|
(как называют в Мексике болельщиков) не желали иной чемпионки на мексиканской земле, кроме Ролдан. Но победила в том поединке все-таки Лена.
Лишь только она получила золотую медаль, как тут же всплыл эпизод с ее отлетом в Мехико, и газеты и журналы дружно отозвались каламбурами: «Как заяц стал чемпионом», «Зайцем — на Олимпийские игры» и тому подобными «зайцами».
Побуждаемая поиском «дорожки», ведущей к олимпийскому пьедесталу, я спросила Лену, какова, с ее точки зрения, роль счастливого случая в вознесении на Олимп.
«Мне кажется, что какое-то везение необходимо, но в фатальное, играющее главную, роковую роль не верю. Если ты хорошо готова, то и выступишь хорошо. И даже если готова не очень, все равно можешь выступить сильно за счет предельной концентрации. Ну а если не настроилась или вообще слаба, то и говорить не о чем.
Если человек не имеет соответствующей квалификации, он никогда не выиграет олимпийские игры (чемпионат мира, страны, города). А если выиграл, то я ни за что не поверю, что это случайно, что повезло. Он мог очень долго к этому готовиться, но о его воз-
|
|
можностях, о его силе и способности концентрироваться в решающий момент до тех пор знали только он и его тренер... Нет, никогда я не рискну сказать, что кто-то выиграл случайно. Это все равно, как в Мехико я была удостоена Приза неожиданности. Мое выступление могло быть неожиданным для кого угодно, для тех, кто ничего не знал обо мне. Но только не для меня и моих тренеров.
— А как ты относишься к талисману? Я, например, никогда не решилась бы вверить свою судьбу талисману. Хотя и заманчиво было бы всю ответственность за решение какой-нибудь проблемы, за исход боя взвалить, скажем, на куклу, старый тапочек или... мышиный хвост.
— Заманчиво, — смеется Лена, — но я тоже не верю ни в какие талисманы. Надеяться можно только на себя».
Итак, с первой же попытки Елена Белова — единственная из советских фехтовальщиц — нашла, узнала путь, ведущий к олимпийскому пьедесталу.
Я надеялась хоть немного прояснить, рассекретить этот путь. Удалось ли это мне? — рассудит читатель. |
|
К проблеме возникновения и усовершенствования холодного оружия у фехтовальщиков интерес особый, так как спортивный поединок на рапирах, шпагах, саблях является условным прототипом настоящего боя и сегодняшние спортивные правила и методики обучения начали формироваться на основе системы военно-физического воспитания, составной частью которой являлась подготовка к рукопашному бою. Современным фехтовальщикам нередко приходится участвовать и в качестве консультантов в съемках батальных эпизодов художественных фильмов, отвечать на вопросы любителей истории фехтования.
В большинстве крупнейших музеев мира, имеющих экспозиции, отображающие историю, представлено холодное оружие. Значительным количеством разнообразных образцов холодного оружия различных эпох располагают музеи Армении, что свидетельствует о многочисленных войнах в Армянском нагорье.
По давней традиции многие военачальники даже наших дней имеют личное холодное оружие, в том числе и полученное в награду за проявленную храбрость. Ведь сабля
|
|
или кортик офицера и генерала, которые надевают лишь на парад, олицетворяют принадлежность к мужественной и почетной профессии защитников Родины. Поэтому в музеях бережно хранятся и клинки выдающихся военачальников и храбрейших воинов, героев гражданской и Великой Отечественной войн. Холодное оружие, экспонируемое в музеях Армении, можно подразделить на следующие группы: 1. Копья, дротики, пики. 2. Секиры, топоры, молоты. 3. Пращи. 4. Луки и стрелы. 5. Булавы, палицы. 6. Кинжалы. 7. Мечи, сабли, шпаги, рапиры (штыки). 8. Защитные средства: щиты и доспехи. 9. Стенобитные орудия: «еш», «пиликуан», «таран», катапульты. 10. Поджигательные средства.
Ознакомление с видами холодного оружия, изготовленного в периоды начиная с III тысячелетия до н. э., позволяет ощутимо представить эволюцию военного искусства и систем ведения вооруженной борьбы и прежде всего рукопашных поединков, а также острее почувствовать историческую связь времен. |