|
поставленные сцены или отдельные фехтовальные «завязки» покадрово скалькированы художниками на бумагу в увеличенном .виде. Серии рисунков, передающие наиболее выразительные позы и моменты движений актеров во время поединка, дают образное и ясное представление о том, каким образом поставлена фехтовальная сцена.
В качестве примера рассмотрим фрагмент поединка на мечах, взятый из кинофильма «Приключения Робин Гуда». Поединок происходит среди впечатляющих декораций, изображавших Ноттингемский дворец, между веселым и справедливым Робин Гудом, которого играл Эролл Флинн, и злым и подлым сэром Гаем Гисборнским, которого представлял Бэзил Рэтбоуэн.
Для Эролла Флинна исполнение роли Робин Гуда явилось одной из вершин в его артистической карьере. Как писали в прессе: «Флинн словно специально родился для воплощения в Робин Гуда». В фильме много сцен с фехтованием, и все они поставлены с безукоризненным вкусом, поэтому могут служить учебным пособием. Однако ореол Флинна значительно померк бы, если его партнером по сценам поединков не был такой блестящий фехтовальщик, как Бэзил Ретбоуэн.
Б. Рэтбоуэн (рис. 1) ведет сцену поединка, управляет движениями своего партнера по сцене, регулирует темпо-ритмическую последовательность и синхронность взаимоотношений партнеров в схватке. Как и во всех фехтовальных сценах в других фильмах, где актеры снимались вместе, первым движение начинает Б. Рэтбоуэн. Содержание самой фехтовальной фразы довольно просто, но выразительно.
Сэр Гай (Б. Рэтбоуэн) — слева
|
Робин Гуд (Э. Флинн) — справа
|
1. Атака ударом по голове (кадры 1—3)
3. Защита 2-я; ответный] удар по голове (кадры 5—7)
5. Защита 2-я; ответный удар по левому боку (кадры 8—9)
|
2. Защита 5-я; ответный удар по правому боку (кадры 3—5)
4. Защита 5-я; удар по правому боку (кадры 7—8)
6. Защита 1-я; ответный удар по голове (кадры 9—11)
|
В заключительном кадре (12) происходит сближение актеров с высоко поднятыми клинками.
Как мы видим, все движения оружием выполняются с предварительным, широким по амплитуде, замахом. Такой замах необходим, чтобы зритель успел рассмотреть рисунок быстро выполняемого движения. Есть и другие особенности, которые обычно не замечает зритель, но которые принципиально важны. Бойцы стоят на близком расстоянии: каждый из них может концом клинка достать плечо противника. Это кинематографически оправданно, ибо тем самым подчеркиваются ярость и стремление соперников не уступать друг другу.
|
|
Кроме того, расположение актеров на более дальней дистанции нарушило бы композиционную выразительность кадра.
Фехтовальщик, закончив атаку, возвращается в стойку раньше, чем партнер начинает движение ответного удара. Это также оправдано, так как позволяет актерам сохранять заданный ритм и последовательность обмена ударами и облегчает для зрителей восприятие всей фехтовальной фазы.
Проведенный нами разбор сцены не исчерпывается указанными моментами; при желании анализ можно было бы продолжить и детализировать, что и делается в учебной работе со студентами кинематографического вуза.
В заключение хочется обратить внимание еще на один аспект, который мы не имеем права игнорировать: кино выполняет не только развлекательную функцию, но и является необычайно сильным воспитателем, пропагандистом и агитатором. Я уже отмечал ранее, что представителей спортивного фехтования, тренеров и спортсменов довольно часто приглашают в кино для постановок ч участия в сценах с фехтовальными схватками. И далеко не безразлично, сумеют они превратить фехтовальную сцену в выразительное и эмоционально волнующее зрелище или оставят зрителя равнодушным.
Магическое воздействие экрана на сознание зрителя хорошо известно: кино может формировать вкусы, создавать идеалы для подражания и даже определять выбор профессии или увлечения на всю жизнь. Известный психолог, специалист по проблемам массовых коммуникаций Уилсон Ки в своей претенциозно названной книге «Совращение в подсознании» прямо указывает на то, что зритель отождествляет себя с экранным героем и ищет в экранном иллюзорном мире восполнения тех сторон жизни, которых ему недостает в обычной, повседневной жизни. С этой мыслью можно частично согласиться, если вести речь о зрителе с несформировавшимся сознанием, и прежде всего — детском зрителе. Ум подростка особенно восприимчив к экранной романтике. Эта особенность и должна в. полной мере учитываться и использоваться для пропаганды фехтования, для привлечения в спорт детских талантов, «плененных в подсознании» лучшими образцами кинематографического фехтования.
Здесь я позволю себе личное отступление. Я твердо знаю, где и в какой час решилась моя фехтовальная судьба.
...Послевоенные годы, южный город у отрогов гор; в маленьком, переполненном кинотеатре показывают фильм «Таинственный знак» *. Два героя перед началом дуэли не-
* Оригинальное название «Знак Зорро» (1940 г., США), режиссер Рубен Мамулян. В сцене поединка на эспадронах снимались Б. Рэтбоуэн и Т. Пауэр. |
|