|
плавать. Спортсмены тех лет могут похвастаться успехами в нескольких видах спорта. Иван Ильич до поступления в институт занимался волейболом, гандболом, настольным теннисом, любил лыжи, велоспорт, все виды легкой атлетики.
Собственный опыт, да и опыт всего поколения, позволил ему сделать вывод, что успешному овладению фехтовальным искусством способствует разносторонняя физическая подготовка, а точнее — разноплановая двигательная активность. Именно такая подготовка обратила внимание тренера Андриевского на Манаенко. Вскоре педагог убедился, что худенький, прыткий юноша обладает и еще одним замечательным качеством — он быстро, «с листа», усваивает сложную фехтовальную технику. Уже на третьем курсе Иран Ильич делился своими умениями с младшими студентами.
Возможен ли сегодня путь в фехтование через предварительную разностороннюю физическую подготовку? Теоретически, да. А практически? Единицы одаренных ребят Иван Ильич отыскивает у себя во дворе, наблюдая за их играми в футбол, хоккей, казаки-разбойники, лапту. Увлекает, заманивает к себе, пока «дикие» занятия спортом не привели их в другие секции. Но основная масса идет через общий набор в школу фехтования. И здесь приходится проявлять немалую изобретательность, дабы не пропустить фехтовальный талант.
Спорт омолодился. Спортивные способности многих ребят дремлют, неразвиты. Уходят в прошлое часовые баталии в тряпичный мяч и эра самодельных турников. Мяч настоящий, кожаный заброшен под кровать, зато не устает мальчишка просматривать множество телепередач. Уроки английского, танцы, всевозможные кружки, ансамбли, клубы, дискотеки вступают сегодня в конкуренцию со спортом. Но даже если выбор сделан, так сказать, со спортивным уклоном, то в первую очередь мальчишки и девчонки бегут записываться в секции фигурного катания, футбола, хоккея, тенниса, гимнастики, а потом уж только, отвергнутые, наудачу стучатся в секцию фехтования. Я спросила одного молодого тренера, как он отбирает учеников? Он ответил, что берет всех подряд, да и то во все полагающиеся группы набор сделать не удается. Приходится ходить по школам, дворам — уговаривать.
Иван Ильич тесты при наборе не использует. Ведь они определяют физические качества, и преимущество может получить мальчуган с «дворовой» подготовкой, а вовсе не тот, кто наделен фехтовальным даром. А дар этот заключается не только -в хорошей реакции, трудолюбии, жажде побеждать, но и в том странном качестве, которое в других видах спорта именуется чувством воды, полета
|
|
и т.п., а в фехтовании — умением предугадать, предчувствовать ситуацию, которая через секунду возникнет на дорожке.
Уже на второе занятие Манаенко, к восторгу новичков, выдает им оружие и разрешает подраться, а на четвертое-пятое — запускает в настоящий бой на электроаппаратуре. Боязнь увидеть лампочку, зажженную в твою сторону, и восторг — от светящейся в сторону противника обостряют бой, при этом выявляются и страх, и упорство, и умение себя перебороть. Короче, таким образом начинает высвечиваться склонность к фехтовальной борьбе. К концу года Иван Ильич уже определяет группу ребят, с которыми имеет смысл работать.
Это вовсе не значит, что весь этот год маэстро отдыхает в кресле в позе стороннего наблюдателя. Он непрерывно дает уроки, одним глазом наблюдая за боями, облекая будущих бойцов в строгую технику, ставя им «школу», которая так сильно отличает учеников Ивана Ильича от остальных ребят.
Основы этой школы идут от его первых педагогов П. Заковорота и В. Андриевского, которые преподавали фехтование надежное, защитное. Шли от простого к сложному, от защит — к атакам, контратакам, а затем уже и к более хитроумным комбинациям.
Правильная постановка движений рук и ног, их согласованности и независимости требует от педагога немалого терпения и изобретательности.
На тренировке у Ивана Ильича не услышишь многократного повторения общеизвестного: «Выпрямляй руку! Подставляй йогу! Толкайся на выпаде!»
Для малышей эти команды маловыразительны. Ребята постоянно отвлекаются, попробуй заставить их хотя бы в восьми попытках из десяти делать правильно. У Ивана Ильича и здесь есть хитрость. Он прекрасно оперирует образами. Скажем, девочке, которая никак не может вытянуть до конца руку и сделать перевод, он говорит: «Представь: ты стоишь на таком расстоянии от телевизора, что еле-еле можешь до него дотянуться. А теперь все же дотянись и покрути ручку громкости». А мальчишке, безуспешно пытающемуся «выстрелить» на выпаде, Манаенко предлагает другую задачу — одновременно с выпадом вытолкнуть вверх мяч, будто бы лежащий у него на голове. «Редко, — говорит тренер, — образы повторяются. Обычно в каждом конкретном случае я пытаюсь придумать объяснение, которое бы точно соответствовало движению».
Вообще, поражаешься таланту Манаенко объяснять. Этот талант проявляется не только в тренировках. Вот уже много лет Иван Ильич бессменный пропагандист школы фехтования. Семинарские занятия под его руководством проходят всегда интересно. Любой. |
|