Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ных соревнований). В какой-то степени такая стратегия оправдалась: на Универсиаде румынские фехтовальщики завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медаль и вслед за командой СССР и Италии заняли 3-е общекомандное место.

Полную команду на чемпионате мира выставил Китай. Фехтовальщики этой страны стали участвовать во многих международных турнирах, проводят совместные сборы со спортсменами Франции и ФРГ.

После окончания основных соревнований в ноябре в итальянском городе Фоджа прошел экспериментальный чемпионат Европы. Он был организован вновь после 46-летнего перерыва. Всего в нем приняли участие 136 спортсменов из 18 стран. Каждую страну в каждом виде программы представляли 3 спортсмена. Для советских спортсменов ноябрь был лишь нача-

 

лом цикла подготовки, и они в чемпионате участия не принимали. Надежды инициаторов этого первенства, что «малые» в фехтовании страны получат возможность успешно себя проявить, не сбылись. Чемпионат прошел при явном преимуществе спортсменов Италии. Они завоевали 3 золотые медали (А.-Р. Спарачьяри — рапира — женщины, А. Борелла — рапира — мужчины и А. Маццони — шпага), а также 2 серебряные и 1 бронзовую. На долю остальных стран осталась лишь одна золотая (И. Гедовари — сабля), 2 серебряные и 2 бронзовые медали.

Итальянская сборная, переведя своих фехтовальщиков на круглогодичную подготовку, оказалась хорошо подготовленной и в межсезонье.

Итак, команды всех стран продолжают готовиться к Играм XXIII Олимпиады.

 

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ НА РАПИРАХ СРЕДИ МУЖЧИН (ПО МАТЕРИАЛАМ ФРАНЦУЗСКОГО ЖУРНАЛА «ЭСКРИМ»)

   
Г. И. Мякотных, Москва
 

Появление рапирного фехтования относится к XVII веку. Тогда во Франции и Италии рапира была изобретена для облегчения тренировки дуэлянтов. Применение рапиры расширило возможность тактического и технического совершенствования во владении холодным оружием, что привело затем к открытию другого вида фехтования, более быстрого, изящного, живого, одним словом, более зрелищного, чем бои на шпагах. В течение XIX века рапирное фехтование бурно развивается. К моменту возобновления олимпийских игр можно уже говорить о существовании двух колющих видов оружия. Оружию тяжелому с гардой-«щитом», со спокойным стилем фехтования противостояло виртуозное оружие с маленькой гардой и гибким клинком. Соревнования проводились в зале на короткой дорожке длиной 10 — 12 м. Поражаемым пространством фехтовальщика являлось его туловище спереди и сзади. Бои проводились на 3 и затем на 5 уколов. Гибкость клинка, легкость оружия, разнообразность фехтовальных действий — все это позволяло довести фехтование до уровня искусства. Главный принцип фехтования на рапирах тот же, что и для других видов оружия: нанести укол сопернику и не получить его самому. Фехтование на рапирах приобретало игровой характер и форму спортивного диалога на базе фехтовальных действий (атак, защит, ответов), что привело к возникновению фехтовальных фраз, которые точно отображали смысл рапирного фехтования.

 

Возникновение рапирного фехтования и его широкое распространение во Франции и Италии предопределило в дальнейшем их доминирующее положение на международной арене. Почти 60 лет французские и итальянские рапиристы возглавляли табель о рангах на чемпионатах мира и олимпийских играх.

Долголетняя гегемония французов и итальянцев была прервана сначала рапиристами Венгрии, а затем спортсменами СССР. Золотая олимпийская медаль В. Ждановича и серебряная Ю. Сисикина возвестили фехтовальному миру о рождении новой школы рапирного фехтования, способной противостоять лучшим рапиристам мира. 60-е годы явили миру и другие имена выдающихся рапиристов, таких, как Ж. К. Маньян, Д. Ревеню, К. Ноэль, Б. Тальвар (все — Франция), Е. Камути (Венгрия), Э. Франке (Польша).

Тренер Э. Ревеню известен как основатель мелунской школы рапирного фехтования, одной из сильнейших школ Франции. Рапиристы Мелуна вписали достойную страницу в историю фехтования Франции своими высокими результатами на международной арене в соревнованиях самого высокого ранга. В фехтовальном клубе г. Мелуна дети занимаются с 7-летнего возраста. Тренировки проходят по 2 ч 3 раза в неделю. Э. Ревеню считает, что фехтование играет важную роль в общем развитии детей.

Вообще, во Франции огромное внимание уделяется работе с детьми, которые составляют 3/4 всего числа занимающихся фехтовани-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

ем. Французские тренеры применяют различные методы в работе с детьми. Расскажем о некоторых из них.

Тренер из Лиона Ф. Супизе со своей помощницей организовали на базе частных школ бесплатные фехтовальные курсы для детей, начиная с 10-летнего возраста, используя для занятий уроки физвоспитания в школе. Эта деятельность быстро привела к успеху: в течение четырех лет к фехтованию было привлечено 700 детей! В Лионе был открыт центр спортивного совершенствования юных фехтовальщиков, где каждую среду занимались юноши, желающие тренироваться и участвовать в соревнованиях. Все это способствовало успешному формированию юного поколения фехтовальщиков.

Заслуживает внимания и опыт работы с подрастающим поколением тренера Ж. Фортунато, который наряду с обучением фехтованию организовал обучение судейству, что явилось отличным педагогическим средством и способствовало накоплению у детей глубоких знаний о любимом виде спорта. Упростив правила судейства, используя в занятиях игровые методы, он вызвал большой интерес у детей к судейству. Соревнования по мини-фехтованию у него в зале обслуживали мини-арбитры, имеющие за плечами не более 8 лет жизни. Опыт, безусловно, интересный и имеет много положительных сторон:

судейство нравится детям, несмотря на его сложность;

большинство детей находит в судействе путь к совершенствованию своего мастерства;

судейство сверстников сверстниками ведет к стремлению улучшить результаты в соревнованиях.

В настоящее время во Франции на основе различных методов работы с детьми создана единая система обучения фехтованию. Система имеет ступени, для каждой из которых определен учебный материал по технике, тактике, правилам соревнований, судейству. Система также предусматривает тесты по боевой

 

подготовке и определяет конкретные сроки для усвоения материала с обязательными переходными испытаниями. Переход из одной ступени в другую осуществляет тренер или комиссия. Продолжительность обучения следующая: 1, 2, 3-й ступени — 6 месяцев, 4, 5, 6-й — 9 месяцев в каждой.

Во Франции до юниорской возрастной группы есть еще 5. В самой первой группе (8 — 9 лет) дети занимаются на мини-оружии, что в значительной степени повышает уровень обучаемости. Система оценки уровня мастерства позволяет объективно определять возможности занимающихся и привлекать все больше детей к занятиям фехтованием.

Одна из примечательных черт 80-х годов — это появление юных спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты в турнирах среди взрослых. К ним относятся в первую очередь итальянские рапиристы, такие, как А. Борелла, М. Нума, А. Скури, Ф. Черви. В появлении такой сильной группы рапиристов большая заслуга принадлежит тренеру Ди Розе, открывшему также миру талант Ф. Дель Зотто — самого юного олимпийского чемпиона в истории фехтования, ошеломившего в Монреале всех своей необычной манерой фехтования.

Наблюдая за развитием рапирного фехтования в таких странах, как Италия, Франция, ФРГ, можно заметить, что приток молодежи в сборные этих стран значительный. Так, после Олимпиады-80 состав сборной Франции обновился почти на 50%. Такие спортсмены, как Грок, Пезини, Ом нес, недавние юниоры, прочно заняли место в команде и показывают высокие результаты на крупнейших турнирах, что свидетельствует о правильной работе с подрастающим поколением. Это и позволяет французским тренерам из сравнительно небольшой армии фехтовальщиков воспитать спортсменов, способных успешно конкурировать на международной арене с сильнейшими спортсменами.

 

 

ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ В ФЕХТОВАНИИ

     

Действительные действия — это окончательные специфические действия, которые должны либо парировать укол, либо нанести укол прямо (первое намерение) или косвенно (второе намерение).

Подготавливающие действия не предусматривают предотвращения укола или прямого или косвенного нанесения укола; их цель — облегчение успешного использования действительных действий. Подготавливающие действия многочисленны и разнообразны. Хотя эти действия имеют для соревнования большое значение, но ими часто пренебрегают на тренировках,

 

Подготавливающие действия в бою могут служить следующим целям:

оценка соперника и ориентировка в фактических и воображаемых ситуациях;

маскировка своих собственных намерений;

введение в заблуждение соперника;

умелое управление тактикой соперника;

маневрирование, выигрыш пространства, инициатива и подготовка собственных атак;

создание помех в концентрации внимания соперника и определении им дистанции.

Тактическое мастерство фехтовальщика зависит в значительной степени от «репертуара» и умелого выполнения подготавливающих

Library   62   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало