|
Соответствующим образом должен быть организован отбор перспективных шпажистов: основное внимание надо уделять изучению психической и психофизиологической сферы. Кстати, шпажисты сборной команды СССР являются одними из самых техничных на мировой арене, не уступают сильнейшим соперникам и в физической подготовленности. И лишь пробелы в психологической подготовленности, недостаточная психическая устойчивость мешают им стабильно добиваться высоких результатов. Что же касается проблемы отбора, то нам необходимо, не дожидаясь, пока нужные тесты разработает наука, стараться подбирать их самим. И не преуменьшать роль тренерской интуиции, которую не могут заменить совершенные приборы.
Базовая подготовка. Было время, когда все фехтовальщики начинали технико-тактическую подготовку с рапирного фехтования. Сейчас сформировалась ранняя шпажная специализация. К сожалению, часто бывает так, что на шпагу приходят неудавшиеся юные рапиристы. Возможно потому, что в шпаге ощущается и всегда ощущалась нехватка тренеров, кроме того, в рапире и сабле давно сложилась фундаментальная школа. Отчасти этим и объясняются пробелы в технической подготовленности шпажистов. Создавая школу шпажного фехтования, мы не должны забывать о сильных сторонах рапирной и сабельной школы. Более того, при обучении экспромтным действиям мы особенно много должны почерпнуть из опыта подготовки саблистов. И, конечно, необходимо много внимания уделять рапирному фехтованию, причем не только в первые годы, но и на раннем этапе становления мастерства спортсмена.
В подготовке шпажистов объем работы над передвижением, над . «игрой на дистанции» недостаточен. Практически 90% тренеров включают передвижения только в разминку, причем ради разминки, а не для развития специальной подготовки, общения с соперником на дистанции. А передвижение должно приближаться к «бою с тенью» в боксе. Мало работают спортсмены и над качеством укола. Вопреки понятиям классической школы, в современном фехтовании на шпагах совсем необязательно начинать атаку с движения руки вперед, что нередко создает предпосылки для преждевременного вхождения в поражаемую сферу.
По общей физической подготовке мы должны, не игнорируя спортивные игры и особенно баскетбол, искать как можно больше различных игровых упражнений, направленных на развитие оперативного мышления, памяти и других интеллектуальных качеств.
По технической подготовке хотелось бы только сказать о следующем. Многие тренеры явно недооценивают роль простой рукоятки в совершенствовании техники владения оружи-
|
|
ем. Ведь техника саблистов отчасти потому такая вариативная, что они пользуются простой рукояткой. Фехтование такой рукояткой таит в себе большие возможности, которые тренеры и спортсмены не полностью используют: сразу браться за «пистолет» — это идти по линии наименьшего сопротивления. А сейчас юные спортсмены чуть ли не с первых шагов фехтуют рукояткой типа «пистолет». Многие ведущие шпажисты (например, Рибу) лучшие свои бои демонстрируют, когда берут оружие с простой рукояткой, а при неблагоприятном психическом состоянии, для того, чтобы иметь определенную опору в своих физических кондициях, в воздействии на оружие соперника, пользуются шпагой с рукояткой «пистолет».
О тактической подготовке. Мы явно обедняем тактический репертуар шпажистов. В условных боях редко моделируются такие соревновательные ситуации, как бой при лимите времени, бой на линии предупреждения (причем, естественно, если на линии предупреждения стоит спортсмен или его соперник, варианты тактических ситуаций здесь будут различные). Часто приходится наблюдать, как наш спортсмен в международных соревнованиях, оказываясь на линии предупреждения, не знает, что ему делать, и выполняет экспромт в зависимости от сложившейся ситуации. А его иностранный соперник в таких случаях уверенно использует 2 — 3 хорошо наигранных приема, хотя и шаблонных, но которые создают определенные психологические опоры и не ставят спортсмена в ситуацию, когда необходимо срочно принимать решение, повышая при этом экстремальность условий боя.
Говоря о подготовке шпажистов на современном уровне, нельзя не назвать такой важной проблемы, как формирование индивидуального стиля деятельности. До сих пор приходится наблюдать, как некоторые тренеры готовят своих учеников, что называется, «под одну гребенку», как правило, вкладывая в них тот арсенал технико-тактических приемов, которым они владели сами. И нередко получается так, что индивидуальный стиль деятельности шпажиста формируется не целенаправленно тренером, а создается стихийно, под воздействием естественного отсеивания ненужных данному спортсмену технико-тактических приемов. Понятно, что технико-тактический репертуар высокорослого шпажиста отличается от репертуара низкорослого, а быстрого — от относительно медленного.
Индивидуальный стиль деятельности спортсмена формируется, исходя из его морфоконституцнональных особенностей, психических свойств, типа нервной системы. При этом максимально используются не только сильные, но и слабые стороны спортсмена. Прав был В. А. Аркадьев, который говорил, что если у спортсмена появилась техническая ошибка, |
|