|
||||
соперницы. При атаках старается обойти оружие соперницы, а действие на оружие применяет, как правило, при контратаках. Хорошо сохраняет дистанцию и применяет повторную атаку в те моменты, когда соперник считает, что он избежал первой атаки с помощью быстрого отступления. Уверенно чувствует себя в ближнем бою, пытаясь нанести укол из любого положения. Хорошо маневрирует на линии предупреждения, но ищет малейшую возможность для атаки. Представителем третьей группы является Н. Г-ва, «боевой портрет», которой таков. Наиболее часто она применяет защитно-ответные действия (до 4 успешных действий в каждом бою, причем эффективность этих действий при хорошем уровне тренированности приближается к величине 60%, чего не наблюдается у других сильнейших рапиристок). В то же время другие основные боевые действия — атака и контратака — занимают достаточно большой объем, хотя и меньший, чем у представительниц позиционно-атакующего и маневренно-атакующего стилей. Если сравнить удельный вес действий «от ситуации» или «от себя», то он распределяется примерно поровну, хотя действия «от себя» незначительно превалируют, особенно если спортсменка не находится в хорошей спортивной форме. Она хорошо чувствует дистанцию, чередует короткие однотемповые атаки с развитием; последние, как правило, выражаются через действия на оружие противника. Спортсменка достаточно уверенно чувствует себя на линии предупреждения и в этой ситуации нередко наносит уколы, главным образом в форме защиты и ответа. Против быстро наступающей соперницы с равной эффективностью применяет три варианта действий: разрыв дистанции, сохранение дистанции для выполнения защитно-ответных действий, резкое сокращение дистанции для контратаки (как правило, с оппозицией). Много наносит уколов в ближнем бою, используя для этого любую возможность. «Боевой портрет» Н. Я-вой — представительницы четвертой группы — таков. Спортсменка чаще всего использует контратакующие или защитно-ответные действия. Атаки по своему парциальному объему не превышают 10%, а их эффективность — 15 — 20%. В то же время эффективность защитно-ответных действий приближается к 40%, что следует признать высоким показателем ее уровня технико-тактической подготов- |
ленности и боевого опыта. Спортсменка очень много использует подготавливающих действий, или вынуждает соперницу атаковать в неблагоприятный для нее момент, или выжидает момент для выполнения атаки, в которой высока вероятность успеха. Большинство ее атак — простые и заканчиваются в один и тот же сектор нанесения укола., Не любит догонять быстро отступающую соперницу, предпочитая вызвать на себя ее атакующие действия. Одно из ценных качеств спортсменки — способность брать четвертую защиту в последний момент, когда атака соперницы практически закончилась. Спортсменка в каждом бою много времени проводит на линии предупреждения, а 90% всего времени боя — на отрезке между линией начала и линией предупреждения. Арсенал ее боевых действий довольно ограничен. Статистические данные, полученные из наблюдений над 34 спортсменками высокой квалификации (2 заслуженных мастера спорта СССР, 7 мастеров спорта международного класса, остальные — мастера спорта СССР), распределены по четырем группам, каждая из которых характеризуется определенными данными (см. таблицу). Эти данные могут служить модельными характеристиками для оценки уровня технико-тактической подготовленности фехтовальщиц. Это относится не столько к показателям частоты применения приема, сколько к его эффективности. Так, например, фехтовальщица с маневренно-атакующей тактикой ведения боя может проводить в течение одного поединка меньше 7 или больше 10 атак (по нашим данным, для таких спортсменок типичен диапазон 7 — 10 атак). Но самое главное, эффективность этих атак во встрече с равными соперниками не должна быть ниже 50 — 60%. То же самое относится и к остальным параметрам результативности. Установив на основании записей боев конкретные значения тактической характеристики той или иной фехтовальщицы, определив ее типичный индивидуальный стиль (см. ст. В. В. Житлова и Б. В. Турецкого в сборнике статей «Фехтование», 1983 г.), тренер может обнаружить «слабые звенья» в подготовке, определить, над каким разделом в тактической подготовленности необходимо работать в первую очередь, каких величин эффективности необходимо добиваться. Это позволяет оптимизировать процесс тактической подготовки фехтовальщиц с опорой на важнейший педагогический принцип — принцип индивидуального подхода. |
|||
40 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |