Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

занятиях, так и во внеаудиторной работе.

Стало хорошей традицией проводить в университетском музее первые лекционные занятия по физической культуре со студентами первого курса. Здесь же проводятся уроки мужества, беседы, диспуты, с которыми выступают преподаватели и специально приглашенные пропагандисты.

Эти мероприятия помогают в доступной форме осмыслить и обобщить не только вопросы, связанные с определением роли спорта в укреплении здоровья человека, но и вопросы нравственного и интернационального воспитания.

Беседы со студентами-спортсменами проводятся по следующим темам: «Каким должен быть советский спортсмен?», «О культуре поведения», «Моральный облик спортсмена», «О долге и чести советского спортсмена», «Приветливость и чуткость во взаимоотношениях с людьми — отличительная черта спортсмена», «Тренируйся так, чтобы заслужить уважение команды», «Уважай свой труд», «Я выступил не плохо, но можно было бы выступить лучше», «Почему проиграли?», «Кто виноват в проигрыше?», «Совесть спортсмена — лучший контролер тренера», «Ни одного лодыря рядом» и др.

Большое место в работе музея отводится диспутам. Это сложная, но весьма эффективная форма нравственного воспитания. Диспуты проводятся примерно на такие темы: «Хорошим спортсменом быть почетно, но гражданином быть обязан каждый спортсмен», «Называться ин-

 

тернационалистом легко, а быть настоящим интернационалистом и патриотом трудно», «Что такое невезение в спорте и как с ним бороться?», «Что такое честь команды в наши дни?» и т. д. Известно, что молодежь ищет идеал в жизни, стремится быть похожей на героев в своих помыслах и поступках. Но благородство, мужество и патриотизм не возникают у человека сами собой. Они складываются под воздействием всего уклада общественной жизни, в процессе длительной кропотливой воспитательной работы. Жизнь показала, что пропаганда советского патриотизма является наиболее действенной, если она опирается на традиции своего коллектива, родного города, института.

Вот почему совет музея систематически проводит встречи с ветеранами войны, труда и спорта, со знаменитыми спортсменами и учеными республики. Часто встречи приурочиваются к революционным и спортивным праздникам. Тем самым совет музея стремится как можно убедительнее и ярче раскрыть студентам на примере спортивной деятельности советских велосипедистов чувства патриотизма и социалистического интернационализма.

Музей пользуется популярностью не только у студентов и преподавателей, но и у жителей города. Только в 1985 г. его посетило более 1500 экскурсантов-студентов, школьников, гостей нашей республики. И каждая встреча — это прежде всего яркая страница в пропаганде велосипедного спорта.

 

 

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
(Из истории развития отечественного велоспорта)

   
Б. Ешурин
 

Советские велосипедистки на международную арену вышли относительно поздно — они лишь с 1958 г. стали участвовать в чемпионатах мира на шоссе и треке. Но выходя на старт, ни одна из них не жаловалась на отсутствие опыта подобных встреч, все демонстрировали несгибаемую волю и мастерство, добиваясь красивых, убедительных побед. С тех пор и гремит по всему свету слава о наших спортсменах — о Г. Ермолаевой, например, становившейся первой в спринтерской гонке на розыгрышах первенства мира в 1958 — 1961, 1963 и 1972 гг. (второй в том же виде соревно-

 

ваний в 1964, 1965, 1969 — 1971 и третьей — в 1967, 1968 и 1973 гг.); золотых медалей на этих чемпионатах удостаивались также В. Савина, И. Кириченко, А. Багиянц, Г. Царева, Л. Кочетова, Т. Гаркушина, Р. Ободовская, А. Конкикина и Н. Кибардина, восьмикратной рекордсменкой мира стала Эрика Салумяэ из Таллина, известная к тому же своим универсализмом (так, на зимнем чемпионате СССР прошлого года она впервые в истории отечественного и зарубежного велоспорта сумела сделать удивительный дубль — победить в спринте и индивидуальной гонке преследования на 3 км)...

Library   87   Up


Contents

 

Home
 

Эти блистательные успехи советских спортсменок как бы венчают те поистине героические (не побоимся этого слова) усилия, которые век назад — на заре развития велоспорта в нашей стране — делали русские женщины, чтобы приобщиться к нему наравне с мужчинами. Именно об этом рассказывают многие архивные материалы и спортивная печать тех лет, изученные нами.

