Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 6

Личные результаты чемпионата мира в отдельных видах многоборья (в баллах)

Вид программы

Место

Фамилия

Страна

Результат

Упражнение с обручем

1

2

3—4

3—4

Раленкова Белоглазова Куткайте Игнатова

НРБ СССР СССР НРБ

19,90 19,80 19,65 19,65

Упражнение с мячом

1—2

1—2

3—4

3—4

Белоглазова Игнатова Раленкова Георгиева

СССР НРБ НРБ НРБ

20,00 20,00 19,95 19,95

Упражнение с булавами

1—2

1—2

3—4

3—4

Георгиева Игнатова Раленкова Куткайте

НРБ НРБ НРБ СССР

20,00 20,00 19,90 19,90

Упражнение с лентой

1—2

1—2

3

Белоглазова Георгиева Раленкова

СССР НРБ НРБ

19,90 19,90 19,75

 

ства и взрослых. Для детей предполагается программа, состоящая из III, II, I разрядов, с индивидуальными обязательными и произвольными (в I разряде) упражнениями повышенной сложности, построенными на базовых и

 

Таблица 7

Результаты чемпионата СССР в групповых упражнениях (в баллах)

Место

Команда

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

РСФСР

Москва

Белоруссия

Литва

Латвия

Ленинград

Украина

Грузия

38,025

37,400

36,950

36,600

36,375

36,150

36,125

35,650

 

профилирующих элементах и соединениях (шесть видов упражнений в каждом разряде). Для взрослых девушек — III, II, I разряды по групповым упражнениям (III разряд — 4 вида, II — 5 видов, I — 6 видов). Программа для кандидатов и мастеров спорта предлагалась единая для юных и взрослых спортсменок. Такая структура позволит, с одной стороны, развивать массовость, привлекать более широкие слои населения к регулярным занятиям художественной гимнастикой, с другой — будет способствовать воспитанию гимнасток высокой квалификации.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

   
С. А. Меканцишвили, заслуженный тренер ГрССР
 

В статье предпринимается интересный и принципиально новый подход к управлению тренировочными нагрузками в художественной гимнастике, а именно: с учетом не только количественных, но и качественных характеристик.

Известно, что спортивная результативность во многом определяется правильным планированием и коррекцией тренировочных нагрузок с учетом функционального состояния спортсмена. Однако, как показала практика, не всегда успех выступления гимнастки прямо зависит от количества и структуры выполненной работы. Нам представляется, что основной причиной этого является отсутствие учета качественной стороны исполнения, и в первую очередь учета количества потерь предмета. Подчас гимнастки при подготовке к соревнованиям выполняли большое количество комбинаций, а на сорев-

 

нованиях выступали неудачно. При более тщательном анализе выясняется, что выполнение комбинаций сопровождалось большим количеством потерь предмета и сбоев, допущением грубых и значительных ошибок. Сравнение количественных величин различных параметров тренировочной нагрузки с качественной стороной позволит ответить на ряд вопросов, интересующих тренеров, а именно: в каком соотношении должно находиться количество комбинаций, выполненных в целом и по частям при строгом сопоставлении с числом ошибок.

Т. С. Лисицкая

 

В настоящее время широко изучаются вопросы управления тренировочными нагрузками в различные периоды тренировок. Подобные исследования в художественной гимнасти-

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

ке направлены на изучение подготовки гимнасток в индивидуальных упражнениях. Проблема управления тренировкой в групповых упражнениях до сих пор не изучалась. Вместе с тем этот вид художественной гимнастики занимает значительное место в программе крупнейших соревнований. Ежегодно проводятся чемпионаты СССР, чемпионаты Европы, мира, разыгрывается Кубок мира.

Использовать имеющийся опыт подготовки гимнасток в индивидуальных упражнениях возможно лишь отчасти, так как групповое упражнение характеризуется большей плотностью и продолжительностью (на 150 — 200%) упражнения по сравнению с индивидуальными композициями, синхронной и асинхронной работой, а также невозможностью тренироваться систематически всей группой в течение годового цикла. Все это создает своеобразные трудности, для решения которых требуются специальные исследования.

На уровне сборной команды Грузии по художественной гимнастике нами экспериментально опробованы возможные варианты планирования и педагогического контроля тренировочных нагрузок при подготовке группового упражнения.

Эксперимент проводился на протяжении 7 недель предсоревновательного этапа подготовки. В задачу эксперимента входила проверка разработанной на основе общетеоретических предпосылок и практического опыта модели, а также оценка эффективности предлагаемой системы педагогического контроля за количественными и качественными показателями тренировочных нагрузок. Объем тренировочной нагрузки оценивался по количеству выполненных элементов, соединений, комбина-

 

ций. Расчет интенсивности производился по формуле, предложенной Украном М. Л. и Земсковым Е. А. (1970):

OKЭ
И = ———— x 200,
T

где ОКЭ — общее количество элементов, выполненных за тренировку; Т — продолжительность тренировки в с; 200 — коэффициент, вводимый для получения показателей, удобных в практике.

