Несмотря на наличие большого числа методик оценки спортивной подготовленности гимнастов, предложенных специалистами, вопрос этот еще не решен на должном уровне. Существующие подходы, как правило, имеют общий серьезный недостаток, который заключается в недостаточно объективном, одностороннем подборе критериев оценок, что и обусловливает отсутствие действительно полной (комплексной) оценки физической, технической и тактической подготовленности гимнастов и их соревновательной надежности.
Как нам представляется, наибольшие упущения в разработанных методиках объясняются игнорированием группы вопросов, связанных с проблемами технико-тактического мастерства и соревновательной надежности, решение которых позволит оценить гимнаста с точки зрения эффективности, безошибочности и помехоустойчивости исполнения элементов, соединений и комбинаций гимнастических упражнений.
В таблице представлена развернутая схема взаимосвязи отдельных показателей спортивной подготовленности гимнаста*.
Предлагаемая система классификации показателей в методологическом отношении имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ, поскольку она не ограничивается механическим и случайным перечнем показателей, а объединяет их в целостную систему взаимоподчиненных групп, .каждая из которых развивает и конкретизирует предыдущую. В самом деле, система, с одной стороны, охватывает на каждой ступени всю совокупность комплексных и групповых (однородных) показателей (при заданном уровне детализа-
* Спортивная подготовленность — степень соответствия комплекса свойств спортсмена, сложившихся к данному времени, конкретным требованиям соревновательного достижения.
|
|
ции), а с другой — дает возможность установить важность показателя конкретной группы по отношению к другой, находящейся с ней на одной вертикали, и нижеследующим (в таблице — справа) единичным показателям.
Сложность комплексной оценки спортивной подготовленности гимнаста состоит в том, что, во-первых, большинство характеристик не могут быть количественно измерены и, во-вторых, не все показатели могут быть сопоставлены из-за отсутствия общей единицы измерения. Поэтому приходится искать путь перевода натуральных показателей в относительные.
Как производится такая оценка, продемонстрируем на следующем примере (рисунок). В качестве модельных образцов выбрано пять гимнастов (А, В, С, D, Е) различной степени спортивного совершенствования. Их оценка производится по отдельным показателям в соответствии с предлагаемой системой классификации (см. таблицу). По каждой группе характеристик высший из имеющихся четырех комплексных показателей размещается на уровне отметки «1.0». Низший — на «критическом уровне» на отметке «0.2». Остальные три промежуточных показателя размещаются в соответствии с величиной каждого из них. Каждый из натуральных показателей может быть одновременно оценен в относительных величинах по шкале относительных показателей. Таким образом, представленная схема совмещает на каждой вертикальной шкале ряды натуральных и относительных показателей.
Объединяя показатели спортивной подготовленности по каждому гимнасту, получаем систему графиков, образующих карту-эталон.
Использование модельных образцов и составленных с их помощью карт-эталонов позволяет практически оценить уровень спортивной подготовленности любого гимнаста.
|