В старой России, когда многое прогрессивное жестоко преследовалось и ему ставились всяческие рогатки на пути к массовому распространению, даже представителям так сказать сильного пола непросто было ездить на велосипеде. На них сыпался не только град насмешек — власти прибегали и к таким мерам, как установление специальных поборов (налогов) с велосипедистов, запрещению или резкому ограничению им езды по городу. Что уж говорить о женщинах? Господствовало твердое мнение: «велосипедный спорт — не для дам». В журнале «Велосипед» (№ 153 за 1895 г.) отмечалось, что «в громадном большинстве случаев на даму или барышню, решающую сесть на велосипед, у нас смотрят прямо даже неприязненно. Дама на велосипеде, по мнению очень многих, даже считающих себя интеллигентами, людей, нарушает не только установившиеся правила приличия, но и прямо-таки посягает на благопристойность, чуть ли не совершает акт публичного бесстыдства». Когда при выработке проекта Устава союза велосипедистов всей России была предусмотрена .возможность участия в нем женщин, то последовал начальственный окрик: «Это ошибка! По законам Российской Империи женщины не могут быть членами никаких обществ, кроме благотворительных» («Велосипед», 1892, 45).

Но жизнь брала свое, велосипед как удобное средство передвижения и воспитания воли, укрепления здоровья приобретал все большую популярность, а ряды женщин смелых, свободных от предрассудков, без страха овладевавших ездой на «стальном коне» (так образно стали называть тогда эту двухколесную машину) становились все шире и шире. Об этом говорят такие, например, факты: если в Москве в 1895 г. было лишь 35 женщин, имевших официальное разрешение городских властей для езды на велосипеде, то через два года их было уже 60 («Циклист», 1895, 37 и 38; 1897, 132), «Число дам-велосипеднеток в С.-Петербурге, увеличивающееся с каждым днем, дошло теперь до цифры 500», — сообщалось в № 277 журнала

 

«Велосипед» за 1897 г. Появились велосипедистки и в Киеве, Одессе, других городах страны, что дало основание автору спортивной поэмы «Рыцари колеса», печатавшейся в журнале «Циклист» (1903, 15), заявить:

Но торжества велосипеда

Тогда счастливый час пришел,

Когда в седло его (победа!)

Отважно сел «прекрасный пол»...

Одной из его ярких представительниц была зубной врач Л. Лашеева. Лидия Алексеевна прожила большую и интересную жизнь (1862 — 1941), читающей массе она была известна как писательница и переводчица, печатавшаяся в «Историческом вестнике», «Ниве» и других русских журналах, а также газетах, под псевдонимом Марк Басанин. Жители же тогдашнего Петербурга знали ее еще и как незаурядную спортсменку, как единственную женщину в столице, которой в 1895 г. было позволено ездить по всем улицам города (остальным — только по его окраинам), Этому предшествовало любопытное испытание, устроенное ей самим петербургским градоначальником. Вот что рассказывает о том очевидец («Велосипед», 1895, 185):

«На асфальте двора расставлены были поленья, вокруг которых велосипедистка описывала «восьмерку», «змейку» и прочие, дивя своим искусством всех присутствовавших

Ей выдали после этого «мужской» номерной знак, и она ездит по городу на мужском гоночном велосипеде, в мужском пиджаке и картузе».

По собственному признанию, Лидия Алексеевна в те годы на своих ежедневных прогулках проезжала на велосипеде 30 — 50 верст, а то и демонстрировала свое мастерство в соревнованиях любителей этого нового в России вида спорта, при том равно успешно как на шоссе, так и на треке. Летом 1897 г. она отправилась путешествовать на велосипеде по Аргентине и сумела поставить там один рекорд: путь между Ла-Платой и Буэнос-Айресом в 53 версты преодолела за 1 ч 58 мин 4 с.

Лашеева немало сделала для приобщения русских женщин к велосипедному спорту, и не только личным примером, но и ярким словом как в художественных произведениях (см., например, ее рассказ «Велосипедистка»), так и в публичных лекциях. В одной из них, прочитанной 6 мая 1899 г. в большом зале городской думы столицы, она подчеркнула то, что «пользование велосипедом», как выразилась Лидия Алексеевна,

 
Library   88   Up


Contents

 