Помимо количественной регистрации раз-личных параметров тренировочной нагрузки проводился учет качества исполнения группового упражнения каждой гимнасткой на основе экспертной оценки. Учитывалось количество потерь предмета каждой гимнасткой, количество «захватов» предмета (неточной ловли) после бросков и перебросок, количество пропущенных элементов, связанных с потерей предмета.

Результаты наблюдений фиксировались в специальной таблице.

Учет тренировочных нагрузок в течение 7 недель позволил получить следующие данные: общий объем нагрузки составил в среднем для каждой гимнастки около 3480 элементов I и высшей групп трудности, выполненных индивидуально, 2705 больших перебросок, 2376 соединений, выполненных в парах, тройках, четверках, шестерках, 470 целых комбинаций. Результаты по микроциклам приведены в табл.. 1.

Первый микроцикл был втягивающим, для него характерен средний объем нагрузки при низкой ее интенсивности. Основное внимание уделялось совершенствованию индивидуальной технике, точности построений. В данном мик-

 

Таблица 1

Основные параметры тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе
подготовки группового упражнения
(количество)

Микро-циклы

Элементы 1-й группы и высшей, выполненные индивидуально

Большие переброски

Соединения в парах, тройках и других построениях

Комбинации в целом

Элементы, выполненные в комбинациях

ОКЭ*

И**

I

420

245

242

32

704

1611

3,4

II

600

420

374

54

1188

2582

5,4

III

408

420

385

66

1408

2621

5,6

IV

612

385

330

75

1649

2976

6,2

V

504

420

330

90

1980

3234

6,7

VI

432

420

330

88

1936

3118

6,5

VII

504

385

385

65

1430

2704

5,6

Сумма

3480

2705

2376

470

10296

18857

 

* ОКЭ — общее количество элементов.

** И — показатель интенсивности.

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

роцикле гимнастками было допущено наибольшее количество ошибок — 1539, при относительно малом количестве выполнения целых комбинаций — 32 (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Количество ошибок, допущенных при выполнении целых комбинаций

 

Микро-

циклы

Выполнение комбинаций в целом

Потерь предмета

«Захватов»

Пропущенных элементов

I

32

377

810

352

II

5*

38S

468

429

III

66

192

123

100

IV

75

85

44

38

V

90

62

19

30

VI

88

46

13

13

VII

65

23

5

23

Всего:

VIII*

470

3

1173

4

1482

993

 

* Участие в соревновании (в течение трех дней).

 

Во втором микроцикле снижалась доля работы над индивидуальной техникой (до 23%) относительно суммарного объема работы для этой недели. Повысился объем работы по выполнению больших перебросок, увеличился объем работы по выполнению упражнения в целом (до 54). Основное внимание уделялось совершенствованию больших перебросок; синхронности работы в парах, трой-

 

ках; четкости построений. При этом снизилось общее количество ошибок, допускаемых при выполнении целых комбинаций (до 1285).

В третьем микроцикле продолжала увеличиваться доля работы по выполнению целых комбинаций (до 66 раз). Основная задача этого микроцикла — достижение согласованности исполнения, стабильности выполнения больших перебросок. Резко снизилось количество допущенных ошибок (до 415).

Четвертый микроцикл — ударный по количеству элементов I и высшей группы трудности. На фоне достигнутой синхронности совершенствовалась индивидуальная техника спортсменок, главным образом выразительность движений. В 75 комбинациях было допущено 167 ошибок.

Пятый и шестой микроциклы — ударные по количеству целых комбинаций и выполнению больших перебросок. Основное внимание уделялось стабильности исполнения при сохранении высокой индивидуальной техники.

Седьмой микроцикл (предсоревновательный) характеризовался снижением нагрузки как по интенсивности, так и по количеству комбинаций. При этом наблюдалось дальнейшее уменьшение количества ошибок (см. табл. 2), что свидетельствует о росте стабильности исполнения. В среднем на каждый «прогон» приходилось около 0,75 ошибки.

В последующие три дня гимнастки участвовали в соревнованиях и допустили 4 потери предмета, т. е. почти столько же, сколько в среднем приходилось на каждую комбинацию в последнем микроцикле. Достигнутой стабильности оказалось недостаточно для более успешного выступления. Таким образом, как показали исследования, регистрация качества исполнения комбинаций является прогностическим показателем успешности выступления на соревнованиях.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наук, ГЦОЛИФК,
Т. В. Староверская, ВНИИФК
 

С 1967 г. групповые упражнения по художественной гимнастике включены в программу мировых первенств, а с 1976 г. — европейских чемпионатов. Сейчас обсуждается вопрос о включении их в программу олимпийских игр. Бесспорными лидерами в этом виде многоборья являются представительницы СССР и Болгарии. По 4 раза они побеждали на мировых чемпионатах. Дважды на европейских

 

чемпионатах первенствовала команда Болгарии (в 1978, 1980 гг.), а в 1982 г. . победу одержала наша команда. Таким образом, гимнастки Советского Союза и Болгарии ни разу не уступали первенства, за исключением чемпионата мира 1975 г., в котором спортсменки социалистических стран не принимали участия. Надо отметить, что в последнее время конкуренция в этом виде соревнований значитель-

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало