Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гое: увеличить плотность учебно-тренировочных занятий в течение всего года;

повысить эмоциональность и психическую напряженность боевой практики;

тщательно изучить репертуар технических и тактических приемов основных противников;

увеличить объем индивидуальных уроков и парных упражнений, совершенствовать излюбленные приемы;

тренерам сборных команд проводить разбор боев с главными соперниками совместно с тренерами, работающими на местах.

Новая система проведения соревнований небезупречна, и от нее особенно страдает наша команда, имеющая много высококлассных спортсменов. Теперь победа в личном турнире зависит от случайности: один бой, проигранный в финале, отбрасывает в лучшем случае на 5-е место. Значит, к этому первому бою финала надо готовиться специально. Нужно разработать научно обоснованную, строго индивидуализированную разминку перед первым боем финала.

Необходимо собирать информацию, видеотеки на основных зарубежных соперников и моделировать их технико-тактическую манеру при подготовке к конкретным турнирам.

Следует совершенствовать систему развития специальных физических качеств фехтовальщиков, систему средств психической ауто- и гетерорегуляции и комплексного восстановления. Выявить тактические и технические ошибки в фехтовании с основными противни-

 

ками на чемпионате мира и разработать конкретную программу коррекции тренировочного процесса, направленную на ликвидацию выявленных ошибок.

В планировании основного периода нужно предусмотреть такое распределение тренировочных и соревновательных нагрузок, которое позволит достигнуть пика спортивной формы дважды: сначала — в феврале — марте, затем — в июне — июле.

Результаты выступления сборной команды на чемпионате мира и олимпийских играх подтвердили целесообразность перехода от традиционного построения недельного цикла тренировок (четверг — ОФП, комплекс восстановления; воскресенье — выходной) к планированию специализированных микроциклов с учетом заранее известных дней соревнований. Варьирование специализированных и контрастных микроциклов позволяет, не уменьшая объема и интенсивности нагрузок, снизить монотонность тренировочного процесса. За счет планового и последовательного варьирования средств тренировки можно выработать высокую специальную работоспособность спортсменов к конкретным срокам выступления на олимпийских играх.

Необходимо повысить качество политико-воспитательной работы с целью воспитания у спортсменов чувства патриотизма, ответственности перед всем советским народом, доверившим им защищать спортивную честь страны на аренах мира.

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФЕХТОВАНИЯ

   
А. Н. Пономарев, заслуженный тренер РСФСР, заместитель председателя тренерского совета Федерации фехтования СССР, Москва
 

В конце 40-х годов в результате острейшей внутрисоюзной дискуссии были сформулированы теоретико-методические принципы советской школы фехтования, что положительно сказалось на мастерстве спортсменов. Уже в 1955 г. команды саблистов и рапиристов на чемпионате мира в Риме заняли соответственно 3-е и 4-е места. Первыми, «пробившими окно» в международный спорт стали наши рапиристки, завоевавшие командное первенство в 1956 г.

За период с 1956 по 1980 г. советские фехтовальщики из 200 разыгранных золотых медалей на олимпийских играх и чемпионатах мира завоевали 85, венгры — 35, французы — 20, итальянцы — 17, поляки — 14, спортсмены ФРГ — 12, шведы — 8, румыны — 6, англичане — 2, австрийцы — 1 золотую медаль.

С 1958 г. сборная команда СССР 23 раза

 

выходила победительницей в общекомандном зачете на чемпионатах мира, уступив лишь один раз почетный «Приз наций» команде Венгрии (в 1962 г.).

Наши прославленные фехтовальщицы A. Забелина, В. Растворова, Э. Ефимова, Г. Горохова, Т. Самусенко, Е. Новикова, B. Сидорова, В. Никонова, Н. Гилязова 13 раз становились чемпионками мира и олимпийских игр в личных соревнованиях; саблисты Я. Рыльский, М. Ракита, В. Сидяк, В. Назлымов, В. Кровопусков — 12 раз; рапиристы В. Жданович, Г. Свешников, В. Путятин, В. Станкович, А. Романьков, В. Смирнов — 11 раз; шпажисты Б. Хабаров, Г. Крисс, А. Никанчиков — 6 раз. Их победы свидетельствуют об успехах советской школы фехтования.

Весомый вклад в золотой фонд достижений советских спортсменов внесли заслуженные

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

тренеры СССР И. И. Манаенко, В. А. Аркадьев, супруги Бокун, В. А. Андриевский, В. И. Федоров, Д. А. Тышлер, Ю. А. Казанджан, С. Я. Колчинский, Д. А. Душман, Л. Ф. Кузнецов, М. С. Ракита, В. В. Житлов, Э. В. Асиевский, В. X. Быков и другие тренеры, чьи ученики стали чемпионами мира.

Иностранные специалисты были вынуждены признать советскую школу фехтования. После чемпионата мира 1966 г. в Москве президент ФИЕ Пьер Ферри заявил: «...советская школа фехтования существует и является ведущей школой мира».

Под термином «школа» мы понимаем исторически сложившуюся национальную систему тренировки спортсменов от этапа начальной подготовки до овладения высшим спортивным мастерством, основанную на научно-теоретических, организационных и методических положениях советской системы физического воспитания.

Советская школа фехтования всегда в творческом поиске, ибо всякая система, претендующая на завершенность, таит в себе элементы консерватизма, препятствующие дальнейшему совершенствованию.

Рассмотрим в динамике основные положения советской школы фехтования.

Специализация. Опыт развития фехтования в СССР показал невозможность достижения высокой техники владения одновременно четырьмя видами оружия, включая единоборство на винтовках с эластичным штыком (узаконенное в виде розыгрыша «абсолютного чемпионата СССР по фехтованию»). Советские педагоги четверть века назад высказались против совместительства в различных видах оружия. Сейчас можно констатировать, что введение узкой специализации явилось передовым шагом, благодаря которому наши фехтовальщики стали сильнейшими в мире.

Специализация в виде оружия необходима не только спортсменам, но и тренерам среднего и высшего звена, ибо тренер-универсал не может равноценно руководить подготовкой высококвалифицированных рапиристов, саблистов, шпажистов в масштабе сборных команд республик, ДСО и ведомств страны. Наряду с этим уже выкристаллизовываются новые амплуа: тренер-организатор и тренер-методист.

Наметилась резкая тенденция разделения работы со школьниками и взрослыми, выраженная в пересмотре календаря соревнований, в создании групп тренеров, специализирующихся в работе только с детскими коллективами. Само по себе это явление безусловно положительно, но если между коллективами, готовящими спортивные резервы и спортсменов высокого класса, нет необходимой преемственности, такая изоляция юношеского фехтования становится тормозом на пути к высшему мастерству.

 

Активно рассматривается вопрос создания специализированных коллективов по видам оружия (в том числе и экспериментальных групп) и организации системы соревнований, проводимых для них.

Атлетизм. Турнирная борьба предъявляет исключительно высокие требования к такому качеству, как выносливость. Подсчитано, что фехтовальщики на чемпионате мира в течение четырех дней состязаний проводят до 40 боев. Это очень напряженная работа. Трудно представить современного фехтовальщика, недостаточно атлетически подготовленного. Ведь ему необходимо в течение соревнований легко и непринужденно перемещать 60 — 80 кг своего веса по боевой дорожке с различной скоростью и амплитудой, со стопорящими движениями и часто меняющимся направлением.

В целях ускорения подготовки высококвалифицированного спортсмена и увеличения продолжительности его «спортивной жизни» потребовалось привлечение к занятиям детей 10 — 11-летнего возраста, которые занимаются сначала смежными видами спорта и к 17 — 18 годам становятся настоящими атлетами.

Тактика. Рассмотрим динамику следующего принципа советской школы фехтования: тактико-психологическая доминанта боя мастера в противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приемов.

Еще в 1946 — 1947 гг. впервые в мировом фехтовании В. А. Аркадьев, ученый и тренер, определил теоретические основы тактики, ее содержание в современном бою.

Принятая в СССР методика тренировки фехтовальщиков освещает каждый прием с двух сторон: «как делать» (техника), «когда и что делать» (тактика). Путь подготовки высококвалифицированного спортсмена благодаря специальному обучению его тактике стал неизмеримо короче.

Вопросам тактики посвящены многие работы наших ведущих специалистов: В. А. Аркадьева, В. С. Келлера, Д. А. Тышлера. М. П. Мидлера, А. Н. Пономарева, А. В. Родионова и др.

Принцип тактически направленности бон должен дополняться практической методикой тактического совершенствования в каждом виде оружия, чтобы уровень тактической оснащенности бойца соответствовал его технической подготовленности.

Особую важность имеют и средства развития чувства боя и привлечение методов психологии на службу тактике. Вот почему в сборных командах наряду с массажистом и врачом почетное место предоставлено и психологу, занимающемуся вопросами моральной и волевой подготовки спортсмена.

Стиль боя. Стремительная атака во всех ее тактических разновидностях становится основным стилем наших мастеров, по праву счи-

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

тающих нападение лучшим средством результативности. Фехтовальщики, вынужденные обороняться, широко применяют контратакующие действия, имеющие цель снизить наступательный порыв противника, уже получившего преимущество, так как он навязывает стиль боя. Контратака и молниеносная ответная атака после отражения спровоцированного нападения наиболее характерны для нашего фехтовальщика активной обороны.

Однако этот вопрос еще недостаточно четко раскрыт и ждет углубленных экспериментальных исследований, позволяющих уточнить удельный вес технико-тактического материала в различных формах специальных упражнений по видам оружия различных контингентов занимающихся.

Наука. Использование современных научных данных, и в первую очередь законов биомеханики, физиологии, психологии, в сочетании с практическим опытом позволило создать современную рациональную технику, тактику и методику советской школы фехтования.

К сожалению, приходится констатировать, что наша наука еще в долгу перед практикой.

Представляется важным организация исследований по следующим проблемам:

1.  Возрастная динамика и совершенствование навыков и качеств фехтовальщиков в процессе тренировки.

2.  Критерии отбора детей в группы занимающихся фехтованием.

3.  Методы совершенствования судейства.

4.  Разработка и обоснование использования разновидностей парных упражнений в тренировке по видам оружия.

5.  Тактические характеристики единоборства в видах оружия и основы методики обучения.

6.  Критерии рациональной техники.

7.  Методы определения объемов и интенсивности нагрузок в годичных и многолетних циклах тренировки спортсменов различной квалификации.

8.  Психологическая подготовка фехтовальщика.

Труды многих советских специалистов переведены на испанский, болгарский, немецкий, польский, китайский, французский, венгерский языки и широко используются зарубежными специалистами. К сожалению, недостаточное количество переводов на русский язык иностранной литературы не позволяет следить за развитием фехтовальной мысли за рубежом.

 

Нам представляется необходимым наряду с фундаментальными научными исследованиями проводить организационно-методическую работу в неисследованных пока областях педагогики, являющейся родоначальницей всех наук. Задача теперь состоит и в доведении достижений нашей науки до тренеров среднего звена, используя для этого конференции, семинары тренеров, учебные сборы.

Методика. Разработка групповых форм обучения и тренировки с применением больших нагрузок и разнообразных методических средств — главная забота наших тренеров. Индивидуальный урок — одна из форм занятий по фехтованию.

В занятиях по фехтованию, например, из 20-часовой (5 раз в неделю по 4 ч) специальной подготовки спортсмен имеет 4 часа на индивидуальный урок, а остальное время участвует в тренировочных боях «на счет» и частично во взаимоупражнениях.

Дальнейшее совершенствование системы подготовки фехтовальщиков требует жесткого контроля за выполнением индивидуальных планов; необходимо разработать программы для тренеров среднего и высшего звена, конкретизировав формы и методы проведения упражнений вне индивидуального урока; создать учебные фильмы и пособия.

Массовость. В нашей стране фехтованием занимаются свыше 60 тыс. человек. Почти все союзные республики выставляют на финальные соревнования спартакиад народов СССР полные команды мастеров. В шести республиках средний ежегодный прирост фехтовальщиков составляет 8,7% (в Белоруссии — 12,2%, в РСФСР и Узбекистане — по 12%, в Грузии — 7,5% и т. д.).

Если в прошлые годы в сборную команду СССР входили обычно представители 3 — 4 городов, то в 1981 г. сборную страны на чемпионате мира представляли 9 городов (Москва, Киев, Минск, Фрунзе, Таллин, Орджоникидзе, Казань, Московская область, Ташкент), на первенстве мира среди юниоров — представители из 7 городов (Ленинград, Баку, Тбилиси, Москва, Казань, Ереван, Московская область).

Будущие успехи советских фехтовальщиков, их победы на мировых первенствах и олимпийских играх определяются мощностью заложенного фундамента — развитием массовости физической культуры и спорта в нашей стране.

 
Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало