|
на, стал для французской- публики настоящей звездой. Ободренные успехом, создатели фехтовального сериала в 1922 г. выпускают продолжение. — «Двадцать лет спустя», тоже в 12 сериях.
Но подлинную эпоху в немом кинематографе сотворили два великих «фехтовальщика» экрана Макс Линдер и Дуглас Фербенкс. Внешность М. Линдера, типичная для француза-южанина, чрезвычайно нравилась зрителям: тонкая, нервная фигура, быстрые и точные движения, подвижное лицо с ослепительной улыбкой из-под темных усов. Но кроме внешности М. Линдер обладал высокой техникой актерской игры и был разносторонним спортсменом, о чем свидетельствуют названия его картин: «Макс катается на коньках», «Макс боксирует», «Макс занимается всеми видами спорта», «Макс — тореадор»; в последний фильм были включены документальные кадры его подлинного участия в корриде в Барселоне в 1912 г.
М. Линдер умел хорошо фехтовать. Но показать это искусство в кино ему удалось только много лет спустя, когда его слава и популярность уже угасли.
Для того чтобы покорить мировой кинорынок, Голливуду после первой мировой войны требовался универсальный герой, который, с одной стороны, имел бы успех у зрителей в любой части света, а с другой — завуалированно выражал идеи Америки.
И такой герой явился в облике Дугласа Фербенкса.
Д. Фербенкс пришел в кино из театра, где выделялся акробатической подготовкой. В первых фильмах он играл маменькиных сынков, которые попадают в суровые жизненные испытания, но выходят победителями благодаря спортивной закалке. Бокс, акробатические прыжки, рукопашные схватки с бандитами, погони на поездах и в автомобилях; атлетическая фигура героя, готового на любую авантюру и не знающего страха, — для зрителей все это было необычайно новым и свежим после салонных психологических драм с их анемичными и прилизанными героями.
Затем Д. Фербенкс снимается в приключенческих лентах: «Знак Зорро» (1920), «Три мушкетера» (1921) и «Робин Гуд» (1922). Роли Д'Артаньяна, Зорро и Робина Гуда принесли ему мировую славу и обожание зрителей.
Заслуги Д. Фербенкса в кино несомненны. Он придал приключенческому киножанру законченную форму, ввел сцены и приемы, которые сегодня явля-
|
|
ются обязательными в фильмах, подобного рода: дуэли на шпагах, кавалькады, прыжки с высоты третьего этажа прямо в седло коня, полеты через залы замков, ухватившись за веревку или за люстру. Д. Фербенкс повлиял на манеру игры киноактеров: именно благодаря его фильмам первые советские режиссеры и актеры обратили внимание на необходимость серьезной спортивной подготовки в кино.
Но время беспощадно к своим кумирам. Приемы Д. Фербенкса, поражавшие когда-то зрителей, сегодня стали шаблонными и не удивляют даже детей. Что же касается фехтовальной стороны, то в действительности она была далеко не «ослепительной», и это понимал даже сам Д. Фербенкс.
Легенда как следствие продуманной рекламы представляет Д. Фербенкса выдающимся фехтовальщиком. Однако, вопреки легенде, актер фехтовал довольно посредственно. Для тренировок и постановок фехтования Д. Фербенкс, впервые в практике кино, обратился к помощи профессионала и пригласил бельгийского фехтовальщика Генри Дж. Уттинхоу. Уттинхоу дал минимум техники своему ученику, поставил сцены поединков в фильмах «Три мушкетера» и «Знак Зорро», но при этом не внес ничего нового: он просто скопировал манеру фехтования, которая господствовала в то время в кинематографе.
К тому времени уже было снято большое количество сцен с фехтованием,. но всем им был присущ общий, чрезвычайно серьезный недостаток: экранные фехтовальщики совершенно не учитывали выразительных особенностей кинематографа.
Свои средства выражения кинематограф заимствовал у многих искусств, и прежде всего у театра. Влияние театра особенно ощущалось в технике игры актеров перед камерой: излишне широкие жесты и преувеличенная мимика казались на экране ненатуральными и напыщенными. Кино долго и болезненно избавлялось от проявления театральности в игре актеров, в том числе от подчеркнуто условной манеры сценического фехтования.
Сценическое фехтование по мере развития театрального искусства выработало особую технику — с обозначениями уколов-ударов и статуарными положениями тела, которые биомеханически резко отличались от реальных движений боевого или спортивного фехтования.
Актеры экрана, изображавшие фехтовальщиков в сценической манере, вяло |
|