|
||||
дая канонов классического передвижения. Известно, что Манаенко выступал в соревнованиях по многим спортивным дисциплинам: были среди них и столь непохожие, как, скажем, баскетбол и шахматы. И вызвано было это не только желанием помочь своей команде, а скорее необходимостью познать различные аспекты спортивной деятельности, которые могли оказаться полезными для тренера фехтования. Его интересы всегда имели широкий диапазон, но аккумулировались только в одном — в деле, избранном на всю жизнь. Умение подчинить все свои интересы одному делу, одной цели, именно подчинить, а не отказаться от многообразной жизни оказало огромное влияние на формирование взглядов целого поколения фехтовальщиков, которые были моложе Ивана Ильича лет на десять-пятнадцать и которые, показывая хотя и различные спортивные результаты, но все стали незаурядными тренерами. Это такие мастера, как Л. Кузнецов, М. Мидлер, Д. Тышлер, Г. Булгаков, Л. Лейтман. Манаенко был их фехтовальным кумиром. Интересно, что сам Иван Ильич ровным счетом для этого ничего не делал. Не было слов, были только поступки. Его копировали, ему подражали, на его уровень ориентировались. Спортивная судьба Ивана Ильича складывалась не просто. Были в ней огромные взлеты, были и досадные неудачи. Но выручало всегда одно — зарывался в работу. |
Иван Ильич первый советский тренер, который ввел ежедневные тренировки, поставив на первое место в подготовке фехтовальщика специализированность подготовки. То ли в шутку, то ли всерьез повторял, что циркач свои трюки доводит до совершенства, повторяя одно и то же изо дня в день. Так должен и фехтовальщик. И новичок, и большой мастер учат одни и те же приемы, только мастер делает их быстрее, изящнее, тоньше. Это не говорит о том, что Иван Ильич был противником других систем подготовки. Все его высказывания имели одну цель — трансформировать психологию ученика таким образом, чтобы все многообразие спортивной информации воспринималось им через фехтование или применительно к фехтованию. Манаенко расценивал деятельность на соревнованиях как одну из специфических и важнейших сторон тренерской работы. Поэтому он изучал досконально все слабые и сильные стороны учеников, чтобы играть на них, как скрипач, извлекая те звуки, которые необходимы, чтобы получилась стройная мелодия. Да, Иван Ильич оставил большой след в развитии советского фехтования, и пока жив спорт, будет жив интерес к этому человеку. По-прежнему открыты двери его зала, его школы. По-прежнему мы измеряем свои поступки его мерками. По-прежнему мы чувствуем на себе взгляд. его глаз — теплых и требовательных одновременно. Он с нами. Он в нас. |
|||
ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ |
||||
Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович, С. В. Кретов, Москва |
||||
Техника и тактика поединков на саблях имеют многие существенные отличия от фехтования на колющих видах оружия — рапирах и шпагах, ибо в основе формирования важнейших признаков единоборства на саблях лежат исторически сложившиеся и обусловленные правилами соревнований способы нанесения ударов, определяющие своеобразие пространственных и временных характеристик действий спортсменов оружием. Потребности в выявлении специфики соревновательной деятельности в каждом ви- |
де фехтования для теории и методики-спорта очевидны. Их реализация служит повышению эффективности тренировочного процесса с учетом оценок вклада различных средств единоборства, а также других тактических показателей в боевую результативность спортсменов. Научно обоснованные представления о сравнительной значимости приемов и действий являются и необходимым ориентиром при построении многолетней подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков, важнейшей составной |
|||
73 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |