Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  68417-12.jpg  

Ученики французского тренера Э. Ревеню из клуба «Мелун» — неоднократные победители Кубка Европы для клубных команд по фехтованию на рапирах. Слева направо: Б. Тальвар, X. Лезер, Б. Бошри, Ф. Петрушка, Д. Ревеню

 

торые из юных уже имеют титул чемпионов Франции) надеется вернуть. клубу былую славу. Серебряная медаль Патрика Лотелье на чемпионате мира среди юниоров в Ленинграде — достойное тому подтверждение.

 

Заслуги метра в развитии французского и мирового рапирного фехтования неоспоримы. Он остается на своем посту с желанием воспитать еще не одного сильного ученика.

Правительство Франции высоко оценило деятельность Ревеню, вручив ему 4 марта 1984 г. во время финала Кубка Дюваля знак отличия Кавалера почетного Легиона.

 

По материалам журнала
«Эскрим»

 

ТАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ

   
Т. Н. Колчанова, Москва
 

Сколько отмерено человеку лет на земле — не знает никто. Но есть закон жизни, по которому тот, кто не щадит себя, отдает ежедневно, ежечасно всю свою энергию, все жизненные силы любимому делу, уходит от нас рано.

Ивану Ильичу Манаенко было 66 лет, когда его сердце перестало биться. Сорок из них отдано фехтованию.

Начинался его жизненный путь традиционно, как у многих молодых людей «го поколения. Уроженец небольшого го-

 

родка Енакиево, что в Донецкой области, он переезжает в Харьков, поступает в институт физической культуры к известному фехтовальному педагогу П. Заковороту. И с тех пор не расстается с любимым видом спорта никогда. Незаурядное дарование молодого человека проявляется уже на первых курсах института. Манаенко предлагают испытать свои педагогические способности в работе со студентами. Если в качестве обучаемого Иван Ильич быстро усваи-

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

вал технику передвижения и владения оружием, легко справлялся с тактическими задачами, то в роли тренера у него проявились иные стороны таланта, которые получили развитие и в конце концов, уже через десятилетие, вывели Манаенко в ведущие тренеры страны.

Это — умение понять механику движения, разложить его на составляющие, донести до учеников смысл исполняемого — не прямо, не с помощью научной терминологии, а опосредованно, через яркие, сочные, легко осязаемые образы.

Это — хорошее знание психологин человека. Умение управлять не только организмом ученика, но и его разумом. Как великий кукольник, он держал в руках сотни ниточек, знал, в какой момент за какую дернуть, чтобы привести в исполнение свои, замыслы.

Это — понимание того, как нужно организовать педагогический процесс, чтобы каждое звено этого сложного организма было на своем месте.

Это — умение жить завтрашним днем, видеть перспективу развития вида спорта, предугадать новейшие тенденции в работе зарубежных коллег и опередить их на шаг, на темп, как говорят фехтовальщики.

Конечно, во время первых опытов тренерской работы Иван Ильич не имел еще четкой системы, но, обладая острым зрением и наблюдательностью, уже тогда заслужил похвалу своих педагогов — П. Заковорота и В. Андриевского.

В течение нескольких лет параллельно формировались знания и умения Манаенко-ученика и Манаенко-учителя. Говоря сегодняшним языком, многие годы он был играющим тренером. Сначала в институте, затем в кавалерийском училище, где в 1939 г. Иван Ильич создал фехтовальную секцию. В годы Великой Отечественной войны работал в частях особого назначения. Сразу же после войны, побеждая на чемпионатах страны в двух видах оружия — рапире и сабле, Иван Ильич уже тренировал в московском «Динамо» «штыкачей», рапиристов, саблистов, шпажистов.

Сейчас кажется нереальным тогдашнее умение тренеров заниматься одновременно с огромным количеством учеников, выступать к тому же самому, работать с мастерами спорта и новичками, выполнять функции организатора и хозяйственника. Но иначе было нельзя. Спорт обязан своим развитием в послевоенные годы именно таким энтузиастам, мастерам на все руки, истинным любителям, которых не смущали ни

  68417-13.jpg

 

Иван Ильич Манаенко

 

крошечные залы, ни примитивный инвентарь, ни великовозрастные ученики, ни мизерная зарплата и прочее.

Именно в те годы, видимо, и сложилось тренерское кредо Манаенко, основы его школы, которые так скоро дали результат.

Я думаю, не лишним будет напомнить, что наши фехтовальщики появились на международной арене лишь в 50-е годы, когда французы, итальянцы, венгры, поляки, шведы уже имели опыт борьбы в соревнованиях самого высокого ранга, включая олимпийские игры, который исчислялся десятилетиями.

А теперь приведу несколько фактов из жизни Ивана Ильича и его учеников.

1952 год. Хельсинки. Первые олимпийские игры, в которых мы участвуем. Лучший результат у саблиста Манаенко — 1/2 финала.

1955 год. Чемпионат мира в Риме. 3-е место занимает сборная СССР по сабле. В ее составе Яков Рыльский, ученик Манаенко.

1956 год. Олимпийские игры в Мель-

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

бурне. Яков Рыльский вновь уезжает с бронзовой ,медалью командного первенства.

1956 год. Чемпионат мира в Лондоне. Первое место занимает команда рапиристок. В ней фехтуют две ученицы Манаенко — Александра Забелина и Валентина Растворова.

1957 год. Чемпионат мира. В финале теперь уже личного турнира те же ученицы советского педагога. А. Забелина впервые в истории нашей страны получает золотую медаль. В. Растворова занимает 4-е место. Яков Рыльский дарит тренеру «серебро» командного первенства.

1958 год. Чемпионат мира в Филадельфии. Вновь звучит Гимн Советского Союза. Вновь на верхней ступени пьедестала личных соревнований ученица советского тренера В. Растворова. И еще раз гремят фанфары — в честь команды наших девушек. Теперь уже в :ней три воспитанницы Манаенко: Г. Горохова, А. Забелина, В. Растворова.

Но и это не последний успех динамовского педагога. Саблист Я. Рыльский также занимает 1-е место в личном турнире и 2-е в командном.

Поистине триумф тренера, школы, страны.

Можно продолжать историческую летопись завоевания ведущих позиций в мировом фехтовании нашими спортсменами. И везде нам будут встречаться знакомые и новые имена московских динамовцев, которых подготовил Иван Ильич Манаенко.

Три золотые медали олимпийских игр принесет женская сборная СССР под руководством Манаенко. Еще две золотые медали мирового достоинства завоюет Я. Рыльский. Еще неоднократно порадуют нас успехи Ю. Рудова, Л. Романова, Н. Ивановой. Еще, еще, еще...

В расцвете сил, в зените славы подкрадется к тренеру коварная болезнь. Сердце, привыкшее работать за троих, семерых, десятерых, устало... Заключение врачей категорично: если организм справится с болезнью, нужен отдых, размеренный образ жизни, прогулки и все прочее, что претит энергичной натуре Ивана Ильича, его стилю жизни.

Великолепная плеяда учеников Манаенко уходит. Все они остаются в спорте и продолжают дело учителя. Казалось бы, пора остановиться.

Но не таков этот человек. Он делает свой очередной набор. Вновь, с нуля, начинается путь тренера. Вновь растут мастера спорта, появляются из огромной массы золотые крупинки.

 

Иван Ильич не только тренировал. Он постоянно делился своими тренерскими знаниями с коллегами всего Советского Союза. Его занимали самые разные вопросы: техническая оснащенность залов, организация учебного процесса во всех подразделениях школы, идейное воспитание тренерского коллектива московского «Динамо» в качестве пропагандиста в сети партийной учебы.

На последнем году жизни (1985 г.) он создает учебный фильм, посвященный фехтованию на рапирах, тем самым увековечивая свой метод.

Чем он был для нас — его коллег, учеников, учеников его учеников?

Он был нашей совестью, человеком, способным мыслить не приземленно, а возвышенно, умеющим подняться над мелочами повседневности и дать глобальный анализ явлениям и событиям.

Он умел вовремя поддержать отчаявшихся и поставить на место зазнавшихся. На него не держали обид, потому что знали: действия этого человека продиктованы не личными выгодами, а интересами общего дела.

Иван Ильич не оставил после себя книг, научных трудов, воспоминаний. Он любил поговорить на фехтовальные темы, но о своей судьбе предпочитал молчать, полагая, что результаты труда сами говорят за себя, а факты биографии — дело второстепенное.