Home
 

очень полезно для женщин — оно «сообщит ее организму силу, столь необходимую для нее как матери. Отражаясь благотворно на физической природе женщины, он вместе с тем поможет усовершенствоваться ей психически» («Циклист», 1899, 18). Этот искренний совет многодетной матери, на своем опыте убедившейся в ценности систематического, активного занятия физическими упражнениями, много значил тогда для русских женщин. В своей автобиографии она рассказывает (цитируется впервые): «Жизнь моя была не легкая, но другой я бы не захотела. Она была мне по плечу, по силам. И так много еще было этих сил, что я увлекалась спортом, совершала большие экскурсии пешком и брала призы на шоссейных велосипедных гонках». Свою любовь к физическим упражнениям, к велосипеду она старалась передать своим детям (всего у нее было семеро сыновей и три дочери): «...и мальчики и девочки, — пишет далее Лидия Алексеевна, — воспитывались одинаково, холодную ванну брали ежедневно во всякое время года, к пяти годам все ездили на двухколесном велосипеде... а в 7 лет все выучивались плавать» *.

Хорошей спортсменкой зарекомендовала себя и другая жительница столицы — Е. Б. Абрикосова. На велосипед она села еще в конце 80-х гг. прошлого века, неоднократно участвовала и побеждала в различных гонках. Так, была первой в том соревновании, которое состоялось в марте 1895 г. в Михайловском манеже. Тогда всю дистанцию (полторы версты) лидировала и закончила ее в 4 мин 39 сек., опередив второго призера — О. Вельскую (Ратову) — на пять с половиною секунд. Летом 1894 г. ей первой из русских женщин удалось проехать на велосипеде от Петербурга до Москвы. «Она не задавалась никакими честолюбивыми замыслами, т. е. не желая ни устанавливать, ни побивать чьего-нибудь рекорда... весь путь совершила в четыре с половиною дня», — писал об этом пробеге корреспондент журнала «Велосипед» (1894, 140).

Заметной вехой в развитии отечественного велоспорта стала та неделя — с 26 июня по 4 июля 1895 г., — в течение которой Л. П. Акрынова (жена одного из офицеров Тифлисского гарнизона) первой из велосипедисток России на


* Архив Института русской литературы (Ленинград), p. I, оп. 2, ед. хр. 29. Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам института, оказавшим неоценимую помощь в подготовке настоящей статьи.

 

своем стальном коне дважды преодолела Кавказский хребет — от Тифлиса до Владикавказа и обратно. Подробно рассказывая об этом в корреспонденции, опубликованной в журнале «Велосипед» (1895, 174), автор замечает, что у Любови Петровны было неважное здоровье, но вот когда она занялась велоспортом, то не могла нарадоваться на своего двухколесного друга, «так как он кроме доставляемых удобств и удовольствия еще заметно укрепляет ее силы».

В Москве в те годы выделялись как умелые велосипедистки В. Иванова, З. Сысоева, Н. Дурова, Н. Морозова, М. Похильская, С. Бабкина (сумевшая в 1899 г. даже лидировать своему мужу в гонке Москва — Петербург), так и позже — участницы многоверстных гонок К. Коценская (Москва — Петербург) и Т. Тесс (Москва — Тверь), О. Фишер. «Ольга, — как свидетельствует ее современник («Циклист», 1897, 33), — была «серьезной спортсменкой». Еще летом 1895 г. она первенствовала в двух гонках на треке в подмосковном Богородске, а зимой победила соперниц в своем родном городе, опередив при этом «создательницу русского часового рекорда М. А. Гессель». Добавим, что Ольга Фишер прославилась и как неутомимая велосипедистка, способная «делать переходы свыше полутораста верст в день», ii как искусная лыжница: «конкурируя... с опытными лыжниками сильного пола», — пишет тот же автор, — она в 1895 г. «берет первый приз (золотая брошь с бриллиантами) за наибольшее количество пройденных верст»; московский клуб лыжников присудил ей «еще медаль за создание дамского рекорда на лыжах на 1/4 километра».

Да, вот так начиналась и славно продолжается история женского отечественного велоспорта, — от первых шагов немногих в царской России, с рекордами, как говорится, местного значения, до смелого овладения высотами велосипедного спорта многотысячной массой советских девушек и женщин.

Чемпионат мира 1985 г. Бассано дель Граппа (Италия), 23 августа

Групповая гонка на 125 кругов с 30 промежуточными финишами

1. М. Пенч (Чехословакия) — 31 очко
(время победителя — 1 : 03.04.36,
средняя скорость — 47,564 км/ч)

2. Ф. Гривель (Швейцария) — 22

 
Library   89   Up


Contents

 

Home
 

3. Д. Фрост (Дания) — 19 (у всех круг дистанционного преимущества)

4. Д. Куручет (Аргентина) — 40

5. У. Мессершмидт (ФРГ) — 31

6. С. Мартинелло (Италия) — 26

7. Л. Степниевский (Польша) — 24

8. М. Шомоди (Венгрия) — 23

9. М. Вайтенид (США) — 21

10. И. Романов (СССР) — 21

Спринт. Женщины

1. И. Николосо (Франция)

2. К. Параскевин (США)

3. Н. Крушельницкая (СССР)

4. Э. Солумяэ (СССР)

5. Э. Фантон (Италия)

6. С. Листред (Франция)

Трек «Рино Мерканте», 24 августа
Индивидуальная гонка преследования
на 4 км

1. В. Екимов — 4.40,04

2. Г. Умарас — 4.41,01 (оба СССР)

3. Р. Гюнтер (ФРГ) - 4.37,73

4. Д. Вудс (Австралия) — 4.38.21; (результаты финальных заездов)

5. С. Хегг (США) — 4.42,34

6. Р. Альбер (ФРГ) — 4.49,14

7. Л. Нитц (США) — 4.49,34

8. Г. Гризанди (Италия) — 4.50,77 (результаты четвертьфинальных заездов)

Спринт, мужчины, 25 августа

1. Л. Хесслих

2. М. Хюбнер

3. Р. Куши (все ГДР)

4. М. Горски (США)

5. О. Мчедлишвили

6. Н. Ковш

7. А. Панфилов (все СССР)

8. В. Шустер (ЧССР)

Командная гонка преследования, 4 км,
26 августа

1. Италия (Р. Амадио, М. Брунелли, Г. Гризанди, С. Мартинелло) — 4.26,77

2. Польша (Р. Давидович, А. Сикорский, Л. Степниевский, М. Туровский) — 4.34,91

3. СССР (М. Танеев, В. Шпундов, В. Екимов, А. Краснов) — 4.24,80

4. ГДР — 4.46,73 (результаты финальных заездов)

5. США — 4.28,49

6. Голландия — 4.29,63

7. Чехословакия — 4.29,99

8. Дания — 4.32,66 (время четвертьфинальных заездов)

 

Шоссейные гонки

Монтелло, 28 августа
Командная гонка на 100 км

1. СССР (В. Жданов, В. Климов, И. Сумников, А. Зиновьев) — 1 : 51,09,00 (средняя скорость победителей 53,729 км/ч)

2. Чехословакия (В. Груза, М. Юрко, М. Класа, М. Крен) — 1 : 52,13,03

3. Италия (М. Барталини, М. Поденцана, Е. Поли, К. Ванделли) — 1 : 52.34,04

4. ГДР — 1 : 53.13,07

5. Польша — 1 : 53.28,00

6. Швейцария — 1 : 53.49,00

7. Англия — 1 : 53.53,05

8. Швеция — 1 : 54.09,05

9. Бельгия — 1 : 54.13,00

10. Австрия — 1 : 54.51,04

Групповая гонка среди мужчин на
177 км (12 кругов по 14 км 750 м)
Монтелло, 31 августа

1. Л. Пясецкий (Польша)

2. Д. Велтс (Дания)

3. Ф. ван де Вийвер (Бельгия)

4. Б. Соренсен (Дания)

5. М. Фондриест (Италия)

6. П. Кимедж (Ирландия)

7. Г. Вандевейл (Бельгия)

8. Н. Хубер (Австрия)

9. К. Миирилайнен (Финляндия)

10. X. Болтс (ФРГ) 22. С. Усламин...

28. О. Ярошенко — все финишировали в обшей группе с результатом 4:18.39... 43. А. Зиновьев — минус 3.34... 74. Д. Абдужапаров ...

80. Р. Суун ...

81. Т. Кирсипуу (все СССР) — минус 8.53.

Средняя скорость гонки — 41,059 км/ч

Групповая гонка среди женщин
на 73 км 500 м (5 кругов по 14 км
750 м). Монтелло, 31 августа

1. Ж. Лонго (Франция)

2. М. Канинз (Италия) — у обеих 1 : 53.10

3. С. Шумахер (ФРГ)

4. В. Симоннэ (Франция)

5. М. Хольер (Швеция)

6. Д. Домиани (Франция)

7. Р. Бонаноми (Италия)

8. В. Лафаргю (Франция)

9. К. Шаннон (Австралия)

10. С. Кармин (Швейцария)

11. И. Колесникова — у всех минус 47с,

 
Library   90   Up


Contents

 

Home
 

18. Н. Кибарднна — минус 1.50...

23. Л. Баужите...

24. Г. Страхоцкая...

42. Ф. Галиулина — у всех минус 3.34...

68. Н. Семерихина (все — СССР) —
минус 10.30

Средняя скорость гонки — 39,101 км/ч

XXXVIII велогонка Мира

Итоговый личный зачет

1. Пясецкий — 39 : 45.07; 2. Межиевский —

39:46.54 (оба — Польша); 3. Амплер —

 

39:47.04; 4. Боден — 39:47.14 (оба ГДР); 5. Шкода (ЧССР) — 39:47.31; 6. Угрюмов — 39:47.47... 13. Суун — 39 : 49.52; 14. Каширин — 39 : 49.53... 17. Жданов — 39 : 52.07... 22. Зиновьев — 39:53.10... 29. Климов — 39 : 57.17 (все — СССР)

Итоговый командный зачет

1. СССР — 122:28.06; 2. ГДР — 122:30.11; 3. Чехословакия — 122 : 31.55; 4. Польша — 122:35,37; 5. Болгария — 122 : 44.37; 6. Дания — 122 : 52.22.

 

 

ТУР ПО ИСПАНИИ-1985

   
Г. А. Горунов, заслуженный
тренер СССР
 

Из года в год растет авторитет советских велосипедистов, добившихся большого успеха на международной арене. Во всем мире сейчас известны имена наших спортсменов — заслуженных мастеров спорта СССР С. Сухорученкова, Ю. Баринова, А. Ведерникова и др., заявивших о себе на многих крупнейших международных соревнованиях. И поэтому не случайно, что организаторы многих популярнейших гонок, проводимых на Западе, приглашают на эти соревнования советских гонщиков.

Впервые в истории отечественного спорта наша команда была приглашена на профессиональную велогонку «Тур Испании», в которой участвовали известные гонщики зарубежных стран.

Безусловно, любителям велоспорта будет интересно познакомиться с тем, как протекал сценарий этой профессиональной гонки.

Впервые Тур по Испании начал проводиться в 1935 г. Дистанция гонки имела протяженность 3411 км и состояла из 11 этапов. Победителем в этой гонке стал бельгиец Густав Делор. Его результат 120 ч 07 с, средняя скорость 28,162 км/ч.

Через год, в 1936 г., дистанция гонки была увеличена до 4407 км и состояла из 21 этапа. С 1937 по 1940 г. гонка не проводилась. Самая длинная дистанция гонки была в 1941 г. — 4430 км и состояла из 22 этапов. Ее победителем стал хозяин гонки Хулиан Берендеро. Его средняя скорость составила 26,262 км/ч. Самая короткая дистанция была в 1963 г. — 2419 км (15 этапов). Средняя скорость победителя Жака Анкетиля (Франция) составила 37,727 км/ч.

 

Самая высокая средняя скорость была зафиксирована в 1969 г. — 40,006 км/ч.

В разные годы победителями этой гонки стали такие известные велосипедисты, как Р. Альтиг (ФРГ) — 1962 г., Р. Пулидор (Франция) — 1964 г., Ф. Джимонди (Италия) — 1968 г., Л. Оканя (Испания) — 1970 г. Э. Мерке (Бельгия) — 1973 г., Ф. Мертенс (Бельгия) — 1977 г., Л. Зотемелик (Голландия) — 1978 г.

В 1985 г. в гонке приняли участие 16 профессиональных команд и одна любительская команда — сборная СССР. Десять команд представляли клубы Испании, по одной — клубы Колумбии. Франции, Италии, Бельгии, Португалии, США, СССР. В составе каждой команды находились 10 спортсменов и 2 тренера. Маршрут гонки проходил по северной части Испании.

Командный зачет проводился на каждом этапе по сумме времени 3 лучших гонщиков, личный зачет — по сумме времени. Бонификация на этапах не давалась. В гонке разыгрывались звания горного, активного и стабильного гонщика.

На каждом этапе имелись один или два питательных пункта в зависимости от длины этапа и сложности трассы. Гонщикам разрешалось получать фляги с водой из машины технической помощи после прохождения 50 км дистанции и запрещалось за 30 км до финиша.

Ежедневно перед стартом шло официальное представление команд. Награждение проводилось через 3 — 5 мин после финиша. Около 100 судей обслуживали соревнование. В основном гонка

Library   91   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало