Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ем. Французские тренеры применяют различные методы в работе с детьми. Расскажем о некоторых из них.

Тренер из Лиона Ф. Супизе со своей помощницей организовали на базе частных школ бесплатные фехтовальные курсы для детей, начиная с 10-летнего возраста, используя для занятий уроки физвоспитания в школе. Эта деятельность быстро привела к успеху: в течение четырех лет к фехтованию было привлечено 700 детей! В Лионе был открыт центр спортивного совершенствования юных фехтовальщиков, где каждую среду занимались юноши, желающие тренироваться и участвовать в соревнованиях. Все это способствовало успешному формированию юного поколения фехтовальщиков.

Заслуживает внимания и опыт работы с подрастающим поколением тренера Ж. Фортунато, который наряду с обучением фехтованию организовал обучение судейству, что явилось отличным педагогическим средством и способствовало накоплению у детей глубоких знаний о любимом виде спорта. Упростив правила судейства, используя в занятиях игровые методы, он вызвал большой интерес у детей к судейству. Соревнования по мини-фехтованию у него в зале обслуживали мини-арбитры, имеющие за плечами не более 8 лет жизни. Опыт, безусловно, интересный и имеет много положительных сторон:

судейство нравится детям, несмотря на его сложность;

большинство детей находит в судействе путь к совершенствованию своего мастерства;

судейство сверстников сверстниками ведет к стремлению улучшить результаты в соревнованиях.

В настоящее время во Франции на основе различных методов работы с детьми создана единая система обучения фехтованию. Система имеет ступени, для каждой из которых определен учебный материал по технике, тактике, правилам соревнований, судейству. Система также предусматривает тесты по боевой

 

подготовке и определяет конкретные сроки для усвоения материала с обязательными переходными испытаниями. Переход из одной ступени в другую осуществляет тренер или комиссия. Продолжительность обучения следующая: 1, 2, 3-й ступени — 6 месяцев, 4, 5, 6-й — 9 месяцев в каждой.

Во Франции до юниорской возрастной группы есть еще 5. В самой первой группе (8 — 9 лет) дети занимаются на мини-оружии, что в значительной степени повышает уровень обучаемости. Система оценки уровня мастерства позволяет объективно определять возможности занимающихся и привлекать все больше детей к занятиям фехтованием.

Одна из примечательных черт 80-х годов — это появление юных спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты в турнирах среди взрослых. К ним относятся в первую очередь итальянские рапиристы, такие, как А. Борелла, М. Нума, А. Скури, Ф. Черви. В появлении такой сильной группы рапиристов большая заслуга принадлежит тренеру Ди Розе, открывшему также миру талант Ф. Дель Зотто — самого юного олимпийского чемпиона в истории фехтования, ошеломившего в Монреале всех своей необычной манерой фехтования.

Наблюдая за развитием рапирного фехтования в таких странах, как Италия, Франция, ФРГ, можно заметить, что приток молодежи в сборные этих стран значительный. Так, после Олимпиады-80 состав сборной Франции обновился почти на 50%. Такие спортсмены, как Грок, Пезини, Ом нес, недавние юниоры, прочно заняли место в команде и показывают высокие результаты на крупнейших турнирах, что свидетельствует о правильной работе с подрастающим поколением. Это и позволяет французским тренерам из сравнительно небольшой армии фехтовальщиков воспитать спортсменов, способных успешно конкурировать на международной арене с сильнейшими спортсменами.

 

 

ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ В ФЕХТОВАНИИ

     

Действительные действия — это окончательные специфические действия, которые должны либо парировать укол, либо нанести укол прямо (первое намерение) или косвенно (второе намерение).

Подготавливающие действия не предусматривают предотвращения укола или прямого или косвенного нанесения укола; их цель — облегчение успешного использования действительных действий. Подготавливающие действия многочисленны и разнообразны. Хотя эти действия имеют для соревнования большое значение, но ими часто пренебрегают на тренировках,

 

Подготавливающие действия в бою могут служить следующим целям:

оценка соперника и ориентировка в фактических и воображаемых ситуациях;

маскировка своих собственных намерений;

введение в заблуждение соперника;

умелое управление тактикой соперника;

маневрирование, выигрыш пространства, инициатива и подготовка собственных атак;

создание помех в концентрации внимания соперника и определении им дистанции.

Тактическое мастерство фехтовальщика зависит в значительной степени от «репертуара» и умелого выполнения подготавливающих

Library   62   Up


Contents

 

Home
 

действий. Фактически многие из выдающихся фехтовальщиков используют лишь ограниченное число действительных действий, подготовив их при этом с помощью большого количества разнообразных внезапных подготавливающих действий. Подготавливающие действия являются не только фоном, но и важным фактором тактической борьбы. Они имеют широкий диапазон двигательных форм. У каждого фехтовальщика свой собственный специальный и очень индивидуальный набор подготавливающих действии. Это является одной из причин того, почему подготавливающие действия так трудно разучивать на тренировке. Подготавливающие действия проявляются в самых различных формах, например как тактические обманные движения, ложные атаки, разведывательные движения, разведывательная атака с действием на оружие, маневрирование на дорожке, мероприятия по осуществлению помех в концентрации внимания соперника и т. д.

Одно и то же подготавливающее движение может служить различным тактическим целям. Так, например, ложная атака в форме прямого укола с выпадом может преследовать несколько целей: проверить реакции соперника разведывательным действием; выиграть пространство; держать соперника в нервном напряжении и предотвратить его атаку; служить исходной позицией для новой атаки броском; вызывать действие у соперника, ожидаемое фехтовальщиком, предпринимающим ложную атаку.

Цели разведывательных подготавливающих действий так же разнообразны, как и их формы. Разведывание имеет целью оценку силы соперника, выявление его стиля фехтования, а также ориентировку в тактической ситуации во время боя, например оценку тактики, технических возможностей, намерений и психического состояния соперника. Что же касается более детальных, конкретных целей разведывания во время боя, то сюда относится выявление линии поведения соперника:

1)   в каких ситуациях он атакует чаще всего?

2)   какие технические приемы он предпочитает?

3)   парирует он или переходит к контратаке в случае внезапной атаки?

4)   как он реагирует на различные действия (например, внезапные атаки, атаки с действием на оружие)?

5)   какие внешние признаки позволяют сделать вывод о состоянии концентрации внимания соперника?

6)   выдает он непроизвольно свои намерения или пытается ввести в заблуждение?

Разведывание защитных действий соперника осуществляется путем вступительных движений различных видов атак или ложных атак с небольшим радиусом действия. Иногда

 

необходимо менять защиту и рипост с тем, чтобы оценить систему защиты, технику и быстроту соперника. Такой образ действий весьма информативен, однако есть опасность получить укол. Оценка реакции соперника на различные атаки, финты, атаки с действием на оружие и другие действия достигается путем осторожного выполнения отдельных уда-ров с шагом вперед или короткими выпадами. Более полное впечатление о технике, стиле и быстроте соперника получают не только при ведении собственного поединка с этим соперником, но и при тщательном наблюдении за его разминкой и прежде всего за поединками с другими соперниками.

Тренировка не должна ограничиваться лишь отработкой действительных действий, а должна охватывать также разведывательные и другие подготавливающие действия.

Срыв разведывательных действий соперника осуществляется двумя видами тесно связанных между собой подготавливающих действий: утаиванием собственных намерений и введением соперника в заблуждение. Утаивание собственных намерений является пассивной формой срыва разведывательных действий соперника: оно заключается в способности не выдать сопернику свои собственные намерения или не обнаружить жестами или движениями преднамеренно состояние на данный момент. Успешное утаивание собственных намерений предполагает то, что фехтовальщик научился в ходе тренировок точно различать действительные и ложные атаки.

Обман соперника может рассматриваться как активная форма или более высокий уровень срыва разведывания со стороны соперника. Когда разгадано разведывательное действие соперника, то фехтовальщик «показывает» определенную последовательность действий, отличных от тех, которые имеют место в случае действительных атак.

Активная и пассивная формы срыва разведывательных действий со стороны соперника требуют очень осторожного, умелого психологического и тактического подхода.

Фехтовальщик при выполнении разведывательных действий должен быть предельно осторожен и уметь определять, действительно ли соперник на его разведывательные действия неумышленно выдает свои намерения или это попытка намеренно его обмануть. Если фехтовальщик предполагает, что его соперник неумышленно выдал себя, то на этом трудности фехтовальщика не кончаются, так как теперь он должен выявить, заметил или нет соперник свою ошибку. Для каждого из этих вариантов фехтовальщик должен выбрать соответствующие действия.

Необходимо воспитывать в фехтовании умение управлять тактикой соперника. Хороший фехтовальщик использует во время поединка не только ошибки своего соперника и

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

наличие определенных тактических ситуации, но и сам активно предпринимает попытки создать выгодные для себя ситуации, как, например, отражение атаки с тем, чтобы с помощью рипоста нанести укол или предпринять атаку в благоприятной ситуации. С помощью определенных движений он влияет на действия соперника, заманивает его в ловушку и пытается воздействовать на его движения, действия, тактику и даже психическое состояние соперника.

В отношении помех сопернику сконцентрировать внимание, оценить дистанцию, организовать атаки фехтовальщик должен сделать следующее: посредством различных движений и маневров стремиться ослабить внимание соперника, создать у него обманчивое чувство уверенности, затруднить ему определение дистанции и организацию атак. Фехтовальщик, который собирается атаковать, находится лишь в том случае в преимущественном положении, когда внимание и бдительность его соперника снижены. А этого можно достичь, если вовлечь соперника в медленную и ритмическую смену работы ног и движений оружием.

Владение собственным ритмом движения, что приводит к воздействию на психику и концентрацию внимания соперника, является характерной чертой большого мастера фехтования.

Существуют еще и другие, более активные средства отвлечения внимания соперника, которые также затрудняют определение дистанции и нахождение правильного момента для предпринятия атаки:

а)   постоянные прыжки вперед и назад;

б)   прыжки, движения оружием, атаки с действием на оружие;

в)   сильные, жесткие удары по оружию,

 

сбивающие с толку соперников и мешающие им сконцентрировать свое внимание;

г)   прямолинейное удержание оружия соперниками, предпочитающими комплексные атаки;

д)   постоянные движения оружием против соперников, подготавливающих свои атаки путем атак с действием на оружие;

е)   внезапное уменьшение дистанции во время подготовки атак соперника, предпочитающего атаковать издалека.

Маневрирование на дорожке может служить многим целям, в том числе подведению соперника к невыгодной позиции близко к концу дорожки, выигрышу пространства посредством шагов вперед, коротких выпадов или небольших шагов вперед, а также выпадов с финтами. Большую роль маневрирование играет при защите, например защита с помощью шагов назад или при приближении соперника во время подготовки наступательных движений. Очень важным аспектом маневрирования является нахождение правильной дистанции для осуществления собственной атаки. Борьба за оптимальную дистанцию весьма сложна и сопровождается часто различными движениями оружия. При этом фехтовальщик осуществляет шаги вперед и назад разной длины с различным ритмом, иногда осторожно подбирается к сопернику, иногда предпринимает резкие прыжки назад.

Подготавливающие действия преследуют часто несколько тактических целей. Так, например, ложная атака может служить разведке реакции соперника, выявлению его намерений и занятию выгодной позиции для осуществления действительной атаки.

(З. Чайковски, журнал «Ляйстунгшпорт», ФРГ, № 1, 1982. Перевод В. И. Максимовой)

 

 

ТАБЛО МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

     

1981 г.

Рапира

Чемпионат мира

Клермон-Ферран (Франция), 2 — 12 июля

Мужчины

Женщины

1. Смирнов В. (СССР)

2. Куки П. (Румыния)

3. Скури А. (Италия)

4. Орос Д. (Венгрия)

5. Бер М. (ФРГ)

6. Фламан Д. (Франция)

7. Дель Зотто Ф. (Италия)

8. Омнес Ф. (Франция)

1. Ханиш К. (ФРГ)

2. Луан Д. (Китай)

3. Ваккарони Д. (Италия)

4. Годен Б. (Франция)

5. Сидорова В. (СССР)

5. Ковач Э. (Венгрия)

7. Гилязова Н. (СССР)

8. Соболева М. (СССР)

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало