|
||||
Творческая лаборатория тренера и спортсмена. В. Сидорова и Д. А. Душман во время индивидуального урока
тренером (Т), т. е. Н—>Т—>С. Итак, тренер, получив ту или иную информацию от научной группы, пытается искать в работе рациональные пути спортивного совершенствования, старается научить спортсмена мыслить, правильно тактически построить бой. Но тренировочный процесс достиг бы лучших результатов, если бы научные работники были в непосредственном контакте как с тренером, так и со спортсменом, т. е. по схеме
И действительно, схема Н—>Т—>С имеет много недостатков. Во-первых, нередко ученые вынуждены сообщать спортсмену искаженную экспресс-информацию, если его состояние неудовлетворительное. А спортсмен, в свою очередь, ставит |
под сомнение правдивость этих данных, так как его субъективные ощущения не всегда соответствуют таковым. Во-вторых, если бы спортсмен мог принять активное участие в обследовании и был задействованной самостоятельно й функциональной единицей в системе Н —> С, тогда, сопоставив объективные и субъективные показатели, можно было бы и принять более оптимальные решения. В-третьих, нам известно, что для современного спорта недостаточно иметь, например, хорошие физические данные, необходимо уметь управлять собой в сложных ситуациях. Вопросы саморегуляции и самоуправления давно волнуют специалистов, занятых в большом спорте. Что необходимо спортсмену для того, чтобы управлять собой на основе достижений современной науки? 1. Владеть методами анализа своих субъективных ощущений. 2. Обладать средствами самовнушения и самоубеждения (уметь заставить себя поверить в правоту того или иного действия в сложной ситуации, убедить себя в наличии хорошего состояния и т. д.). 3. Уметь дать себе приказ («я должна сделать атаку медленнее, чем делаю обычно» и др.). При работе с учеными мне приходилось анализировать полученные ими данные, чтобы оценить свое состояние. Приведу в качестве примера сравнительный анализ своих личных ощущений, записанных в учебно-тренировочном дневнике, и объективных данных, полученных по показателям КУРП* во время тренировочного сбора. Необходимо отметить особенности этого тренировочного периода: 1) тренировки проводились в специфических условиях; 2) после этих тренировок впереди не предстояло никаких соревнований; 3) объем тренировок и их интенсивность планировались строго индивидуально. На рис. 1 видно, что общий утренний фон по показателям КУРП первые восемь дней стабилен, это говорит об удовлетворительной адаптации к среднегорью, по записям в дневнике также — общее состояние удовлетворительно. Однако в первую половину сбора на физическую нагрузку организм отвечал еще начальными стадиями истощения адаптационных систем, это видно по снижению омега-потенциала на тренировке 17 октября. И записи дневника таковы: неглубокий сон, плохой аппетит, усталость после тренировки. К концу второй половины тренировочного периода были включены двухразовые тренировки. Состояние организма стабилизирова- * См. статью А. М. Тена и С. Д. Петрова «Оценка функционального состояния фехтовальщиков путем измерения квазиустойчивой разности потенциалов (омега-потенциала). |
|||
46 |
|
||||
нации спортсмену о его состоянии. Очевидно, в одном случае информация должна быть достаточно «отставленной» по времени от начала боев, а в другом случае — должна сообщаться непосредственно перед боем, чтобы возможное |
ее отрицательное влияние не успело проявиться в полной мере. В любом случае необходима консультация психолога: когда, в какой форме следует сообщать спортсмену данные о его состоянии. |
|||
ЦЕЛЕВАЯ ТОЧНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В СИТУАЦИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНЫХ ПОМЕХ |
||||
И. А. Эстрина, Москва |
||||
Фехтовальный поединок характерен отсутствием стандартных положений, разнообразием движений клинками и перемещений противников по полю боя. Это вызывает разнохарактерные помехи в деятельности анализаторных систем, что снижает результативность действий. Определение уровня целевой точности спортсменов в условиях, адекватных соревновательным, представляется возможным с помощью мишени, моделирующей помехи от движения оружием противника. Нами была использована специально сконструированная мишень, на которой движущийся с различной скоростью и в различных направлениях пропеллер создавал помехи. В исследованиях приняли участие 45 фехтовальщиков различной квалификации. Моделирование деятельности осуществлялось с помощью стандартизированного теста. В качестве двигательного задания были выбраны укол прямо с выпадом и возврат в боевую стойку, которые являются типовыми движениями фехтовальщиков. В трех сериях испытуемый выполнял по 20 выпадов на минимальной, средней и максимальной скоростях. После подбора дистанции между испытуемым и мишенью включался метроном. На первый сигнал метронома испытуемый из боевой стойки поражал мишень уколом прямо, а на последующий сигнал — возвращался в исходное положение. Рассогласование частоты движений испытуемого и сигналов метронома фиксировалось по каждой серии выпадов. Время, в которое должен был уложиться испытуемый, составляло 30 — 32 с. Выполнение атак производилось на трех скоростях движения пропеллера (помехи): I серия — 75 об/мин, II серия — 80 об/мин. III серия — 88 об/мин. При выполнении теста учитывалось: а) сохранение заданного ритма; б) время выполнения 20 выпадов; в) точность попадания; г) ошибки — промахи или попадание в устройство, создающее помехи, — защиту противника; д) техника выполнения выпадов. Индивидуальная способность спортсмена соблюдать заданный ритм и выполнять точностные движения независимо от возникаю- |
щих препятствий позволяет нам судить об устойчивости навыков и надежности анализаторных систем к сбивающим факторам фехтовальных поединков. В ходе исследования было выявлено несколько групп спортсменов, которые весьма разнообразно выполняли один и тот же тест. Сравнивая быстроту атакующего действия с целевой точностью, можно выделить фехтовальщиков, которые явно превышали тот ритм, который им был предложен. У них наблюдалось быстрое выполнение движения, но значительное количество ошибок (в основном промахи, а также попадания в «защиту»). Наиболее ярко это было выражено на максимальной скорости движения устройства-помехи. Данная группа фехтовальщиков, в которую вошло большое количество квалифицированных спортсменов, действовала быстро, но неточно. Причем результативность уколов у многих резко снижалась при увеличении скорости движения устройства-помехи. У некоторых фехтовальщиков наблюдалась только половина и меньше точных попаданий в заданный сектор. Для этой группы испытуемых, по-видимому, третья скорость является критической. Некоторые спортсмены выполняли движения четко в заданном ритме, с хорошей точностью попадания на всех трех скоростях (количество промахов составило 5 — 10%). Эти испытуемые действовали правильно по ритму, не искажая структуры выполнения выпадов. Среди испытуемых встречались также фехтовальщики, действовавшие в явно замедленном темпе, с продолжительностью теста 35 — 50 с, причем с большим процентом ошибок (промахи и задержка руки в уколе). Нами также было зафиксировано изменение целевой результативности в сторону ухудшения при переходе с первой скорости на вторую. Однако при переходе со второй скорости на третью целевая результативность улучшалась. Можно предположить, что у данных спортсменов средняя скорость является критической. |
|||
48 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |