Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ние состава, привлечение в команду молодых талантливых спортсменов с перспективой участия их в XXIII Олимпийских играх, предоставив этим спортсменам возможность приобретать опыт участия в ответственных соревнованиях как в составе сборной команды, так и в составе сборных команд ДСО, ведомств « республик.

Для совершенствования подготовки шпажистов необходимо решить следующие задачи:

1.  Повысить интенсивность подготовки за счет увеличения плотности учебно-тренировочных занятий.

2.  Создавать в процессе тренировки стрессовые ситуации для повышения психической устойчивости шпажистов.

3.  Повысить уровень общей и специальной физической подготовленности.

4.  Увеличить объем соревновательных нагрузок в тренировочном процессе.

5.  Совершенствовать тактическую подготовленность шпажистов путем индивидуального, коллективного и группового (с тренером) анализа проведенных боев и индивидуальных уроков.

Кроме указанных выше общих задач не-

 

обходимо решить следующие частные задачи:

1.  Скомплектовать команду, способную вести борьбу за первые места на крупнейших международных турнирах.

2.  Усовершенствовать систему отбора перспективных шпажистов.

3.  Усовершенствовать систему управления тренировочным процессом, используя как главный критерий чистое время, затраченное на выполнение объемов тренировочных занятий.

4.  Продолжить поиск новых нетрадиционных средств и методов системы подготовки сильнейших шпажистов.

5.  Определить наиболее оптимальные модели параметров тренировочных нагрузок.

6.  Усовершенствовать календарь соревнований как главный рычаг в подготовке спортсменов.

7.  Считать одной из важнейших задач постоянное повышение квалификации и опыта тренеров, работающих с кандидатами в сборные команды.

Решение этих задач — сложное и трудоемкое дело, за которое должны нести ответственность все — спортсмены, тренеры, врачи, научные сотрудники.

 

 

ТАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ПРЕДНАМЕРЕННО ДЕЙСТВОВАТЬ В ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ БОЕВ НА РАПИРАХ И ШПАГАХ

   
Д. А. Тышлер, заслуженный тренер СССР. Москва
 

В соревнованиях решение о применении определенных действий принимается бойцами самостоятельно. Следовательно, методика тактической подготовки, позволяющая в индивидуальном уроке передать функцию выбора действий от тренера к спортсмену, помогает создать условия, приближенные к соревновательной деятельности.

Решение данной проблемы возможно на основе выявления типовых ситуаций поединков, при воспроизведении которых в индивидуальном уроке тренер выполняет известные заранее действия, а спортсмен в определенной или вероятностной последовательности чередует взаимозаменяемые результативные средства. Данная методика позволит подготовить фехтовальщиков к реализации конкретных тактических намерений различными средствами, что существенно усложняет противнику поиск контрдействий.

Умение атаковать при использовании противником конкретной защиты. Обнаружение у противника привычной защиты, а также предугадывание его оборонительных намерений в поединках на рапире и шпаге нередки. Скрыть преднамеренный выбор атак удается приме-

 

пением их разновидностей, целесообразных в предполагаемой ситуации. Например, при настроенности противника (тренера) парировать нападение круговой 6-й защитой целесообразно применять атаки удвоенным переводом внутрь из 6-го соединения, а также атаки — батман (контрбатман) в 4-е соединение и укол переводом внутрь.

Умение атаковать с финтами и с действием на оружие в ситуациях применения противником прямых верхних защит. В рапире и шпаге большая часть экспромтных противодействий атакам выполняется прямыми верхними защитами на основе реагирований с выбором. Причем дистанции единоборства и глубина оборонительного маневра в большинстве ситуаций позволяют нанести противнику укол в двухтемповой или трехтемповой атаке. Важно, чтобы сектор финта или направление батмана (захвата) были неожиданны и их исполнение вызывало бы адекватную реакцию противника.

Например, для того чтобы тренер (противник), начинающий схватку в 6-й позиции, адекватно среагировал на экспромтную атаку, батман перед уколом прямо должен делаться

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

после некоторого продвижения в выпаде (шаге и выпаде), а финт (батман, захват) для нанесения укола переводом начинаться вместе с атакой. Тренер (противник) сможет правильно подать оружие, даже если ситуация усложнится для атакующего неожиданным сближением с защищающимся или более глубоким, чем обычно, отступлением. Совершенствование умения атаковать с финтами происходит и при сочетании трехтемповых атак с финтами и комбинированных атак, заканчиваемых уколами в наружный или внутренний секторы, а также атак с финтами и уколами переносом.

Умение атаковать (наносить ответ), преднамеренно чередуя нападения первого намерения и завершая их контрзащитой и контрответом. Предугадывая настроенность противника защищать определенный сектор или использовать верхние прямые защиты с выбором, можно атаковать его и нанести укол с максимальной быстротой, чередуя нападение в определенный сектор с короткой атакой последующего намерения, позволяющей противнику (тренеру) ее парировать и выполнить ответ уколом прямо, который легко отражается контрзащитой с уколом в контрответе.

Умение парировать атаки, преднамеренно чередуя защиты внутрь и кнаружи, прямые и круговые, нижние и верхние. Взаимозаменяемость разновидностей защит (контрзащит) для усиления обороны — один из важнейших принципов ведения боя на рапирах и шпагах. Для овладения умением преднамеренно чередовать защитные действия спортсмен Должен чередовать верхние защиты внутрь (4-ю) и кнаружи (6-ю) при начале схватки из нижней позиции; чередовать нижние защиты (7-ю и 8-ю) при начале схватки из верхней позиции; чередовать верхние прямые и круговые защиты (контрзащиты) при парировании атак (ответов) в аналогичный сектор.

Умение парировать атаки, преднамеренно чередуя защиты с отступлением и сближением. Неожиданное изменение противником дистанции создает для атакующего дополнительные трудности, облегчает парирование нападения в нанесения ответа. Осваивается это умение при использовании защит с различными по глубине отступлениями и сближениями, остановками на месте, когда тренер (противник) применяет стандартные нападения по глубине и сектору нанесения укола.

Умение наносить ответы (контрответы), преднамеренно чередуя уколы прямо, переводом, двойным переводом. Трудности применения в боях ответов (контрответов) переводом и двойным переводом обусловлены существенными различиями их ритмических, скоростных, дистанционных характеристик по сравнению с

 
 

ответами уколом прямо. Из-за более редкого использования, а также совершенствования без акцента на технической специфике их выполнения освоение новых навыков нанесения ответов переводом и двойным переводом растягивается на длительные сроки. Кроме того, нередки также появляющиеся психологические барьеры, исключающие тактические решения на применение ответов (контрответов) переводом и с финтом, особенно ответов (контрответов) переводом кнаружи и контр ответов двойным переводом кнаружи из-за боязни проиграть схватку при ремизе соперника.

Построение тренировочных схваток в индивидуальных уроках несложно. Первоначально ученику ставится задача парировать нападение в определенный сектор и последовательно наносить ответы уколом прямо, затем переводом (двойным переводом). По мере освоения технической специфики разновидностей ответов спортсмену разрешается их выполнять в вероятностной последовательности, которая для тренера является непредсказуемой. Реагирования тренера на ответ несколько запаздывающей прямой контрзащитой создают ученику условия для реализации собственных решений. По аналогичному принципу решаются задачи освоения контрответов переводом и двойным переводом.

Умение противодействовать атакам (ответам), преднамеренно чередуя защиты (контрзащиты) с ответами и контратаки (ремизы) с оппозицией. При предугадывании сектора нападения взаимозаменяемость защит (контр-защит) и контратак (ремизов) тактически обоснована, позволяет скрыть преднамеренность подобных противодействий. Например, при ожидании нападения во внутренний сектор возможно успешное применение 4-й защиты с ответом (или круговой 6-й, если схватка начинается из 6-й позиции) или контратаки уколом в бок с оппозицией в 8-ю (2-ю). Аналогично можно противодействовать ответу во внутренний сектор круговой 6-й контр защитой с контрответом или ремизом уколом прямо с оппозицией в 4-ю.

Умение противодействовать атакам, преднамеренно чередуя защиты с ответами и ответные атаки с финтами, а также атаки с действием на оружие. Предугадывая глубину атак, вполне реально парировать атаки и наносить ответы с высокой результативностью. В отдельных схватках, отступая глубже обычного, вынуждая противника (тренера) к прекращению атаки и закрытию назад, обороняющийся может также атаковать с одним финтом или с действием на оружие, принимая решение о секторе нанесения укола до начала схватки.

 
Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало