Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

обратить внимание на этот факт, так как максимальная мобилизация всех функций отмечается к концу соревнования, и нередко помимо других причин это также является причиной неудачных выступлений спортсмена.

С целью выявления возможности оценить функциональное состояние фехтовальщиков этим методом во время соревновательной деятельности мы провели замеры омега-потенциала у двух рапиристов во время боевой практики — до поединков и после. Фехтовальщики провели по 10 боев в тренировочном турнире, в 6 поединках они стали победителями. Результаты исследования показали, что состояние спортсменов в течение первых трех боев было нестабильным (рис. 2). К. середине турнира (5-й и 6-й бой) у этих рапиристов отмечена стабильность функционального состояния, проявившаяся в незначительных колебаниях показателей омега-потенциала. Далее были зарегистрированы показатели свыше 40 мВ (у первого от 32 мВ до 42 мВ, у второго от 30 мВ до 41 мВ), что можно рассматривать, как начальные признаки напряжения адаптивных механизмов организма. К концу боевой практики у первого спортсмена выявилась большая приспособленность организма к условиям тренировочного турнира (35 — 37 мВ). Второй рапирист два последних поединка проиграл. В этих условиях показатели биопотенциала равнялись 32 — 42 мВ (+31%), т. е. были выявлены признаки мобилизации приспособительных систем организма, связанные с нарушением их стабильности функционирования.

Однако следует отметить сложность интерпретации показателей омега-потенциала. Не может быть однозначной оценки функционального состояния спортсмена при однозначных результатах замеров. Необходимо всегда учитывать все факторы и условия, которые привели к данному конкретному показателю. Омега-потенциал, являясь результатом деятельности глубоких структур мозга, отражает в целом состояние функциональной активности организма и состояние его психической деятельности. Известно также, что функциональ-

 

ное состояние человека и его психическая деятельность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. По этой причине может возникнуть вопрос: в какой ситуации омега-потенциал отражает в большей мере состояние функции внутренних органов, а когда состояние его психики? Можем предположить, что в условиях обычных тренировочных занятий или в утренние часы показатели омега-потенциал а отражают в основном функциональное состояние

Рис. 2. Показатели омега-потенциала у двух рапиристов во время боевой практики

 

спортсмена. На соревнованиях, в условиях высоких эмоциональных напряжений, вероятно, формируется уже иная структура омега-потенциала, видоизмененная напряженной психической деятельностью спортсмена.

Проведенная работа показала перспективность использования этого метода в оценке функционального состояния фехтовальщиков во время тренировочной и соревновательной деятельности. Замеры омега-потенциала не исключают и другие методы исследования.

 

 

САМОАНАЛИЗ ДАННЫХ НАУЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКА

   
В. В. Сидорова, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Одна из характерных черт современного спорта высших достижений — активная связь с наукой. Фехтование в этом отношении не является исключением. Научные сотрудники призваны помогать спортсмену показывать высокие результаты.

 

Безусловно, тренер лучше любого научного сотрудника знает своего ученика, и знания эти проверены и подтверждены опытом совместной работы. В настоящее время наиболее типичная связь между научным сотрудником (Н) и спортсменом (С) опосредована

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

Творческая лаборатория тренера и спортсмена. В. Сидорова и Д. А. Душман во время индивидуального урока

 

тренером (Т), т. е. Н—>Т—>С. Итак, тренер, получив ту или иную информацию от научной группы, пытается искать в работе рациональные пути спортивного совершенствования, старается научить спортсмена мыслить, правильно тактически построить бой. Но тренировочный процесс достиг бы лучших результатов, если бы научные работники были в непосредственном контакте как с тренером, так и со спортсменом, т. е. по схеме

 

И действительно, схема Н—>Т—>С имеет много недостатков.

Во-первых, нередко ученые вынуждены сообщать спортсмену искаженную экспресс-информацию, если его состояние неудовлетворительное. А спортсмен, в свою очередь, ставит

 

под сомнение правдивость этих данных, так как его субъективные ощущения не всегда соответствуют таковым.

Во-вторых, если бы спортсмен мог принять активное участие в обследовании и был задействованной самостоятельно й функциональной единицей в системе Н —> С, тогда, сопоставив объективные и субъективные показатели, можно было бы и принять более оптимальные решения.

В-третьих, нам известно, что для современного спорта недостаточно иметь, например, хорошие физические данные, необходимо уметь управлять собой в сложных ситуациях. Вопросы саморегуляции и самоуправления давно волнуют специалистов, занятых в большом спорте.

Что необходимо спортсмену для того, чтобы управлять собой на основе достижений современной науки?

1.  Владеть методами анализа своих субъективных ощущений.

2.  Обладать средствами самовнушения и самоубеждения (уметь заставить себя поверить в правоту того или иного действия в сложной ситуации, убедить себя в наличии хорошего состояния и т. д.).

3.  Уметь дать себе приказ («я должна сделать атаку медленнее, чем делаю обычно» и др.).

При работе с учеными мне приходилось анализировать полученные ими данные, чтобы оценить свое состояние.

Приведу в качестве примера сравнительный анализ своих личных ощущений, записанных в учебно-тренировочном дневнике, и объективных данных, полученных по показателям КУРП* во время тренировочного сбора. Необходимо отметить особенности этого тренировочного периода: 1) тренировки проводились в специфических условиях; 2) после этих тренировок впереди не предстояло никаких соревнований; 3) объем тренировок и их интенсивность планировались строго индивидуально.

На рис. 1 видно, что общий утренний фон по показателям КУРП первые восемь дней стабилен, это говорит об удовлетворительной адаптации к среднегорью, по записям в дневнике также — общее состояние удовлетворительно. Однако в первую половину сбора на физическую нагрузку организм отвечал еще начальными стадиями истощения адаптационных систем, это видно по снижению омега-потенциала на тренировке 17 октября. И записи дневника таковы: неглубокий сон, плохой аппетит, усталость после тренировки.

К концу второй половины тренировочного периода были включены двухразовые тренировки. Состояние организма стабилизирова-


* См. статью А. М. Тена и С. Д. Петрова «Оценка функционального состояния фехтовальщиков путем измерения квазиустойчивой разности потенциалов (омега-потенциала).

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

лось. Показатели тренировок 20 октября подтверждают это. Амплитуда колебаний показателя омега-потенциала была в пределах ±25% от исходных данных. И такие показатели наблюдались при малой интенсивности и среднем объеме тренировочных средств. Самочувствие соответствовало объективным данным.

Вторая половина тренировочного периода сопровождалась увеличением объема и интенсивности нагрузок. По данным 23 октября на графике видно, что первая тренировка переносится организмом нормально, а данные второй тренировки показали, что полной адаптации не произошло (показатели КУРП в начале тренировки — 26 мВ, в конце — 17 — 18 мВ).

Все вышесказанное подтверждает правильность выбранного режима работы. А «срывы» в показателях второй половины тренировочного периода указывают на недостаточный срок пребывания в среднегорье (нет полной акклиматизации).

Наблюдения были продолжены уже на соревнованиях (Кубок СССР, 1981 г.).

Записи в дневнике по этапам в соревновании были следующими:

1-й тур провела бои ровно, без лишних эмоций, состояние «полного удобства».

2-й тур — начало мобильно, с хорошим «видением», чувством дистанции. В конце тура появилось чувство некоторой усталости, равнодушие к борьбе, и как результат два последних боя проиграла — показатели омега-потенциала — седьмой замер (бой) — 19 мВ, а исходный показатель — 34 мВ (рис. 2). Объективные данные свидетельствовали о начале фазы истощения адаптационных резервов, в которой принимает участие нейроэндокринная система. Учеными было рекомендовано принять две таблетки глюкозы, необходимость приема была обоснована следующим методическим подходом. Применялось самовнушение со следующим сюжетом: «Я знаю, что глюкоза сама по себе не вызывает изменения субъективных ощущений, но факт необходимости приема в конкретной ситуации может подействовать на меня по принципу плацебо». Суть плацебо-эффект а заключается в применении нейтрального препарата с внушением об обязательном получении эффекта. Так было и в этом случае. Спустя 20 мин показатель КУРП поднялся до 30 мВ (десятый замер). Это было перед туром прямого выбывания.

Тур прямого выбывания — ощущение полной боевой готовности, легкость, хорошее «видение», чувство дистанции, и количество пропущенных уколов минимальное (8:2, 8:3). К концу финала снова почувствовала утомление: предпоследний бой проводила «надрывно», с трудом мобилизуя последние силы — сказывалось утомление, накопленное в течение всего дня соревнований (данные КУРП —

 

21 мВ — шестнадцатый замер). Еще раз приняла глюкозу и последний бой закончила нормально.

Таким образом, в данном случае мы убедились в полезности совместной работы по схеме Н —> С, но вместе с тем появляются и вопросы. На всех ли спортсменах полижитель-

Рис. 1. Индивидуальные показатели омега-потенциала. Штрих-пунктирные линии — фоновые данные, сплошные — данные, полученные в тренировках

 

Рис. 2. Индивидуальные показатели омега-потенциала в ходе ответственного турнира

 

но отразится знание истинной информации о собственном состоянии? Ведь спортсмен, не умеющий анализировать свои ощущения, не всегда адекватно может отреагировать на результаты обследования и провести необходимую корректировку своей соревновательной деятельности. Необходимо подумать и над вопросом о срочности представления инфор-

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

нации спортсмену о его состоянии. Очевидно, в одном случае информация должна быть достаточно «отставленной» по времени от начала боев, а в другом случае — должна сообщаться непосредственно перед боем, чтобы возможное

 

ее отрицательное влияние не успело проявиться в полной мере. В любом случае необходима консультация психолога: когда, в какой форме следует сообщать спортсмену данные о его состоянии.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ТОЧНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В СИТУАЦИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНЫХ ПОМЕХ

   
И. А. Эстрина, Москва
 

Фехтовальный поединок характерен отсутствием стандартных положений, разнообразием движений клинками и перемещений противников по полю боя. Это вызывает разнохарактерные помехи в деятельности анализаторных систем, что снижает результативность действий. Определение уровня целевой точности спортсменов в условиях, адекватных соревновательным, представляется возможным с помощью мишени, моделирующей помехи от движения оружием противника. Нами была использована специально сконструированная мишень, на которой движущийся с различной скоростью и в различных направлениях пропеллер создавал помехи.

В исследованиях приняли участие 45 фехтовальщиков различной квалификации. Моделирование деятельности осуществлялось с помощью стандартизированного теста. В качестве двигательного задания были выбраны укол прямо с выпадом и возврат в боевую стойку, которые являются типовыми движениями фехтовальщиков. В трех сериях испытуемый выполнял по 20 выпадов на минимальной, средней и максимальной скоростях. После подбора дистанции между испытуемым и мишенью включался метроном. На первый сигнал метронома испытуемый из боевой стойки поражал мишень уколом прямо, а на последующий сигнал — возвращался в исходное положение.

Рассогласование частоты движений испытуемого и сигналов метронома фиксировалось по каждой серии выпадов. Время, в которое должен был уложиться испытуемый, составляло 30 — 32 с. Выполнение атак производилось на трех скоростях движения пропеллера (помехи): I серия — 75 об/мин, II серия — 80 об/мин. III серия — 88 об/мин.

При выполнении теста учитывалось: а) сохранение заданного ритма; б) время выполнения 20 выпадов; в) точность попадания; г) ошибки — промахи или попадание в устройство, создающее помехи, — защиту противника; д) техника выполнения выпадов.

Индивидуальная способность спортсмена соблюдать заданный ритм и выполнять точностные движения независимо от возникаю-

 

щих препятствий позволяет нам судить об устойчивости навыков и надежности анализаторных систем к сбивающим факторам фехтовальных поединков.

В ходе исследования было выявлено несколько групп спортсменов, которые весьма разнообразно выполняли один и тот же тест. Сравнивая быстроту атакующего действия с целевой точностью, можно выделить фехтовальщиков, которые явно превышали тот ритм, который им был предложен. У них наблюдалось быстрое выполнение движения, но значительное количество ошибок (в основном промахи, а также попадания в «защиту»). Наиболее ярко это было выражено на максимальной скорости движения устройства-помехи. Данная группа фехтовальщиков, в которую вошло большое количество квалифицированных спортсменов, действовала быстро, но неточно. Причем результативность уколов у многих резко снижалась при увеличении скорости движения устройства-помехи. У некоторых фехтовальщиков наблюдалась только половина и меньше точных попаданий в заданный сектор. Для этой группы испытуемых, по-видимому, третья скорость является критической.

Некоторые спортсмены выполняли движения четко в заданном ритме, с хорошей точностью попадания на всех трех скоростях (количество промахов составило 5 — 10%). Эти испытуемые действовали правильно по ритму, не искажая структуры выполнения выпадов.

Среди испытуемых встречались также фехтовальщики, действовавшие в явно замедленном темпе, с продолжительностью теста 35 — 50 с, причем с большим процентом ошибок (промахи и задержка руки в уколе).

Нами также было зафиксировано изменение целевой результативности в сторону ухудшения при переходе с первой скорости на вторую. Однако при переходе со второй скорости на третью целевая результативность улучшалась. Можно предположить, что у данных спортсменов средняя скорость является критической.

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало