Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

(как называют в Мексике болельщиков) не желали иной чемпионки на мексиканской земле, кроме Ролдан. Но победила в том поединке все-таки Лена.

Лишь только она получила золотую медаль, как тут же всплыл эпизод с ее отлетом в Мехико, и газеты и журналы дружно отозвались каламбурами: «Как заяц стал чемпионом», «Зайцем — на Олимпийские игры» и тому подобными «зайцами».

Побуждаемая поиском «дорожки», ведущей к олимпийскому пьедесталу, я спросила Лену, какова, с ее точки зрения, роль счастливого случая в вознесении на Олимп.

«Мне кажется, что какое-то везение необходимо, но в фатальное, играющее главную, роковую роль не верю. Если ты хорошо готова, то и выступишь хорошо. И даже если готова не очень, все равно можешь выступить сильно за счет предельной концентрации. Ну а если не настроилась или вообще слаба, то и говорить не о чем.

Если человек не имеет соответствующей квалификации, он никогда не выиграет олимпийские игры (чемпионат мира, страны, города). А если выиграл, то я ни за что не поверю, что это случайно, что повезло. Он мог очень долго к этому готовиться, но о его воз-

 

можностях, о его силе и способности концентрироваться в решающий момент до тех пор знали только он и его тренер... Нет, никогда я не рискну сказать, что кто-то выиграл случайно. Это все равно, как в Мехико я была удостоена Приза неожиданности. Мое выступление могло быть неожиданным для кого угодно, для тех, кто ничего не знал обо мне. Но только не для меня и моих тренеров.

—   А как ты относишься к талисману? Я, например, никогда не решилась бы вверить свою судьбу талисману. Хотя и заманчиво было бы всю ответственность за решение какой-нибудь проблемы, за исход боя взвалить, скажем, на куклу, старый тапочек или... мышиный хвост.

— Заманчиво, — смеется Лена, — но я тоже не верю ни в какие талисманы. Надеяться можно только на себя».

Итак, с первой же попытки Елена Белова — единственная из советских фехтовальщиц — нашла, узнала путь, ведущий к олимпийскому пьедесталу.

Я надеялась хоть немного прояснить, рассекретить этот путь. Удалось ли это мне? — рассудит читатель.

 

 

ОБРАЗЦЫ ОРУЖИЯ, ЭКСПОНИРУЕМОГО В МУЗЕЯХ АРМЕНИИ

   
А. А. Езекелян, Ереван
 

К проблеме возникновения и усовершенствования холодного оружия у фехтовальщиков интерес особый, так как спортивный поединок на рапирах, шпагах, саблях является условным прототипом настоящего боя и сегодняшние спортивные правила и методики обучения начали формироваться на основе системы военно-физического воспитания, составной частью которой являлась подготовка к рукопашному бою. Современным фехтовальщикам нередко приходится участвовать и в качестве консультантов в съемках батальных эпизодов художественных фильмов, отвечать на вопросы любителей истории фехтования.

В большинстве крупнейших музеев мира, имеющих экспозиции, отображающие историю, представлено холодное оружие. Значительным количеством разнообразных образцов холодного оружия различных эпох располагают музеи Армении, что свидетельствует о многочисленных войнах в Армянском нагорье.

По давней традиции многие военачальники даже наших дней имеют личное холодное оружие, в том числе и полученное в награду за проявленную храбрость. Ведь сабля

 

или кортик офицера и генерала, которые надевают лишь на парад, олицетворяют принадлежность к мужественной и почетной профессии защитников Родины. Поэтому в музеях бережно хранятся и клинки выдающихся военачальников и храбрейших воинов, героев гражданской и Великой Отечественной войн. Холодное оружие, экспонируемое в музеях Армении, можно подразделить на следующие группы: 1. Копья, дротики, пики. 2. Секиры, топоры, молоты. 3. Пращи. 4. Луки и стрелы. 5. Булавы, палицы. 6. Кинжалы. 7.    Мечи, сабли, шпаги, рапиры (штыки). 8.      Защитные средства: щиты и доспехи. 9.   Стенобитные орудия: «еш», «пиликуан», «таран», катапульты. 10. Поджигательные средства.

Ознакомление с видами холодного оружия, изготовленного в периоды начиная с III тысячелетия до н. э., позволяет ощутимо представить эволюцию военного искусства и систем ведения вооруженной борьбы и прежде всего рукопашных поединков, а также острее почувствовать историческую связь времен.

Library   53   Up


Contents

 

Home
  68451-14.jpg

Холодное оружие, экспонируемое в музеях

1 — 2 — шлемы (778 г. до н. э.) из раскопок крепости Арин-Берд: 3 — 5 — шлемы средних веков; 6 — боевая
для стрел; 10 — 15 — разновидности средневековых наконечников для стрел; 16 — 20 — наконечники копий и
 наконечник с двухсторонними выступами; 23 — вилы (до н. з.); 24 — трезубец-вилы; 25 — наконечник дро-
35 — секира; 36 — боевой топор; 37 — боевой нож; 38 — цакат средневековый; 39 — средневековый серп; 40 —
н. э.); 52 — 56 — щиты; 57 — праща; 58 — средневековый лук; 59 — 60 — боевые и хозяйственные инструменты
тый (Ани-Двин, до н. э.); 70 — средневековый меч; 71 — колющее оружие Хосеп Эмина (1722 г.); 72 — 73 —
77 — шпага XIX в.; 78 — личная сабля маршала А. X. Бабаджаняна; 79 — сабля (XIX в.); 80 — личная саб-
Степаняна (XIX в.); 82 — личная сабля героя гражданской войны Андраника Озуняна (XIX в.)

 
Library       Up


Contents

 

Home
  68451-15.jpg

Армении:

 

колесница средних веков; 7 — колесница (до н. э.); 8 — колчан для стрел; 9 — обсидиановые наконечники
дротиков: листовидные, ножевидные, цилиндрические (до н. в.); 21 — наконечник копья с выступая; 22 —
тика; 26 — 27 — двухсторонние копья-секиры средних веков; 28 — 31 — топоры; 32 — вахр; 33 — чикр; 34 — молот;
45 — булавы: шаровидные, грушевидные, дисковидные, ромбовидные и клиновидные; 46 — 51 — доспехи (до
(VI — IV вв. до и. з.); 61 — рог (до н. э.); 62 — 66 — мечи; 67 — 69 — кинжалы: изогнутый, прямой полусогну-
шпаги; 74 — сабля (XIX в.) Арменака Екаряна; 75 — шпага с клинком (96 см, II тысячелетие до н. э.);
ля маршала И. X. Баграмяна; 81 — личный кинжал дважды Героя Советского Союза, летчика Нельсона

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало