|
тренеры СССР И. И. Манаенко, В. А. Аркадьев, супруги Бокун, В. А. Андриевский, В. И. Федоров, Д. А. Тышлер, Ю. А. Казанджан, С. Я. Колчинский, Д. А. Душман, Л. Ф. Кузнецов, М. С. Ракита, В. В. Житлов, Э. В. Асиевский, В. X. Быков и другие тренеры, чьи ученики стали чемпионами мира.
Иностранные специалисты были вынуждены признать советскую школу фехтования. После чемпионата мира 1966 г. в Москве президент ФИЕ Пьер Ферри заявил: «...советская школа фехтования существует и является ведущей школой мира».
Под термином «школа» мы понимаем исторически сложившуюся национальную систему тренировки спортсменов от этапа начальной подготовки до овладения высшим спортивным мастерством, основанную на научно-теоретических, организационных и методических положениях советской системы физического воспитания.
Советская школа фехтования всегда в творческом поиске, ибо всякая система, претендующая на завершенность, таит в себе элементы консерватизма, препятствующие дальнейшему совершенствованию.
Рассмотрим в динамике основные положения советской школы фехтования.
Специализация. Опыт развития фехтования в СССР показал невозможность достижения высокой техники владения одновременно четырьмя видами оружия, включая единоборство на винтовках с эластичным штыком (узаконенное в виде розыгрыша «абсолютного чемпионата СССР по фехтованию»). Советские педагоги четверть века назад высказались против совместительства в различных видах оружия. Сейчас можно констатировать, что введение узкой специализации явилось передовым шагом, благодаря которому наши фехтовальщики стали сильнейшими в мире.
Специализация в виде оружия необходима не только спортсменам, но и тренерам среднего и высшего звена, ибо тренер-универсал не может равноценно руководить подготовкой высококвалифицированных рапиристов, саблистов, шпажистов в масштабе сборных команд республик, ДСО и ведомств страны. Наряду с этим уже выкристаллизовываются новые амплуа: тренер-организатор и тренер-методист.
Наметилась резкая тенденция разделения работы со школьниками и взрослыми, выраженная в пересмотре календаря соревнований, в создании групп тренеров, специализирующихся в работе только с детскими коллективами. Само по себе это явление безусловно положительно, но если между коллективами, готовящими спортивные резервы и спортсменов высокого класса, нет необходимой преемственности, такая изоляция юношеского фехтования становится тормозом на пути к высшему мастерству.
|
|
Активно рассматривается вопрос создания специализированных коллективов по видам оружия (в том числе и экспериментальных групп) и организации системы соревнований, проводимых для них.
Атлетизм. Турнирная борьба предъявляет исключительно высокие требования к такому качеству, как выносливость. Подсчитано, что фехтовальщики на чемпионате мира в течение четырех дней состязаний проводят до 40 боев. Это очень напряженная работа. Трудно представить современного фехтовальщика, недостаточно атлетически подготовленного. Ведь ему необходимо в течение соревнований легко и непринужденно перемещать 60 — 80 кг своего веса по боевой дорожке с различной скоростью и амплитудой, со стопорящими движениями и часто меняющимся направлением.
В целях ускорения подготовки высококвалифицированного спортсмена и увеличения продолжительности его «спортивной жизни» потребовалось привлечение к занятиям детей 10 — 11-летнего возраста, которые занимаются сначала смежными видами спорта и к 17 — 18 годам становятся настоящими атлетами.
Тактика. Рассмотрим динамику следующего принципа советской школы фехтования: тактико-психологическая доминанта боя мастера в противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приемов.
Еще в 1946 — 1947 гг. впервые в мировом фехтовании В. А. Аркадьев, ученый и тренер, определил теоретические основы тактики, ее содержание в современном бою.
Принятая в СССР методика тренировки фехтовальщиков освещает каждый прием с двух сторон: «как делать» (техника), «когда и что делать» (тактика). Путь подготовки высококвалифицированного спортсмена благодаря специальному обучению его тактике стал неизмеримо короче.
Вопросам тактики посвящены многие работы наших ведущих специалистов: В. А. Аркадьева, В. С. Келлера, Д. А. Тышлера. М. П. Мидлера, А. Н. Пономарева, А. В. Родионова и др.
Принцип тактически направленности бон должен дополняться практической методикой тактического совершенствования в каждом виде оружия, чтобы уровень тактической оснащенности бойца соответствовал его технической подготовленности.
Особую важность имеют и средства развития чувства боя и привлечение методов психологии на службу тактике. Вот почему в сборных командах наряду с массажистом и врачом почетное место предоставлено и психологу, занимающемуся вопросами моральной и волевой подготовки спортсмена.
Стиль боя. Стремительная атака во всех ее тактических разновидностях становится основным стилем наших мастеров, по праву счи- |
|