|
В институте учился гимнаст из Чехословакии Эмиль Камлер. Совершенно необычный был его стиль работы на коне (круговые движения двумя ногами выполнял широко, раскованно, без остановок, а главное, рационально и красиво). Нашим гимнастам такая техника исполнения пришлась по душе. Н. П. Серый оказался самым способным учеником Э. Камлера. Да скоро и все остальные не только освоили новый стиль, но и сумели усовершенствовать его. В ноябре 1934 г. на чемпионате СССР в Тбилиси ленинградцы поразили всех красивой работой на коне, и новое направление стало быстро распространяться повсеместно.
В 1935 г. Н. П. Серый окончил ГИФК им. П. Ф. Лесгафта и был оставлен преподавателем кафедры гимнастики. В этом же году Л. П. Орлов доверил ему составление упражнений для массовых выступлений делегации института на Красной площади, а также руководство постановкой отдельных номеров выступления. В 1937 г. Николай Павлович готовил делегацию студентов института к параду на Красной площади уже вместе с Л. П. Орловым. Серьезная работа по подготовке и проведению массовых выступлений убедила Н. П. Серого в необходимости получить второе образование, чтобы не быть постановщиком-дилетантом, и в 1939 г. он поступает на режиссерский факультет Ленинградского театрального института.
В грозном июне 1941 г. учебу пришлось прервать и пойти в народное ополчение командовать ротой. Вскоре Н. П. Серого переводят на должность преподавателя курсов усовершенствования командного состава по физической подготовке, которые эвакуируются в Москву. В 1944 г. его отзывают из рядов Красной Армии и направляют на работу в отдел спорта ВЦСПС.
В конце июля 1945 г. на Красной площади состоялся парад физкультурников в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Готовить одну из самых представительных делегаций — колонну ВЦСПС — доверили Н. П. Серому. Много задумок, талантливых находок было воплощено в первой самостоятельной работе, получившей высокую оценку. Здесь впервые родилась идея с помощью изменения в ходе выступления окраски костюмов создавать очень оригинальный цветовой эффект.
В последующие годы, когда спортивные выступления стали проводиться на стадионе, цветовой фон был перенесен на трибуны. Так что «плачущий» олимпийский Мишка родился задолго до Олимпиады-80.
Высшим достижением в ряду постановочных работ было подготовленное в 1948 г. Н. П. Серым выступление делегации советских гимнастов на X Всесокольском слете в Праге, повторенное затем в Варшаве.
Потом будут праздничные открытия трех первых спартакиад народов СССР, выступления колонн физкультурников на первомайских и ноябрьских демонстрациях, и так — вплоть до
|
|
1970 г., совмещая эту огромную напряженную работу с преподавательской, сначала в ГЦОЛИФКе, затем в МГУ.
Николай Павлович всегда щедро делился опытом постановщика с молодежью, желавшей испытать себя на этом трудном, но интересном поприще. Его считают своим учителем А. Абрамян, Е. Закута, Б. Петров и другие руководители показательных выступлений, работавшие когда-то под его началом. За заслуги в постановочной работе Н. П. Серому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Орденом «Знак Почета» оценен его вклад в развитие гимнастики.
В 1936 г. в г. Сураме был проведен первый всесоюзный сбор гимнастов и тренеров, где А. И. Джорджадзе и Н. П. Серый внесли существенный вклад в утверждение советской гимнастической школы.
Через год, в 1937 году, победой на III Олимпиаде рабочего спорта в Антверпене советские гимнасты и гимнастки доказали правильность и продуктивность избранного пути. В личном первенстве по многоборью Н. П. Серый был первым, а А. И. Джорджадзе занял третье место. Их спортивным долголетием можно только восхищаться: выступления на чемпионатах страны А. И. Джорджадзе закончил в 1951-м, а Н. П. Серый — в 1952 г.
Николай Павлович трижды (1943, 1945 а 1946 гг.) становился абсолютным чемпионом страны и четыре раза (1934, 1936, 1944 и 1950 гг.) занимал вторые места. За успехи на отдельных видах у него 27 (4+13+10) наград. Серебряными или бронзовыми медалями он награждался во всех видах многоборья, пропуская только перекладину (здесь были такие признанные турнисты, как А. Джорджадзе, А. Ибадулаев, О. Бормоткин) и коня, где царствовал В. Лаврущенко, не знавший поражений восемь чемпионатов подряд, а потом — Г. Шагинян и В. Чукарин. В 1952 г. запасным участником 39-летний спортсмен поехал на XV Олимпийские игры в Хельсинки.
Достижения Александра Ивановича скромнее. Лишь один раз, в 1939 г., он был третьим в многоборье, но трижды (1939, 1943 и 1949 гг.) побеждал на перекладине и пока выступал, был законодателем мод в этом интереснейшем виде многоборья. А. И. Джорджадзе награждался медалями чемпионатов СССР также за упражнения на кольцах, опорные прыжки и брусья.
И сегодня доценты А. И. Джорджадзе и Н. П. Серый в строю. Александр Иванович работает на кафедре гимнастики Грузинского ГИФКа, где его лекции, спокойные, наполненные глубоким содержанием, слушают сотни студентов. А неугомонный Николай Павлович, увлекающийся, не потерявший и сегодня огневого задора, зажигает любовью к гимнастике сердца студентов МГУ. |
|