств и свойств, обусловливающих успешность игровой деятельности ребят, а также с выявления периодов, благоприятных для развития у детей тех или иных физических качеств и способностей. В литературе по детскому и юношескому хоккею эти вопросы должного освещения не получили, что дает мне право на попытку рассмотрения их в данной статье.
Хоккей предъявляет весьма высокие требования к организму. Отдельные специалисты полагают, что игровая деятельность хоккеиста представляет собой ациклическую работу с предельно высокой интенсивностью нагрузок и с периодическим чередованием работы и отды-
|
|
ха. В действиях играющих в хоккей преобладает работа скоростно-силового характера. Вот почему именно скоростно-силовым качествам должно быть отдано определенное предпочтение в структуре физической подготовленности хоккеистов [3]. Игра в хоккей связана также с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного периода и выполнять работу максимальной мощности на фоне общего утомления. Это требует высокого уровня развития функциональных возможностей организма, координационных способностей и адаптационных механизмов, обеспечивающих устойчивость работы всех функциональных систем [3 — 4].
Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена двигательных режимов в игровой деятельности хоккеистов сопряжены с комплексным проявлением физических качеств. Именно этим объясняется высокий уровень требований к ловкости и координации движений. Хоккеист обязан в совершенстве владеть многими сложнокоординированными двигательными навыками, которые проявляются в связи с постоянно меняющимися условиями игры и определяют тактический рисунок борьбы на площадке. Большой поток непрерывно поступающей информации, усложняющий принятие оперативных решений, обусловливает необходимость достаточно большого объема внимания. Значит, игровые навыки представляют собой сложную систему технико-тактических действий, выполняемых посредством мыслительных процессов, цели которых — оценка обстановки, определение наиболее вероятных продолжений конкретных игровых ситуаций, выбор наиболее логических и рациональных средств реализации каждой. Выявлять техническую и тактическую стороны подготовленности хоккеиста необходимо в их единстве, обращая особое внимание на психологические аспекты. Основа тактических действий состоит из быстрой оценки игровой ситуации и правильного (с учетом предвидения вероятного развертывания событий) принятия решений. Степень сложности возникающих в игре ситуаций определяется, в частности, уровнем оперативности игрового мышления находящихся на площадке. Качество же исполнения игровых действий и совершенствования технических приемов зависит от уровня развития координационных движений и таких психических свойств личности, как скорость и точность реакций на движущийся объект, а также от компонента простой и сложной двигательных реакций и от точности мышечных дифференцировок.
На основании выявленных требований, предъявляемых игрой к организму, можно заключить: мастерство хоккеиста, успех его игровой деятельности зависят от многих факторов, в том числе от уровня развития физических, технико-тактических и психических ка-
|
|