Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТА

 
   


Ю. И. Смирнов, МОГИФК, А. И. Хмаладзе, Тбилисский государственный университет
 

Несмотря на наличие большого числа методик оценки спортивной подготовленности гимнастов, предложенных специалистами, вопрос этот еще не решен на должном уровне. Существующие подходы, как правило, имеют общий серьезный недостаток, который заключается в недостаточно объективном, одностороннем подборе критериев оценок, что и обусловливает отсутствие действительно полной (комплексной) оценки физической, технической и тактической подготовленности гимнастов и их соревновательной надежности.

Как нам представляется, наибольшие упущения в разработанных методиках объясняются игнорированием группы вопросов, связанных с проблемами технико-тактического мастерства и соревновательной надежности, решение которых позволит оценить гимнаста с точки зрения эффективности, безошибочности и помехоустойчивости исполнения элементов, соединений и комбинаций гимнастических упражнений.

В таблице представлена развернутая схема взаимосвязи отдельных показателей спортивной подготовленности гимнаста*.

Предлагаемая система классификации показателей в методологическом отношении имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ, поскольку она не ограничивается механическим и случайным перечнем показателей, а объединяет их в целостную систему взаимоподчиненных групп, .каждая из которых развивает и конкретизирует предыдущую. В самом деле, система, с одной стороны, охватывает на каждой ступени всю совокупность комплексных и групповых (однородных) показателей (при заданном уровне детализа-

 


* Спортивная подготовленность — степень соответствия комплекса свойств спортсмена, сложившихся к данному времени, конкретным требованиям соревновательного достижения.

 

ции), а с другой — дает возможность установить важность показателя конкретной группы по отношению к другой, находящейся с ней на одной вертикали, и нижеследующим (в таблице — справа) единичным показателям.

Сложность комплексной оценки спортивной подготовленности гимнаста состоит в том, что, во-первых, большинство характеристик не могут быть количественно измерены и, во-вторых, не все показатели могут быть сопоставлены из-за отсутствия общей единицы измерения. Поэтому приходится искать путь перевода натуральных показателей в относительные.

Как производится такая оценка, продемонстрируем на следующем примере (рисунок). В качестве модельных образцов выбрано пять гимнастов (А, В, С, D, Е) различной степени спортивного совершенствования. Их оценка производится по отдельным показателям в соответствии с предлагаемой системой классификации (см. таблицу). По каждой группе характеристик высший из имеющихся четырех комплексных показателей размещается на уровне отметки «1.0». Низший — на «критическом уровне» на отметке «0.2». Остальные три промежуточных показателя размещаются в соответствии с величиной каждого из них. Каждый из натуральных показателей может быть одновременно оценен в относительных величинах по шкале относительных показателей. Таким образом, представленная схема совмещает на каждой вертикальной шкале ряды натуральных и относительных показателей.

Объединяя показатели спортивной подготовленности по каждому гимнасту, получаем систему графиков, образующих карту-эталон.

Использование модельных образцов и составленных с их помощью карт-эталонов позволяет практически оценить уровень спортивной подготовленности любого гимнаста.

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

14066-4.jpg

Рис.

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

Достаточно сравнить параметры оцениваемого гимнаста с несколькими модельными образцами, чтобы установить, лучше ли он, например, по технической подготовленности и соответствует ли лучшим модельным образцам. В результате опытной проверки, расчетов, визуальной оценки специалистами гимнастики можно построить график показателей спортивной подготовленности данного гимнаста (на рис. 1 гимнаст X) и оценить его, сравнив с модельными образцами.

Сводную комплексную оценку спортивной подготовленности гимнаста можно получить как среднее геометрическое четырех показателей:

________
СП = Ф·Т1·Т2·Н.

где: СП — обобщенный комплексный показатель спортивной подготовленности, Ф — сводный показатель физической подготовленности, T1 — сводный показатель спортивно-технической подготовленности, Т2 — сводный показатель тактической подготовленности, Н — сводный показатель соревновательной надежности.

Определение показателя спортивной подготовленности как средней геометрической величины ведет к тому, что каждый введенный в систему показатель обладал бы своеобразным «правом вето». Если, например, рациональность техники оценить нулевым баллом, то при арифметической системе оценки общий балл спортивно-технической подготовленности хотя и понизится на 1/6 часть, но гимнаст может все же получить высокую оценку. При геометрической же системе расчета общий показатель спортивно-технической подготовленности оказывается в этом случае равным нулю, что говорит о полном несоответствии гимнаст а модельным требованиям, несмотря на его высокие физические, тактические и другие показатели. Естественно, что система оценки должна точно выявить те показатели, которые являются решающими для оценки соревновательной готовности данной группы гимнастов.

 

 

14066-5.jpg

 

Необычный ракурс. Л. Гоголадзе

 

Принцип арифметической оценки с назначением коэффициентов значимости следует использовать в предлагаемой системе в процессе выявления исходных показателей внутри отдельных групп (групповых показателей).

При оценке отдельных показателей могут быть использованы различные частные методики. Естественно, что при этом следует использовать весь накопленный опыт как количественного расчета, так и специальных визуальных оценок, не поддающихся физическому замеру.

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Классификация и исходная номенклатура показателей спортивной
подготовленности гимнаста

Комплексные

Групповые

Единичные

1. Физической подготовленности — показатели, используемые при определении соответствия уровня развития физических качеств гимнаста условиям и требованиям в тренировке и состязаниях

1.1. Собственно-силовые

1.1.1. Статическая (в изометрическом режиме) максимальная сила

1.1.2. Динамическая (в миометрическом режиме) максимальная сила

1.1.3. Динамическая (в плиометрическом режиме) максимальная сила

1.1.4. Относительная (к собственному весу) статическая максимальная сила

1.2. Скоростно-силовые

1.2.1. Импульс силы

1.2.2. Градиент силы

1.2.3. Скоростно-силовой индекс

1.3. Элементарные формы быстроты

1.3.1. Время простой реакции

1.3.2. Время сложной реакции выбора (из рода возможных)

1.3.3. Время сложной реакции на движущийся объект (РДО)

1.3.4. Время одиночного движения

1.3.5. Частота (темп) движений

1.4. Комплексные формы быстроты

1.4.1. Время достижения максимальной скорости

1.4.2. Время удержания максимальной скорости

1.4.3. Максимальная скорость

1.4.4. Константы стартового ускорения

1.5. Точность исполнения

1.5.1. Точность пространственных силовых и временных характеристик движения

1.5.2. Статическая и динамическая устойчивость (равновесие)

1.5.3. Ориентирование в пространстве

1.5.4. Вестибулярная устойчивость

1.6. Экономичность движений 1.7.1.Силоваявыносливость

1.6.1. Тоническая, скоростная и координационная напряженность мышц

1.7.1. Силовая выносливость

1.7.2. Турнирная (соревновательная) выносливость

1.7.3. Выносливость в отдельных видах многоборья

1.8. Гибкость

1.8.1. Активная гибкость

1.8.2. Пассивная гибкость

1.8.3. Запас гибкости

2. Спортивно-технической подготовленности — показатели, используемые при определении степени эффективности и рациональности осуществления спортивных двигательных действий (специфических двигательных навыков и умений)

2.1. Объем техники

2.1.1. Число освоенных элементов и соединений в отдельных видах многоборья

2.1.2. Число и трудность элементов и соединений соревновательных композиций

2.2. Разносторонность техники

2.2.1. Число освоенных разнородных (на разной технической основе) элементов и соединений

2.2.2. Соотношение элементов, выполняемых в правую и левую сторону

2.3. Рациональность техники

2.3.1. Биомеханическая

2.3.2. Эстетическая

 

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Комплексные

Групповые

Единичные

 

2.4 Эффективность техники

2.4.1. Реализация двигательных (физических) возможностей

2.4.2. Экономизация двигательных функций

2.5 Освоенность техники

2.5.1. Стабильность (малая вариативность) характеристик при выполнении элементов и соединений

3. Тактической подготовленности — показатели, используемые при определении свойств спортсмена, выражающихся в целесообразном и правильном применении способов и форм спортивной борьбы в конкретных условиях соревнований

3.1. Тактическое мышление

3.1.1. Выбор порядкового номера выступления на отдельных видах многоборья

3.1.2. Маскировка намерения

3.1.3. Распределение сил в ходе состязаний

3.1.4. Гибкость замены элементов и соединений

3.1.5. Быстрота переключения тактических способов и форм ведения спортивной борьбы

4. Соревновательной надежности — показатели, используемые для определения вероятности безотказного выступления с заданной результативностью в условиях сбивающих помех спортивной конкуренции в течение всего состязания

4.1. Безотказность

4.1,1. Безошибочность выполнения соревновательных действий

4.1.2. Плотность возникновения ошибочных действий

4.2. Помехоустойчивость

4.2.1. Вероятность устранения ошибки в заданное время

4.2.2. Среднее время устранения ошибочных действий

 
 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ТРЕНИРОВОЧНЫМИ НАГРУЗКАМИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
В. М. Ченегин, Волгоградский государственный институт
физической культуры
 

Значение контроля

Тренеры нередко недооценивают значения контроля за соответствием тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма спортсмена. В погоне за сиюминутными успехами допускаются нагрузки, которые влекут за собой отрицательные последствия.

1. Снижается сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, увеличивается частота простудных и других заболеваний; снижается работоспособность и обучаемость; чаще допускаются ошибки, ведущие к травмам.

 

По этим причинам спортсмен оказывается вынужденным или резко сбавлять интенсивность тренировочного процесса, или совершенно выключаться из тренировок.

2.   Наступающее вследствие перегрузок состояние переутомления требует для высококачественного выполнения упражнений на соревнованиях высокой степени волевой мобилизации резервных сил организма, что не всегда удается. Поэтому возрастает вероятность срывов, неудач на соревнованиях.

3.  Даже небольшие, но систематиче-

Library   8   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало