|
||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Показатели использования атакующих
атак на подготовку (табл. 2). На их выполнение приходится около 94% от всего количества атакующих действий, а на атаки ответные и повторные всего 6%. Вероятно, это связано с большей сложностью создания благоприятных ситуаций в поединке, так как для результативного применения атак ответных и повторных требуется сравнительно небольшая дистанция и точная оценка момента начала направления и глубины нападения или отступления противника и др. Однако трудность создания оптимальной ситуации для выполнения атак ответных и повторных компенсируется в дальнейшем высокой их результативностью. Атаки же основные, объем выполнения которых равен 72,8%:, имеют наименьшую результативность в сравнении с другими разновидностями атакующих действий, так как зачастую выполняются без связи с подготавливающими действиями, с относительно большой дистанции, что облегчает противнику выбор адекватного средства для противодействия атаке. Подготавливая ситуацию для выполнения собственной атаки, спортсмен не только ждет (создает) благоприятный момент для начала нападения, но и оперативно осмысливает (полностью или частично) двигательную структуру и тактическое содержание предполагаемого действия с учетом динамических, кинематических параметров и тактических особенностей взаимодействия с противником. Очевидно, именно это и является причиной более частого и весьма результативного использования атак преднамеренных и преднамеренно-экспромтных (табл. 3). Вместе с тем результативность атак экспромтных достаточно высока, несмотря на то, что при их выполнении суще- |
Таблица 3
Показатели
использования атакующих
ственно увеличивается процент технического брака. Видимо, в поединках это компенсируется тактически более адекватным реагированием в завершающей фазе экспромтных атак. Одним из основных условий успешности атакующего действия в фехтовании на рапирах является его внезапность для противника (момент начала атаки, его продолжительность и тактическое содержание, сектор нанесения укола и др.) на всех этапах выполнения, так как неожиданная атака имеет не только наивысшую результативность (табл. 4), но и наибольший объем применения. В свою очередь, ожидаемые противником атаки при относительно высоких объемах использования имеют весьма низкий показатель результативности в связи с формированием у обороняющихся спортсменов готовности к наиболее вероятному событию (ожидаемая атака), укорачивающему время принятия адекватного решения. Ведь практически только одна такая атака из четырех достигает цели. С повышением степени неожиданности атакующих действий существенно ме-
Таблица 4
Показатели
использования атакующих
|
|||||||||||||||||||||
36 |
|
||||||||||||||||||||||||
Таблица 5
Показатели применения атак в ситуациях с различным уровнем их неожиданности для обороняющегося противника, %
|
||||||||||||||||||||||||
няется состав средств ведения поединков. В частности, значительно уменьшается объем использования основной атаки (табл. 5), а объем применения атак на подготовку, ответных и повторных увеличивается. Результативность же всех тактических разновидностей атакующих действий с повышением степени их неожиданности увеличивается независимо от тактического содержания. Существенные изменения наблюдаются и в составе средств противодействия атакам (табл. 6). По мере повышения степени неожиданности атакующих действий для обороняющихся спортсменов уменьшается объем применения защит, а |
объем использования контратак увеличивается, что объясняется различием требований к оценке ситуации и принятию решения — защищаться или контратаковать. Ведь для применения защиты спортсмен должен оценить дистанцию, глубину, способ, направление и продолжительность нападения, а также момент его завершения, в то время как для применения контратаки в основном достаточно верно оценить дистанцию и продолжительность атаки противника. Кроме того, при неожиданных атаках значительно увеличивается количество ситуаций, в которых атакуемый не выполняет никаких противодействий. |
|||||||||||||||||||||||
Таблица 6
Показатели применения средств противодействия атакам в ситуациях с различным уровнем неожиданности для обороняющегося противника, %
|
||||||||||||||||||||||||
С целью оптимизации процесса технико-тактического совершенствования фехтовальщиков на рапирах необходимо повышать специализированность упражнений в тренировке, максимально приближая учебные условия их выполнения к соревновательным. При совершенствовании умений выполнять атаки с различной степенью готовности целесообразно придержи- |
ваться следующих соотношении: атаки преднамеренные — 4, атаки преднамеренно-экспромтные — 2, атаки экспромтные — 1. Соотношение атак простых, атак с финтами и с действием на оружие должно быть примерно одинаковым. Эффективно также создание типовых ситуаций в индивидуальном уроке при совершенствовании атакующих действий, |
|||||||||||||||||||||||
37 |
|
||||
в которых фехтовальщик чередует несколько вариантов двух темповых основных атак и одну атаку последующего намерения, завершаемую контрзащитой и контрответом. При совершенствовании умений противодействовать атакам следует создавать ситуации с различным уровнем неожиданности выполнения атакующих действий для обороняющегося спортсмена, причем соотношение ситуаций должно быть следующее: атаки ожидаемые — 2, неожидаемые — 2, частично ожидаемые — 1. Используемые варианты нападения должны иметь равную или |
разную вероятностную последовательность, чтобы разнообразить уровень неопределенности ситуации. Осваивая умение неожиданного применения атакующих действий в соревновательных боях, следует их совершенствовать в единых комбинациях с подготавливающими действиями. При этом основные усилия должны быть направлены на поиск и создание самим спортсменом благоприятной ситуации для внезапного начала атаки, а также неожиданных для противников пространственных и временных характеристик. |
|||
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
|
||||
В. В. Житлов, заслуженный тренер СССР, Казанский государственный университет |
||||
В современном спорте высших достижений результат достигается за счет гармоничного сочетания физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена, за счет реализации заложенных в нем задатков. Эти задатки реализуются как способности, определяющие, с одной стороны, высокий уровень развития физических и психических качеств, с другой — устойчивость состояний в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Если исходить из положения, сформулированного в свое время К. Марксом и Ф. Энгельсом, о том, что, овладевая общественно выработанными способами труда, человек тем самым развивает в себе соответствующие способности, то с полным основанием можно говорить, что, овладевая определенным способом деятельности, спортсмен развивает специальные для данной деятельности способности. Такого рода способ деятельности формируется у каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями и представляет собой так называемый индивидуальный стиль деятельности. Специальные способности фехтовальщика — чрезвычайно сложная многофакторная система. В некоторых видах спорта результат определяется довольно узким набором качеств (например, скоростно-силовых качеств в тяжелой атле- |
тике, специальной выносливости в беге на длинные дистанции), в фехтовании же успеха добиваются спортсмены с самыми различными конституционными особенностями, сочетаниями личностных свойств, физических и психических качеств. Объясняется это тем, что фехтовальщики могут компенсировать свои недостатки в определенной физической или психической сфере за счет адекватного индивидуального стиля деятельности. Правильно определить индивидуальные особенности фехтовальщика и сформировать с учетом знания этих особенностей индивидуальный стиль деятельности — важнейшая педагогическая задача. Определив направления формирования индивидуального стиля деятельности фехтовальщики, мы раскрываем пути реализации важнейшего педагогического принципа — принципа индивидуального подхода. Для изучения особенностей ведения боя фехтовальщицами высокой квалификации анализировались нотационная запись и видеозапись, проведенные во время серии всесоюзных и международных соревнований: I Всесоюзного турнира сильнейших фехтовальщиц, международного турнира на Кубок БССР, контрольных соревнований перед чемпионатом мира, соревнований на Кубок СССР 1982 г., I Всесоюзного турнира |
|||
38 |
Назад
Дальше
К содержанию
На главную
В библиотеку
В начало
Реклама:
|