Чтобы глубже и полнее воспроизвести портрет Манаенко-тренера, необходимо вернуться к тем годам, когда проходило становление Манаенко-спортсмена. Его учителем был Петр Заковорот, личность легендарная, приверженец чисто классического стиля фехтования, хранитель традиций французской школы. Ивану Ильичу же эти рамки всегда были тесны. Теперь трудно сказать, интуитивно или в результате размышлений Манаенко уже в собственном- стиле ведения поединков предвосхитил фехтование будущего. Главными качествами спортсмена он считал быстроту, постоянное маневрирование, поиск неординарных решений и даже неординарных приемов. Его манера фехтования зачастую ставила противников в неудобное положение. Он мог уколоть сверху, сбоку, оттуда, где не только в данный момент, но и вообще ожидать укола не привыкли. Не все в то время смогли правильно оценить эти изобретения. Находились люди, которые называли новинки недостатками технической подготовки. Двигался Иван Ильич зачастую на прямых ногах, как в боксе, много прыгал, нападал, используя обычный бег вперед, не соблю-

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

дая канонов классического передвижения.

Известно, что Манаенко выступал в соревнованиях по многим спортивным дисциплинам: были среди них и столь непохожие, как, скажем, баскетбол и шахматы. И вызвано было это не только желанием помочь своей команде, а скорее необходимостью познать различные аспекты спортивной деятельности, которые могли оказаться полезными для тренера фехтования. Его интересы всегда имели широкий диапазон, но аккумулировались только в одном — в деле, избранном на всю жизнь. Умение подчинить все свои интересы одному делу, одной цели, именно подчинить, а не отказаться от многообразной жизни оказало огромное влияние на формирование взглядов целого поколения фехтовальщиков, которые были моложе Ивана Ильича лет на десять-пятнадцать и которые, показывая хотя и различные спортивные результаты, но все стали незаурядными тренерами. Это такие мастера, как Л. Кузнецов, М. Мидлер, Д. Тышлер, Г. Булгаков, Л. Лейтман. Манаенко был их фехтовальным кумиром. Интересно, что сам Иван Ильич ровным счетом для этого ничего не делал. Не было слов, были только поступки. Его копировали, ему подражали, на его уровень ориентировались.

Спортивная судьба Ивана Ильича складывалась не просто. Были в ней огромные взлеты, были и досадные неудачи. Но выручало всегда одно — зарывался в работу.

 

Иван Ильич первый советский тренер, который ввел ежедневные тренировки, поставив на первое место в подготовке фехтовальщика специализированность подготовки. То ли в шутку, то ли всерьез повторял, что циркач свои трюки доводит до совершенства, повторяя одно и то же изо дня в день. Так должен и фехтовальщик. И новичок, и большой мастер учат одни и те же приемы, только мастер делает их быстрее, изящнее, тоньше. Это не говорит о том, что Иван Ильич был противником других систем подготовки. Все его высказывания имели одну цель — трансформировать психологию ученика таким образом, чтобы все многообразие спортивной информации воспринималось им через фехтование или применительно к фехтованию.

Манаенко расценивал деятельность на соревнованиях как одну из специфических и важнейших сторон тренерской работы. Поэтому он изучал досконально все слабые и сильные стороны учеников, чтобы играть на них, как скрипач, извлекая те звуки, которые необходимы, чтобы получилась стройная мелодия.

Да, Иван Ильич оставил большой след в развитии советского фехтования, и пока жив спорт, будет жив интерес к этому человеку.

По-прежнему открыты двери его зала, его школы. По-прежнему мы измеряем свои поступки его мерками. По-прежнему мы чувствуем на себе взгляд. его глаз — теплых и требовательных одновременно.

Он с нами. Он в нас.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ

   
Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович,
С. В. Кретов, Москва
 

Техника и тактика поединков на саблях имеют многие существенные отличия от фехтования на колющих видах оружия — рапирах и шпагах, ибо в основе формирования важнейших признаков единоборства на саблях лежат исторически сложившиеся и обусловленные правилами соревнований способы нанесения ударов, определяющие своеобразие пространственных и временных характеристик действий спортсменов оружием. Потребности в выявлении специфики соревновательной деятельности в каждом ви-

 

де фехтования для теории и методики-спорта очевидны. Их реализация служит повышению эффективности тренировочного процесса с учетом оценок вклада различных средств единоборства, а также других тактических показателей в боевую результативность спортсменов. Научно обоснованные представления о сравнительной значимости приемов и действий являются и необходимым ориентиром при построении многолетней подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков, важнейшей составной

Library   73   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало